kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История развития парламентаризма в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен истоирии развития парламентаризма в России. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История развития парламентаризма в России»

Тема: Развитие парламентаризма в России

Цели:

Образовательная: помочь обучающимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина;

Развивающая: содействовать формированию у школьников активной жизненной позиции, пониманию роли и места органов народного представительства в политической системе современной России;

Воспитательная: побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения политической культуры

Форма урока: урок-практикум

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

За несколько дней до урока класс был поделен на группы. Каждая группа получила индивидуальное задание, подобрать материал для раскрытия следующих тем: «Казачий Круг – форма демократического устройства донского казачества в XVI – XVII вв»; «Городское самоуправление на Дону в XVIII – XIX вв»; «Традиции парламентаризма на Дону»; «Выборы и гражданские дела в Советской России и СССР»; «Конституционные избирательные права граждан и механизмы их реализации в современной России»; «Федеральные органы государственной власти в Российской Федерации»; «Органы государственной власти в Ростовской области».

Ход урока

  1. Организационный момент

Класс делится на 7 микрогрупп

  1. Ход урока

Урок начинается с беседы по вопросам. Учитель задает вопросы:

  • Что такое парламентаризм? Напишите слова-ассоциации (составьте кластер)

  • Какую роль играют органы народного представительства в политической системе современной России?

  • Участие граждан в политической системе – это право или обязанность?

  • Какова история становления парламентаризма на Дону?

3. Осмысление

Учитель:

Мы с вами живем в Ростовской области – регионе с уникальным историческим прошлым.

Донская земля одной из немногих территорий, где демократия и выборы власти насчитывают более 2000 лет.

Демократические традиции, созданные в древнем Танаисе (III в. до н.э. – III в. н.э.), своеобразная казачья демократия XVI – XVII вв., особенности городского самоуправления в Ростове-на-Дону, Нахичевани, Таганроге (XVIII в.) – это опыт, сконцентрированный на сравнительно небольшой территории, которого нет нигде в мире.

Справедливо утверждение о том, что знание истории и традиций родного края является важнейшей частью образования молодого человека – полноправного гражданина независимой демократической России. Однако одного знания бывает недостаточно. Поэтому перед нами стоит задача – представить себе прошлое демократии и выборов, и проследить продолжение демократических традиций в современной России, разобраться в механизме демократии, ощутить возможность каждого реализовать свое конституционное право избирать и быть избранным.

Территорию Подонья - Приазовья заселяли скифы (VII-III века до нашей эры) и сарматы (III век до нашей эры). Племенные объединения возглавляли вожди, которых сначала выбирали, а позднее их власть передавалась по наследству. Символы власти у этих кочевых племен были: булава, украшения и оружие, инкрустированное золотом. Город Танаис (III век до н.э. – III век н.э.), расположенный в низовьях Танаиса (Дона), входил в состав Боспорского царства. Органом самоуправления города был магистрат, ежегодно избиравшийся горожанами. В городе жили две равноправные общины: эллинов – выходцев из Греции, и танаитов – выходцев из местных племен сарматов и меотов.

Общины выбирали двух глав города – эллинарха и архонта, возглавлявших магистрат. Рабы и иностранцы участия в выборах не принимали.

Все ребята заранее получили задание найти информацию по истории парламентаризма в России и Ростовской области. Я приглашаю представителей от каждой группы, которые отчитаются перед нами о проделанной работе.

4. Отчет каждой группы о проделанной работе

1-я группа:

Казачий круг – форма демократического устройства донского казачества в XVIXVII вв.

В период становления централизованного Российского государства на Дон отовсюду приходят люди, не желавшие подчиняться деспотизму царских бояр и наместников. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших личную свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась «снизу».

Донские казаки жили вольной жизнью, ни за кем не признавая власти над собой. Занимались они ловлей зверей, рыбы, совершали военные походы. В бою они отличались особым мужеством и отвагой, осуществляя дерзкие и внезапные вылазки.

Повседневная необходимость управления казачьим обществом требовало создания органов власти. В XVI в. донскими казаками был сформирован особый тип общественного устройства, высшим органом власти которого стал Войсковой Круг (общее собрание казаков). На кругу принимались решения:

– объявление войны и мира

– прием в казаки

– направление казачьего посольства

– выборы атамана

Не прийти на Войсковой Круг для казака считалось большим позором. Избранному на Кругу большинством голосов атаману вручали знак атаманской власти – булаву и насеку.

Булава – стержень с металлической шишкой (яблоком) на конце. В древности служила оружием, а позднее как знак военной власти. Разновидностью булавы был шестопер, у которого вместо шара на конце прикреплялось шесть перьев – щитиков.

Насека – посох с шаровидным серебряным навершением, передавалась как символ атаманской власти от атамана к атаману. Количество лет, проведенных на атаманстве, отмечалось на древке насеками ножом; отсюда и название.

2-я группа:

Городское самоуправление на Дону в XVIIIXIX вв

В XVIII - XIX веках с ростом промышленного производства и торговли бурно развиваются города. За счет притока рабочей силы из сельской местности увеличивается численность городского населения. В то же время, задачи развития городской инфраструктуры (благоустройство, транспорт, коммуникации, здравоохранение, образование и т.д.) предъявляют новые требования к методам и формам управления городским хозяйством. Особое развитие получает городское самоуправление, от эффективности функционирования которого во многом зависел повседневный быт городских жителей. В апреле 1785 года было принято общее положение о городах или "Грамота на права и выгоды городов Российской империи", которое действовало в Таганроге и Нахичевани с конца XVIII века, а в Ростове - с 1801 года. Согласно этому положению, в выборах городской думы могли участвовать горожане ("городские обыватели"), достигшие 25 лет, владевшие недвижимостью или доходом не менее 50 рублей в год, что являлось по тем временам значительной суммой. Назначаемый царем губернатор контролировал финансовую деятельность городских дум. Самобытно развивалось городское самоуправление в городе Нор-Нахичевань, основанном в 1779 году рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, армянами - переселенцами из Крымского ханства. Город получил от Екатерины II привилегии, ставившие его в один ряд с самыми демократичными городами Европы. Полицейская, судебная и исполнительная власть принадлежала выборному магистрату. Позднее эти привилегии сократились, а по новому "Городскому положению", учрежденному 16 июня 1870 года, Нахичевань-на-Дону, как его стали именовать, приравняли к прочим российским городам. Согласно новому "Городскому положению" происходило закрепление структуры органов городского управления, в том числе в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске. В настоящее время Нахичевань входит в состав города Ростова-на-Дону.

3-я группа

Традиции парламентаризма на Дону

С тех пор, как Указом Петра I от 3 марта 1721 года Войско Донское перешло в подчинение Военной коллегии, а атаманы стали назначаться указами царя, донское казачество не утратило стремления к возрождению демократических форм правления. 17 октября 1905 года, идя навстречу чаяниям многих слоев населения о проведении демократических преобразований, Николай I подписал Манифест, провозгласивший существенное изменение основ государственного строя в Российской Империи. Манифестом объявлялись такие гражданские права, как: неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Высшим законодательным органом в России становилась Дума, причем обещалось предоставление избирательных прав рабочим и другим слоям населения. Донское казачество поддержало Манифест от 7 октября 1905 года. На Дону было образовано 9 округов для проведения двухступенчатых выборов в Государственную Думу.

В I, II, III Государственных Думах Дон представляли 12 депутатов, а в IV - 13. Среди депутатов были землевладельцы, станичные атаманы, судьи, учителя, агрономы. Большинство из депутатов были казаками.

4-я группа:

Выборы и гражданские права в Советской России и СССР

25 марта 1920 года Совнарком России принял декрет о строительстве Советской власти в казачьих областях. Казачье управление, даже в форме советов казачьих депутатов, упразднялось. Создавались единые для всей России органы власти. Советы, являясь номинально органами государственной власти (от поселкового до Верховного Совета СССР), фактически были лишены ее. В стране действовала однопартийная система. Партийными комитетами разных уровней проводились безальтернативные выборы и формировались советские органы, определялась структура и полномочия советов. Советы всех уровней были подотчетны партийным органам. Отсутствовали свобода печати, собраний. Все СМИ отражали точку зрения одной партии - ВКП(б), а затем КПСС. Массовым репрессиям подвергались не только инакомыслящие, но и ни в чем не повинные люди.

Для того времени было характерно несоответствие между официально провозглашенными правами граждан (Конституция декларировала практически все гражданские свободы и права, включая право на всеобщие равные и прямые выборы при тайном голосовании) и тем, как эти права реализовывались на деле. В тоже время, любые попытки народа заявить о своих правах и самим решать политические и социальные вопросы, жестко подавлялись властью.

В период Советской власти государство и значительная часть общества имели основания гордиться определёнными достижениями и даже выдающимися результатами: проведение в короткие сроки индустриализации экономики, относительная стабильность цен на продукты питания, создание мощной армии, выход человека в космос и многое другое. Истинной ценой, которую пришлось заплатить за все достижения и выдающиеся результаты советского периода отечественной истории были: повсеместное ограничение гражданских прав и свобод, многочисленные жертвы среди различных слоев населения, безнаказанность карательных органов и спецслужб, “уравниловка” и неэффективная экономика, застой и единообразие в культурном развитии. Несмотря на реальные ограничения демократии, свободы слова и избирательных прав граждан в советский период в выборные органы государственной власти избирались и люди, пользовавшиеся заслуженным уважением и авторитетом широких слоёв граждан, сделавшие немало в решении, как задач государственной важности, так и в защите прав и отстаивании интересов простых людей. Таковой в истории выборов в Ростовской области стала деятельность великих писателей современности: Михаила Александровича Шолохова - на посту депутата Вёшенского районного Совета, Верховного Совета СССР, Ростовского областного Совета и Анатолия Вениаминовича Калинина - депутата Верховного Совета РСФСР.

5-я группа:

Конституционные избирательные права граждан и механизмы их реализации в современной России

Нам скоро исполнится 18 лет и, согласно действующему законодательству России, мы станем обладателями права избирать органы государственной власти и местного самоуправления, права голосовать на референдуме. Однако можно ли считать, что самого факта достижения 18 лет достаточно для того, чтобы быть полноправным и ответственным гражданином демократического государства? Среди множества определений, характеризующих демократическое устройство государства, есть и такое: "Демократия - это возможность и способность каждого гражданина влиять на формирование власти и управление делами государства. Возможность гарантируется конституционными избирательными правами, способность - во многом зависит от самого гражданина, его знания и умения пользоваться своими правами". Система демократических выборов и проведения референдумов представляет собой достаточно сложный единый "организм". Чтобы разобраться во всем этом, нужно желать этого, стремиться к тому, чтобы не быть "пешкой", послушным рабом, бездумным исполнителем чужой воли или объектом манипуляций. Несмотря на сравнительно молодой возраст современной демократии в России, её Конституция впитала в себя многие достижения в области права, накопленные за многовековую историю развития цивилизации. Важными предпосылками принятия действующей Конституции России стали основополагающие документы международного права, такие как "Всеобщая декларация прав человека", и "Международный пакт о гражданских и политических правах". В практической деятельности государства принято выделять три части единого механизма взаимодействия граждан и государства: "законодательную часть" (формирующую законы - т.е. предписания/запреты), "исполнительную часть" (исполняющую предписания/запреты, принятые "законодательной частью") и "судебную часть" (осуществляющую контроль за формированием предписаний/запретов и их соблюдением). Поэтому при демократическом устройстве государства используется принцип разделения властей. Использование данного принципа не позволяет какой-либо из властей доминировать над другими. Механизмы и процедуры сдерживающего контроля над каждой властью прописаны в конкретных нормах действующей Конституции - основного закона государства. Соблюдение принципа разделения властей в государственном устройстве является одной из важнейших гарантий демократии и реальным механизмом предотвращения произвольного ограничения прав и свобод граждан. В соответствии с разделением властей происходит формирование общей содержательной структуры избирательных прав и определение конкретных органов власти, которым надлежит быть избранными в демократическом государстве. Основу механизмов реализации гарантированных Конституцией избирательных прав граждан в современной России составляют два взаимосвязанных процесса:
1) осознанное и активное участие граждан - избирателей в выборах органов власти и референдумах;
2) правовое обеспечение всех процедур, связанных с проведением независимых выборов и референдумов организаторами выборов - избирательными комиссиями.

Активность участия граждан России в выборах и на референдумах определяется уровнем их правосознания и ответственности, степенью информированности о своих избирательных правах и процедурах выборов и референдумов, гражданской позицией и стремлением к улучшению условий жизни не только лично для себя, но и для всех граждан.

Деятельность избирательных комиссий направлена на подготовку, организацию и проведение выборов и референдумов, обеспечение их независимости и беспристрастности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

6-я группа:

Федеральные органы государственной власти в РФ

  1. Президент РФ

Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации на менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Впервые Президент России был всенародно избран 12 июня 1991 года.

  1. Правительство РФ

Назначаемое Президентом по согласованию с Федеральным Собранием Правительство Российской Федерации осуществляет функции по управлению государственной собственностью, решает вопросы налогового и таможенного регулирования, определяет порядок и правила действия для субъектов хозяйственно-экономической деятельности, осуществляет управление сферами образования, здравоохранения и культуры, решает другие вопросы государственного управления и регулирования, касающиеся всех юридических лиц и граждан России.

  1. Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Формирование Совета Федерации осуществляется путём назначения двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации на моложе 35 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Срок полномочий члена Совета Федерации соответствует сроку полномочий органа, его избравшего (назначившего).

Впервые Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был сформирован в декабре 1993 года.

  1. Государственная Дума. Полномочия Государственной Думы

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную думу избирается 450 депутатов по пропорциональной избирательной системе, т.е. депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. Впервые всенародные выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации состоялись в 1993 году.

7-я группа:

Органы государственной власти Ростовской области

В соответствии с Уставом Ростовской области глава администрации (губернатор) Ростовской области является высшим должностным лицом Ростовской области.

Законодательное Собрание Ростовской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ростовской области. Законодательное Собрание Ростовской области состоит из 45 депутатов. С марта 2008г. депутаты избираются по смешанной избирательной системе:

- по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ)

- по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданых за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

5. Викторина (приложение №1)

  1. Назовите принципы избирательного права.

  2. Кто выступает гарантом Конституции Российской Федерации?

  3. Какие направления деятельности президента Российской Федерации Вы знаете?

  4. Кто обеспечивает безопасность государства и гражданина ?

  5. Что входит в обязанности Президента Российской Федерации ?

  6. Какие полномочия присущи Совету Федерации ?

  7. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации ? Свой ответ аргументируйте.

  8. Когда впервые произошло всенародное избрание Президента Российской Федерации ?

  9. Кто может быть избран членом Совета Федерации ?

6. Подведение итогов викторины.

7. Слово учителя:

Сегодня Вы как будущие избиратели познакомились с историей выборов, развитием парламентаризма и избирательной системой России. Я очень надеюсь, что по достижении Вами избирательного возраста, Вы примете активное участие в судьбе нашей Родины.

Несмотря на тот факт, что история демократии и выборов охватывает значительный период времени, многие страницы этой истории предстоит «написать» Вам – будущим избирателям.















Приложение № 1

(раздаточный материал к викторине)

Карточка № 1

Принципы проведения выборов и референдума в России
(из статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

  • Гражданин Российской Федерации участвует в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  • Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным.

  • Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

  • Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.



Карточка № 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Осуществление высшей кадровой политики в стране.

  • Организация формирования государственных органов и совместная работа с ними.

  • Руководство внешней политикой государства.

  • Обеспечение безопасности государства и граждан.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Назначает с согласия Государственной Думы ФС РФ Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей.

  • Представляет Совету Федерации ФС РФ кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ.

  • Назначает судей федеральных судов.

  • Представляет законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации кандидатуру для наделения полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

  • Назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.

  • Являясь Верховным Главнокомандующим, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации и определяет военную доктрину.

  • Назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

  • Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

  • Подписывает и обнародует федеральные законы.

  • Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Президент Российской Федерации осуществляет и другие полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.



Карточка № 3

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ. ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

  • Одобрение или отклонение федеральных законов, принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

  • Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.

  • Использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

  • Назначение выборов Президента Российской Федерации.

  • Отрешение Президента Российской Федерации от должности.

  • Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

  • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.



Карточка № 4

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

  • Принятие федеральных законов Российской Федерации.

  • Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.

  • Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ.

  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты.

  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

  • Объявление амнистии.

  • Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешение его от должности.

  • Принятие постановлений по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.





















Приложение № 2

Фотоматериал к уроку




























Анализ урока

27.11.11 в 10 А классе был проведен урок обществознания на тему:

Развитие парламентаризма в России.

Цель урока: помочь обучающимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина.

Данный урок является уроком – практикумом.

Цель поставлена правильно, целевая направленность урока прослеживается на всех этапах урока.

Отбор материала производился обучающимися самостоятельно по темам, заявленным заранее. Материал урока призван помочь в формировании активной гражданской позиции обучающихся.

Класс предварительно делится на группы. Каждая группа самостоятельно готовит материал и форму предъявления этого материала другим ученикам класса. Каждая группа получает набор карточек для групповой работы ( приложение № 1).

На уроке использовались следующие дидактические принципы обучения: принцип научности; связи с жизнью (материал имеет практическую значимость для учеников, актуален на данном этапе развития страны); принцип сознательности и активности (самостоятельный поиск материала и определение формы его подачи); принцип наглядности ( на уроке использовались плакаты «Развитие демократии на Дону»).

При подготовке к уроку использовался проблемно-поисковый метод. Методы, используемые на уроке, соответствуют специфике предмета, уровню подготовленности учеников ( «сильный» класс). На уроке была организована групповая работа, в конце урока группы принимали участие в викторине по изученной теме (использовался раздаточный материал, приложение № 1).

При подготовке и проведении урока учитывались возрастные особенности класса, уровень обученности по предмету; значительное место было отведено самостоятельной работе обучающихся.

Учитель владеет материалом на должном уровне, умело применяет его на практике, владеет культурой речи, создает атмосферу доброжелательности в классе.

Заранее был продуман ход урока, разработаны темы для самостоятельного поиска материала обучающимися, оказана помощь в выборе форм предъявления собранного материала классу.

Все группы справились с заданием: самостоятельно нашли материал, распределили между собой кто и как будет представлять изучению тему, были готовы отвечать на дополнительные вопросы.

Поставленные цели урока были достигнуты. Обучающиеся смогли разобраться в современной политической системе России, поняли, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни страны и каждого отдельно взятого гражданина, осознали важность наличия активной жизненной позиции, задумались о своей личной ответственности за судьбу страны.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История развития парламентаризма в России

Автор: Ищенко Елена Федоровна

Дата: 22.04.2018

Номер свидетельства: 467261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Развитие парламентаризма  в России  урок по обществознанию  для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(82) "razvitiie-parlamientarizma-v-rossii-urok-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "265553"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449989908"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Парламенторизм"
    ["seo_title"] => string(15) "parlamientorizm"
    ["file_id"] => string(6) "326032"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463078877"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "«Что такое выборы» разработка урока по обществознанию в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(61) "chtotakoievyboryrazrabotkaurokapoobshchiestvoznaniiuv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "260003"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448880229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства