kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конституционный статус гражданина российской федерации. гражданство российской федерации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В переводе с латыни «status» – состояние, положение. Общественный статус – общественное положение человека, те возможности, которыми он обладает, та ответственность, которую он несёт за свои действия, и то, чего от него ожидает общество. Если возможности и ответственность человека прописаны в законах, мы говорим о его правовом статусе. Его основу определяет Конституция.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конституционный статус гражданина российской федерации. гражданство российской федерации»

ТЕМА. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Представляю Вашему вниманию видео:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2956/main/

В переводе с латыни «status» – состояние, положение. Общественный статус – общественное положение человека, те возможности, которыми он обладает, та ответственность, которую он несёт за свои действия, и то, чего от него ожидает общество. Если возможности и ответственность человека прописаны в законах, мы говорим о его правовом статусе. Его основу определяет Конституция.

Во-первых, мы можем пользоваться всеми без исключения правами, перечисленными в Конституции страны. Гражданин России не может быть лишён своего гражданства, то есть его права всегда останутся при нём. Государство должно защищать нас, своих граждан, и наши права тоже. Но и мы, как граждане, должны выполнять свои обязанности. Это не означает, что иностранный гражданин, приехавший в нашу страну, никакими правами не обладает. Его жизнь, честь и достоинство, имущество также находятся под защитой. Не случайно во второй главе российской Конституции большинство статей говорит не о правах гражданина, а о правах человека. Достоинство личности охраняется государством, не зависимо от того, чья это личность: отечественная или нет. Если никто не должен подвергаться пыткам или унижающим достоинство наказаниям, значит, никто. То же самое и с обязанностями. Выполнять законы и платить налоги должен каждый. Последнее, разумеется, касается лишь того каждого, кто получает доходы от своей деятельности на территории России. Школьники, если они не подрабатывают, пенсионеры или иностранные туристы налоги не платят.

Но в Конституции есть и другие формулировки. Избирательное право есть только у граждан России, причём совершеннолетних. Быть собственниками земли могут только граждане страны. И защита Отечества – долг гражданина. Например, то, что только граждане участвуют в определении государственной политики, вполне логично. Принимать решения должны те, кто лично заинтересован в их результате. В качестве аналогии можно привести различия в правах членов акционерного общества. Владельцы обыкновенных акций, доход которых (дивиденды) зависит от прибыльности предприятия, имеют право голоса на собрании акционеров. А те, кто приобрёл привилегированные акции, доход по которым фиксирован, то есть не меняется в зависимости от роста или снижения прибыли, такого права не имеют. В какой-то степени всех граждан государства можно считать обыкновенными акционерами. От того, как будет развиваться государство, непосредственно зависит жизнь каждого из них.

Во-вторых, конституционные права российских граждан соответствуют международным стандартам. Подписывая международные договоры в сфере прав человека, Российская Федерация брала на себя обязательства закрепить их нормы в своих национальных законах. О каких документах идёт речь? Наиболее авторитетным является Всеобщая декларация прав человека. Её приняла сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948-ого года. Автором проекта этого документа был французский учёный, выдающийся юрист и оратор Рене Кассен. Активное участие в подготовке Декларации приняла Элеонора Рузвельт, известный общественный деятель США, вдова президента Франклина Рузвельта; она была избрана председателем Комиссии по правам человека.

В 1948-ом году членами ООН были пятьдесят шесть государств. Сорок восемь из них проголосовали «за» принятие Декларации, восемь воздержались, «против» не проголосовал никто. Среди воздержавшихся были делегации Советского Союза, Белорусской и Украинской ССР. Андрей Вышинский, глава советской делегации, заявил, что некоторые её пункты неприемлемы для социалистических государств. Например, неприкосновенность частной собственности или право на свободное распространение любых идей и любой информации. А возможность граждан обращаться в международные суды для защиты своих прав – это нарушение суверенитета государства. В связи со сложившейся ситуацией в советской прессе сообщалось лишь о самом факте принятия Декларации и о принципиальных спорах по поводу её отдельных статей. Излагалась позиция СССР, но не приводился текст самого документа.

Декларация лишь провозглашала те права и свободы, которые должен иметь любой человек в мире, где бы он нежил. Формально никто не обязан был её выполнять. Многие государства на добровольных началах включали в свои конституции или другие законы положения Декларации. В демократических странах многие права граждан уже существовали. Комиссия ООН по правам человека предложила на основе Всеобщей декларации создать Пакт о правах человека. Пакт – международный договор. Его подписание требовало от государства конкретных действий по защите прав своих граждан. В «Международный билль о правах человека» входят два Международных пакта: О гражданских и политических правах и Об экономических, социальных и культурных правах. Они были разработаны в 1966-ом году.

При обсуждении проектов этих пактов вновь разгорелись жаркие споры. Делегации социалистических стран вновь подняли вопрос о неприкосновенности частной собственности. Пункт, который запрещал её насильственное изъятие, так и не вошёл в договор. Соединённые Штаты добивались исключения из Пакта положения о том, что государство должно защищать социальные права граждан, обеспечивать достойный уровень жизни. Всё же определённого согласия удалось достичь. Документы были подписаны большинством государств, в том числе и Советским Союзом. Правовую ответственность за исполнение положений этих договоров после распада СССР взяла на себя и Российская Федерация. После вступления в Совет Европы, Россия присоединилась и к Европейской Конвенции защиты прав человека и основных свобод. Произошло это в 1998-ом году. С этого времени граждане России могут обратиться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека, если в судах своего государства правды найти не смогли.

Третье. Конституция России имеет прямое действие. Что это означает? Гражданин считает, что его конституционное право нарушено. Но закона, в котором бы описывалась его ситуация, нет. Но если какое-то действие прямо не запрещено законом, то и правонарушением оно не является. В таком случае гражданин может подать судебный иск о нарушении своих прав, ссылаясь непосредственно на текст Конституции.

Основные принципы правового статуса гражданина РФ

Четвёртое. Все граждане равны в своих правах и обязанностях. Пол, национальность, религиозная принадлежность, должность или уровень доходов человека не могут привести к различию в правах.

Распространение идеи формального равенства в правах – один из величайших прорывов человечества, отказ общества от жизни по принципу: «Выживает сильнейший». Разумеется, идея эта не нова. «Золотое правило нравственности» – относить к другим так, как хотел бы чтобы относились к тебе – было сформулировано давно. Но конституции Нового и Новейшего времени, в том числе и Конституция нашей страны, гарантируют поддержку равенства в правах со стороны государства. Государство заявляет, что берёт на себя обязательство бороться против дискриминации – ущемления прав отдельного человека или социальной группы. Но и от самих граждан многое зависит. Мы должны строить свои отношения с другими людьми на основе признания их равных с нашими прав: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Или как говорил американский юрист Оливер Уэнделл Холмс (младший): « Право одного человека размахивать кулаком кончается там, где начинается нос другого человека». Обязанность считаться с правами других людей, уважать их – не только нравственный, но и конституционный долг. Именно этого требует от нас семнадцатая статья Конституции.

И пятое. В Конституции перечислены те права и свободы, которые относят к естественным. Их человек имеет просто потому, что он – человек. Их никто не даёт, а значит, никто и не может забрать. Эти права неотчуждаемы. То есть их никто не может отменить или ограничить по своему желанию. Конечно, абсолютной свободы быть не может. Только что мы сказали, что должны считаться с правами других людей. Кроме естественных ограничений существуют и другие. Законы государства могут ограничить права человека, если это необходимо для защиты государственного строя, закреплённого в Конституции. Нет, критиковать этот государственный строй можно, добиваться его совершенствования или изменения через парламентские реформы – тоже. Но призывать к его вооружённому свержению, готовить и осуществлять террористические акты – тяжкое государственное преступление.

Если осуществление прав и свобод угрожает здоровью других людей, противоречит принятым в обществе нравственным принципам, они также могут и должны быть ограничены. Или в случае угрозы безопасности страны. Свобода слова не означает возможности оскорблять других людей, распространять о них клеветнические слухи, разглашать государственные и военные секреты.

Конституция предусматривает также возможность временного ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. По закону Президент России может ввести его в случае масштабного стихийного бедствия, какой-либо катастрофы, аварии, при попытке вооружённого мятежа или в случае региональных конфликтов внутри страны. Но есть права, которые и во время чрезвычайной ситуации действуют в полном объёме. Назовём их.

·         Право на жизнь.

·         Защита достоинства личности, свобода от пыток и насилия.

·         Право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

·         Запрещение распространения информации о частной жизни без согласия человека.

·         Свобода совести и свобода вероисповедания.

·         Свобода экономической деятельности, не запрещённой законом.

·         Право на жилище, которого никто не может быть произвольно лишён.

·         Право на защиту прав и свобод в суде с соблюдением установленной процедуры.

·         Право на получение квалифицированной юридической помощи.

·         Презумпция невиновности.

·         Право не свидетельствовать против себя и своих близких.

·         Право на компенсацию для пострадавших от произвола и злоупотреблений властей.

Существуют несколько подходов к разделению прав и свобод человека на группы, их классификации. Вы уже знакомы с одним из них. Наши конституционные права можно разделить на личные, политические, социальные, экономические, культурные.

Классификация прав и свобод человека

Есть и ещё один подход. В социологии принято выделять свободу негативную и свободу позитивную. «Свободу от…»: от угнетения, несправедливости. И «свободу для…»: для самореализации, творчества. Одни наши конституционные права, по сути дела, защита от произвольного вмешательства других людей или государства. Наша личность и наше жилище объявляются неприкосновенными. Под защитой находятся наши честь и достоинство, тайна личной жизни и переписки. Другая группа прав даёт нам возможность действовать свободно (в рамках закона, разумеется). Речь идёт о свободе слова, собраний, о праве создавать партии и общественные объединения. Мы свободны, когда творим, выбираем профессию, занимаемся бизнесом. И ещё одна группа прав. Они для нас очень важны, но реализовать их только личными усилиями трудно. Конституция обязывает государство создать возможности для их обеспечения. Сделать бесплатными для всех школы, средние профессиональные учебные заведения. Поддержать тех, кто ещё или уже не может зарабатывать для себя сам. Создать доступное и качественное медицинское обслуживание. Обеспечить здоровую окружающую среду.

Свобода и ответственность неразрывно связаны. Лишь свободный человек может и должен отвечать за последствия своих поступков. Также неразрывно связны наши права и обязанности. Большинство из обязанностей гражданина России мы уже назвали. Давайте выделим ещё раз.

Конституционные обязанности гражданина РФ:

·        соблюдать Конституцию и законы России;

·        уважать права и свободы других людей;

·        охранять окружающую среду;

бережно относиться к историческому и культурному наследию страны;

·        платить установленные законом налоги и сборы в государственный бюджет;

·        защищать Отечество;

·        получить основное общее образование.

Домашнее задание

Выписать в тетрадь

Конституционные обязанности гражданина РФ:

·        соблюдать Конституцию и законы России;

·        уважать права и свободы других людей;

·        охранять окружающую среду;

бережно относиться к историческому и культурному наследию страны;

·        платить установленные законом налоги и сборы в государственный бюджет;

·        защищать Отечество;

·        получить основное общее образование.

Общественный статус – общественное положение человека, те возможности, которыми он обладает, та ответственность, которую он несёт за свои действия, и то, чего от него ожидает общество. Если возможности и ответственность человека прописаны в законах, мы говорим о его правовом статусе. Его основу определяет Конституция.

Пакт – международный договор. Его подписание требовало от государства конкретных действий по защите прав своих граждан. В «Международный билль о правах человека» входят два Международных пакта: О гражданских и политических правах и Об экономических, социальных и культурных правах. Они были разработаны в 1966-ом году.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Виктория Михайловна Клёсова

Дата: 24.12.2023

Номер свидетельства: 643119

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122092"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414150432"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122095"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414151126"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правовой турнир по избирательному праву "Мы молодые-нам выбирать" "
    ["seo_title"] => string(64) "pravovoi-turnir-po-izbiratiel-nomu-pravu-my-molodyie-nam-vybirat"
    ["file_id"] => string(6) "126932"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415228887"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Проверочная работа в форме ЕГЭ 10 класс Итоговый контроль 1 ВАРИАНТ"
    ["seo_title"] => string(77) "proverochnaia_rabota_po_pravu_v_forme_ege_10_klass_itogovyi_kontrol_1_variant"
    ["file_id"] => string(6) "525301"
    ["category_seo"] => string(5) "pravo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1572640918"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Разработка внеклассного мероприятия "Права человека в современном мире" "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-prava-chielovieka-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "242243"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445426128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства