Конструкт урока- игры по праву "Законотворческий процесс в Российской Федерации", 10 класс
Конструкт урока- игры по праву "Законотворческий процесс в Российской Федерации", 10 класс
Постороение урока в форме игры не только соответсвует требованиям ФГОСа, но и позволит лучше усвоить такую сложную тему, ка "Законотворческий процесс в Российской Федерации". Так как в программе на эту тему отводится один час, лучше дать ребятам опережающее задание по учебнику «Право. 10—11 кл. Базовый и углублённый уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина»: Дрофа; Москва; 2013 (§ 24).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока- игры по праву "Законотворческий процесс в Российской Федерации", 10 класс»
Конструкт урока_Кожевниковой Л.М
Предмет: Право
Класс: 10
Тема урока: «Законотворческий процесс»
Цели урока:
продолжить работу над формированием представлений учащихся о государственной власти, ее назначении;
повторить процедуру законодательного процесса в государстве РФ,
формировать умение характеризовать понятия "законотворческий процесс";
аргументировать ответ юридическими терминами, пользоваться правовой информацией, определять, кто имеет законотворческую инициативу, работать в группах и парах, развивать ораторские способности;
воспитывать уважительное отношение к праву как к средству, помогающему людям создавать и строить новую жизнь, решать социальные проблемы.
После изучения темы учащиеся должны:
знать определение понятий "законотворческая инициатива", «законотворческий процесс», их виды и стадии процессов;
уметь характеризовать механизм законодательного процесса в России,
анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
излагать и аргументировать собственные суждения о правовых явлениях общественной жизни.
Оборудование:
карточки с ролями (прил.1),
тексты (распечатки) с темами для законотворческой инициативы (прил.2);
бланки для законопроектов (прил.3), а так же листы для доработанных законопроектов.
Конституция РФ.
Время,
мин
Элементы
методической
структуры урока
Содержание этапов
занятия
Оборудование/
Наглядный
дидактический материал
Формы, методы организации учебной деятельности
Развиваемые УУД
Планируемый
результат
Действия учителя
Действия учащихся
2 мин.
Организационно-мотивационный
Приветствие учащихся. Создание комфортной обстановки в классе.
-
Прием «Эмоциональное вхождение в урок»
- самоорганизация
-включение в диалог
Регулятивные коммуникативные
- готовность рабочего места;
- устойчивая положительная мотивация учащихся на урок.
2 мин.
Постановка цели урока в начале урока, мотивация учебной деятельности
Постановка проблемного вопроса:
Как происходят законотворческий процесс в Российской федерации?
(Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос, выдвигая гипотезы).
В результате диалога приходят к выводу, определяющему тему урока
Доска /средства мультимедиа
Прием «Группировка». Направляет работу учащихся на формулирование цели и задач урока
- побуждает учащихся к диалогу;
-предлагает учащимся сформулировать тему урока, цель урока;
-обеспечивает мотивацию и принятие учащимися целей урока;
-смотрят,
- анализируют обсуждают;
- высказывают предположения, комментируют выступления товарищей;
- формулируют тему урока, цель урока (совместно с учителем);
Регулятивные планирования: планирование последовательности действий
- фиксированные тема урока, цель, задачи урока, план достижения поставленной цели, планируемый результат
Предполагаемые ответы учащихся: «Мы сегодня на уроке повторим тему «Законотворческий процесс», его стадии.»
3 мин
3. Актуализация опорных знаний.
Повторение стадий законотворческого процесса
Доска
Создает условия для повторения знакомой информации
Учащиеся рассказывают стадии принятия закона в РФ;
составляется схема «Законотворческий процесс в Российской федерации»
Обще учебные, коммуникативные
Запись в тетрадь схемы
35 мин
Закрепление
Игра «Законотворческий процесс» (см. ниже)
Дидактическая игра «Законотворческий процесс»
Сопровождение работы
Объединение в группы,
- совместное обсуждение законопроектов,
- выполнение ролей,
- участвуют в коллективном обсуждении;
- строят сотрудничество со сверстниками
Обобщают материал
Познавательные общеучебные, коммуникативные.
Закрепление стадий, выполнение ролей и миссий.
4 мин
Рефлексия
Обсуждение итогов игры: Какие законы прошли и почему?
Карточки игры
Сопровождение работы по соотнесению поставленной цели с результатами урока
Заполнение рефлексивных листов
Познавательные обще учебные, коммуникативные.
Заполненный рефлексивный лист игры
Игра «Законотворческий процесс РФ»
Подготовительный этап (3-5 мин.).
1) Роли
Каждый ученик вытягивает свою карточку с ролью: депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, Президент РФ (Приложение 1, учитель заранее готовит все материалы, нарезает листы с ролями.). Количество учащихся, имеющих первые перечисленные роли может варьироваться в зависимости от количества человек в классе. Главное, чтобы сохранялось соотношение, в котором бы прослеживалось, что депутатов Государственной Думы больше, чем членов Совета Федерации. Президента представляет один человек.
Следует обратить внимание, что кроме ролей, на карточках написаны различные миссии, которые ученик должен выполнить в ходе игры: придумать вместе с группой законопроект, препятствовать принятию закона в первом чтении, не рассматривать проект и т.д. Таким образом, каждая роль интересна по –своему, а также наличие таких дополнительных заданий- гарантирует возникновение интересных дискуссий, поворотов в игре.
Ведущий- учитель, следит за временными рамками и ходом игры.
2) Рассадка при игре.
Если класс достаточно большой, можно палаты Федерального Собрания рассадить на две группы, президент- отдельно. Если человек в классе немного, можно расставить парты полукругом или буквой П, рассадить учащихся следует в данном случае по порядку: Государственная Дума, Совет Федерации, президент.
3) Сроки рассмотрения законопроекта в течении 14 дней представляют игровое время 5 мин. (7 дней в некоторых случаях).
4) Ход игры 30 мин. (без этапа рефлексии).
I этап. Все группы, в зависимости от своих ролей выбирают и -разрабатывают законопроект на выбранную тему (7-10 мин., Приложение 2). Вносят положения и всю информацию о законе в лист 1 (Приложение 3).
II этап. Законопроекты поступают в Государственную Думу. В установленное время депутаты рассматривают законопроект, голосуют, вносят результаты голосования в лист 1 (Приложение 3). Если за законопроект проголосовало большинство, передают в Совет Федерации. Если достаточное количество голосов не набралось, проект закона отдают авторам на доработку.
Если проект попадает на доработку, то лица, обладающие законодательной инициативой заполняют лист 2 (Приложение 3).
III этап. Совет Федерации решает рассматривать ли законопроект в установленные сроки и начинает обсуждение. Список законопроектов, обязательных к рассмотрению указан в статье 106 Конституции РФ. Если за законопроект проголосовало большинство, то он направляется на подписание президенту, в противном случае – в Государственную Думу.
IV этап. Президент подписывает или не подписывает закон в течении 5 минут.
V этап. Подводятся итоги игры, учитель объявляет, сколько законов было принято, по возможности комментирует их. Все участники игры заполняю листы рефлексии. При выставлении оценок учитываются листы рефлексии, так же вклад каждого участника в игру.
Литература:
Конституция Российской Федерации ( ст. 104- 108.)
«Право. 10—11 кл. Базовый и углублённый уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина»: Дрофа; Москва; 2013.
Приложение 1.
Депутат.
Миссия: придумать вместе с группой законопроект.
Депутат.
Миссия: придумать вместе с группой законопроект.
Депутат.
Миссия: придумать вместе с группой законопроект.
Депутат.
Миссия: препятствовать принятию закона в первом чтении.
Депутат.
Миссия: препятствовать принятию закона в первом чтении.
Член Совета
Федерации.
Миссия:
предложить закон.
