Урок разработан для 7 класса в рамках седьмой региональной "Недели антикоррупционных инициатив". Тема урока: "Что мы знаем о коррупции". Форма урока: урок-беседа. Цель урока: привлечение внимания школьников к проблеме противодействия и борьбы с коррупцией в современном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Что мы знаем о коррупции"»
Блинова Лидия Владимировна
Учитель истории и обществознания МБОУ «Зерносовхозская СШ имени М.Н.Костина п.Новоселки»
Урок разработан для 7 класса в рамках седьмой региональной «Недели антикоррупционных инициатив»
884(235) 91-9-45, 433529, Ульяновская область, Мелекесский район, п.Новоселки, ул.Новый Микрорайон, д.41
Тема: «Что мы знаем о коррупции».
Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.
(Народная поговорка).
Форма урока: урок-беседа.
Цель урока: привлечение внимания школьников к проблеме противодействия и борьбы с коррупцией в современном обществе.
Задачи урока:
Раскрыть определение коррупции как социального явления.
Обозначить формы коррупционного поведения.
Изучить причины коррупционных проявлений, их негативные последствия и способы борьбы с коррупцией.
План урока:
Что такое коррупция?
Причины коррупции.
Формы коррупционного поведения.
Способы борьбы с коррупцией в исторической ретроспективе.
Коррупция – СТОП!
Ход урока.
Что такое коррупция?
Рассказ учителя:
Сегодня мы поговорим с Вами о коррупции.
КОРРУПЦИЯ (от лат. сorruptio – разламывать, портить, повреждать) это социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающееся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимуществ, в личных целях, в ущерб общественному благу и интересам государства.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что коррупция это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.
Вопросы учащимся:
Кто из вас слышал такое слово как коррупция?
Коррупция это что-то хорошее или плохое?
Попробуем своими словами сказать, что же такое коррупция, или подобрать слова синонимы.
Где встречается коррупция?
Причины коррупции.
Рассказ учителя:
Коррупция ставит под угрозу любые преобразования, рост и развитие страны. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.
ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА КОРРУПЦИИ: ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НЕ СОБЛЮДАЕТ ЗАКОНЫ. В связи с этим, послушайте, ребята, притчу о законах.
Одного мудрого царя спросили: много ли законов нужно стране для благополучия и процветания?
- Всего три, - ответил царь.
- Первый закон: серпы и мечи должны сверкать как зеркало. Второй закон: дорога к суду должна быть покрыта зелёной травой. И третий закон: пороги Божьих храмов должны быть истёртыми.
Вопросы учащимся:
- Предположите, как ведет себя народ в благополучной и процветающей стране?
- Есть ли, в такой стране коррупция, и нужна ли она обществу?
3. Формы коррупционного поведения.
Учитель сообщает информацию о формах коррупции:
- Взятка.
- Растрата.
- Мошенничество.
- Вымогательство.
- Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.
В ячейках спрятались 4 вида преступлений. Какое из них лишнее, и почему?
Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы или долгов. Благодаря этому, возникло выражение «зарубить на носу». В другом значении носом называлась взятка, подношение подарка.
ВОПРОС: что означало выражение «остаться с носом»?
4.Способы борьбы с коррупцией в исторической ретроспективе.
Рассказ учителя:
КОРРУПЦИЯ — не новое слово. Она существовала во все времена: сотни и даже тысячи лет назад, и в наши дни. Но борьба с ней практически никогда не приносила желаемых результатов. Жажда наживы пересиливала страх перед возможным наказанием. За всё время борьбы с коррупцией в истории накоплено много всего интересно.
Если верить историку Геродоту, в древней Персии, в VI веке до н.э. персидский царь Камбис повелел заживо содрать кожу с продажного судьи Сизамна и обтянуть ею судейское кресло. На пост судьи был назначен сын казненного.
Во время правления Ивана IV, впервые ввелась смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках.
При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней, вплоть до смертной казни. Архангельский вице-губернатор Курбатов был приговорен судом к большому денежному штрафу. Сенаторам Волконскому и Опухтину жгли языки раскаленным железом. Обер-фискал Нестеров принародно был четвертован за крупную взятку.
В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал наказание – расстрел.
В Уголовном кодексе РФ за получение взятки, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
5.Коррупция – СТОП!
Рассказ учителя:
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.
Вопрос учащимся:
- Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?
Учитель продолжает:
Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.
Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет ещё прекраснее. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.