Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: "Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения"»
Дата 22.04.2022г.
Класс 6 «Б»
Тема: Общение. Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения.
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.
Задачи:
• Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
• Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
• Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
• Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
• Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
• Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения, работа со словарем, применение знаний полученных на уроке история
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I. ОРГМОМЕНТ Цель: Предварительная организация класса Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке!
II. Изучение нового материала
1. Ребята, а сейчас я бы хотела, чтобы вы мне объяснили, как понимаете вот это высказывание.
А. Сент-Экзюпери: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”.
(Высказывание А. Сент-Экзюпери побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.)
Дети выражают свое понимание мысли А. Сент-Экзюпери.
-благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;
- усваивают правила поведения и применяют их на практике;
- такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;
- общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;
- любой человек оценивает себя как бы глазами других людей; чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе;
- через общение человек получает знания об окружающем мире;
- с помощью общения происходит передача опыта;
- общение позволяет усвоить нравственные ценности;
- благодаря общению люди учатся оценивать поступки;
- усваивают правила поведения и применяют их на практике;
- общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;
- через общение человек получает сведения о самом себе.
Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже довольно долго рассуждаем, а может, кто- то догадался, какая сегодня будет тема урока?
Назовите тему нашего урока.
Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»
(записывают дату и тему в тетради)
Сегодня мы познакомимся с четвертым видом деятельности – общением.
Скажите, а что мы должны узнать и понять сегодня на уроке?
Значит какая цель нашего урока?
Цель: Понять, что такое общение и его роль в жизни людей.
Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»? Вы назвали много разных ассоциаций. Сколько мнений, столько ассоциаций. Но наши ассоциации = это же не точное определение. А где мы можем узнать точное значение понятия «общение»?
Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.
Работа с разными словарями. Ваше задание: собрать слова из словаря в понятие и внимательно прочитать.
Понятия озвучиваются.
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В словаре Ожегова слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
Так и словари рассматривают понятия со своей направленности. Т.е. толковый словарь Ожегова дает лексическое толкование, философский – рассматривает определение с т.з. философии, а психологический словарь – с т.з. психологии.
Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Откройте учебники на стр. 66, найдите определение общения. (читают вслух).
Общение –взаимные деловые и дружеские отношения….
Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства. А теперь посмотрите в учебнике какие есть способы общения. (стр.68–69.)
Игра «Остров»
А теперь предлагаю вам переместится на необитаемый остров где есть только растения, источник воды и один человек. Предлагаю вам ответить на один вопрос может ли он жить на острове? (Ответы детей)
- Следующий вопрос «На остров прибило ящик, вы можете положить туда 3 предмета (одушевленные или неодушевленные), что угодно, кроме средств связи и передвижения, что вы положите туда? Вербально (ответы детей)
- Какие + и какие у людей живущих на острове могут быть? (ответы детей)
Итак, какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.
Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.
Итог урока:
Итак, ребята мы с вами со всеми задачами справились? Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?
Тогда нам остается закрепить полученные знания с помощью игры «крестики-нолики», которая даст возможность заработать дополнительные баллы. Вы любите играть в эту игру. На партах у вас лежать листочки с игровым полем. Возьмите их. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – ставите Х, если не верное – 0.
1. Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения (Х)
2. Мы можем общаться с помощью и речи и жестов (Х)
3. Для того, чтобы общение приносило удовольствие надо придерживаться правил общения (Х)
4. Неречевое общение существует только в форме жестов. (0)
5. В ходе общения происходит обмен информацией. (Х)
6. Общение происходит только в семье (0)
7.Общение всегда приносит удовольствие ( О)
8.Результатом общения можно считать развитие самого человека (Х)
9.Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (0)
Проверка (подсчет общих баллов и выставление оценок)
Всего баллов:
Поднимите руку – у кого оценка 5, у кого – 4, у кого – 3.
Домашнее задание
Для тех, кто хочет на следующий урок получить оценку 5, вам нужно будет составить кроссворд из пяти слов с ключевым словом «общение».
Рефлексия
Ребята, вам все было понятно на уроке?
Что вы узнали нового из нашего урока?
Какое настроение у вас было на уроке?
Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.
Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения.