kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Демографическая ситуация в Российской Федерации и проблемы неполной семьи". Тип урока: решение частной задачи (комплексное применение знаний).Цуль урока: создать условия для  понимания учащимися сущности демографической ситуации в России, развитие умений совместными усилиями анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение. Планируемые результаты данного урока :владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи  социальных процессов; навыков оценивая социальной информации. Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности; готовность и способность вести диалог, ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценности семейной жизни. Тип урока: урок-исследование. Оборудование: презентации учителя и учащихся, документы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи". »

Тема урока: Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи.


Тип урока: решение частной задачи (комплексное применение знаний).

Цель: создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России, развитие умения совместными усилиями анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение.

Планируемые результаты ( предметные): владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Полная семья. Неполная семья. Депопуляция. Инфантилизация подрастающего поколения.

Образовательные ресурсы:

  1. Обществознание: учебник  для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов; под ред Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.

Оборудование: презентации учителя и учащихся, документы

Тип урока: урок-исследование

Организационная структура урока

Вводная часть

Мотивация. Постановка учебной задачи.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы будем обсуждать очень важную и актуальную для каждого россиянина тему (слайд 1, 2). Учащиеся по слайду определяют тему урока.

«Демографическая ситуация в современной России».

На уроке мы попытаемся проанализировать подготовленные учащимися мини-исследования и презентации и выработаем совместное решение по данным проблемам. Вступительное слово учителя:

Демогра́фия (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Послушаем учащихся, которые провели исследования

Основная часть

  1. Тенденции развития семьи в современной России.

Из Конвенции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрен Правительством России  в сентябре 2011 г.)

Задачами демографического развития Российской Федерации являются:

В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

- увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни;

- увеличения репродуктивного здоровья населения;

- улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

- всестороннее укрепление семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

- создание условий для самореализации молодёжи;

- обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставления материальной помощи при рождении ребёнка.

В области миграции и расселения:

- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ;

- повышение эффективности использования миграционных потоков путём достижения соответствия их объёмов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;

- обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

1) Назовите основные цели демографической политики РФ.

2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?

3) оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.

Выступление учащихся, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.

- Не всё потеряно, будущее – за молодыми российскими семьями!

     1. Познакомить учащихся с основными тенденциями развития семьи в современном обществе.

Показать статистику неполных семей.

Показать специфику и основные проблемы неполной семьи.

Охарактеризовать основные параметры демографической ситуации.

Показать последствия и прогнозы демографического развития страны.

Оборудование:

Презентация.

Краеведческий материал – демографические данные по Брянской области, в Воронокском поселении

Раздаточный материал – рабочие листы для анализа демографической ситуации.

План урока.

1.Тенденции развития семьи в РФ.

2.Проблема неполных семей.

3.Современная демографическая ситуация.

4.Демографическая ситуация в Брянской области, Воронокском поселении – Алейнов Дмитрий.

Тип урока – урок-лекция с элементами проектной деятельности и подведением итогов.

Новые термины: демография, нуклеарная семья, неполная семья, естественная убыль населения, депопуляция, инфантильность.

В конце урока вы должны ЗНАТЬ:

1. Основные термины и понятия по теме.

2. Показатели, влияющие на демографическую ситуацию.

3. Основные положения демографической политики проводимой в России.

В конце урока вы должны УМЕТЬ:

1. Использовать статистический материал, как источник информации о демографических процессах.

2. Применять полученную информацию в своей жизни.

Вступительное слово учителя:

Демогра́фия (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Послушаем учащихся, которые провели исследования

Выступление учащихся, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.

1.     Тенденции развития семьи в РФ  - мини-исследование Новикова Кирилла

Класс произвольно делится на три группы (логичнее по рядам). В учебнике, на стр. 200 – после параграфа 17 приведен документ – отрывок из Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. Концепция была одобрена Правительством РФ в сентябре 2001 года. Цель Концепции – показать задачи для достижения положительной динамики демографического развития. Работа с рабочим листом.

1 группа – задача в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни.

2 группа – задача в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

3 группа – задача в области миграции и расселения.

Цель каждой группы изучить, что предлагает правительство для решения каждой задачи и заполнить таблицу:

Какие задачи ставит правительство в данной области?

Какие известные вам меры принимаются правительством?

Какие предложения вы можете внести для рассмотрения в Государственную Думу по решению данной задачи?

Составьте общий ответ для своей группы. Приложение №1.

  1.     Тенденции развития семьи в РФ  - Исаченко Марии

   Тему семьи вы не раз рассматривали на уроках обществознания, вы изучали социально-психологические, этические, правовые аспекты семьи. Сегодня мы поговорим о такой проблеме социально-политической жизни РФ, как влияние семьи на демографическую ситуацию России.

 Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения.

   Самое популярное СМИ – телевидение сейчас в рекламных паузах показывает ролики о количестве населения РФ, о высокой смертности, низкой рождаемости, о детях-сиротах. И вовсе не случайно все бьют тревогу из-за кризиса семьи и семейных ценностей. Сегодня население России составляет 141 млн человек.     

   Главная функция семьи – воспроизводство населения.

   Давайте проанализируем Тенденцию развития семьи в РФ.  Социологические опросы и данные статистики показывают:

Растет число зарегистрированных браков, в 2011 году оно увеличилось на 11% и превысило 1 млн зарегистрированных браков в год.

Жених старше невесты в среднем на 2 года.

На 1000 мужчин приходится 1147 женщин, особенно преобладание женщин отмечается с 33-летнего возраста.

Увеличивается возраст людей, вступающих в брак – современная молодежь стремится до брака получить образование, устроиться на работу, приобрести жилье.

Увеличивается число разводов Слайд. В среднем в РФ ежедневно регистрируется 3616 браков и 1534 развода, т.е. 42 % от количества браков. В результате без одного из родителей остается 1288 детей.

Основные мотивы разводов – алкоголизм, наркомания, конфликты, скандалы, плохие отношения с родственниками супруга, измена, физическая несовместимость. Но эти мотивы говорят только об отсутствии у супругов социально-психологической подготовки к браку, все эти проблемы грамотные люди могут разрешить.

Увеличивается возраст родителей на момент рождения первого ребенка, главная причина – стремление добиться материального благополучия. Меньше стало детей в семье. Обратите внимание – в семье патриархальной  благополучие зависело от количества работников.

   Демографы считают, что для обеспечения стабильности численности населения, каждая женщина должна иметь 2,5-3 ребенка, или на 1 ребенка больше, чем родителей.

    Социологи называют моделью типичной семьи в современном индустриальном обществе – нуклеарную (от лат. Nucleus – ядро) семью - это полная семья, состоящая из супругов с 1-2 детьми, находящаяся в зарегистрированном браке, оба супруга работают.

   Современная семья переживает серьезные изменения, вызванные изменениями в развитии общества, но семья занимает важное место в жизненных планах молодежи. Среди мотивов заключения брака доминируют – любовь, стремление жить как все, расчет.

НО:

Сокращается средний размер семьи.

Ослабевают внутрисемейные связи.

Возникает эффект двойной занятости женщин.

Падает престиж мужчины в семье.

Снижается воспитательная функция семьи.

2.     Проблема неполных семей.  – мини-исследование Лободы Анастасии

   Неполная семья  - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.  

   Во всем мире возникла новая проблема, которая волнует социологов и демографов.

Ученые отмечают отклонения от идеальной модели семьи:

А) изначально неполная семья (одинокая мать с ребенком)

Б) распавшаяся семья  (развод)

В) распад семьи из-за внешних событий (вдовство)

Г)  фактическое отсутствие семейных отношений.

   Растет число детей, родившихся вне брака, с 1994-2000 год с 19,6% до 27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30-35 лет – в результате осознанного отказа от брака.

      Распад и ослабление семейных связей, рост числа неполных семей мешает выполнению основных функций семьи. Это:

Материальные проблемы.

Отсутствие полноценных семейных отношений.

Неполноценное общение.

Психологическая незащищенность.

Неполная социализация.

Невозможность выполнять репродуктивную функцию по воспроизводству населения.

3.Современная демографическая ситуация в РФ мини-исследование Пальчиковой Натальи

    В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась конференция по проблеме «Повестка дня на 21 век». На ней ученые пришли к заключению, что если не будут приняты масштабные меры, то на планете будет сохранен только один миллиард населения. Кризис семьи отражается на демографической ситуации. Тенденции сегодняшнего демографического положения таковы:

 1. Население сокращается и из-за естественной убыли – превышения числа смертей над числом рождений на 92%. Так же причина сокращения – эмиграция в зарубежные страны. 

Уровень мужской смертности в 4 раза выше женской и в 3 раза выше, чем в развитых странах. 

2. Население не воспроизводится с середины 60-х годов 20 века. За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был «суженным» прирост населения. Это -  Первая мировая война, Вторая мировая война, период массовых репрессий и 90-е годы - резкое падение рождаемости из-за трудностей перехода к рыночной экономике.

Механизм противодействия естественной убыли населения – иммиграция. Но прием большого количества мигрантов, особенно иноязычных, сложный процесс.  

3. Многодетные семьи – возможность преодоления демографического кризиса в России.

4. Сокращение трудоспособного населения. Российские демографы свидетельствуют, что в 2030-2050 годах вместо сегодняшнего 50% трудоспособного населения будет только 25-30% трудоспособного населения.

 Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.

Последствия депопуляции:

1. Сокращение трудового потенциала.

2. Старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание.

3. Инфантилизация молодежи – чрезмерная опека в малодетных семьях приводит к росту несамостоятельной молодежи.

4. Нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.

4.Демографическая ситуация в Брянской области, Стародубский район Воронокское поселение. Мини-исследование Алейнова Дмитрияс подготовленной презентацией

Английскому писателю Джону Голсуорси принадлежат слова: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет».

1. Изучение проблем семьи и демографической ситуации поможет серьезно

отнестись к будущей семейной жизни.

2. Не надо в будущем ограничиваться одним ребенком в семье – он может вырасти эгоистом, первенцы имеют худшие показатели здоровья, снижение

рождаемости наносит вред здоровью нации.

3. Ваши дети – это ваша обеспеченная и не одинокая старость.

4. Полноценная семья дает возможность прожить дольше, сохранить здоровье и интерес к жизни.

 Вывод:  В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе-ноябре 2014 г. — 1,1 раза, в 23 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5—2 раза.

Естественный прирост населения в январе-ноябре 2014 г. отмечен в 22 субъектах Российской Федерации (в январе-ноябре 2012 г. — в 25 субъектах)

Росстат на сайте "Перепись 2014" разместил предварительные данные по итогам Всероссийской переписи населения 2014 года. Согласно этим официальным данным, население России составило 142 904 200 человек

За январь — апрель 2011 г. отмечено снижение рождаемости в России по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 14,1 %). Смертность тоже снизилась на 20,6 %.

За 2012 год:

  1. родилось 1 896 263 человек (на 102 435 человек или на 5,7 % больше, чем за 2011 год);

  2. умерло 1 898 836 человек (на 26 200 человек или на 1,4 % ниже, чем за 2011 год);

  3. убыль: 2 573 человек (в 2011 году убыль 131 208 человек);

  4. миграционный прирост населения: 294930 человек (в 2011 году 320100).

Естественный прирост 2012 году отмечен в 40 субъектах федерации (18 — республики) против 28 (16 — республики) в 2014 году.

За январь — сентябрь 2013 года:

  1. родилось 1 411 243 человека (на 1 979 человек больше, чем за январь — сентябрь 2012 года);

  2. умерло 1 406 134 человека (на 12 530 человек меньше, чем за январь — сентябрь 2013 года);

  3. прирост: 5 109 человек (в январе — сентябре 2012 года убыль 9 400 человек).

Естественный прирост в январе — сентябре 2013 года отмечен в 43 субъектах федерации (18 — республики) против 38 (18 — республики) в 2012 году. 

В 2014 году Всемирная организация здравоохранения сообщила в ежегодном докладе, что продолжительность жизни российских мужчин самая короткая среди населения Европы и Средней Азии: российские мужчины в среднем доживают лишь до 62,8 лет. В то же время занявшие первое место по продолжительности жизни мужчин израильтяне живут в среднем 80,1 года, британцы — 78,4 года, а испанцы — 78,8

Класс произвольно делится на три группы (логичнее по рядам). В учебнике, на стр. 200 – после параграфа 17 приведен документ – отрывок из Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. Концепция была одобрена Правительством РФ в сентябре 2001 года. Цель Концепции – показать задачи для достижения положительной динамики демографического развития. Работа с рабочим листом.

Из Конвенции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрен Правительством России  в сентябре 2011 г.)

Задачами демографического развития Российской Федерации являются:

В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

- увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни;

- увеличения репродуктивного здоровья населения;

- улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

- всестороннее укрепление семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

- создание условий для самореализации молодёжи;

- обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставления материальной помощи при рождении ребёнка.

В области миграции и расселения:

- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ;

- повышение эффективности использования миграционных потоков путём достижения соответствия их объёмов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;

- обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

1) Назовите основные цели демографической политики РФ.

2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?

Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренную в Конвенции.

1 группа – задача в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни.

2 группа – задача в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

3 группа – задача в области миграции и расселения.

Цель каждой группы изучить, что предлагает правительство для решения каждой задачи и заполнить таблицу:

Какие задачи ставит правительство в данной области?

Какие известные вам меры принимаются правительством?

Какие предложения вы можете внести для рассмотрения в Государственную Думу по решению данной задачи?

Составьте общий ответ для своей группы. Приложение №1.

Просмотр видеоматериалов. Анализ.

Закрепление материала. Тест

А 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа это:

1. род               2. сословие

3. семья           4. элита

А 2. Патриархальная традиционная семья, в отличие от демократической партнерской характеризуется

1. экономической зависимостью женщины от мужчины

2. совместным обсуждением семейных проблем

3. справедливым разделением домашних обязанностей

4. равным участием женщин и мужчин в общественном труде

А 3. Что характеризует демократическую семью?

1. главенствующее положение отца 2. подчиненное положение женщины

3. взаимоуважение между супругами

4. неучастие женщин в общественном производстве

А 4. Репродуктивная функция семьи проявляется в

1. организации потребления       2. моральной регламентации поведения

3. воспитании детей в традициях семьи  4. биологическом воспроизводстве

А 5.Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья – это малая группа.  Б. Семья – это социальный институт.

А) верно только А                 В) верны оба суждения

 Г) оба суждения неверны    Б) верно только Б

А 6. Верны ли суждения о тенденциях развития семьи?

А. В последние годы наметилось сокращение числа семей партнерского типа.

Б. Многие проблемы современной семьи обусловлены тем, что женщины заинтересованы в своей карьере.1. верно только А                2. верно только Б

3. верны оба суждения              4. оба суждения неверны

А 7. Верны ли суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1. Верно только А                       2. Верно только Б

3. Верны оба суждения              4. Неверны оба суждения 

А 8. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к

1) традиционной                      2) партрнерской

3) супружеской                        4) нуклеарной

В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Главные институты общества:

Государство

Религия

Образование

Производство

……………….

Ответ:………………………………………….

В 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Функции……………….

1. Репродуктивная

2. Досуговая

3. Хозяйственная

4. Социально-статусная

Ответ:………………….

В 4. 1. В исследовании приняли участие 1503 человека старше 18 лет «. Им задавали вопросы о заключении брака, разводе, воспитании детей. 3. Каждый второй утверждал, что ранние браки заканчиваются разводом. 4. На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество.

Каждое предложение текста пронумеровано. Определите, какие положения текста носят  А) фактический характер         Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером предложения букву, обозначающую его характер, перенесите в таблицу.

1

2

3

4

 

 

 

 

В 5. Прочитайте текст с пропущенным рядом слов. «Семья – это основанная на___________(1) и кровном родстве малая___________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными_____________________ (3) по отношению друг к другу, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. супружеские отношения, деторождение и первичная ____________________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________(6) и лицам пожилого возраста».

Выберите подходящие слова, в списке слов больше, чем потребуется, каждое слово может быть использовано один раз. Последовательность букв перенесите в таблицу.

А) дети  Б) брак  В) социализация  Г) коллектив  Д) обязанности

Е) институт  Ж) отношения  З) группа  И) любовь К) уважение

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

В 6. Прочитайте текст с пропущенным рядом слов. «В последние десятилетия психологи сделали ряд открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его __________(1). Стало истиной, что________________(2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и уход, но лишен постоянных_____________(3) со взрослым, плохо развивается…Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет»________________(;) ребенка…________________(5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его ___________(6) и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития личности».

Выберите подходящие слова, в списке слов больше, чем потребуется, каждое слово может быть использовано один раз. Последовательность букв перенесите в таблицу.

А) потребности    Б) психика   В) личность    Г) культура

Д) общение   Е) семья   Ж) контакты    З) группа   И) гуманизм

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

С 1. Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.

С 2. Назовите три любые фактора социализации личности.

С 3. Гражданин А., находясь в разводе с женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли сын оказывать материальную помощь отцу? Приведите два аргумента в обосновании своей позиции.

Рефлексия.

Задание на дом: пар 17. Эссе «Гражданский брак-«за» и «против», или реферат «Законодательная охрана брака и семьи».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи".

Автор: Жеребцова Римма Николаевна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240254

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства