kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока потобществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является создание условий для формирования понятий о моральном выборе и ответственности за свой выбор. В ходе работы ученики должны прийти к выводу о том, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием. Материал урока способствует развитию умения аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока потобществознанию»

План - конспект урока обществознания в 8 классе

по теме «Моральный выбор – это ответственность»



Цель урока: 

- создать условия для формирования понятий о моральном выборе и ответственности за свой выбор.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

  2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие:

Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.



Оборудование:

-Компьютер с экраном и проектором;

-Аудиозапись притчи «Всё в твоих руках».

-На доске –  эпиграф к уроку.


Эпиграф к уроку:

Глаза у нас намного выше ног.

В том смысле вижу я особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг!

Р.Гамзатов

План урока.

  1. Организационный момент урока.

  2. Актуализация знаний по теме «Моральный выбор – это ответственность».

  3. Изучение нового материала:

  • Работа с пройденным материалом по теме «Мораль»;

  • Формирование понятия «Моральный выбор»;

  • Работа над понятиями «свобода» и «ответственность»

  1. Закрепление изученного материала и подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.


Ход урока.


1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. (Слайд 1)


  1. Актуализация знаний.

Учитель: Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором – протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести. С понятием мораль мы уже знакомы. (Слайд 2)

1.Беседа по вопросам: - Вспомните, что означает понятие мораль?

- Каковы основные задачи морали в обществе?

- Какие категории регулирует понятие мораль?

- Что такое моральная норма?

-Что такое моральный долг?

- Какое поведение вызывает моральное одобрение, порицание?

2. Тестирование по теме «Мораль» (Приложение 1).

3. Изучение нового материала.

1. Учитель : Начать наш урок я хочу с притчи о бабочке. Послушайте ее внимательно ( включение фрагмента мультфильма).

Беседа по итогам просмотра.

-В чём смысл этой притчи?

- Что значит свобода выбора в понятии мудреца?

Понимали ли смысл выбора ученики, пытаясь перехитрить мудреца?

- Как вы думаете, какое отношение имеет эта притча к сегодняшнему уроку?

2.Учащиеся формируют тему урока «Моральный выбор – это ответственность» (слайд 3).

Учитель: сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, как происходит выбор решения, как поступить в той или иной ситуации.

Правила морали – это лишь идеальный образец поведения, а выбор конкретного поступка всегда остается за человеком, так как человек обладает свободой выбора с единственным, но неотвратимым условием – нести ответственность за свой выбор.

- Что значит быть ответственным?( Ответы учащихся)

3.Формирование понятия «моральный выбор».

Мы с вами люди и вместо программы, которая заложена природной эволюцией (действовать только по инстинкту), человеку в его действиях дана свобода выбора – между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

4.Обсуждение ситуаций ( с.54 учебника)

Вот это и есть выбор поступка, или точнее, моральный выбор. (Слайд 4)

- На стр. 54 найдите определение моральный выбор и выпишите его в тетрадь.

(Моральный выбор – это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает свое моральное отношение, но и действует в соответствии с этим выбором).


Но случаи бывают посложнее, чем угощение яблоками. (Слайд 5)

Обратите внимание на экран и внимательно прочитайте ситуацию. Попробуйте проанализировать ее с точки зрения моральных норм: а как бы поступил я?

(Гуляя вечером по улице с друзьями, чьим мнением вы очень дорожите, один из друзей предложил с целью позабавиться сорвать цветы с общественной клумбы. Все согласились. Как поступишь ты?)

К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Итак, из данной ситуации мы можем сделать вывод о том, что на каждом из нас – хотим мы или не хотим – всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков.

5.Работа с понятиями «свобода» и «ответственность».

Мы, люди, можем быть самыми разными: благородными и неблагородными, трусливыми и смелыми. В нас сокрыты самые разные черты поведения. Причем, самое удивительное, что все эти черты совместно могут сочетаться в одном человеке, и каждый раз этот человек будет вести себя по-новому.

6.Просмотр видеоролика «Моральный выбор и ответственность» (10 минут).

7.Мнения учащихся по итогам услышанной информации (ответы учеников).

Вывод: у каждого из нас есть свобода в действии. Мы сами решаем, как поступить. Сложно сказать, почему мы принимаем разные решения. Обычно мы говорим: «Так сложилась ситуация?» или, совершив что-то плохое, пытаясь оправдаться, стараемся найти какие-то причины своего поступка. Можно было бы поступить иначе, но пришлось бы поступиться другими важными личными причинами. А всегда ли можно поступить правильно.

Вопросы: В отличие от животного, человеку дана свобода выбора между добром и злом.

А что означает быть свободным? (Это возможность поступать в соответствии со своими желаниями

Итак, мы с вами видим, что обладать свободой выбора – это колоссальный дар, который дан человеку. (Слайд 6).

- А что такое свобода?

- А бывает ли абсолютная и безграничная свобода?


Действительно, безграничной и абсолютной свободы быть не может. Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего, потому что полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого.

Если человек может свободно выбирать варианты своего поведения, он должен нести ответственность за сделанный выбор. Ответственность, принимаемая человеком, как основа его личной нравственной позиции, обуславливает его поведение и поступки. Их регулятором выступает совесть, честь и чувство собственного достоинства.

- Вспомните, что такое совесть?

- Честь? Долг?


4. Закрепление изученного материала и подведение итогов урока.

Знание моральных норм, норм нравственности не делает нас нравственными людьми. Да, человек может знать, как вести себя правильно, но поступать не так. И самое главное, сделать с этим практически ничего не возможно. Бытует мнение, что нормы морали можно сделать законами, взять и закрепить их в каком-то письменном документе. Тогда можно будет требовать от людей, чтобы они жили хорошо и правильно. На практике такое невозможно по объективным причинам: нас слишком много и мы все слишком разные. Еще не известно, будет ли хорошим общество, в котором все люди ведут себя хорошо. (Слайд 7)

Наши действия на этой планете будут оценены окружающими. (Слайд 8) Мы, то, что о нас скажут другие люди. Нас запомнят и будут воспринимать как хороших или как плохих людей. Поэтому мы всегда должны задумываться над тем, а морален ли наш выбор, правильные ли действия мы совершаем. Именно поэтому мы и говорили с вами на уроке о моральном выборе. Наш выбор в наших поступках должен быть правильным, в том числе и выбор профессии, выбор наших желаний.

Выполнение заданий 1-3 в Рабочей тетради по группам.


Посмотрите на экран. Перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе. Дома, письменно объясните свой выбор. (Слайд 9)

- Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один. (Ф. Искандер);

- Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю (Ж.-П. Сартер);

- Мораль начинается там, где кончаются разговор (А. Швейцер);

- Человек, не бывавший в сложных жизненных переделах, еще не знает силы своего «Я» (И. С. Кон).

5. Домашнее задание.

п.7; вопросы рубрики «Проверь себя», «В классе и дома»


В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью: «Направо пойдешь… Налево пойдешь… Прямо…» Куда пойти? Думайте, решайте, выбирайте. Вы свободны. (Слайд 10).








































Приложение 1.

Тест по теме «Мораль».

1.Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы и общества в целом?

1) наука 2) мораль 3)идеология 4) искусство.

2.Что отличает мораль от других областей (форм) духовной культуры?

1) определение образцов прекрасного

2) опора на представление о добре и зле

3) стремление к достоверному знанию

4) эмоциональное воздействие на человека.

3.Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.

Б. Патриот- человек, который плодотворно трудится на благо своей страны.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям своей страны.

Б. Патриотизм предполагает хорошее знание отечественной истории и культуры.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

5.Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль характеризует человека с точки зрения способности строить гармоничные отношения с другими людьми.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

6. Установите соответствие между конкретными примерами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А)Старшеклассники помогли ученику первого 1) нормы морали

класса найти потерянные вещи. 2) традиции

Б) Ежегодно в школе проходит КВН.

В) Несовершеннолетний К. устроился на работу

в каникулы, чтобы помочь родителям собрать

деньги на лечение сестры.

Г. По выходным вся семья собирается на воскрес-

ный обед.

Д) Школьники по своей инициативе после уроков

помогают пожилым людям по хозяйству.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока потобществознанию

Автор: Горушкина Галина Николаевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248701


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства