kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Пра¬ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи¬ты прав человека и гражданина в РФ" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим. Он на свете не один!

Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пра¬ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи¬ты прав человека и гражданина в РФ" (9 класс)»

Дата: «_____»_____________________ 20____г.

Предмет: Обществознание.

Класс: 9.

Тема: «Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ».

Урок: 14.

Цель: дать обучающимся представление о том, что такое права ребенка, познакомить их с основными документами о правах ребенка.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни; научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать права другого человека.

Метапредметные: развивать умения рассуждать, анализировать, расширять словарный запас обучающихся.

Личностные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки и уважение к закону.

Тип урока: урок открытия нового знания. Вид: беседа.

Оборудование: учебник, телевизор, видеоурок.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие учителя и учащихся; отчёт дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

  1. Актуализация знаний по теме.

Проверка домашнего задания (Чит. § 14-15; написать эссе (говорят мудрые) стр. 123).

III. Мотивационно-целевой этап.

Наше занятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения:

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим. Он на свете не один!

Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)

Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (познакомиться с правами ребенка).

IV. Работа по теме.

Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций определила специальный день, когда права ребёнка становятся центром внимания общественности.

Ежегодно 1 июня в мире отмечается Международный день защиты детей. Но это не праздник в современном понимании, когда накрыт стол и приходят гости.

Этот день нужен для того, чтобы постоянно напоминать людям планеты, что с правами детей далеко не всё обстоит благополучно.

Эти права нарушаются как в мире в целом, так и в нашей стране. Сегодня много детей, которые страдают, тяжело болеют, страдают от голода, последствий войн и природных катастроф.

Человечество признало ребёнка полноценной личностью, к сожалению, только в новейшее время.

В течение многих столетий в Европе бытовало мнение, что ребёнок – это «недоделанный взрослый», которого – методом кнута и пряника – надлежит усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе. И только в начале двадцатого века международное сообщество стало принимать законы, охраняющие права малолетних граждан.

В 1924 году международная организация Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка, которая состояла всего лишь из пяти статей, так как в то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении предотвращении детского рабства, детского труда и торговли детьми. После второй мировой войны, вслед за Всеобщей декларацией прав человека, в 1959 году Организация Объединённых наций принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены основные социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Декларация была призвана гарантировать детям такие права как:

·        право на семью;

·        на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

·        на посещение школы и на учёбу;

·        на равенство в правах;

·        свободно выражать свои мысли; на собственное мнение;

·        на имя и гражданство;

·        на получение информации;

·        на защиту от насилия и жестокого обращения;

·        на медицинское обслуживание;

·        на отдых и досуг;

·          на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например у детей с ограниченными возможностями).

Физкультминутка

В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка.

Главная мысль Конвенции о правах ребёнка: ребёнок – это полноценная личность, а не собственность родителей.

Согласно Конвенции ребёнком признаётся «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Следовательно, каждый подросток, в том числе и вы, с позиции международного права может рассматриваться именно как ребёнок.

В 1990 году наша страна подписала для исполнения этот международный документ, защищающий жизнь и права детей на нашей планете, и закрепила права ребёнка в национальном законодательстве.

Например, в нашей стране ваши права гарантированы:

·         Конституцией Российской Федерации;

·         Гражданским кодексом Российской Федерации;

·         Трудовым Кодексом Российской Федерации;

·         Семейным кодексом Российской Федерации;

·         Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Например, положения Трудового кодекса Российской Федерации:

·         регулируют интересы несовершеннолетних работников, ограничивая рабочий день,

·         гарантируют продолжительный оплачиваемый отпуск,

·         запрещают работу в условиях, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию.

В Российской Федерации в соответствии с законодательством ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством. В частности, Конституция Российской Федерации определяет защиту материнства и детства как обязанность государства.

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Кроме этого, в России появилась должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Он осуществляет независимый контроль за соблюдением прав детей.

К основным направлениям деятельности в области защиты прав ребёнка в нашей стране относят:

·         поддержку семьи,

·         утверждение здорового образа жизни,

·         поддержку различных форм трудовой занятости подростков и молодёжи,

·         организацию досуга детей,

·         реабилитацию детей инвалидов и тому подобное.

Жизнь человека начинается в семье. В Конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Они имеют право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, помочь им в духовном и нравственном развитии и получении образования, представлять права и интересы детей в государственных учреждениях, в том числе и в судах.

Хорошо, если вы не представляете себе, что может быть иначе. Но права детей нарушаются взрослыми довольно часто.

Если родители не заботятся о воспитании детей – пьянствуют, принимают наркотики, жестоко обращаются с детьми, они могут быть лишены родительских прав. Тогда заботу о ребёнке через органы опеки и попечительства берёт на себя государство.

Органы опеки и попечительства – это специальные отделы, которые работают в органах местного самоуправления и призваны заботиться о соблюдении прав детей. Кроме того, такие отделы занимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей.

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органы опеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботы о чужом ребёнке.

Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни ребёнка, нарушении его прав и законных интересов, должен сообщить об этом в органы опеки и попечительства.

Если были нарушены ваши права и законные интересы, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд. Кроме этого, вы можете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощи детям, в службу экстренной психологической помощи по телефону и иные организации.

Также вы имеете право обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

Давайте вспомним, что такое дееспособность?

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объёме дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

V. Рефлексия.

VI. Подведение итогов урока.

Просмотр видеоурока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Чит. § 14-15; нарисовать рисунок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Шнякина Екатерина Олеговна

Дата: 09.02.2022

Номер свидетельства: 599883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства