kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию тема "Взаимодействие людей в многонациональном обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Взаимодействие людей в многонациональном обществе".

цельурока: продолжить работу по формированию знаний учащихся о нациях;

межнациональных отношениях в обществе;

содействовать воспитанию нравственных качеств качеств у учащихся

учащиеся должны знать, что:

1) в структуре общества важное место занимают место общности, объединяющие людей по национальному признаку;

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию тема "Взаимодействие людей в многонациональном обществе" »

урока-------------------- дата -------------------------- класс-------------

ТЕМА УРОКА: Взаимодействие людей в многонациональном обществе

Эпиграф к уроку:

Природа создает не нации, но индиви­дуумы, которые разделяются на нации только вследствие различия в языке, законах и усвоенных правах.

Бенедикт Спиноза

Тип урока: комбинированный.



Цел ь :

 продолжить работу по формированию знаний учащих­ся о нациях;

межнациональных отношениях в обществе;

содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;


Учащиеся должны знать, что:

1)   в структуре общества важное место занимают общности, объединяющие людей по национальному признаку;

2)   исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев;

3)   обострение межнациональных отношений бывает из-за тер­риторий, социально-экономических условий и т. д.;

4)   каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином;

5)   разжигание национальной розни запрещено законом.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)      этнос;

2)                     нация;

3)   национальность;

4)   племя;

5)   народность;

6)   культура межнациональных отношений.

Учащиеся должны уметь:

1)   объяснять смысл основных понятий;

2)   называть различные понятия о национальной гордости;

3)   определять значение национальных традиций;

4)   находить пути предотвращения национальных конфликтов.

Ход урока

I.    Проверка домашнего задания.

1.   Опрос.

1)   На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек по­кажите, как изменялось их социальное положение. С какими об­стоятельствами были связаны эти изменения?

2)   В трагедии А. С. Пушкина терзаемый завистью к Моцарту Сальери восклицает:

О небо!

Где же правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений не в награду Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан,

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?

Можно ли считать слова Сальери протестом против социально­го неравенства? Почему? Всякое ли неравенство между людьми является социальным?

2.   Тест.

1)   Что является признаками прирожденного статуса?

а) Национальность, квалификация;

б) социальное происхождение, национальность;

в) образование, квалификация.

2)   К какому понятию относится следующее определение: «по­ложение личности, занимаемое в обществе в соответствии с воз­растом, полом, происхождением, семейным положением?

а) К понятию «престиж»;

б) к понятию «социальный статус»;

в) к понятию «авторитет».

3)   Социальная группа - это:

а) любая совокупность индивидов, объединенных общими инте­ресами, находящихся во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей;

б) группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оценивае­мый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведе­ние или будущее.

4)   Что из перечисленного попадает под определение социаль­ной группы?

а) класс;

б) социальный слой;

в) страна;

г) этнические общности;

д) семья;

е) производственные объединения;

ж)            все перечисленное выше.

5)   Как называется положение, которое занимает человек в пер­вичной социальной группе, в зависимости от того, как он оценива­ется в качестве человеческого существа?

а) Личный статус;

6)   социальный статус;

в) престиж.

3.   Ответьте «да» или «нет».

1)   Социальная стратификация - совокупность статусов и ролей. (Нет.)

2)   Социальный состав населения - совокупность больших со­циальных групп. (Да.)

з) В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально. (Нет.)

4)   Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда. (Нет.)

5)   Институт собственности относится к экономическим инсти­тутам. (Да.)


II.  Изучение нового материала.

ПЛАН

1.   Отношение между нациями.

2.   Отношение к истории и традициям народа.

3.   Международные отношения в современном обществе.

Задание. Запишите слова-ассоциации к слову «нации».

Слово учителя.

Кроме классов, сословий и других групп социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, назы­ваемые этническими.

Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.


Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общ­ности людей, характеризующаяся единством территории, экономи­ческой жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания.

-    Назовите признаки, по которым можно отделить одну нацию от другой.

Представители нации говорят и пишут на одном языке, у каж­дой нации свой фольклор, обычаи, традиции, менталитет.

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражаю­щее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

-    Приведите примеры формирования национального самосоз­нания.

Национальный вопрос - вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравен­ства.

-    Вспомните из истории, каковы корни национального вопроса.


 Межнациональный конфликт — крайнее обострение противо­речий между народами, возникающих в ходе решения политиче­ских, тeppитopиaльныx, экономических, культурных, религиозных проблем.

-    Назовите уровни возникновения и действия конфликтов. 

-       Назовите страны, где национальный вопрос стоит довольно остро.


При решении межнациональных конфликтов необходимо со­блюдение гуманистических принципов политики в области нацио­нальных отношений:

1)    отказа от насилия и принуждения;

2)    поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3)    признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4)    готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

III. Закрепление.

Задания для закрепления в группах.

1-    я            группа - с. 134, вопрос 3.

2-    я            группа - с. 134, вопрос 5.

3-    я            группа - с. 134, вопрос 6.

4-    я            группа - с. 134, вопрос 9.

Домашнее задание: §




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Грохольская Нина Георгиевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163144

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства