Методическая разработка итогового урока по обществознанию:
«Социальные группы и их классификация» (урок в 11 классе)
Всюду и всегда человеческие существа живут в ассоциации друг с другом.
Цели урока:
•закрепить знания учащихся по теме через работу с заданиями в формате ЕГЭ;
•продолжить формирование у учащихся навыков по применению теоретических знаний на практике;
•развивать операционные умения учащихся – выполнение заданий в формате ЕГЭ с применением рекомендованных алгоритмов;
•развивать монологическую речь, аналитические умения как основу критического мышления.
Оборудование: дополнительная информация по теме (Приложение 1,2), рабочий лист (Приложение 3).
Использованная литература и другие информационные источники:
1. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» П.А. Баранов. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2013
2. Дыдко С.Н. Обществознание: практикум для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание». «Социальные отношения». «Экономика». «Политика». «Право»: 10-11 класс/С.Н. Дыдко. - М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2013
3. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2014. Обществознание: репетитор/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт и др. – М.: Эксмо, 2014
4. http://socioworld.nm.ru/
Тип и вид урока: итоговый урок в форме коллективной практической работы (выполнение заданий по теме с обязательными комментариями вслух о ходе рассуждений (согласно предложенным алгоритмам к заданиям различных типов), разбор возможных ошибок).
Этапы урока:
I. Постановка цели работы на уроке, знакомство с планом работы.
II. Понятий «социальная общность» и «социальная группа» (сравнительный анализ).
Основные закрепляемые умения и способы действий: анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
III. Классификация социальных групп (виды, основания для классификации, признаки).
Основные закрепляемые умения и способы действий: объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
IV. Семья, молодёжь как одни из ключевых социальных групп (основные признаки).
Основные закрепляемые умения и способы действий: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.
V. Результаты, выводы по уроку. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Постановка цели работы на уроке для учащихся, знакомство с планом работы.
Цель работы на уроке – закрепление изученного материала по теме и отработка умений и навыков в соответствии с требованиями к ЕГЭ, согласно спецификации и кодификатора.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ по теме «Социальные отношения»:
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодежь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
II. Сравнительный анализ понятий «социальная общность» и «социальная группа»
1. Распределите признаки на 2 группы, озаглавьте их:
наличие внутренней организации;
общая цель деятельности;
наличие совместной деятельности;
общность потребностей;
формы социального контроля;
образцы (модели) деятельности;
сходство условий жизнедеятельности;
интенсивные взаимодействия.
Социальные группы - 1,2,5,6,8; социальные общности – 3,4,7.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная общность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной общности.
Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения.
Социальная общность является действительным объединением множества людей, участвующих в тех или иных социальных процессах, осуществляющих (непосредственно или опосредованно) ту или иную совместную деятельность и, следовательно, так или иначе связанных друг с другом.
Под социальной общностью имеются в виду лишь группы людей, объединенных социальной связью.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.
Социальные группы – это различные общности индивидов, скрепленные специфическими социальными солидаристскими связями и отличающими их от других групп свойствами и потребностями.
Современное общество демонстрирует великое многообразие социальных групп.
Многообразие социальных групп обусловлено, прежде всего, разнообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы.
4. Каким образом различаются и как связаны понятия «социальная общность» и «социальная группа»?
Социальные группы отличаются от общностей, в основе которых лежат разного рода биологические, биосоциальные, географические признаки и свойства индивидов (расовые, половые, возрастные, национальные, этнические, территориальные и т.п.). Социальные группы обязательно являются социальными общностями.
5. Блиц-опрос (комментарии только при необходимости – вопросах учащихся или учителя). Какое задание, по-вашему мнению, при выполнении могло вызвать затруднения?
1.Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Социальная группа - это любая совокупность людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом.
Б. Социальная группа - это группа, положение которой обязательно регламентируется нормативными документами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
2. Любая социальная группа характеризуется
1)малочисленностью состава
2)родственными связями
3)неформальным контролем за поведением
4)общностью социального статуса
3. Дети, молодежь, мужчины - это социальные общности, выделяемые по
1)территориальному признаку
2)этническому признаку
3)демографическому признаку
4)профессиональному признаку
4. Племена и народности - это:
1)исторические типы общества
2)социальные страты
3)этнические общности
4)социальные группы
5. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?
1)дети
2)пожилые люди
3)мужчины
4)молодежь
6. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные группы».
Молодежь, дети, пожилые люди, мужчины, старики, новорожденные.
Найдите и запишите слово, «выпадающее» из этого ряда и относящееся к другому понятию.
7. Установите соответствие (социальные группы - критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: | КРИТЕРИИ: |
А)мужчины | 1) демографический |
Б)племена | 2) этнический |
В)народности | |
Г)дети | |
1221 |
III. Классификация социальных групп (виды, основания для классификации, признаки).
Комментарии по предварительной работе по теме:
Вопрос о классификации социальных групп во многом и сейчас в науке остаётся спорным, поэтому при изучении темы было рассмотрено несколько классификаций, принятых в социологии (Приложение 1). Более подробно изучались группы, имеющие наибольшее влияние на развитие общества (Приложение 2). Вопрос о важности изучения особенностей групп для современного общества не рассматривался – это стало домашним заданием при подготовке к итоговому уроку.
6. Заполните пропуски в таблице «Виды социальных групп»
(основания для классификации или наименование групп).
Численность членов группы |
| |
Характер (……………….. и регулярность) взаимодействия |
| |
Факт существования |
| реальная группа |
Способ организации и регулирования взаимодействия |
| |
|
временная группа | постоянная группа |
|
учебная группа | спортивная группа |
Ответ:
Численность членов группы |
малая группа | большая группа |
Характер (частота и регулярность) взаимодействия |
первичная группа | вторичная группа |
Факт существования |
номинальная группа | реальная группа |
Способ организации и регулирования взаимодействия |
формальная группа | неформальная группа |
Длительность существования |
временная группа | постоянная группа |
Ведущая деятельность |
учебная группа | спортивная группа |
7. Определите вид социальных групп, используя их различные классификации. Прокомментируйте выбор (назовите признаки, по которым группа была отнесена к определённому виду). Приведите ещё примеры данных видов социальных групп.
| Пример социальной группы | Вид социальной группы |
1 | семья | |
2 | работники большого цеха на производстве | |
3 | команда шахматистов-профессионалов, собранная для игры в командном турнире | |
4 | группа друзей встречается вечером за шахматной игрой | |
5 | мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров | |
6 | зрители в театре, на стадионе | |
7 | слушатели радиостанции «Маяк» | |
Ответ: курсивом отмечены возможные изменения характера группы при определённых обстоятельствах.
| Пример социальной группы | Вид социальной группы |
1 | семья | реальная, естественная, первичная, малая, (неформальная, формальная), (временная, стабильная) |
2 | работники большого цеха на производстве | реальная, естественная, вторичная, большая, формальная, (стабильная, временная) |
3 | команда шахматистов-профессионалов, собранная для игры в командном турнире | реальная, естественная, вторичная, формальная, (первичная, неформальная) |
4 | группа друзей встречается вечером за шахматной игрой | реальная, естественная, первичная, малая, неформальная |
5 | мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров | референтная, вторичная |
6 | зрители в театре, на стадионе | квазигруппа, обусловленная толпа |
7 | слушатели радиостанции «Маяк» | квазигруппа, аудитория |
8. Почему в современном обществе перед социологами ставятся задачи особого изучения некоторых видов социальных групп: малые группы, квазигруппы – аудитория, толпа, референтные группы?
Изучение малых групп в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера, такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений. Проблема воздействия на аудиторию, возможностей ее разделения, а также усвоения ею нужной информации является важной в политике, менеджменте, работе средств массовой информации.
Механизмы образования толпы, иррациональное и часто деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых-социологов. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище, что угрожает социальному порядку, а значит - необходимо вырабатывать механизмы управления толпой разных типов.
Чаще всего при исследовании социальных процессов большее значение, чем всем другим видам толпы, придаётся действующей толпе.
Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы (или мы стремимся к членству в какой-то группе), мы принимаем групповые стандарты и принципы. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации - неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений.
9. Для каких социальных общностей применимы понятия «агрегация», «категория»?
Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория». Например, вполне корректно говорить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п.
Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве, и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
IV. Семья, молодёжь как одни из ключевых социальных групп.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «семья»?
11. «Семья - социальная группа … социальный институт». Что, по-вашему мнению, должно стоять между понятиями – и; или и знак вопроса в конце предложения; запятая?
12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья - это основанная на _________ (А) и/или кровном родстве малая ___________(Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными __________(В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____________(Г), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная _________(Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к__________(И) и лицам пожилого возраста».
1)дети 2) брак 3) социализация
4) коллектив 5) обязанности 6) институт
7) отношения 8)группа 9)любовь Ответ:285631
13. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Молодежь — это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи..., используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле — потерянным поколением.
Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.
И.М. Ильинский «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»
С1. Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?
С2. В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?
С3.Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?
С4.Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.
Ответ:
С1. В традиционных обществах молодёжь не востребована – «потерянное поколение», т.к. «традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений» и опасаются «стихии молодёжи».
В динамичных обществах молодёжь используется как «интеллектуальный и энергетический резерв», т.е. резерв обновления общества.
С2. Основную социальную функцию молодёжи автор видит в осуществлении «проектов будущего», социальных перемен, задуманных старшим поколением.
С3. Автор называет активность молодёжи, непривязанность к прошлому, а отсюда – открытость к переменам.
С4. Российская молодёжь живёт в динамичном обществе – обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодёжь была активнее задействована в этих переменах.
Примеры учащихся – произвольные, в соответствии с суждениями.
V. Результаты, выводы по уроку.
Домашнее задание: написать эссе.
1.«Молодость - это время для усвоения мудрости...» (Ж. Ж. Руссо).
2.«Семья - основа сообществ, клеточки их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчёл» (Г.К. Честертон)
3. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
4. «Всякая доктрина, пытающаяся разрушить семью, непригодна и неприменима. Семья – это кристалл общества» (В.Гюго)
5.«Масса - это множество людей без особых достоинств» (X. Ортега-и-Гассет).
7