Интегрированный урок
(обществознание + история) в 11 классе по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека"
Цели урока:
учебная – определить значение права на жизнь в истории и в современности;
воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;
развивающая – развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.
Тип урока: бинарный, проблемно-развивающий.
Оформление урока (средства):
1. Портреты и иллюстрации событий 30-40-х годов XX века и конца XX-начала XXI веков (Приложение № 4).
2. Раздаточный материал (Приложение № 1-2).
3. Компьютер, проектор, экран.
4. Презентации учащихся:
5. Определения понятия “жизнь”.
6. Фрагменты из сочинений учащихся: “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”
Участники: учащиеся 11 го классов; ученики сидят по группам.
Ход урока
Право на жизнь.
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас гости и давайте с ними поздороваемся.
Послушайте!
«…От всего сердца люблю я только одну жизнь и, поистине, больше всего тогда, когда ненавижу ее»! Эти слова принадлежат Фри́дриху Ви́льгельму Ни́цше — известному немецкому мыслителю.
Ребята, как вы думаете, есть право на жизнь? А кем оно дано? Богом? После ответов ребят, ставится многоточие в теме ( слайд Право на жизнь….)
На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека? Т.е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека? Неотчуждаемыми права называют потому, что мы не можем никому их передать.
Вопрос: Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека?
Предполагаемые ответы учащихся (далее - ответ):
право на жизнь;
право на личную свободу
право на свободное вероисповедание
право на достойный образ жизни
право на защиту чести, достоинства, доброго имени
право на свободу мысли
право на выражение мнения и убеждения
право на выбор места жительства
право на отдых
право на образование
право на бесплатное медицинское обслуживание
право на свободное передвижение
Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?
Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.
Учитель: Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека. Тема нашего урока так и звучит “Право на жизнь – важнейшее из прав человека” (учитель открывает тему урока). Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботится о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь. Жизнь – это путь человека к достижению своих целей и обретению своей сущности, путь к самореализации. Право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Это право охраняется
Учитель: Обратите внимание. У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение № 1).
Организуется работа по группам:
“Красные” - “Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1948г).
“Синие” - Конституция ПМР
“Зеленые” - Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.).
“Желтые” - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).
Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь.
Учитель: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.
Учитель: Но всегда ли так было? И чтобы ответить на это вопрос нам надо обратиться к истории. Вспомним историю нашей страны в 30-е – 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 г., “сталинская” Конституция.
Организуется работа с документом: отрывок из Конституции 1936 г . (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ №1).
Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936 г.?(Ответы учеников)
Учитель: В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.
Учитель: Луций Сенека говорил: “Чего нет в документах, того нет на свете”. Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936г. не соблюдалось.
Вопрос: Так ли это?
Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936г. Большинство из этих прав оставались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют “бумажной” Конституцией.
Учитель: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?
Ответ: Тоталитарный.
Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.
Ответ:
политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сфера жизни общества;
существует единственная массовая партия (однопартийная система);
уничтожение внутрипартийной оппозиции;
слияние партийного и государственного аппаратов;
культ вождя;
существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;
сверхцентрализация управления экономикой, господство государственной собственности;
массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с “врагами народа” и т.д.
Учитель: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с “врагами народа”. Кто же были эти так называемые “враги”?
Презентация: Учитель обращает внимание учеников на портрет Тухачевского М.Н. – начальника штаба РККА, автору трудов по вопросам военной теории и военному искусству, маршалу Советского Союза.
Учитель: Но репрессии были направлены не только против военных.
Презинтация: Учитель привлекает внимание учащихся к портрету Мейерхольда В.Э. – режиссера и новатора театрального искусства, репрессированного в конце 30-х годов. Рабочий лист № 2, документ №3).
Учитель: Обратимся к статистике.
Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годами к документам (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документы № 4-5).
Учитель: Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев из разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937г. Я думаю, здесь уместно познакомит вас с отрывком из доклада Л.М. Кагановича в институте советского строительства и права: “У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент”.
Вопрос: Как автор объясняет характер советских законов? Были ли они призваны защитить права человека?
Ответ ученика: Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.
Учитель зачитывает отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха”.
Данное время было отражено и в творчестве многих поэтов и композиторов. Пожалуйста 1 группа:
Алина Гентыман: отрывок из стихотворения А. Ахматовой “Reqiem”:
Из вступления
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Так освящали тот период времени поэты, а как это освящали музыканты и композиторы? (вторая группа)
Ответ: Александр Розенбаум написал песню “Вальс 1937 года”, которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР и мною была подготовленная презентация на тему «Жертвы репрессий 30-40годов. . Позвольте предоставить вашему вниманию данную работу.
Учитель; Спасибо за работу.
Учитель: Только в СССР? было подобное? (3 группа)
Презентация, основанная на воспоминаниях Пастора Мартина Нимеллера , (узника фашистких лагерей)
Учитель: Осуждался ли этот нацизм, когда нибудь? Или это было безнаказанным?
(4 группа с презентацией Нюрнбергский процесс.)
Учитель: Закончилась Вторая Мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм – нацизм просуществовал как политический режим двенадцать лет. Итальянский – на десять лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в афторитаризм и этот режим продлился в течение семидесяти с небольшим лет.
И: В 1945г. была образована Организация Объединенных Наций (ООН), одной из задач, которые ставились перед этой организация, является именно защита права человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права. Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь в наши дни? В: Учащимся 9-х классов было дано задание провести социологический опрос “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.
А что вы думаете о Сирии? О Донбассе?(ответ по желанию). Мне было приятно познакомиться с этим мнением.
Учитель: Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Однако войны и конфликты продолжаются и сегодня и их количество становиться все больше и больше.
Учитель: Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве, т.е. государстве, которое признает высшей ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Приднестровье , в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство – это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.
Резерв учитель: Я просила вас написать эссе на тему: “Будущее моего государства « Вот некоторые выдержки:
1. «Государство, в котором я хотела бы жить, должно быть правовым не только на словах, но и на деле». (Гентыман А.)
2. «Одним из приоритетов деятельности государства должна быть социальная политика, которая направлена на улучшение жизни населения. Её главная цель – обеспечение всем людям достойных условий для жизни и развития». (Рулле Е.)
3. «Демократический режим должен проявляться на практике и в соблюдении прав и свобод человека». (Левус Н.)
4. «В государстве… невозможны геноцид, расизм и дискриминация меньшинств» (Кекало А.)
5. «Я бы хотела жить в родном Приднестровье, при этом стараться изменить все к лучшему, но для того, чтобы что-то менять, необходимо начать с себя, верить, что все получится, много работать и я уверена, что все будет хорошо» (Черня Е.)
Учитель: Сегодняшний урок мы начали с определения понятия “жизнь”, которое дается в словаре, но я хочу предложить вам дать свое определение этому понятию. ( Ответы учеников).
Учитель: Вы есть будущее государства .Знакомясь с вашими групповыми работами и сочинениями Эссе, мне было приятно видеть думающих и мыслящих людей, которым буквально через пол года предстоит войти во взрослую жизнь , а значит творить будущее нашей Республики.
Задание капитанам команд оценить работу своих команд. Я учту мнение каждого и устную работу на уроке , но а домашним заданием к следующему уроку будет придумать эмблему к словам « Право на жизнь».
А нашим гостям мы хотели бы подарить ленту, символ жизни!!!
Наш урок окончен. Спасибо всем за работу.
6