kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Право на жизнь-важнейшее из прав человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует всем нормам и стандартам. Содержит различные формы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок история и обществознание 11 кл»

Интегрированный урок

(обществознание + история) в 11 классе по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека"

Цели урока:

  • учебная – определить значение права на жизнь в истории и в современности;

  • воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;

  • развивающая – развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.

Тип урока: бинарный, проблемно-развивающий.

Оформление урока (средства):

1. Портреты и иллюстрации событий 30-40-х годов XX века и конца XX-начала XXI веков (Приложение № 4).

2. Раздаточный материал (Приложение № 1-2).

3. Компьютер, проектор, экран.

4. Презентации учащихся:

5. Определения понятия “жизнь”.

6. Фрагменты из сочинений учащихся: “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”

Участники: учащиеся 11 го классов; ученики сидят по группам.

Ход урока

Право на жизнь.

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас гости и давайте с ними поздороваемся.

Послушайте!

«…От всего сердца люблю я только одну жизнь и, поистине, больше всего тогда, когда ненавижу ее»! Эти слова принадлежат Фри́дриху Ви́льгельму Ни́цше — известному немецкому мыслителю.

Ребята, как вы думаете, есть право на жизнь? А кем оно дано? Богом? После ответов ребят, ставится многоточие в теме ( слайд Право на жизнь….)

На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека? Т.е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека? Неотчуждаемыми права называют потому, что мы не можем никому их передать.

Вопрос: Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека?

Предполагаемые ответы учащихся (далее - ответ):

  1. право на жизнь;

  2. право на личную свободу

  3. право на свободное вероисповедание

  4. право на достойный образ жизни

  5. право на защиту чести, достоинства, доброго имени

  6. право на свободу мысли

  7. право на выражение мнения и убеждения

  8. право на выбор места жительства

  9. право на отдых

  10. право на образование

  11. право на бесплатное медицинское обслуживание

  12. право на свободное передвижение

Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?

Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.

Учитель: Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека. Тема нашего урока так и звучит “Право на жизнь – важнейшее из прав человека” (учитель открывает тему урока). Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботится о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь. Жизнь – это путь человека к достижению своих целей и обретению своей сущности, путь к самореализации. Право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Это право охраняется

Учитель: Обратите внимание. У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение № 1).

Организуется работа по группам:

Красные” - “Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1948г).

Синие” - Конституция ПМР

Зеленые” - Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.).

Желтые” - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).

Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь.

Учитель: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.

Учитель: Но всегда ли так было? И чтобы ответить на это вопрос нам надо обратиться к истории. Вспомним историю нашей страны в 30-е – 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 г., “сталинская” Конституция.

Организуется работа с документом: отрывок из Конституции 1936 г . (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ №1).

Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936 г.?(Ответы учеников)

Учитель: В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.

Учитель: Луций Сенека говорил: “Чего нет в документах, того нет на свете”. Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936г. не соблюдалось.

Вопрос: Так ли это?

Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936г. Большинство из этих прав оставались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют “бумажной” Конституцией.

УчительКакой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?

Ответ: Тоталитарный.

Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.

Ответ:

  1. политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сфера жизни общества;

  2. существует единственная массовая партия (однопартийная система);

  3. уничтожение внутрипартийной оппозиции;

  4. слияние партийного и государственного аппаратов;

  5. культ вождя;

  6. существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;

  7. сверхцентрализация управления экономикой, господство государственной собственности;

  8. массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с “врагами народа” и т.д.

Учитель: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с “врагами народа”. Кто же были эти так называемые “враги”?

Презентация: Учитель обращает внимание учеников на портрет Тухачевского М.Н. – начальника штаба РККА, автору трудов по вопросам военной теории и военному искусству, маршалу Советского Союза.

Учитель: Но репрессии были направлены не только против военных.

Презинтация: Учитель привлекает внимание учащихся к портрету Мейерхольда В.Э. – режиссера и новатора театрального искусства, репрессированного в конце 30-х годов. Рабочий лист № 2, документ №3).

Учитель: Обратимся к статистике.

Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годами к документам (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документы № 4-5).

УчительМы видим, что репрессии были направлены против выходцев из разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937г. Я думаю, здесь уместно познакомит вас с отрывком из доклада Л.М. Кагановича в институте советского строительства и права: “У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент”.

Вопрос: Как автор объясняет характер советских законов? Были ли они призваны защитить права человека?

Ответ ученика: Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.

Учитель зачитывает отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха”.

Данное время было отражено и в творчестве многих поэтов и композиторов. Пожалуйста 1 группа:

Алина Гентыман: отрывок из стихотворения А. Ахматовой “Reqiem”:

Из вступления

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.



Так освящали тот период времени поэты, а как это освящали музыканты и композиторы? (вторая группа)

Ответ: Александр Розенбаум написал песню “Вальс 1937 года”, которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР и мною была подготовленная презентация на тему «Жертвы репрессий 30-40годов. . Позвольте предоставить вашему вниманию данную работу.

Учитель; Спасибо за работу.

Учитель: Только в СССР? было подобное? (3 группа)

Презентация, основанная на воспоминаниях Пастора Мартина Нимеллера , (узника фашистких лагерей)

Учитель: Осуждался ли этот нацизм, когда нибудь? Или это было безнаказанным?

(4 группа с презентацией Нюрнбергский процесс.)

Учитель: Закончилась Вторая Мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм – нацизм просуществовал как политический режим двенадцать лет. Итальянский – на десять лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в афторитаризм и этот режим продлился в течение семидесяти с небольшим лет.

И: В 1945г. была образована Организация Объединенных Наций (ООН), одной из задач, которые ставились перед этой организация, является именно защита права человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права. Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь в наши дни? В: Учащимся 9-х классов было дано задание провести социологический опрос “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.

А что вы думаете о Сирии? О Донбассе?(ответ по желанию). Мне было приятно познакомиться с этим мнением.

Учитель: Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Однако войны и конфликты продолжаются и сегодня и их количество становиться все больше и больше.

Учитель: Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве, т.е. государстве, которое признает высшей ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Приднестровье , в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство – это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.







Резерв учитель: Я просила вас написать эссе на тему: “Будущее моего государства « Вот некоторые выдержки:

1. «Государство, в котором я хотела бы жить, должно быть правовым не только на словах, но и на деле». (Гентыман А.)

2. «Одним из приоритетов деятельности государства должна быть социальная политика, которая направлена на улучшение жизни населения. Её главная цель – обеспечение всем людям достойных условий для жизни и развития». (Рулле Е.)

3. «Демократический режим должен проявляться на практике и в соблюдении прав и свобод человека». (Левус Н.)

4. «В государстве… невозможны геноцид, расизм и дискриминация меньшинств» (Кекало А.)

5. «Я бы хотела жить в родном Приднестровье, при этом стараться изменить все к лучшему, но для того, чтобы что-то менять, необходимо начать с себя, верить, что все получится, много работать и я уверена, что все будет хорошо» (Черня Е.)

Учитель: Сегодняшний урок мы начали с определения понятия “жизнь”, которое дается в словаре, но я хочу предложить вам дать свое определение этому понятию. ( Ответы учеников).

Учитель: Вы есть будущее государства .Знакомясь с вашими групповыми работами и сочинениями Эссе, мне было приятно видеть думающих и мыслящих людей, которым буквально через пол года предстоит войти во взрослую жизнь , а значит творить будущее нашей Республики.

Задание капитанам команд оценить работу своих команд. Я учту мнение каждого и устную работу на уроке , но а домашним заданием к следующему уроку будет придумать эмблему к словам « Право на жизнь».

А нашим гостям мы хотели бы подарить ленту, символ жизни!!!

Наш урок окончен. Спасибо всем за работу.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок "Право на жизнь-важнейшее из прав человека"

Автор: Флока Елена Леонидовна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства