Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №7»
города Соликамска Пермского края
Урок обществознания в 6 классе
Тема: «Одноклассники. Сверстники. Друзья»
Составил:
Паршакова Гульнара Владимировна,
учитель истории
первой квалификационной категории
Соликамск 2014
Тема: «Одноклассники. Сверстники. Друзья»
Цели:
* воспитание в учащихся осмысленного понимания дружбы как общечеловеческой ценности;
*формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с одноклассниками, сверстниками и друзьями.
Задачи:
*создать условия для воспитания таких личностных качеств обучающихся, как: дружелюбие, толерантность, взаимопонимание;
* научить различать по смыслу понятия – «одноклассники», «друзья» и определять их важную нравственную роль в жизни человека;
*развивать универсальные учебные действия посредством игры: образно и критически мыслить, монологически и диалогически говорить, дискутировать, слушать, аргументировать, отстаивать свою позицию в дебатах, анализировать, делать выводы, работать в парах.
Форма урока: интерактивная игра – «Поход за истиной»
Оборудование: мультимедиа – проектор, компьютер (презентация к уроку)
Средства обучения: учебники, рабочие тетради, рисованная карта местности, магниты, нарисованное на ватмане дерево без листьев, листья из цветной бумаги, мяч, диски для голосования.
Ход урока.
Этическая разминка – приветствие:
Здравствуйте те, у кого сегодня с утра хорошее настроение!
Здравствуйте те, кому нравится предмет « обществознание»!
Здравствуйте гости – уважаемые учителя, которые пришли к нам на урок!
Актуализация темы урока.
На прошлом уроке мы пришли к выводу о том, что ученик – это профессия, требующая от ученика качественных знаний в разных областях и сферах жизни общества, а также таких важных личностных качеств как: ответственность, самостоятельность, активность, креативность, умение работать в команде, неконфликтность и другие
Ваши родители, находясь на работе, пребывают в трудовых коллективах – кто в цеху, кто в финансовой компании, кто в сельскохозяйственной бригаде. По отношению друг к другу они являются коллегами. А ученики, приходя каждый день в школу получать знания, тоже существуют в коллективах учащихся. Эти ученические сообщества называют классами, например – 6а, 6б, 8а. Жизнедеятельность классного коллектива протекает в режиме уроков, перемен и внеклассных мероприятий – конкурсов, праздников, походов, поездок. Человек учится в школе 9 или 11 лет, чаще всего – в одном классном коллективе, «рука об руку» с одними и теми же людьми. Кем являются друг другу эти 25 – 30 человек в этот период жизни и, даже, после школы?
Ответ учащихся: одноклассниками, друзьями, сверстниками…
3.Тема сегодняшнего урока:
Одноклассники, сверстники, друзья. (слайд 1) Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений. Как вы думаете, о чем? В чем хотелось бы вам разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему?
(на доску вывешиваются таблички с вопросами - их можно прописать на доске мелом: какую роль в жизни человека играют одноклассники? Что такое настоящая дружба? Чем она проверяется? Нужно ли учиться дружить? Можно ли этому научиться? и другие)
Как вы думаете, сможем ли мы сегодня ответить на все эти вопросы?
Думаю, постараемся. Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших клестовских лесах и болотах есть одно волшебное место, называется «дружба-фройншавт». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо целый день, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя. Говорят, не все доходили до того места, но мы дойдем, правда?
В поход за истиной возьмем с собой учебники, тетради, ручки и конечно, «карту пути». На ней обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!
(слайд 2. Песня «Вместе весело шагать по просторам»)
1 остановка. «Поляна одноклассников»
*Фото 6а. Чья это фотография? Кем вы приходитесь друг другу?
Одноклассники – сложное слово, состоящее из 2 простых, что оно означает? Что объединяет одноклассников? Можно ли выбирать одноклассников? *Сколько лет Савве? Тане? Диме? Алине? Паше? Значит, вы все одного возраста? Как вас можно всех назвать? ( Сверстники – синонимы – однолетки, одногодки…Древнерусское слово ВЕРСТА –возраст, часть жизненного времени)
Ученики 6б класса будут вам сверстниками? (да). А 10 класса? (нет)
Сделайте вывод о том, как учеников 6а класса можно называть и чем по смыслу различаются понятия « Одноклассники» и «сверстники».
Упражнение № 7 из рабочей тетради стр.47-48
Трудно ли было выполнять это упражнение? Почему? Насколько важна для вас информация о ребятах, которые учатся с вами в одном классе?
Если бы я сказала, что это информация - лицо вашего класса, вы бы со мной согласились? Каждый из вас день за днём, из урока в урок создаёт портрет своего класса: своими добрыми делами, благородными поступками, своими успехами в учёбе. И каждый из вас, поэтому, вправе гордиться не только собой, но и своими одноклассниками.
4.Физкультминутка. И снова в путь! ( Слайд 4. Песенка о дружбе «Если с другом вышел в путь»)
5.ПРИВАЛ « Дружба» Чем обычно занимаются на привале путешественники?
Играют, поют у костра, едят, но мы дети современные и поэтому сначала посмотрим мультфильм о дружбе, так как именно о ней у нас возникло больше всего вопросов. Что объединяет друзей из мультика? – радость, веселье, игры!
Что ещё, на ваш взгляд, объединяет настоящих друзей? Юля? Настя? Оля?
Как относятся друг другу друзья? В каких делах и поступках познается настоящая дружба?
А сейчас, как и, положено, на привале, поиграем в мяч!
Игра в мяч: « Одноклассник или друг?» учитель задает вопрос классу, делает бросок мяча любому из учащихся, тот, в свою очередь, отвечает и делает бросок учителю). Кто твой друг Таня, кого ты можешь назвать другом?
Второй вопрос: « Кто просто твой одноклассник?» (с комментарием учителя)
Хорошо играли, молодцы.
Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!»
А вот я думаю, что, скорее, в радости, чем в беде. Осмыслите суть каждой, в парах, обговорите друг с другом свое мнение и проголосуйте за ту, которая вам кажется вернее - 1 минута.
Голосование жетонами – красные – в радости, синие - беде. Аргументы?! (если позволяет время, можно провести мини-дебаты)
6.Физкультминутка. И снова в путь. (Слайд 6. Песня « Дружба верная» 7. Упражнение « Дерево без листьев»
Путешественники делают остановку у дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев?
Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей). Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте - карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг - ……)
УМНЫЙ | ГЛУПЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | ЧЕСТНЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЖАДНЫЙ |
Ребята, мы выполнили все задания, обозначенные в карте. Вот и место обозначилось, где становятся «Осведомленными» - это наша школа! И путешествие наше окончилось.
Ответьте на вопрос: Кто из вас стал Осведомленным? На все ли вопросы нам удалось, путешествуя, ответить? Рефлексия:
*Что было радостнее всего в нашем путешествии?
*В каком моменте испытывали трудность, в чем?
*При выполнении, какого задания щемило сердце, от каких чувств и эмоций?
*С каким настроением вы уходите с урока? Покажите свое настроение жетоном на экране настроения.
Итог урока. Домашнее задание: п.11,р.т, №3,8