1.Оргмомент. Актуализация знаний. | Слайд 1 Послушайте древнюю притчу. Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики. - Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец. - Конечно, нет! - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет. - Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай! Вопросы к классу: - О чем эта притча? - В чем ее смысл? - Какое отношение она имеет к уроку? И еще скажите, что является предметом нашего изучения на уроках обществознания в 7 классе? На дворе XXI век Ты – современный человек. Мир разделен злом и добром – В общем, жить сейчас сложно в нем, Много соблазнов вокруг. И тебе нужно выбрать, друг, Свой путь – дорогу и в жизни подмогу. Итак, сегодня на уроке речь пойдет об опасностях, которые сопровождают нашу жизнь, а так как мы изучаем жизнь подростков, то и будем говорить о тех опасностях, которые угрожают подросткам. Слайд 2 Тема нашего урока «Подросток в обществе риска». | Подросток и все, что его окружает. Запись на РЛ |
Целеполагание | Слайд 3.Подумайте, какие задачи вы бы хотели разрешить на уроке? Исходя из этого сформулируем цель урока. Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью. Слайд4 План урока: 1. Важные закономерности. 2. Подросток и взрослый. 3. Подросток и ситуация риска. | Узнать что такое риск. Кто подвергается большему риску – взрослые или дети. Что является источниками риска. Как можно избежать основных опасностей. |
1.Важные закономерности 2. Подросток и взрослый | Скажите, как вы понимаете, что такое риск? Слово «риск» в переводе с итальянского означает «утес», «скала», а это возможная опасность, поэтому сейчас это слово и означает возможную опасность. Слайд 5 Задание: Как вы считаете, легко ли быть молодым? Слайд 6 Подведем итоги… Итак, мы выяснили, что подростку живется не так уж беззаботно, как себе представляют некоторые взрослые. А можно ли избежать некоторых ошибок и, тем самым, облегчить себе жизнь? Попробуем поразмышлять на эту тему. Слайд 7 Ученые пришли к выводу, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. ПОЧЕМУ? Учебник стр. 142 Слайд 9 Подведем итоги… Таким образом, мы установили две важные закономерности: Современный подросток встречается с большим числом рисков, чем его предшественники На детей и подростков выпадает большая доля опасностей, чем на взрослых. Слайд 10 Почему же на детей выпадает большая часть опасностей, чем на взрослых? Ведь родители стараются вас опекать, лелеять и холить? Чем взрослые отличаются от подростков? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 142, 3,4 абз. Слайд 11 Слайд 12 Подведем итоги… Следовательно, мир взрослых и мир подростков отличается друг от друга. Однако в жизни мы видим, как молодые люди, не осознавая этого, пытаются слепо копировать взрослый образ жизни, естественно, попадая в ситуации риска. Задание: приведите примеры подобного поведения: раннее употребление алкоголя и наркотиков; ранее приобщение к курению; раннее начало половой жизни Слайд 13 Подумайте… Как вы думаете, решает ли подобное поведение все проблемы подростка? К чему это может привести? Слайд 14 Задание: Разбившись на группы, обдумайте ответ на вопрос: Что, с вашей точки зрения, может еще спровоцировать тяжелое положение человека в социуме Вывод: подростка окружают многочисленные и чаще всего неожиданные для него риски. | Возможная опасность. Ответы учащихся. Слайд 8 Развитие современных технологий Сверхскоростные магистрали Ядерные электростанции Техногенные катастрофы Неблагополучная экология Рост преступности Распространение наркомании Субъективные факторы Поведение подростка Неуправляемое Импульсивное Слайд 11 Возможные версии: Физические данные: рост, физическая сила Умственные способности Отношение к опасностям и риску Объем знаний Опыт Умение принимать правильные решения в сложных ситуациях Стремление брать на себя дополнительную ответственность Наличие проверенных друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту Сложившаяся система ценностей и норм поведения Ребенок не умеет отстаивать свои права Читают и отвечают. Слайд 15 Возможные версии ответов: Неблагополучная обстановка в семье Неблагополучное соседство и общественная необустроенность Переводы и частые переезды Доступность наркотиков и алкоголя Семейная предрасположенность Неумелость и непоследовательность воспитания Неуспеваемость и нежелание учиться Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками Положительное отношение к алкоголю и наркотикам |
2.Источники риска в жизни современных подростков. | Слайд 12 Подведем итоги… Следовательно, мир взрослых и мир подростков отличается друг от друга. Однако в жизни мы видим, как молодые люди, не осознавая этого, пытаются слепо копировать взрослый образ жизни, естественно, попадая в ситуации риска. Теперь нам предстоит выяснить, что же является источниками риска современных подростков. Как вы думаете, каким опасностям подвергаются подростки? Давайте поближе узнаем об этих и других опасностях и подумаем, как можно их избежать. | Заполняют схему на РЛ Наркомания, курение, компьютерная зависимость, алкоголизм и т.д. |
Работа в группах. Подросток и ситуации риска | Слайд 16 В подростковом возрасте человек проходит трудный путь –познания мира, –формирования личности, –постоянно сталкивается с внешними и внутренними препятствиями, –борется с ограничениями со стороны взрослых, –борется с собственной беспомощностью, –стремится выразить себя и свои чувства. Таким образом, чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо проводить большую внутреннюю работу над собой. А для этого надо научиться избегать факторы риска, которые оказывают отрицательное воздействие на формирование личности. Попробуем взглянуть врагу в лицо, или подумаем каким опасностям подвергается подросток! (работаем с учебниками стр. 143-145) и быстро записываем источники риска в Р.Л. Проверяем. Молодцы! Слайд 17 А сейчас поработаем в группах. 1 группа работает с фактором риска «Шум». 2 группа работает с фактором риска «Опасность городских дорог и движения на них». 3 группа работает с фактором риска «Телепросмотры и Интернет» 4 группа работает с фактором риска «Раннее сексуальное развитие детей». 5 группа работает с фактором риска «Алкоголь, наркотики, табак». Группы должны выполнить следующие задания: - проанализируйте отрицательное воздействие данного фактора на подростка; - приведите примеры, подтверждающие данный вывод; - спрогнозируйте последствия данного фактора риска; Работайте с учебником и доп. материалом. 5 мин. Поработали , а сейчас отдохнем Слайд 18 Физкультминутка | Заполняют схему на РЛ Наркомания, курение, компьютерная зависимость, алкоголизм и т.д. Работают в группах, фиксируют на листах ситуации, когда подростки подвергаются риску и намечают последствия данного фактора опасности опасности. |
Физкультминутка Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями. Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой , делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох. | |
Слайд19 Фактор риска: ШУМ Слайд 20 Фактор риска: Городское движение на дорогах Слайд 21 Фактор риска: Телепередачи, Интернет Слайд 22 Фактор риска: РАННЕЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Слайд 23 Факторы риска: вредные привычки АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ, ТАБАК | Выступления учащихся по своей теме. |