Просмотр содержимого документа
«Использование герменевтического приёма «Тихая дискуссия» на уроках обществознания в 10 классе»
Пухарева Н.В.,
учитель истории и обществознания
Использование герменевтического приёма «Тихая дискуссия» на уроках обществознания в 10 классе
(Тема урока «Нации и межнациональные отношения»)
Для выявления правильности понимания таких понятий, как «национализм», «национальное самосознание», «межнациональные конфликты», необходимых при изучении данной темы, десятиклассникам был предложен прием «Тихая дискуссия».
Дискуссия – это рассмотрение, исследование; это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов.
С помощью дискуссии можно увидеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному, рассмотрено с разных точек зрения. Это помогает обучающимся формулировать свое мнение, способствует умению свободно говорить на общественно важные темы.
Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии для того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу весь класс и обеспечивает независимость суждений.
На уроке обществознания школьники разделились на группы по 2-3 человека. Каждая группа должна была изобразить на альбомном листе бумаги свои ассоциации по предложенной теме. Можно использовать отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки.
Главное правило этого приёма – соблюдение тишины.
После того как на бумаге отображено мнение обучающегося, можно посмотреть, что делают другие ребята. Можно давать письменные ответы на вопросы других. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.
Через 10-12 минут заканчивается «тихий этап» и руководитель группы представляет общую картину.
Каждая группа отразила в своей работе основные понятия темы и связи между ними. Так, представители одной группы показали с помощью рисунков и терминов то, что национализм приводит к межнациональным конфликтам.
Другая группа изобразила не только конфликт, но и сотрудничество как формы отношений между нациями.
Интересную работу представила ещё одна группа старшеклассников. Ребята выделили самое главное, на их взгляд, понятие темы – «национальное самосознание», которое они изобразили в виде сердца. Также они указали, что национальная политика должна основываться на согласовании интересов разных народов и уважительном отношении к другим нациям.
Повторяющиеся элементы в групповых работах показывают, что школьники имеют достаточно правильное представление о теме урока (с темой знакомились в 8 классе, также современные средства массовой информации широко освещают проблемы межнациональных отношений в мире). Правильное понимание позволяет говорить на одном языке, понимая друг друга без слов. Создание единого смыслового поля (то есть обладание общими смыслами) сближает участников дискуссии, формирует общую коммуникативную деятельность на уроке.
В ходе такой работы ребята демонстрируют собственные взгляды, своё отношение к происходящему, у них складывается определенный тип поведения, а в конечном итоге формируются убеждения и мировоззрение.
Уместно применять «Тихую дискуссию» перед изучением темы, поскольку данный прием позволяет увидеть первоначальный уровень понимания обучающимися понятий, а их корректировка и закрепление идет позже.
Данный вид работы занимает до 20 минут (работа над образами — символами и представление своего творческого продукта). В оставшееся время урока можно провести работу со словарями, обсудить вопросы темы в устной беседе.