конспект урока с использованием интерактивных технологий "Экология и право. Ответственность за экологические правонарушения"
Конспект урока с использованием интерактивных технологий "Экология и право. Ответственность за экологические правонарушения"
Конспект урока составлен с учетом новых интерактивных технологий, в интересной и познавательной форме учащиеся знакомятся с видами ответственности за экологические правонарушения, знакомясь со статьями законов "Об охране окружающей среды", "Водным кодексом РК", "Земельным кодексом РК" применительно к конкретным ситуациям. Учащиеся самостоятельно , работая в группах готовят презентации, видеоролики о состоянии окружающей среды в современное время, пытаясь привлечь к данной проблеме государство и все человечество в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока с использованием интерактивных технологий "Экология и право. Ответственность за экологические правонарушения" »
Калигулова Гульнара Анатольевна
учитель истории и права 1-й категории
КГУ «Средняя школа - гимназия с. Алмалыбак с ДМЦ»
Карасайского района Алматинской области
Открытый урок по предмету правоведение ,10 класс
с использованием интерактивных технологий
Тема: Экология и право. Ответственность за экологические правонарушения
Цель урока: способствовать повышению уровня экологических правовых знаний и показать ученикам виды ответственности за проступки по отношению к природе.
Ожидаемый результат:
-учащиеся знают теоретические основы экологического права;
-имеют представление о применении статей Закона РК «Об охране окружающей среды», «Водного кодекса РК», «Земельного кодекса РК» к конкретным ситуациям
-владеют способами применения знаний на практике;
-умеют использовать полученные знания в своей практической общественной деятельности
Методы обучения: словесный (эвристическая беседа), наглядный: презентации учащихся и учителя, схемы, таблицы, плакаты, МШ, ассоциации
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: ИД, презентации по теме: «Экология и окружающая среда сегодня», «Юридическая ответственность и ее виды», компьютерный класс, листы ватмана, маркеры, свеча, ручки, статьи кодексов РК, учебник
Межпредметные связи: право, экология
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей.
Первый этап урока: Мотивация.
Учитель: Дети, как, вы думаете, какое место в нашей жизни является самым дорогим, родным?
Ответы учащихся: наш дом
Учитель: А каким мы видим свой дом?
Ответы учащихся: чистым, уютным и т. д.
Учитель: Человек живет на Земле. Он любит ее. Это его дом. Но каким он будет, зависит от нас. Каждый видит Землю по -своему. Красива природа вокруг нас. А ведь все имеет свое лицо, свой голос.
Кто-то из мудрецов изрек: «Человек, коль пришел он на эту Землю, обязан жить в гармонии с природой». Хороший завет, но выполняется он из рук вон плохо. Иногда кажется, что человек сам роет себе яму, из которой не может выбраться. Только за последнее столетие природе нанесен такой ущерб, который вряд ли восполним. Десятки тысяч представителей флоры и фауны приказали долго жить, оставшись лишь в Красных книгах.
В середине 20 века резко ухудшилась экологическая обстановка в мире. Сегодня в отдельных регионах мира экологическая ситуация такова, что ухудшение состояния окружающей среды грозит не только благополучию, но и самой жизни человечества.
Второй этап- проверка домашнего задания (опережающего). Подведение к теме урока.
Учитель: Ребята, вы получили задание подготовить презентации о состоянии окружающей среды сегодня. Вам слово.
Выступление групп (5-7 минут).
Учитель: Из ваших презентаций мы видим, что все чаще в природе звучит сигнал: «SOS»! «SOS»! Остановитесь!», «Одумайся!» - шепчут человеку леса, «Не оголяй Землю». Не превращай ее в пустыню. Пощади!»- вторит Земля.
Во многих страданиях природы виноват Человек! Человек, а знаешь ли ты, за нанесенный вред природе существует юридическая ответственность?
Третий этап урока- изучение нового материала.
Запись темы урока в тетрадь. Погружение в тему.
Работа с понятиями «эколгическое право», «экологические правонарушения».
Учитель: работа с ИД. Ребята, давайте рассмотрим схему: «Экологические правонарушения». Обратите внимание на элементы схемы и запишите их в тетрадь.
Учитель:показывая схему на ИД , объясняет , какие виды ответственности наступают за нарушения в области окружающей среды, делаются записи в тетрадь.
Учитель:Различают следующие виды ответственности:
Дисциплинарную
Гражданско- правовую
Материальную
Административную
Уголовную
Ответственность за экологические правонарушения наступает с 16 лет. В некоторых случаях, например, уничтожение или повреждение природных комплексов иои объктов, взятых под охрану государства, ответственность наступает с 14 лет.
Работа с книгой.Состав экологического правонарушения(учебник стр. 199-200). Дети, сейчас мы попробуем с вами ответить на вопросы: Что такое состав экологического правонарушения, из каких частей он состоит? Мы вместе попытаемся определить вид ответственности за то или иное правонарушение.
Четвертый этап урока: Закрепление материала
Учитель: К нам поступили письма от пострадашей Природы. Давайте , ребята, опираясь на «Земельный кодекс РК», «Водный кодекс РК», Закона РК «Об охране окружающей среды» попытаемся ей помочь.
Работа с ИД, рассмотрение писем (работа проводится в группах)
1-я группа:
письмо Речки:Я появилась на свет давным- давно, когда волки с зайцами и львы с овцами пили воду из одной лужицы и спасались от Солнца в одной тени. Зимой мои берега покрывал пушистый снег, а летом облака самовлюбленно ловили свое отражение в кристально чистой воде.Но вот однажды, пришли люди, построили на берегу дома, стали сбрасывать в меня мусор, мыть машины. А ведь в воду попадают бензин, смазочные масла. Приятно Вам будет купаться в такой реке? А как будут чувствовать себя там маленькие рыбки? Красота моя стала сходить на нет. Вода моя замутилась, затянулась рясой. Помогите! Моим рыбам нечем дышать! Я сохну от тоски и грязи!
2-я группа:
письмо Матери – Земли: Человек!Твоя судьба всегда зависела и зависит от меня. Я дала тебе все, что нужно тебе для жизни.А ты? Вместо того, чтобы беречь меня, ты стал меня грабить!Вырубил леса. А ведь это мои волосы! Замутил мои воды. А ведь это мои глаза!Взорвал горы, срезал барханы и оставил на моем лице глубокие морщины. Я истощена. Человек! Загубив все хорошее, погубил ты и счастливую жизнь! Будь разумным! Человек! Береги меня!
3-я группа:
письмо Голубя:Я странствующий голубь. Еще в 19 веке наш род насчитывал миллиарды особей. Человек стал уничтожать нас с небывалым размахом: нас били палками, травили сернистым ангидридом, по стаям палили из пушек. Еще не так давно прозвучали первые вопли и стоны, а ведь сегодня все замолчало: наступила смерть...
Обсуждение ситуаций. Высказывания участников групп
Учитель:Ребята, напишите листовку- обращение к людям с призывом беречь природу.
Работа в группах (5 минут)
Выступление групп. Защита листовок- обращений.
Учитель: Земля- наш общий дом. И природа остро нуждается в нашей помощи. Срывая на лугу цветок или зря, проливая воду, не задумывались ли вы над тем, что делаете свою Родину беднее? Ведь вода, луга- часть нашей родной Земли.
Эта свеча будет олицетворять природу. Человек нарушая правила бытия, уничтожает ее (зажигается свеча). Глядя на огонь, попробуйте придумать ассоциации со словом «экология»
Мозговой штурм. Ассоциации:
-чистота, при рода, загрязнение, сточные воды, жизнь, защита, голубое небо, катастрофы и т. д.
Учитель: а теперь, обратите внимание, что все слова можно рассматривать попарно, например. Чистота- жизнь, природа-защита и т. д. Из данного ряда можно сделать вывод о твзаимосвязи человеческого бытия.
Шестой этап урока- итог
Учитель предлагает учащимся самим сделать вывод по теме урока.
Учитель: экологические проблемы можно решать только соообща. Государство и его граждане совместными усилиями могут противостоять загрязнению природы.
С каждым годом экологических правонарушений и преступлений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности и причиняют вред не только экономике, но и подрывают само биологическое существование человека.
Древняя заповедь гласит: «Если вы думаете на год – сейте зерна,если думаете на 10 лет-сажайте деревья. Если вы думаете на 100 лет вперед- воспитывайте Человека».
Ребята, давайте все встанем в круг и задуем свечу. Затешенная свеча будет символизировать наше стремление беречь и охранять окружающую среду, наш дом, нашу Землю.
Седьмой этап урока –оценивание деятельности учащихся.