Повторительно-обобщающий урок для 8 класса по обществознанию
Цель: в игровой форме повторить основные понятия разделов «Политика», «Экономика», «Социальная сфера», «Человек и общество» - формировать общеучебные, предметные и познавательные компетенции;
развивать навыки командной работы – формировать коммуникативные компетенции.
Описание:
Презентация представляет игровое табло. В игре участвуют 2 команды по 5 человек (по уровню средние ученики), два ученика (слабые) – члены жюри. Каждый прикреплен к одной из команд для фиксации результатов. Остальные – зрители. Игра рассчитана на 40 минут.
Условия игры:
Команды по очереди выбирают квадрат, где скрывается
1. количество баллов за правильный ответ – в этом случае учитель зачитывает вопрос. После 30 секунд размышления требуется дать ответ. Если его нет, вопрос адресуется зрителям.
60- 80 баллов=3,
90-110 баллов=4,
120 и более =5. За половину ответа учитель и члены жюри могут присудить часть призовых баллов.
2. красный квадрат – ход переходит к другой команде
3. торт символизирует приз. На усмотрение учителя можно дать 50 баллов открывшей его команде либо заранее приготовить небольшие сладкие призы.
После окончания игры жюри подводит итоги: баллы переводятся в оценки. Так как игра командная, члены одной команды имеют одинаковый балл, зрители набирают баллы индивидуально.
Вопросы к игре:
А1. Что такое общество? (обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира)
А3. Типы власти по М. Веберу (традиционная, харизматическая, рационально-легальная)
А4. Дайте определения понятиям: толерантность, конформизм, девиация (терпимость к иному мнению, взгляду; внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении, приспособленчество; отклонение поведения от социальной нормы)
А5. Типы обществ (аграрное, индустриальное, информационное)
Б2. Сферы жизни общества (социальная, экономическая, политическая, духовная)
Б3. Кем и когда принята ныне действующая Конституция РФ? (референдумом, 12.12.1993)
Б4. Назовите политические режимы (авторитарный, тоталитарный, демократический)
В1. Сформулируйте главную проблему экономики (потребности общества безграничны, ресурсы ограничены, поэтому важно делать правильный выбор)
В2. На какой срок избирается Президент РФ? (6 лет)
В4. Дайте определения понятиям: человек, индивид, личность (человек – биосоциальное существо, индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему внешними признаками, личность – социально значимые качества человека)
В5. Назовите факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация)
Г1. Приведите 3 примера обязанностей гражданина РФ (платить налоги, служить в армии, беречь природу, соблюдать законы, уважать права других людей)
Г2. Что такое свобода совести? (возможность выбора религии или отказа от нее)
Г3. Рассказать о разделении властей в РФ (законодательная власть – Федеральное Собрание , состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации; исполнительная власть – правительство и министерства; судебная – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды)
Г4. Назовите формы правления (монархия и республика)
Г5. Назовите главные вопросы экономики (что производить? как производить? для кого производить?)
Д1. Дайте определения понятиям: маргинал, люмпен, социальный статус (человек, занимающий промежуточное положение с социальной структуре; социальное дно – бомжи, бродяги; положение человека в группе с присущими ему правами и обязанностями)
Д3. Что такое мораль? Наука о морали (представления общества о добре и зле, нормах поведения в обществе; этика)
Д5. Что может быть «социальным лифтом»? Кто его разработал? (школа, церковь, армия; Питирим Сорокин)