kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний, развитие правового самосознания в  области уголовного права.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Уголовная ответственность несовершеннолетних"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г.Тамбова

(МАОУ СОШ № 4)









Конспект урока по обществознанию для учащихся 10-11 классов

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»



Разработан учителем истории и обществознания Барашевой Л.В.




























г.Тамбов

2018 год

Цель урока: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний, развитие правового самосознания в области уголовного права.

Задачи:

Образовательные: Повторить основные понятия, регулирующие отрасль уголовного права РФ.

Выделить особенности возникновения уголовной ответственности несовершеннолетних.

Развивающие: Развивать интеллектуальные, исследовательские умения - умения анализировать, обобщать, интерпретировать полученные данные, делать выводы.

Воспитательные: Формировать коммуникативные умения, воспитывать культуру общения через воздействие на эмоциональную сферу, создание условий для повышения правовой культуры, способствовать формированию мотивации к освоению правовых знаний и умений применять полученные знания на практике, воспитать уважение к закону и к социально-правовым нормам.

Тип урока: урок развивающего обучения на основе содержательной интеграции истории и права.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

 - Иллюстративно – репродуктивный

 - Работа с документами, работа с тестовым материалом.

 -Частично поисковый метод, исследовательский метод, практическая работа учащихся.

 - Развитие исследовательских умений учащихся: самостоятельная работа с источниками информации.

Используемые на уроке элементы технологий:

  -игровой технологии;

-здоровьесберегающей технологии;

-информационно - коммуникационной;

-элементы технологии критического мышления и технологии проектирования.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

-находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

-анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

-устанавливать причинно - следственные связи на простом и сложном уровне;

 -представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

-излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

-организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); работать в качестве партнера в рабочей паре или группе одноклассников;

-преодолевать конфликты, договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции собеседника или персонажа.

Регулятивные УУД:

-определять цель, проблему в учебной деятельности;

-выдвигать версии;

-планировать учебную деятельность;

-работать по плану, сверяясь с основными задачами урока;

-находить, исправлять свои и чужие ошибки;

 -оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

-аргументировано, доказательно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т. ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

-осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Планируемый результат:

Учащиеся должны

знать:

 - термины и понятия по разделу Уголовная ответственность;

 - основные виды наказаний несовершеннолетних, предусмотренные УК РФ;

 - смягчающие и отягчающие обстоятельства при назначении наказания несовершеннолетним.

уметь:

 - называть основные понятия уголовного права;

 - работать в паре и группе;

 - производить самопроверку и взаимопроверку знаний;

 - анализировать ситуации на заданную тему;

- делать выводы на основе полученной информации;

-связывать воедино изученный на уроках материал со знаниями, полученными из дополнительных источников; проводить простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты для анализа, карточки с заданиями, презентация по теме урока.

Дидактические материалы выборочные статьи УК РФ.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация учащихся.

2. Повторение пройденного материала. На предыдущих уроках мы приступили к рассмотрению основных положений уголовного права, определили понятие «преступление», рассмотрели его признаки, коснулись понятия «вина», охарактеризовали её основные формы. Сегодня мы рассмотрим вопрос о правовых последствиях совершения преступления, поговорим об уголовной ответственности и наказании. Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности.

Вопросы учащимся.

Основным источникам уголовного права является

А) Конституция РФ

Б) Уголовный кодекс РФ

В) Административный кодекс РФ

Уголовная ответственность по общему правилу наступает

А) с 14 лет

Б) с 16 лет

В) с 18 лет

Одним из признаком преступления является

А) вина

Б) непредсказуемость

В) соучастие

Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляет

А) Генеральным прокурором

Б) только мировым судьей

В) только судом

До судебного решения лицо не может быть задержано на срок

А) не более 48 часов

Б) не более трех часов

В) не более 30 суток

Уголовное судопроизводство защищает

А) права и законные интересы потерпевших от преступления

Б) права и законные интересы организаций, потерпевших от преступления

В) личность от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть подвержено административному задержанию на срок

А) не более 12 часов

Б) не более 24 часов

В) не более 48 часов

Какие в зависимости от характера и степени общественной опасности преступные деяния, предусмотрены Уголовным Кодексом?

преступления малой тяжестиумышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Это такие преступления, как оставление в опасности (ст. 125), оскорбление (ст. 130) и т.д.

преступления средней тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Это, например, доведение до самоубийства (ст.110), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), незаконное предпринимательство (ст.171) и др.

тяжкие преступления — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Это, например, нарушение правил безопасности

 под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими. Бездействие—пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия — малейшего движения транспорта (ч.З ст.263).

особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание лишение свободы свыше десяти лет или более строгое наказание. К этой группе преступлений относят, например, убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105) или бандитизм (ст.209).

По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, а во-вторых, наказывает его. Наказание – особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступление (запись в тетрадь).

Вопрос учащимся: На ваш взгляд, какое лицо подлежит уголовной ответственности?

Ответы учащихся: Согласно ст. 18 УК РФ, уголовной ответственности подлежит только вменяемое лицо, достигшее возраста, установленного законом (с 16 лет, а за некоторые преступления – с 14 лет). Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления. На ваш взгляд, форма вины оказывает влияние на назначение наказания?

Необходимо вспомнить принцип презумпции невиновности: никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в строгом соответствии с законом.

Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание - это одно и тоже?

Ответы учащихся: Нет, уголовная ответственность предшествует наказанию. Лицо, виновное в совершении преступления привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет ему наказание.

Давайте вспомним, какие виды наказаний предусмотрены уголовным законодательством, согласно ст. 44 УК РФ.

1. Штраф (от 25 до 1000 МРОТ)

2. Обязательные работы – выполнение осуждённым в свободное от основной работы время бесплатных общественных работ (4 ч. в день) – от 60 до 240 часов.

3. Исправительные работы отбываются по месту работы с удержанием из заработка осуждённого в доход государства суммы в размере от 5 до 20 % (устанавливаются на срок от 2 месяцев до двух лет).

4. Ограничение свободы – содержание осуждённого без изоляции от общества в специальном учреждении (с18 лет)

5. Арест – содержание в условиях строгой изоляции от общества (от 1 до 6 месяцев) – с 16 лет.

6. Лишение свободы – изоляция от общества путём направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима (от 6 мес. до 20 лет).

Во время задержания допускается ряд нарушений. Давайте определим, какие нарушения имеются в данных ситуациях.

Игра «Задержание». Игра «Допрос».

К сожалению, законы нарушают не только взрослые, но и дети. В наше время подростковая преступность перестала быть чем-то необычным. Как показывает практика, самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать.

Более 145 тысяч преступлений совершается ежегодно. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей стране – несовершеннолетний.

Анализ состояния дел по данной проблеме говорит о том, что в России до XIX в. дети, совершившие преступления, отбывали наказания на общих со взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленные губернии, в Сибирь, на каторгу, заключали в тюрьмы. Попадая в тюрьму, такие дети быстро «адаптировались» к ее обстановке, заводили новые знакомства из среды взрослых преступников и выходили из нее еще более искалеченными как умственно, так и нравственно.

Закон 1866 г. впервые установил порядок учреждения и общие начала деятельности исправительных приютов. В соответствии с законом исправительные заведения должны были находиться в ведении МВД и предназначались только для детей, совершивших преступления. Заведения именовались в законе «богоугодными и общеполезными», и к их учреждению призывались государственные, общественные организации, частные лица, земства, духовенство. Главная цель, которая стояла перед исправительными заведениям, - вывести несовершеннолетних из тюрем и арестных домов.

Практическая деятельность исправительных заведений вышла за рамки Закона 1866 г., их назначение стало более широким: оно состояло в том, чтобы улучшить участь несовершеннолетних обоего пола (бесприютных, сирот и нищих); позаботиться о воспитании порочных детей с тем, чтобы те стали полезными обществу гражданами; обеспечить воспитание тех, кто мог стать преступником (малолетних, лишенных крова, доброго руководства и попечения), т.е. перед исправительными заведениями ставилась цель предупреждения преступлений.

Конечная цель, которую видели перед собой практики, заключалась в воспитании религиозно – нравственного, грамотного, знающего ремесло честного человека (Тальберг. Исправительные колонии и приюты в России. – СПб., 1882. ).

Разработанная К.Н. Вентцелем «Декларация прав ребенка» (1917 г.), в которой права и свободы детей уравнивались с правами и свободами взрослых, одухотворила гуманистические идеи П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерева, И.И. Горбунова-Посадова и других педагогов, способствовала развитию идеологии реформирования воспитания на началах антропоориентированного процесса. «В таком ключе существовавшая школа подвергалась резкой критике как «школа-фабрика», нивелирующая индивидуальность, школа «механического учения», которое душит живую, творческую мысль, «школа - принуждение», отравляющая радость детства и юности, где не знают уважения к личности ребенка, стараются подавить всякое свободное выражение его стремлений, обезжизнить, обезличить его» (И.И. Горбунов – Посадов. Несколько вступительных слов / Свободное воспитание, 1907 – 1908. - №1, столб. 1-10).

Согласно постановлению ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», уголовная ответственность устанавливалась с 12 лет, причем с этого возраста вводилась и высшая мера наказания – расстрел.

Вся работа по перевоспитанию несовершеннолетних передается в ведение НКВД. В конце 30-х годов гуманистические принципы работы по профилактике отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних были практически сведены на нет и необоснованно подменялись репрессивно-карательной педагогикой. Все это явилось следствием тотального попрания демократических свобод и прав со стороны командно-административного аппарата власти.

7 апреля 1935 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», вводившее применение к несовершеннолетним любых мер уголовного наказания, вплоть до смертной казни. В подтверждении чего издано 1935.11.25 Постановление ВЦИК СНК «Об изменениях по борьбе с несовершеннолетними» начинающееся с преамбулы — «В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года „О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних“ (С. З., 1935, N 19, ст. 155), Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 года „О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности“ (С. З., 1935, N 32, ст. 252) и Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июля 1935 года „О дополнении уголовных и гражданских кодексов союзных республик“ (С. З., 1935, N 41, ст. 344)» и заканчивающийся решением "Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР постановил в П.1 "1. Изложить ст. 12 Уголовного кодекса РСФСР в следующей редакции: «12. Несовершеннолетние, достигшие двенадцатилетнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер наказания».

20 апреля 1935 года были выпущены специальное разъяснение Политбюро (РГАСПИ, Ф.17, Оп.1, Д.962, Л.32) и циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним (ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а):

К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).

В Уголовном кодексе есть самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):

-   штраф;

-    лишение права заниматься определенной деятельностью;

-   обязательные работы;

-   исправительные работы;

-   арест;

-    лишение свободы на определенный срок. 


К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет:

-         за убийство (ст. 105);

-         умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

-         умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст112);

-         похищение человека (ст. 126);

-         изнасилование (ст. 131);

-         насильственные действия сексуального характера (ст. 132);

-         кражу (ст. 158);

-         грабеж (ст. 161);

-         разбой (ст. 162);

-         вымогательство (ст. 163);

-         неправомерное овладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);

-         терроризм (ст. 205);

-         захват заложника (ст. 206);

-         заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

-         вандализм (ст. 214);

-         хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);

-         хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

-         приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).



Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Для трудны подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции обязательных работ), Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

- несовершеннолетним мужского пола осужденным впервые к лишению свободы, также несовершеннолетним женского пола воспитательницы колониях общего режима;

- несовершеннолетним мужского пола ранее отбывавшими лишение свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима.

Лишение свободы — самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему. В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено
освобождение от уголовной ответственности. Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия:

-   предупреждение;

-   передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

-   возложение обязанности загладить причиненный вред;

-   ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания, вне дома после определенного времени суток.

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего, в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.


Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо

- Как вы думаете, что же является причинами преступлений несовершеннолетних?

Ответы учащихся:

  • возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).

  • влияние семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.

  • культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры, выпивки, хулиганства.

  • низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности.


Подросткам необходимо знать, где заканчивается детская шалость и начинается уголовно наказуемое деяние. Возможно, ознакомившись с видами наказаний, назначаемым несовершеннолетним (ст.38 Уголовного кодекса Российской Федерации), кто-то иначе посмотрит на действия своих товарищей, да и сам сумеет вовремя остановиться, вспомнив, какое наказание он может получить за свои проделки.

К сожалению, далеко не все несовершеннолетние осознают своевременно противоправность своих деяний или же не знают, что за их совершение наступает уголовная ответственность.

Видеоролик

Насколько вы считаете необходимым поддержать предложение о возвращении в УК РФ наказания –смертная казнь.

Обсуждение.

Подводим к тому, что смертная казнь слишком суровая мера наказания.

Давайте проанализируем ситуации.

Ситуация 1. Шестеро 15-летних подростков в районе Тверской улицы встретили 16-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашёл 50-рублёвую купюру. Деньги он вернул, но «за обман» потребовал крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, они вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, они завели юношу в подвал и избили. На следующий день они позвонили по телефону и потребовали деньги. Вот тут-то их и задержали. Было возбуждено уголовное дело. - Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за данное преступление? (Да, понесут, т..к. за вымогательство наступает ответственность с 14 лет, нанесение телесных повреждений; квалификация состава преступления /отягчающее обстоятельство/- совершено группой подростков.)

Ситуация 2. 15-летний Шилов застрелил свою подругу 18-летнюю Касатонову, опасаясь, что у них родится ребенок. Со слов Шилова, покойная делать аборт отказывалась, а жениться он не хотел. Зная, что гнев отца девушки (кстати, бывшего сотрудника милиции) в случае, если родиться ребенок вне брака, будет ужасен, преступник выбрал самый простой на его взгляд путь. В один из апрельских дней он пригласил девушку в гости и застрелил ее из пистолета. Труп Шилов закопал на берегу небольшой речки, придавив сверху тремя бордюрными камнями. Родители Шилова, учитывая, что он был отличником в школе, характеризовался положительно, в отличие от покойной, которая к тому же была старше, просили суд назначить наказание не связанное с лишением свободы.

- Возможно ли это?

(Шилов совершил особо тяжкое преступление, поэтому наказание может быть только связано с лишением свободы.)

При назначении наказания суд учитывает несколько факторов: характер и степень общественной опасности деяния, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. 61, 63 УК РФ).

Задание учащимся: Рассмотрите таблицу, отметьте в соответствующей колонке обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Проверка правильности выполнения задания (проекция)



Обстоятельство

Смягчающие

Отягчающие

1.

Совершение преступления впервые

+


2.

Совершение преступления под влиянием угрозы

+


3.

Совершение преступления организованной группой


+

4.

Несовершеннолетие виновного

+


5.

Совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений


+

6.

Совершение преступления с особой жестокостью


+

7.

Наличие малолетних детей у виновного

+


8.

Совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств

+


9.

Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления


+

10.

Чистосердечное признание или явка с повинной, активное содействие раскрытию преступления

+


11.

Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести


+

12.

Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления

+



Давайте обобщим, все, что мы узнали на сегодняшнем уроке.

Задание учащимся. Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.

1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.(+)

2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.(+)

3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4) На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.(+)

5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.(+)

6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.(+)

7) Подростки курили в туалете школы.

8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

9) В нетрезвом состоянии шофёр не смог справиться с управлением автобусом на обледенелой дороге и наехал на проходившего по тротуару человека.

10) Два подростка, увидев поздно вечером лежащего на обочине дороги пьяного мужчину, вынули из его карманов деньги.


4. Подведение итогов. Домашнее задание (тест).



Приложение 1

Работа с текстом


На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие – назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) конфискация имущества; г) пожизненное лишение свободы; д) обязательные работы; е) исправительные работы; и) арест; к) лишение свободы на определенный срок.

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а сам не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Как и в предыдущем уголовном законодательстве, в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет. Несовершеннолетний возраст, как отягчающее обстоятельство, учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.


Ошибки

Правильные ответы

1. 16 лет 1.

14 лет

2. 20 лет 2.

18 лет

3. Одно уголовно-правовое воздействие

Два уголовно-правовых воздействия: а) назначение наказания; б) принудительные меры воспитательного воздействия

4. в, г

4. а, б, д, е, и, к

5. Смертная казнь

5. Лишение свободы на срок не свыше 10 лет

6. Специализированный детский дом

6. Специализированные воспитательные учреждения: спец. школа или спец. училище

7. Как и в предыдущем уголовном законодательстве

7. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних

8. До 15 лет

8. До 8 лет

9. Как отягчающее обстоятельство

9. Как отягчающее обстоятельство


Приложение 2

Контрольный тест

1. Возрастной отрезок, определяющий признание лица, совершившего преступление, несовершеннолетним

а)Исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет

б) Исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет

в) Исполнилось 16 лет, но не исполнилось 18 лет


2. За совершение особо тяжкого преступления несовершеннолетнему лицу может быть назначено пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

а) Да

б) Нет


3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

а) Да

б) Нет


4. Несовершеннолетний может быть осужден на … обязательных работ.

а) Срок от 50 до 500

б) Срок от 40 до 160 часов

в) Не ограниченный срок


5. Продолжительность исполнения обязательных работ, назначаемая лицам в возрасте …

а) До 15 лет не может превышать 2 часов в день

б) От 14 до 15 лет не может превышать 4 часов в день

в) От 15 до 18 лет не может превышать 6 часов в день


6. Сроки давности, предусмотренные уголовным законодательством при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания

а) Те же, что и для взрослых

б) Сокращаются наполовину от сроков, установленных для взрослых

в) Срок давности устанавливает суд


7. Судимость в отношении несовершеннолетних, отбывших срок лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести погашается …

а) Так же, как и для взрослых

б) Через три года после отбывания лишения свободы

в) Через год после отбывания лишения свободы

г) Сразу после окончания срока лишения свободы


8. Несовершеннолетние несут уголовную ответственность за преступления, совершенные по неосторожности с … лет.

а) 14

б) 15

в) 16

г) 18


9. К несовершеннолетнему применяются меры воспитательного воздействия в качестве …

а) Основного наказания

б) Дополнительного наказания

в) Освобождения от уголовного наказания

г) Освобождения от уголовной ответственности


10. Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности при совершении преступления …

а) Небольшой тяжести без применения принудительных мер воспитательного воздействия

б) Средней тяжести без применения принудительных мер воспитательного воздействия

в) Любой тяжести, если исправление возможно путем применения принудительных мер воспитательного характера

г) Небольшой или средней тяжести, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия


11. Несовершеннолетний осужденный, к моменту вынесения судом приговора, должен достигнуть возраста … лет для назначения ареста.

а) 18

б) 16

в) 15

г) 14


12. Несовершеннолетие виновного признается обстоятельством, смягчающим наказание.

а) Да

б) Нет


13. К числу наказаний, назначаемых несовершеннолетним, относятся:

а) Штраф

б) Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград

в) Обязательные работы

г) Исправительные работы

д) Ограничение по военной службе

е) Пожизненное лишение свободы

ж) Смертная казнь


14. Арест назначается несовершеннолетним осужденным на срок от …

а) 1 до 4 месяцев

б) 2 недель до 6 месяцев

в) 2 месяцев до 1 года


15. В случае отсутствия данных о возрасте подсудимого, днем его рождения считается …

а) Произвольно установленный день

б) Последний день года, определенного экспертами

в) Первый день, следующий за годом, определенным экспертами


16. Исправительные работы, назначенные несовершеннолетним осужденным, не могут превышать …

а) 6 месяцев

б) 1 года

в) 2 лет


17. Максимальный срок лишения свободы, который может назначаться несовершеннолетним осужденным в возрасте от 16 до 18 лет – … лет.

а) 15

б)10

в) 20

г) 25


18. Несовершеннолетний, достигший необходимого возраста, но имеющий отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством подлежит уголовной ответственности.

а) Подлежит при всех обстоятельствах

б) Не подлежит, если уровень психического развития ограничивает его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими

в) Не подлежит при всех обстоятельствах


19. Несовершеннолетний считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность …

а) В день рождения

б) По истечении суток, на которые приходится день рождения


20. Фактический срок, который должен отбыть несовершеннолетний для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания за тяжкое преступление – не менее …

а) Одной трети срока наказания

б) Половины срока наказания

в) Двух третей срока наказания





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по обществознанию "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Автор: Барашева Лариса Валерьевна

Дата: 15.01.2019

Номер свидетельства: 495495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства