Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Защита Отечества", 7 класс»
Конспект урока по обществознанию, 7 класс «Самое лучшее предназначение есть Родину защищать». Г.Р.Державин Тема: Защита Отечества
Цель урока:
Формировать знания учащихся об обязанностях гражданина РФ - защищать Отечество;
Подвести семиклассников к пониманию роли Вооруженных сил в нашей стране.
Задачи:
Образовательные:
-объяснение значения терминов «патриот», «долг», «обязанность защитника Отечества», «гражданин», «гражданственность;
- узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина;
-подведение учащихся к пониманию важности моральной, физической подготовки к службе в армии;
Воспитательные:
- развитие уважения к героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества, чувство гордости за воинскую историю России;
- воспитание патриотических чувств;
Развивающие:
- развитие логического мышления и способностей учащихся получать знания в ходе активного поиска и коллективного решения проблемы;
- обмениваться знаниями для принятия совместных решений.
Оборудование:
учебник;
мультимедийная презентация;
рабочие материалы для работы в группах.
Конституция РФ
Тип урока: открытия нового знания
Ход урока
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап
Слово учителя:
- Судьбою нашему Отечеству уготовано особенное место в истории человечества, расположенному на стыке Европы и Азии. Россия всегда служила щитом для европейских народов от нападений с юга и одновременно спасала народы Востока от жестоких завоеваний Запада.
Но главное, народ России защищал свое Отечество. Среди заступников земли Руси был Александр Невский, который сказал такие слова: « Кто на русскую землю с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Вопрос к классу:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? ( Учащиеся высказывают свои предположения.)
Объявление темы учителем и запись ее на доске, одновременно на интерактивной доске
появляется первый слайд презентации «Защита Отечества»).
III Обращение к изученному ранее:
-От кого приходилось защищать свою Родину нашим соотечественникам в разные исторические периоды существования русского государства?
( ответы учащихся).
- Групповая работа поможет разобраться нам в этом вопросе.
Распределившись на группы, ребята получают заранее заготовленные карточки с названиями исторических периодов.
Первой группе достается период «Русь в XII-XIII вв».
Задания для первой группы:
Вспомните от кого приходилось защищать Русь в XII-XIII вв?
( От Золотой Орды, под игом которой она находилась в течение нескольких веков,
от рыцарей – крестоносцев, пытавщихся завоевать русские земли на севере).
Какие герои тех событий стали народными?
Какие из них были причислены к лику святых русской православной церковью?
( Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской, Александр Невский, Сергей Радонежский).
Вторая группа работает с периодом« Русь XVI-XIX вв.»
Какие события произошли в России в период с XVI по XIX в?
( Освобождение Руси от иностранной интервенции с Запада, Отечественная война 1812 г., Полтавская битва, Северная война, русско- польская война, русско- турецкая война).
Вспомните и назовите участников данных исторических событий, защитников Отечества ( в том числе и полководцев).
(К. Минин и Д. Пожарский, М.Кутузов, Иван Сусанин, Петр I, А. Суворов).
Третья группа анализирует исторический период со второй половины XIX в.- XX в.
Важные исторические события, происшедшие в России за данный период.
( Первая мировая война, Гражданская война, Вторая мировая война, события на Кавказе).
Участники исторических событий, защитники Отечества.
( Г.Жуков, М. Буденый, Иван Кожедуб, пионеры-герои, Чапаев ).
По мере выполнения заданий на доску вывешиваются правильные ответы и портреты защитников Отечества, возникает портретная галерея героев Отечества).
IV Работа по теме урока.
Учитель:
- Можно ли назвать этих людей патриотами?
( Ответы детей).
- В каком документе сказано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»?
( Конституция РФ).
- Как вы понимаете слова «долг», « обязанность»?
( Ответы ребят).
Далее работа со словарем обществоведческих терминов. Учащиеся находят толкование данных понятий.
Долг- нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.
Обязанность- это юридическая ( правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия).
- Ребята, подумайте, почему слова «долг» и « обязанность» стоят рядом?
( Ответы учащихся).
Учитель:
- Ребята, вы, конечно знаете, что война –это огромное бедствие для любого народа. Но, к сожалению, они происходят на протяжении всей человеческой истории. Учеными подсчитано, что за последние 5000 лет произошло около 14000 войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.
-Сейчас мы совершим с вами путешествие в прошлое и узнаем историю возникновения регулярной армии в России.
(Ученик, получивший опережающее задание делает сообщение на тему:
«Создание регулярной русской армии Петром I».
Менялись исторические эпохи, менялась и армия. Вот как сейчас выглядят современные российские военнослужащие.
( На интерактивной доске появляются слайды с изображением современных российских военнослужащих).
- В нелегкое для России Смутное время именно Народное ополчение спасло страну от польского порабощения, ведь неслучайно историки утверждают, что не изгнав поляков в далеком 1614 году, не известно, как сложилась бы судьба Отечества.
- Наша задача, выяснить, чем отличается регулярная армия от народного ополчения.
Ответы семиклассников:
- Народное ополчение создается в условиях особой опасности для страны и народа. Отличается добровольным формированием.
-Регулярная армия имеет правильную организацию и постоянную подготовку.
Отличается лучшими боевыми качествами и дисциплиной).
Учитель:
-Теперь, ребята, вы знаете, что регулярная армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать современным военнослужащим. Она должна быть организованной и хорошо вооруженной.
- В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооруженных силах РФ и защитить Отечество .
- На военную службу призываются граждане России , достигшие 18 лет и состоящие на воинском учете .
- Военнослужащие, впервые поступившие на военную службу, приводятся к присяге перед государственным флагом России и Боевым Знаменем воинской части .
Текст военной присяги: ( Слайд презентации ).
Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации . Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации . Строго выполнять требования воинских уставов , приказы командиров и начальников . Клянусь достойно выполнять воинский долг , мужественно защищать свободу , независимость и конституционный строй России , народ и Отечество
- После принятия военной присяги военнослужащий может привлекать к выполнению боевых задач , за ним могут закрепляться оружие и боевая техника .
- Военнослужащие имеют общие обязанности .
- Вы, как дети военных, не понаслышке знакомы с некоторыми особенностями военной службы. По утрам вы ,наверняка, не раз слышали и видели, как выстраиваются в стройные ряды под гимн РФ ваши отцы и братья ,как отрабатывают на плацу чеканный шаг солдаты Российской армии , как исполняют строевые песни , как доносятся звуки автоматных очередей с боевых учений .
-Вы видите на экране некоторые странички из военных будней нашего гарнизона .
(Показ слайдов).
- Один из героев художественного фильма «Офицеры» произносит слова: «Есть такая профессия - Родину защищать …» . Ваши отцы выбрали такую профессию. Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся).
- Правильно! Нельзя не согласиться, что обязанность , долг человека , патриота своей страны - защита Отечества. Эта мысль прозвучала и в словах Г. Р. Державина в начале нашего урока.
" Самое лучшее предназначение есть- Родину Защищать» ( Г.Р. Державин).
Домашнее задание: Написать эссе на тему «Защита Отечества-долг или обязанность?».