Член Совета
Федерации.
Миссия:
Добиться не рассмотрения проекта.
Член Совета
Федерации.
Миссия:
придумать вместе с группой законопроект
Член Совета
Федерации.
Миссия:
препятствовать утверждению
закона
Член Совета
Федерации.
Миссия:
Не рассматривать проект.
Член Совета
Федерации.
Миссия:
придумать вместе с группой законопроект.
Член Совета
Федерации.
Миссия:
придумать вместе с группой законопроект
Член Совета
Федерации.
Миссия:
придумать вместе с группой законопроект
Президент.
Миссия:
придумать законопроект, хотя бы один отправить на доработку
Приложение 2.
Сфера законопроекта: образование.
Название законопроекта сформулируйте сами.
Выберите один или два вопроса, рассматриваемых в проекте закона, при необходимости дополните своими инициативами:
- ОГЭ и ЕГЭ
- бюджетные места в ВУЗах
- питание в школах
- кружки, секции
- повышение технической оснащенности
- вопрос с привлечением молодых кадров и т.д.
При подготовке законопроекта и голосовании нужно помнить:
Для чего нужно принятие этого закона?
Какие положительные и негативные последствия повлечет принятие закона?
Кому нужен этот закон? Какие группы населения могут возражать против принятия и почему?
Что нужно, чтобы закон работал? Какие препятствия могут возникнуть?
Какие средства необходимы для исполнения закона, и откуда их можно взять?
Как можно изменить закон, чтобы он был принят и исполнялся?
Сфера законопроекта: медицина.
Название законопроекта сформулируйте сами
Выберите один или два вопроса, рассматриваемых в проекте закона, при необходимости дополните своими инициативами:
- лекарства
- нехватка профессиональных кадров
- повышение технической оснащенности
- спекуляции в сфере лекарств т.д.
При подготовке законопроекта и голосовании нужно помнить:
Для чего нужно принятие этого закона?
Какие положительные и негативные последствия повлечет принятие закона?
Кому нужен этот закон? Какие группы населения могут возражать против принятия и почему?
Что нужно, чтобы закон работал? Какие препятствия могут возникнуть?
Какие средства необходимы для исполнения закона, и откуда их можно взять?
Как можно изменить закон, чтобы он был принят и исполнялся?
Сфера законопроекта: бюджет
Название законопроекта сформулируйте сами.
Выберите один или два вопроса, рассматриваемых в проекте закона, при необходимости дополните своими инициативами. :
- как ликвидировать дефицит бюджета (снижение зарплат, повышение налогов и т.д.)
- как распланировать бюджет на следующий период (на какие программы, сферы его прежде всего тратить?) и т.д.
При подготовке законопроекта и голосовании нужно помнить:
Для чего нужно принятие этого закона?
Какие положительные и негативные последствия повлечет принятие закона?
Кому нужен этот закон? Какие группы населения могут возражать против принятия и почему?
Что нужно, чтобы закон работал? Какие препятствия могут возникнуть?
Какие средства необходимы для исполнения закона, и откуда их можно взять?
Как можно изменить закон, чтобы он был принят и исполнялся?
Сфера законопроекта: спорт
Название законопроекта сформулируйте сами.
Выберите один или два вопроса, рассматриваемых в проекте закона, при необходимости дополните своими инициативами. :
- популяризация спортивного образа жизни среди молодежи
- поддержка детского и юношеского спорта
- создание базы для поддержки спорта и т.д.
При подготовке законопроекта и голосовании нужно помнить:
Для чего нужно принятие этого закона?
Какие положительные и негативные последствия повлечет принятие закона?
Кому нужен этот закон? Какие группы населения могут возражать против принятия и почему?
Что нужно, чтобы закон работал? Какие препятствия могут возникнуть?
Какие средства необходимы для исполнения закона, и откуда их можно взять?
Как можно изменить закон, чтобы он был принят и исполнялся?
Участники : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________