kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект используется для изучения различных подходов в рассмотрении исторического процесса в десятом классе, на профильном уровне.Соответствует требованиям системно-деятельностного метода обучения. Включает элементы авторской методики педагога, такой как "Новостная пятиминутка". На этом этапе урока учащиеся делают первые шаги в практической деятельности анализа современной действительности и связи ее с различными историческими этапами. Домашнее задание дано в форме ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации."»

Урок обществознания в 10-м классе

Тема урока: Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации.

Класс: 10

Задачи урока:

Осмыслить понятия: цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход.

Показать своеобразие отдельных цивилизаций.

Развивать умения сравнительно-сопоставительного анализа социальных явлений и процессов при работе с различными источниками информации

Особенность урока:

Данный урок тесно связан с курсом истории. Учащиеся уже имеют исторические знания и представления.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки для повторения.

1 этап урока: Организационный момент

2 этап урока: Повторение ранее изученного:

Учащиеся отвечают устно по выбранным карточкам.

3 этап урока: Новостная пятиминутка:

Учащиеся анализируют реалии современной действительности через политические и экономические новости и предлагают варианты использования данной информации для решения заданий высокого уровня сложности ЕГЭ.

4 этап урока: Изучение нового материала

4. 1. Рассказ учителя по плану:

А) Взгляды на развитие истории.

Б) Стадиальный подход и его вариации.

В) Теории цивилизационного подхода.

4.2. Учащимся представлены на слайде предложения:

  • Это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрасными манерами и обхождением.

  • Как считали французские философы, дикость сменилась варварством, варварство – цивилизацией.

  • В цивилизованном обществе нет места насилию, преступности, попранию закона, неуважению прав человека.

  • Античная цивилизация – уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох.

  • Экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология людей средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной.

Задание для учащихся:

- Что вы можете сказать о понятии “цивилизация”? (многозначность)

- Что может обозначать слово “цивилизация” в каждом предложении?

4.3. Сопоставительный анализ цивилизационного и формационного подходов к истории.

1) Вступительное слово учителя: презентация с краткой информацией о сторонниках формационного и цивилизационного подходов. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройку.

Базис – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребление материальных благ.

Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Тип надстройки определяется характером базиса.

В некоторых трудах К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

Формационный подход основывается на постулатах:

представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Понятие «цивилизация» — уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные.

Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев.

Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

2) Работа учащихся:

Заполнить таблицу устно (образцы на слайде)

Линии сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

  1. Соотношение материальной и духовной сфер жизни общества

  2. Направленность исторического развития

  3. Характеристика современного этапа общественного развития

 

 

2. Заготовка таблицы на доске.

Понятия, относящиеся к формационному подходу

Понятия, относящиеся к цивилизационному подходу

 

 

4.4. : Творческое задание по выбору – дать характеристику Европы в Средние века, Новое время, используя формационный подход или цивилизационный подход (учащиеся работают в группах).

Завершается данный этап заданием:

Учащимся предлагаются три точки зрения о применимости формационного и цивилизационного подходов к изучению истории (слайд).

Какая точка зрения Вам кажется более точной? Обоснуйте. Предложите свой вариант ответа.

- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории человеческого общества.

- Цивилизационный подход свободен от серьёзных недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это происходит при последовательном применении формационной теории.

- Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема понимания исторического процесса остаётся задачей, над решением которой предстоит ещё работать.

Сформулируйте вывод по уроку: изучение истории должно основываться на ………. (системном подходе).

5 этап урока: домашнее задание

1. Используя параграф № (учебник “Обществознание”, Л. Боголюбов), выполнить задание: « Поработайте с источником» страница 135.

2. Составить план по теме: «Цивилизации».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Марус Марина Владимировна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 285162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства