Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Мораль и нравственность».
Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Мораль и нравственность».
Цели и задачи урока:
Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Мораль и нравственность».»
План-конспект
открытого урока по обществознанию в 11 классе
по теме «Мораль и нравственность».
Цели и задачи урока:
Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Оборудование урока: схемы, документы, презентация.
Тип урока: урок-проблема.
Ход урока
Организационный момент.
Вступление учителя. И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Прав ли он? Попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
Тема урока: «Мораль и нравственность». Тема рассчитана на два урока.
Объявляются цели и задачи уроков.
План уроков
Мораль в жизни людей
Мир моральных категорий
Нравственная культура.
Объявляется и записывается домашнее задание: выучить § 30, подготовить наглядный ответ по творческому заданию группы.
( на оргмомент отводится 3 минуты).
Изучение нового материала.
Мораль в жизни людей.
Стержнем человека, который помогает ему встретить радость и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова ее природа и сущность? Каковы ее функции?
Посмотрите на схему и ответьте на вопросы.
Мораль и ее функции
Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях.
Моральные требования и представления
Функции морали
Этические категории
Нормы поведения: не лги, не укради, не убей, почитай старших и т.д.
Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей.
Фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.
Утверждает человеческое в человеке
Нравственные принципы: коллективизм - индивидуализм, эгоизм – альтруизм и т.д.
Морально-психологические механизмы: долг, совесть
Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье
(Схема на доске и каждому ученику на парте, на изучение схемы отводится 10 минут)
Вопросы
Что такое мораль?
Назовите основные моральные требования и нормы. Какая из них вам кажется самой важной? Почему?
Назовите и охарактеризуйте функции морали.
Охарактеризуйте нравственные принципы.
Как вы думаете, когда мораль эффективна?
А что такое нравственность и чем она отличается от морали?
Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке.
Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важно руководствоваться ими в повседневной жизни.
(Обсуждение вопросов закончить за 15 минут).
Мир моральных категорий.
Обсудим в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности. Работу представить наглядно. Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает дополнительный рабочий материал, изучает пункт 2 § 30 и определяет анализ и характеристику моральных категорий:
Первая группа – добра и зла;
Вторая группа – долга;
Третья группа – чести и достоинства личности;
Четвертая группа – счастья;
Пятая группа – совести;
Шестая группа – морального идеала.
Рабочим материалом служит рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
(Данная работа в группах занимает 15 минут)
Подведение итогов первого урока по теме.
Вывод.
Таким образом, мы познакомились с сущностью морали и нравственности, выяснили причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали художественный текст о нравственной культуре. На уроке развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. Считаю, что на этом и следующем уроке по этой теме вы сформируете свое отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Второй урок.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся определиться по тем группам, которые работали на предыдущем уроке. Учащиеся должны наглядно оформить свое исследование, выступить с доказательствами своей проблемы.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается со второго вопроса.
2. Мир моральных категорий.
Каждая группа выступает по той проблеме, с которой работали на первом уроке.
Первая группа – добра и зла;
Вторая группа – долга;
Третья группа – чести и достоинства личности;
Четвертая группа – счастья;
Пятая группа – совести;
Шестая группа – морального идеала.
Каждой группе выделяется для выступления 3-4 минуты. (Итого на эту работу уходит 18-20 минут).
Вывод: если у человека есть совесть, тогда исчезнут все неправды, коварства, насилия. Потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться жизнью человека.
Нравственная культура.
Учитель резюмирует. Понятно, нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему?
Учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.
Низкая общая культура людей
Принадлежность к разным социальным группам и слоям
Различные интересы и цели своей жизни и деятельности
Различия в степени нравственных переживаний и сопереживаний.
Итог уроков
Учитель проводит обсуждение проблемы.
«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же» (К. Тосси).
- Какие качества представляют для вас наибольшую ценность – качества гражданина или человека?
Каждый рожден как бы начерно; условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя.
- Что, по вашему мнению, для этого надо делать?
Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нравственности является внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.
- Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли в нем чаще всего выступаете?
Римский философ Марк Аврелий предостерегал о том, что «неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души».
Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Оборудование урока: схемы, документы, презентация.
Тип урока: урок-проблема.
Все этапы урока были продуманы по минутам, выстроены в логическую цепочку. На уроке учащиеся не были просто пассивными слушателями, а активными участниками познавательного процесса. Такие вопросы, как понятие морали, ее природу и сущность, ее функции учащиеся рассматривали в практической работе. Обсуждали в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности, используя дополнительный рабочий материал, изучая пункт 2 § 30, определили характеристику моральных категорий. Работу представили наглядно. Активно участвовали в беседе по новому материалу - учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.
Особое место на уроке занимает анализ документа – обществоведческого текста, представленного как рабочий материал: рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». По итогам обсуждения, которое построено по образцу заданий «С» на ЕГЭ, учащиеся высказали свое видение проблемы «Мораль и нравственность».
В итоге учащиеся обсудили в форме эссе высказывание немецкого философа начала XIX века И. Канта: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».
На уроке учащиеся получили знания о сущности морали и нравственности, о причинах изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали нравственную культуру. Развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. На уроке у учащихся сформировалось отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Уместна была наглядность в форме презентации, где обозначены основные этапы урока.