kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Познание как деятельность.Самопознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок относится к разделу «Деятельность в жизни человека и общества» и занимает пограничное положение между главами «Познание, как деятельность» и «Духовный мир человека». Тема данного урока является логическим завершением и переходом к новой теме. Специфика его заключается в том, что учащиеся должны осознать решающее значение самопознания в процессе духовно-нравственного становления личности. Иметь представление о том, что самопознание является высшей формой познавательной деятельности, т. к. здесь проявляется нравственное начало в человеке. Главными были воспитательные и развивающие цели и задачи, т. к. учащиеся этой возрастной категории находятся на той стадии самопознания, когда начинается переход от внешнего восприятия самого себя к своему духовному миру, желанию решить проблемы начинающегося нравственного поиска, определить роль и место свое в обществе.

Урок отличается научностью, доступностью  восприятия  материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Познание как деятельность.Самопознание »

Тема урока: Познание как деятельность. Самопознание.

Цель урока:

  1. Сформировать у учащихся осознание решающего значения самопознания в духовно-нравственном становлении личности.

  2. Способствовать воспитанию высоконравственных ценностей и идеалов у учащихся.

  3. Развивать навыки критического и аналитического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок мудрости и поиска.

Структура урока:

  1. Оргмомент

  2. Целеполагание, мотивация учебной деятельности.

  3. Обобщение и систематизация ранее полученных знаний.

  4. Актуализация знаний.

  5. Введение новых знаний, умений и навыков.

  6. Обобщение и закрепление вновь полученных знаний.

  7. Анализ и оценка итогов работы.

  8. Определение и разъяснение домашнего задания.

Ход урока.

После оргмомента перед учащимися ставятся основные цели и задачи урока, пробуждается мотивация к учебной деятельности.

Этап обобщения и систематизации ранее полученных знаний был проведен в виде создания блока предварительного обобщения, оформленного в таблицу, которая посредством мультимедиа постепенно выводится на экран, обобщая ответы учащихся. Учащимся разрешается пользоваться учебником, для добывания необходимой информации.

Виды познания



Нучное

Художест

венное


Религиозное

Социальное

Здравый смысл

Пара

наука

Само

познание

Субъект








Объект








После заполнения таблицы задается проблемный вопрос: Если мы представим познавательную деятельность в виде пирамиды, где мы расположим самопознание? Обоснуйте свой ответ. И даже если прозвучат не верные ответы, отмечаем, что к этому вопросу мы вернемся в конце урока и посмотрим, правильные ли выводы мы сделали.

Тем самым мы плавно переходим к актуализации знаний.

Чтобы показать значимость данной темы урока учащимся раздается небольшой психологический тест. Тем самым мы пробудили интерес у учащихся к самопознанию.

Введение нового материала начинаем с психологической игры. Заранее готовим реквизит: халат врача, форму милиционера, атрибуты рокера.

До урока учащимся с выраженными актерскими данными даем задание обыграть по ходу урока действия врача скорой помощи, участкового милиционера, подростка рокера. После того как они выполняют задание, перед учащимися ставится проблемный вопрос: Первое впечатление, когда ребята в костюмах вошли в кабинет, соответствовало ли оно вашему знанию и представлению о них? Почему оно отличалось? Может ли внешний вид человека рассказать что-то о нем?

Вопросы самим «актерам»: Кем вы ощущали себя в этих костюмах? Возникло ли у вас ощущение, что вы что-то о себе не знаете?

Демонстрируем презентацию фотографий некоторых учащихся и учителей, заранее подготовленную. Организуем дискуссию: кого узнали ученики?

Почему, иногда мы не узнаем себя на фотографиях, не узнаем свой голос, записанный на диктофон? Можем мы сказать о себе «Знакомый незнакомец»?

После обобщения ответов учащихся задаем вопрос: несмотря на меняющийся внешний облик, что в нас остается все же узнаваемым? Конечно это глаза, которые не даром называют «зеркалом души». А что такое «Душа»?

Как вы понимаете слова «Не позволяй душе лениться»? Приведите примеры из литературы тех персонажей, которые «Позволили душе лениться», как авторы относятся к ним, чему учат нас?

Чем опасна духовная лень с точки зрения исторического развития? Приведите примеры из отечественной и мировой истории.

Вводим понятие «самооценка». Обращаемся к учебнику и экрану на котором появляется формула Самооценка = успех

Притязания

Как можно повысить самооценку?

Затем посредством мультимедиа, используя ЭОР по обществознанию, демонстрируем таблицу, в которой раскрываются этапы самопознания. Учащиеся записывают основные моменты в тетрадь.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что самопознание является формой познавательной деятельности, которая приводит к самосовершенствованию личности.

Важным средством самопознания является самоисповедь (мини – лекция учителя), в заключении приводим слова Достоевского: «главное, самому себе не лгите. Лгущий, самому себе и собственную ложь слушащий до того доходит, что уже никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим. Не уважая же никого. Перестает любить, а, чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым слабостям и доходит до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи к людям и к себе самому»

Далее, используя интерактивный метод «Займи позицию» учащиеся должны перейти на тот ряд или иной, выбрав для себя вариант ответа на вопрос: Главным результатом в процессе самосовершенствования являются изменения во внешнем облике человека или в перемены в духовно-нравственном мировоззрении человека?

После того как ребята определились, им дается право обосновать свой выбор. И возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока, на доске рисуем пирамиду познания и располагаем на самой вершине «самопознание», так как ребята уже сами сделали «выбор» и он ими наглядно был продемонстрирован.

В качестве закрепления учащимся предлагается решить несколько вопросов теста (используем ИКТ).

В заключение урока подводим итоги и оцениваем работу учащихся на уроке. Для этого используем метод рефлексии. У каждого на парте лежат карточки красного, желтого и коричневого цвета. Учащимся предлагается определить, насколько важную для себя информацию они получили на уроке, пригодится ли им она в будущей жизни. Для этого необходимо взять нужную карточку и положить ее на стол учителя. «Да» - красная; «Не знаю» - желтая; «Нет» - коричневая.

Домашнее задание: учебник А.Г. Важенин «Обществознание» п. 43 с 123, написать эссе на тему «Как вы понимаете выражение «Познай самого себя».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему: Познание как деятельность.Самопознание

Автор: Глебова Елена Викторовна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства