Комплект методических материалов по экономике посвящён поурочному планированию. Может быть полезен учителям экономики и обществознания (10-11 класс), а также преподавателям экономики колледжей, техникумов. При этом рабочая программа дисциплины составлена на сто часов, разработана на основе учебника "Экономика для учеников 10-11 классов общеобразовательных школ" И. В. Липсиц.
Просмотр содержимого документа
«№ 1»
Просмотр содержимого документа
«№ 2»
Просмотр содержимого документа
«№ 3 ПЗ»
План урока № 3
Тема: Понятие экономики.
Тип урока: Закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Метод обучения: Деловая игра.
Наименование практической работы: Деловая игра «Как заработать на жизнь».
Дидактическая цель: Углубить теоретические знания по теме.
Научить применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, самостоятельно выполнять задания.
Студенты должны уметь ориентироваться в конкретных экономических ситуациях, выработать навыки предпринимательской деятельности.
Воспитательная цель: Вызвать у студентов интерес к творческой работе.
Воспитать качества, присущие современному деятелю рынка – предприимчивость, инициативность, коммуникабельность, новаторство, бережливость, расчётливость, ответственность за свои поступки, умение рисковать в разумных пределах.
Развивающая цель: Развивать логическое и экономическое мышление, интуицию.
Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития студента.
Межпредметные связи:
- обеспечиваемые: менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учёт и др.;
- обеспечивающие: обществознание, математика.
Источники информации:
Куликов Л. М. Основы экономической теории, стр.88-92.
Камаев В. Д. Экономическая теория: Краткий курс, стр.168-197.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для бакалавров, стр. 17-19.
Ход урока
Организационный момент.
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Проверка степени готовности студентов к самостоятельной работе.
Фронтальный опрос. Вопросы:
Какие факторы производства вам известны?
Какой доход приносят природные ресурсы (земля)?
Какой доход приносят ресурсы человеческого труда?
Какой доход приносят капитальные блага?
Какой доход приносят предпринимательские способности?
Дайте определение понятия «рента».
Какой особенностью обладает главный природный ресурс – земля?
От чего зависит размер земельной ренты?
Чем рента является для арендатора, для собственника земли, для общества?
3. Инструктаж по выполнению задания.
4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
5. Подведение итогов.
5. Домашнее задание: Повторить материал темы «Понятие экономики».
Просмотр содержимого документа
«№ 4»
План урока № 4
Тема: Понятие экономики.
Тип урока: Закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Метод обучения: Деловая игра.
Наименование практической работы: Земельная рента.
Дидактическая цель: Углубить теоретические знания по теме.
Уметь применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, самостоятельно выполнять задания. Уметь рассчитывать цену земли, дифференциальную земельную ренту 1 и 2.
Воспитательная цель: Вызвать у студентов интерес к творческой экономической работе.
Воспитать качества, присущие современному деятелю рынка – предприимчивость, инициативность, новаторство, бережливость, расчётливость, ответственность за свои поступки, умение рисковать в разумных пределах.
Развивающая цель: Развивать логическое и экономическое мышление, интуицию. Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития студента.
Межпредметные связи:
- обеспечиваемые: менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учёт и др.;
- обеспечивающие: обществознание, математика.
Источники информации:
Куликов Л. М. Основы экономической теории, стр.88-92.
Камаев В. Д. Экономическая теория: Краткий курс, стр.168-197.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для бакалавров, стр. 17-19.
Ход урока
Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Проверка степени готовности студентов к самостоятельной работе.
Фронтальный опрос. Вопросы:
Какие факторы производства вам известны?
Какой доход приносят природные ресурсы (земля)?
Какой доход приносят ресурсы человеческого труда?
Какой доход приносят капитальные блага?
Какой доход приносят предпринимательские способности?
Дайте определение понятия «рента».
Какой особенностью обладает главный природный ресурс – земля?
От чего зависит размер земельной ренты?
Чем рента является для арендатора, для собственника земли, для общества?
3. Инструктаж по выполнению задания.
4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание: Повторить материал темы «Понятие экономики».
Просмотр содержимого документа
«№ 5»
План урока № 5
Тема: Понятие экономики.
Тип урока: Закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Метод обучения: Деловая игра.
Наименование практической работы: Земельная рента.
Дидактическая цель: Углубить теоретические знания по теме.
Уметь применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, самостоятельно выполнять задания. Уметь рассчитывать цену земли, дифференциальную земельную ренту 1 и 2.
Воспитательная цель: Вызвать у студентов интерес к творческой экономической работе.
Воспитать качества, присущие современному деятелю рынка – предприимчивость, инициативность, новаторство, бережливость, расчётливость, ответственность за свои поступки, умение рисковать в разумных пределах.
Развивающая цель: Развивать логическое и экономическое мышление, интуицию. Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития студента.
Межпредметные связи:
- обеспечиваемые: менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учёт и др.;
- обеспечивающие: обществознание, математика.
Источники информации:
Куликов Л. М. Основы экономической теории, стр.88-92.
Камаев В. Д. Экономическая теория: Краткий курс, стр.168-197.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для бакалавров, стр. 17-19.
Ход урока
Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Проверка степени готовности студентов к самостоятельной работе.
Фронтальный опрос. Вопросы:
Какие факторы производства вам известны?
Какой доход приносят природные ресурсы (земля)?
Какой доход приносят ресурсы человеческого труда?
Какой доход приносят капитальные блага?
Какой доход приносят предпринимательские способности?
Дайте определение понятия «рента».
Какой особенностью обладает главный природный ресурс – земля?
От чего зависит размер земельной ренты?
Чем рента является для арендатора, для собственника земли, для общества?
3. Инструктаж по выполнению задания.
4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание: Повторить материал темы «Понятие экономики».
Просмотр содержимого документа
«№ 6»
План урока № 6
Тема: Ограниченность ресурсов и её влияние на экономические механизмы человечества
Тип урока: Комбинированный
Метод обучения: Рассказ с элементами беседы
Дидактическая цель: Студенты должны иметь представление об ограниченности ресурсов и последствиях этой ограниченности для экономики.
Студенты должны понимать сущность проблемы выбора; иметь общее понятие о границах производственных возможностей.
Воспитательная цель: Воспитывать качества, присущие современному деятелю рынка –предприимчивость, инициативность, новаторство, бережливость, ответственность за свои поступки, умение рисковать в разумных пределах.
Развивающая цель: Развивать логическое мышление, интуицию. Вызвать у студентов интерес к творческой экономической работе.
Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития студента.
Межпредметные связи:
- обеспечиваемые: маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учёт и др.
- обеспечивающие: обществознании, история.
Источники информации:
1. Куликов Л. М.. Основы экономической теории, стр. 67-72.
2. Экономическая теория: Краткий курс. Камаев В. Д., стр. 31-36.
3. Липсиц И. В. Экономика: учебник, стр. 33-46.
Ход урока
Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос:
Какие факторы производства вам известны?
Какой доход приносит каждый из этих факторов?
Почему экономическая наука не включает в состав факторов производства деньги?
Какое значение для экономической деятельности приобрёл ещё один специфический фактор производства «информация»?
Что такое рента?
От чего зависит её размер?
Какие виды ренты вам известны?
По какой формуле рассчитывают цену земли?
Какими талантами и способностями должен обладать предприниматель?
3. Изучение нового материала:
а) Ограниченность ресурсов.
б) Основные последствия ограниченности ресурсов.
4. Закрепление изученного материала: Предложить студентам схематично изобразить границу производственных возможностей и объяснить график.
5. Домашнее задание:
а) Написать эссе.
Темы:
б) Повторить тему «Ограниченность ресурсов и её влияние на экономические механизмы человечества».
Просмотр содержимого документа
«№10»
План урока № 10
Тема: Закономерности формирования спроса и предложения.
Тип урока: Комбинированный.
Метод обучения: Рассказ с элементами беседы.
Дидактическая цель: Студенты должны знать закон спроса; а также - понятия «спрос», «величина спроса», «шкала спроса».
Студенты должны иметь представление о неценовых факторах, вызывающих сдвиг кривой спроса.
Студенты должны понимать, как построить графики «кривая спроса» и «сдвиг кривой спроса»
Воспитательная цель: Воспитывать качества, присущие современному деятелю рынка - бережливость, инициативность, расчётливость, ответственность за принимаемые решения, умение предугадать действия конкурентов и рыночную конъюктуру, рисковать в разумных пределах.
Развивающая цель: Развивать логическое мышление, интуицию. Вызвать у студентов интерес к творческой экономической работе.
Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития студента.
Межпредметные связи:
- обеспечиваемые: маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учёт и др.
- обеспечивающие: обществознание, история.
Источники информации:
1. Куликов Л. М.. Основы экономической теории, стр. 182-193.
2. Экономическая теория: Краткий курс. Камаев В. Д., стр. 58-75.
3. Липсиц И. В. Экономика: учебник, стр. 59-100.
Ход урока:
Организационный момент.
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Повторение изученного материала.
Выступления студентов с творческими работами (эссе). Темы: «Что такое общественные блага», «Экономика как искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Изучение нового материала:
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос:
Дайте определение понятия «спрос».
Объясните, что такое «величина спроса».
Что такое «шкала спроса»?
Как выглядит кривая спроса?
Сформулируйте закон спроса.
Как называются факторы, вызывающие сдвиг кривой спроса?
Перечислите неценовые факторы, вызывающие сдвиг кривой спроса.
Изобразите на графике сдвиг кривой спроса.
Домашнее задание:
Повторить материал темы «Закономерности формирования спроса и предложения»
Просмотр содержимого документа
«№11»
План урока № 11
Тема: Закономерности формирования спроса и предложения.
Тип урока: Комбинированный.
Метод обучения: Рассказ с элементами беседы.
Дидактическая цель: Студенты должны знать закон предложения; а также - понятия «предложение», «величина предложения», «шкала предложения», «эластичность спроса и предложения»
Студенты должны иметь представление о неценовых факторах, вызывающих сдвиг кривой предложения.
Студенты должны понимать, как построить графики «кривая предложения», «сдвиг кривой предложения», «эластичный спрос», «неэластичный спрос», «эластичное предложение», «неэластичное предложение».
Воспитательная цель: Воспитывать качества, присущие современному деятелю рынка - бережливость, инициативность, расчётливость, ответственность за принимаемые решения, умение предугадать действия конкурентов и рыночную конъюктуру, рисковать в разумных пределах.
Развивающая цель: Развивать логическое мышление, интуицию. Вызвать у студентов интерес к творческой экономической работе.
Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития студента.
Межпредметные связи:
- обеспечиваемые: маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учёт и др.
- обеспечивающие: обществознание, история.
Источники информации:
1. Куликов Л. М.. Основы экономической теории, стр. 182-193.
2. Экономическая теория: Краткий курс. Камаев В. Д., стр. 58-75.
3. Липсиц И. В. Экономика: учебник, стр. 59-85.
Ход урока:
Организационный момент.
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос:
Дайте определение понятия «спрос».
Объясните, что такое «величина спроса».
Что такое «шкала спроса»?
Как выглядит кривая спроса?
Сформулируйте закон спроса.
Как называются факторы, вызывающие сдвиг кривой спроса?
Перечислите неценовые факторы, вызывающие сдвиг кривой спроса.
Изобразите на графике сдвиг кривой спроса
Изучение нового материала:
Закрепление изученного материала.
Задание:
Графически проиллюстрировать на доске:
кривую спроса;
сдвиг кривой спроса;
кривую предложения;
сдвиг кривой предложения;
эластичный и неэластичный спрос;
эластичное и неэластичное предложение.
Домашнее задание:
Повторить материал темы «Закономерности формирования спроса и предложения»
Просмотр содержимого документа
«№12ПЗ»
План урока № 12
Тема: Закономерности формирования спроса и предложения.
Тип урока: Закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Метод обучения: Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
Наименование практической работы: Построение кривых спроса и предложения. Сдвиг кривых спроса и предложения.
Дидактическая цель: Углубить теоретические знания по теме.
Научить применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, самостоятельно выполнять задания, воспроизводить полученные знания.
Студенты должны уметь экономически грамотно мыслить; уметь строить линии спроса и предложения в случае воздействия на них каких-либо внешних факторов
Воспитательная цель: Вызвать у студентов интерес к творческой экономической работе.
Воспитать качества, присущие современному деятелю рынка – предприимчивость, инициативность, новаторство, бережливость, расчётливость, ответственность за свои поступки, умение рисковать в разумных пределах.
Развивающая цель: Развивать логическое и экономическое мышление, интуицию.
Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития студента.
Межпредметные связи:
- обеспечиваемые: менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учёт и др.;
- обеспечивающие: обществознание, математика, история.
Источники информации:
Куликов Л. М. Основы экономической теории, стр. 149-165.
Камаев В. Д. Экономическая теория: Краткий курс, стр. 27-31.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для бакалавров, стр. 47-58.
Ход урока
Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Проверка степени готовности студентов к самостоятельной работе. Экономический диктант:
Дайте определение понятия «спрос».
Изобразите кривую предложения.
Сформулируйте закон спроса.
Сформулируйте закон предложения.
Изобразите на графике сдвиг кривой спроса.
Инструктаж по выполнению задания.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
5. Подведение итогов.
Домашнее задание: Повторить материал темы «Закономерности формирования спроса и предложения».
Просмотр содержимого документа
«№13»
План урока № 13
Тема: Закономерности формирования спроса и предложения.
Тип урока: Закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Метод обучения: Деловая игра.
Наименование практической работы: Деловая игра «Эластичность».
Дидактическая цель: Углубить теоретические знания по теме. Формировать умения экономически грамотно мыслить, правильно делать выводы по результатам расчётов.
Научить применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, самостоятельно выполнять задания, воспроизводить полученные знания.
Студенты должны уметь ориентироваться в системе цен, сложившихся на рынке; планировать семейный бюджет; рассчитывать коэффициенты эластичности спроса по цене и по доходу.
Воспитательная цель: Вызвать у студентов интерес к творческой экономической работе.
Показать роль экономиста и бухгалтера при расчёте коэффициентов эластичности спроса.
Воспитать качества, присущие современному деятелю рынка – предприимчивость, инициативность, новаторство, бережливость, расчётливость, ответственность за свои поступки, умение рисковать в разумных пределах.
Развивающая цель: Развивать логическое и экономическое мышление, интуицию.
Развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития студента.
Межпредметные связи:
- обеспечиваемые: менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учёт и др.;
- обеспечивающие: обществознание, математика.
Источники информации:
Куликов Л. М. Основы экономической теории, стр. 149-165.
Камаев В. Д. Экономическая теория: Краткий курс, стр. 27-31.
Липсиц И. В. Экономика: учебник для бакалавров, стр. 47-58.
Ход урока
Организационный момент.
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.
Проверка степени готовности студентов к самостоятельной работе.
Устный опрос:
Что такое спрос? Как звучит закон спроса? Как выглядит кривая спроса?
Изобразите на графике сдвиг кривой спроса и объясните график.
Что такое предложение? Как звучит закон предложения? Как выглядит кривая предложения?
Чем отличается эластичный спрос от неэластичного спроса? Проиллюстрируйте ответ графически.
Инструктаж по выполнению задания.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
Подведение промежуточных итогов.
Домашнее задание: Повторить материал темы «Закономерности формирования спроса и предложения»