Конспект урока "Пра¬ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи¬ты прав человека и гражданина в РФ" (9 класс)
Конспект урока "Пра¬ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи¬ты прав человека и гражданина в РФ" (9 класс)
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим. Он на свете не один!
Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пра¬ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи¬ты прав человека и гражданина в РФ" (9 класс)»
Дата: «_____»_____________________ 20____г.
Предмет:Обществознание.
Класс: 9.
Тема: «Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ».
Урок: 14.
Цель: дать обучающимся представление о том, что такое права ребенка, познакомить их с основными документами о правах ребенка.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни; научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать права другого человека.
Наше занятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим. Он на свете не один!
Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)
Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (познакомиться с правами ребенка).
IV. Работа по теме.
Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций определила специальный день, когда права ребёнка становятся центром внимания общественности.
Ежегодно 1 июня в мире отмечается Международный день защиты детей. Но это не праздник в современном понимании, когда накрыт стол и приходят гости.
Этот день нужен для того, чтобы постоянно напоминать людям планеты, что с правами детей далеко не всё обстоит благополучно.
Эти права нарушаются как в мире в целом, так и в нашей стране. Сегодня много детей, которые страдают, тяжело болеют, страдают от голода, последствий войн и природных катастроф.
Человечество признало ребёнка полноценной личностью, к сожалению, только в новейшее время.
В течение многих столетий в Европе бытовало мнение, что ребёнок – это «недоделанный взрослый», которого – методом кнута и пряника – надлежит усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе. И только в начале двадцатого века международное сообщество стало принимать законы, охраняющие права малолетних граждан.
В 1924 году международная организация Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка, которая состояла всего лишь из пяти статей, так как в то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении предотвращении детского рабства, детского труда и торговли детьми. После второй мировой войны, вслед за Всеобщей декларацией прав человека, в 1959 году Организация Объединённых наций принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены основные социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Декларация была призвана гарантировать детям такие права как:
· право на семью;
· на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
· на посещение школы и на учёбу;
· на равенство в правах;
· свободно выражать свои мысли; на собственное мнение;
· на имя и гражданство;
· на получение информации;
· на защиту от насилия и жестокого обращения;
· на медицинское обслуживание;
· на отдых и досуг;
· на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например у детей с ограниченными возможностями).
Физкультминутка
В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка.
Главная мысль Конвенции о правах ребёнка: ребёнок – это полноценная личность, а не собственность родителей.
Согласно Конвенции ребёнком признаётся «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Следовательно, каждый подросток, в том числе и вы, с позиции международного права может рассматриваться именно как ребёнок.
В 1990 году наша страна подписала для исполнения этот международный документ, защищающий жизнь и права детей на нашей планете, и закрепила права ребёнка в национальном законодательстве.
Например, в нашей стране ваши права гарантированы:
· Конституцией Российской Федерации;
· Гражданским кодексом Российской Федерации;
· Трудовым Кодексом Российской Федерации;
· Семейным кодексом Российской Федерации;
· Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Например, положения Трудового кодекса Российской Федерации:
· регулируют интересы несовершеннолетних работников, ограничивая рабочий день,
· запрещают работу в условиях, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию.
В Российской Федерации в соответствии с законодательством ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством. В частности, Конституция Российской Федерации определяет защиту материнства и детства как обязанность государства.
Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Кроме этого, в России появилась должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Он осуществляет независимый контроль за соблюдением прав детей.
К основным направлениям деятельности в области защиты прав ребёнка в нашей стране относят:
· поддержку семьи,
· утверждение здорового образа жизни,
· поддержку различных форм трудовой занятости подростков и молодёжи,
· организацию досуга детей,
· реабилитацию детей инвалидов и тому подобное.
Жизнь человека начинается в семье. В Конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Они имеют право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, помочь им в духовном и нравственном развитии и получении образования, представлять права и интересы детей в государственных учреждениях, в том числе и в судах.
Хорошо, если вы не представляете себе, что может быть иначе. Но права детей нарушаются взрослыми довольно часто.
Если родители не заботятся о воспитании детей – пьянствуют, принимают наркотики, жестоко обращаются с детьми, они могут быть лишены родительских прав. Тогда заботу о ребёнке через органы опеки и попечительства берёт на себя государство.
Органы опеки и попечительства – это специальные отделы, которые работают в органах местного самоуправления и призваны заботиться о соблюдении прав детей. Кроме того, такие отделы занимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей.
Дети, оставшиеся без попечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органы опеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботы о чужом ребёнке.
Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни ребёнка, нарушении его прав и законных интересов, должен сообщить об этом в органы опеки и попечительства.
Если были нарушены ваши права и законные интересы, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд. Кроме этого, вы можете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощи детям, в службу экстренной психологической помощи по телефону и иные организации.
Также вы имеете право обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
Давайте вспомним, что такое дееспособность?
Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объёме дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.