kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Финансовые институты. 2.6

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся  в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Экономика» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Финансовые институты. 2.6 »

2.6 Финансовые институты. Банковская система Богбаз11, §8, 91 – 92.

Финансовая система.

Финансы (от лат. financia – наличность, доход) – 1) совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств; 2) денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении.

Финансовая система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих её осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов; 2) взаимосвязанные звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный и коммерческий кредит, страховые и резервные фонды, фондовый рынок, финансы предприятий и организаций различных форм собственности; совокупность различных сегментов финансовых отношений, каждый из которых имеет специфику в формировании и использовании денежных средств.

Финансовая система = 1) органы управления финансами + 2) финансово-кредитные учреждения + 3) финансовые ресурсы + 4) законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность.

Финансовые ресурсы государства, региона, предприятия, фирмы – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которым располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении; финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансово-кредитные институты (учреждения) – государственные и частные, коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчётных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг

Финансово-кредитные институты = банки + финансовые компании + инвестиционные фонды + сберегательные кассы + пенсионные фонды + взаимные фонды + страховые компании.

Пенсионный фонд – фонд, созданный частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд.

Инвестиционные компании – финансово-кредитный институт, собирающий денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг. Инвестиционная компания выступает посредником между заёмщиками и частным инвестором, выражая интересы последнего. Привлечённые средства компания размещает в своей стране или за рубежом путём покупки акций и облигаций предприятий. Разнообразный набор ценных бумаг позволяет этим компаниям уменьшить риск потери капитала и обеспечить надёжность доходов вкладчиков.

Страховые компании – организации, оказывающие страховые услуги. Они используют средства специальных страховых фондов (отчисления предприятий, граждан), предназначенные для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями.

Фондовые биржи. Коммерческие банки размещают на них акции и облигации своих клиентов.

Межгосударственные финансово-кредитные институты: Мировой банк, Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития. Они занимаются финансированием и кредитованием разных стран, содействуют мировой торговле.

Финансовые компании специализируются на предоставлении потребительского кредита и мелких ссуд индивидуальным заёмщикам (оформление через магазин покупки в кредит).

6.1. Деньги.

6.1.1. Возникновение денег.

Деньги – всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.

Деньги возникли много тысяч лет тому назад. Современное слово «geld» (деньги) имеет в своей основе древнегерманское «gelten» - платить, возмещать в виде жертвоприношения. Первыми деньгами были так называемые «священные» деньги, появившиеся в каменном веке. В жертву богам и духам приносилось лучшее: каменные орудия, затем – в эпоху обработки металлов – бронзовые топоры, украшения из золота.

6.1.2. Этапы развития современных денег: 1) период полноценных денег; 2) период неполноценных денег.

Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость (т.е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствует номинальной (т.е. той, которая на этой монете обозначена). Первоначально полноценными деньгами служили зерно, меха, скот и т.д. В Древнем Египте использовали в качестве денег золотые кольца, а в странах бассейна Эгейского моря – медные слитки, имеющие форму бычьей шкуры. Китай: металлические имитации гребешков, лопат, колей и даже луковиц. В Древней Греции принимались в уплату четырёхгранные железные прутья. Со временем роль денег закрепилась за двумя металлами – золотом и серебром. Начиная с 1550-го по 1680 г., когда была изобретена новая технология добычи серебра – амальгамирование, наблюдался его избыток. Золото же стало редкостью и поднялось в цене. Затем с началом его добычи в Бразилии, дефицитом стало уже серебро. В истории денег были моменты, когда существовал биметаллизм (т.е. в обращении в качестве денег находились оба металла) и периоды монометаллизма (когда роль денег играло либо золото, либо серебро).

Почему в конечном итоге выбор был сделан в пользу золота? Золото – это благородный металл, обладающий большой сохранностью. Оно имеет целый ряд качеств, необходимых для всеобщего эквивалента: 1) делимость; 2) портативность (или высокую концентрацию); 3) большую стоимость; 4) наличие в количестве, достаточном для обмена.

Золотой стандарт (1879 – 1934) – 1) денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты (классическая форма) или денежные знаки, разменные на золото; в конце XIX века наиболее развитые страны Европы вслед за Великобританией перешли на золотой стандарт; 2) форма организации денежных и валютных отношений стран, основанная на использовании золота как базисного товара, посредством которого определяется и сравнивается ценность, стоимость разных валют.

Первый удар по золотому монометаллизму нанёс мировой экономический кризис 1929-1933 г. Обесценивание бумажных денег привело к тому, что размен их на золото стал невозможен. После второй мировой войны США внедрили в качестве основного средства платежа свой доллар. Когда много золота вместе с долларами утекло в Западную Европу (де Голль) и на ближний Восток (нефтедоллары), золотой стандарт был полностью отменён. На смену пришла искусственная денежная система, в рамках которой действуют неполноценные деньги, номинальная стоимость которых никак не соответствует затратам на их изготовление.

Виды неполноценных денег: 1) бумажные деньги; 2) билонные деньги, биллоны (металлические денежные знаки в виде монет, изготовленных из недрагоценных металлов); 3) кредитные деньги (векселя, чеки, пластиковые карточки).

6.1.3. Функции денег в условиях действия золотого стандарта:

Версия № 1: 1) мера стоимости, 2) средство обращения, 3) средство накопления.

1) Мера стоимости всех товаров (средство измерения).

Стоимость вещи, выраженная в деньгах, называется ценой. Цены различных товаров выражались в некотором количестве золота, которое измеряется весом последнего.

2) Средство обращения (обмена).

Деньги выступали как посредник при обмене товаров, переходя из рук покупателей в руки продавцов, и наоборот. Это давало людям возможность избавиться от бартерного обмена и разделить моменты купли и продажи товаров, как во времени, так и в пространстве. Сначала функцию средств обращения выполняли золотые слитки. Это создавало неудобства, поскольку при каждом обмене эти слитки приходилось взвешивать. Золотым деньгам стали придавать форму монеты – кусочка металла определённого веса с удостоверяющими изображениями и надписями.

Монета (лат. советница) – одно из прозвищ римской богини Юноны. Храм Юноны Монеты стоял на Капитолии. Там находились её священные гуси и монетный двор. Отсюда возникло слово «монета». Изобретение монеты произошло почти одновременно в 1 половине VII в. до н.э. в двух соседних районах – на западном побережье Малой Азии (Лидийское царство) и в Греции (остров Эгина). Совершенно независимо от Европы, появились литые монеты в Китае (плоский кружок с квадратным отверстием в центре, вокруг которого размещались иероглифы). Но в процессе обращения монеты постепенно стирались, и количество золота в них постоянно уменьшалось. Происходило отделение номинальной стоимости монеты от её реального содержания. Нехватка золота постепенно привела к тому, что государства стали заменять золотые монеты более дешёвыми серебряными и медными, а потом и вовсе заменили металлические деньги бумажными.

3) Средство накопления (сбережения). Деньги не единственная форма сокровищ.

Активы (от лат. activus – действенный) – 1) в широком смысле любые ценности, обладающие денежной стоимостью; 2) совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, в которые вложены средства владельцев, собственность, имеющая денежную оценку); 3) финансовые активы, суммарные средства, вложенные в дело = сумма собственного капитала и привлечённых средств, кредитов.

Виды активов: 1) материальные, осязаемые; 2) нематериальные, неосязаемые (интеллектуальный продукт, патенты, долговые обязательства других предприятий, особые права на использование ресурсов). Главным признаком активов выступает ликвидность – способность данной ценности выступать в роли денег.

Ликвидность – степень лёгкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги. Абсолютным активом являются наличные деньги.

Версия № 2: 1) мера стоимости, 2) средство обращения, 3) средство платежа, 4) средство накопления (средство образования сокровищ), 5) мировые деньги.

По мнению современных западных экономистов функции средства обращения и средства платежа – одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.

6.1.4. Денежная масса.

Денежная масса – совокупность платёжных средств, обращающихся в стране на данный момент, та общая сумма денег, которая обеспечивает финансирование экономики страны.

Структура денежной массы.

Денежная масса = наличные денежные средства (бумажные деньги, разменная монета) + безналичные денежные средства (кредитные деньги, чек, вексель, банкноты, электронные деньги).

Банкноты (англ. bank-note) – банковские билеты, денежные знаки разного достоинства, выпускаемые в обращение в стране центральным банком. Электронные деньги – это система безналичных расчётов, производимых посредством использования электронной техники.

Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств по степени ликвидности: 1) агрегаты M0 (наличные деньги); 2) агрегаты M1 = M0 + чеки, вклады до востребования; 3) агрегаты M2 = M1 + небольшие срочные вклады; 4) агрегаты M3 = M2 + любые вклады; 5) агрегаты L = M3 + ценные бумаги.

От чего зависит размер денежной массы? 1) Объём продающихся на рынках страны товаров; 2) цены этих товаров; 3) скорость обращения денег.

Скорость обращения денег – число раз, которое каждая денежная единица участвовала в течение года в обеспечении любых сделок.

Закон обмена (формула Фишера): M × V = P × Q.

M – средняя масса денег, которая необходима стране для обеспечения нормального денежного обращения; V – скорость обращения денег; P – средние цены товаров и услуг, продававшихся в стране в течение данного года; Q – объём товаров и услуг, продававшихся в стране в течение данного года.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Финансовые институты. 2.6

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "контрольный тест по теме "финансовые институты" "
    ["seo_title"] => string(49) "kontrol-nyi-tiest-po-tiemie-finansovyie-instituty"
    ["file_id"] => string(6) "147804"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1419499703"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. "
    ["seo_title"] => string(80) "postoiannyie-i-pieriemiennyie-zatraty-finansovyie-instituty-bankovskaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "228428"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441298722"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация по обществознанию "Финансовые институты. Ценные бумаги. Фондовый рынок.""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_po_obshchiestvoznaniiu_finansovyie_instituty_tsiennyie_bumaghi_f"
    ["file_id"] => string(6) "443953"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513104427"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Финансовая грамотность: понятие, необходимость изучения и основы"."
    ["seo_title"] => string(65) "finansovaia_gramotnost_poniatie_neobkhodimost_izucheniia_i_osnovy"
    ["file_id"] => string(6) "644798"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1706367106"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Финансы и банковская система. Презентация к уроку обществознания 11 класс  (базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(99) "finansy-i-bankovskaia-sistiema-priezientatsiia-k-uroku-obshchiestvoznaniia-11-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "210624"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431459780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства