Просмотр содержимого документа
«Элективный курс практического права "Детский правозащитный университет"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 53»
«ДЕТСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Элективный курс практического права
для учащихся 9-х классов
Курган, 2016
Составитель – Шарандина В.В.,
учитель истории
и обществознания
МОУ «СОШ № 53».
Утверждено на заседании методического совета
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53»
Протокол №_______ от________________________
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРАВА
«ДЕТСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Пояснительная записка
Программа элективного курса практического права «Детский правозащитный университет» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников средней школы и специфики предпрофильной подготовки учащихся.
Элективный курс адресован учащимся средней школы, которые в перспективе получают возможность выхода на один гуманитарных профилей. Он включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моделей правомерных моделей поведения.
Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Задачи курса состоят в том, чтобы:
повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;
активизировать гражданскую позицию, способствовать развитию волонтерского движения среди детей и молодежи;
сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников;
вовлечь детей в практическую правозащитную работу;
усилить диалог и сотрудничество между поколениями правозащитных организаций;
включить детей в процессы, направленные на развитие демократии в правовом государстве;
сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий, которые могут быть проведены либо в течение всего учебного года по одному часу в неделю, либо в течение полугодия один раз в неделю спаренными часами занятий.
Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
проводить самооценку собственных знаний и умений;
принимать решения, принимать ответственность на себя;
реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
устанавливать конструктивные отношения с людьми;
приобретать навыки организации труда.
При составлении программы элективного курса были использованы следующие источники:
Федеральный компонент Государственного Стандарта полного среднего образования. Правоведение. – Сборник нормативных документов. Правоведение. – М.: Дрофа, 2006.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – Сборник нормативных документов. Правоведение. – М.: Дрофа, 2006.
Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»: для предпрофильной подготовки учащихся 10-11 классов: методическое пособие / составители: О.А. Северина, Е.Н. Сорокина; под ред. О.В. Козачек, В.В. Черникова. – М.: Глобус, 2007.
Тематический план элективного курса
Названия разделов
Всего
часов
Теория
Практика
Проект
Тема 1.
Право и его в роль жизни общества.
2
1
1
Тема 2.
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка).
Конвенция о правах ребенка.
2
1
1
Тема З.
Нарушение прав человека (ребенка).
Защита прав человека (ребенка).
3
1
2
Тема 4.
Уполномоченный по правам ребенка в России. Ситуация на местах.
3
1
2
Тема 5.
Правовое государство.
Местное самоуправление и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни страны, региона.
5
1
3
1
Тема 6.
Трудовые правоотношения.
Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством.
2
1
1
Тема 7.
Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания.
3
1
2
Тема 8.
Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений.
3
1
2
Тема 9.
Статус ребенка в уголовных правоотношениях.
2
1
1
Тема 10.
Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях.
Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа).
Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов.
Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.
Цель: объяснить значение понятия «право», обсудить роль права в жизни общества; соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать установку на необходимость соблюдения правовых норм.
Основные понятия: право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, правовой договор, норма права, институт права, отрасль права, гипотеза, диспозиция, санкция.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – метод «Займи позицию», ролевая игра «О чем пишут газеты?»; практикум.
Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка).
Конвенция о правах ребенка (2 часа).
Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; сформировать представление об универсальности прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.
Оборудование: Международно-правовые документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка.
Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция ООН.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над притчей, работа с документами о правах человека, работа со схемой, экспресс-викторина, игра «Воображаемая страна»; практикум – игра-тренинг «Правовое буриме».
Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка).
Защита прав человека (ребенка) (3 часа).
Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человек (ребенка), определить способы защиты прав человека, проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека и соотнести их с положениями международно-правовых документов.
Основные понятия: право человека, геноцид, апартеид, расизм, национализм, дискриминация, правозащитник, омбудсмен.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа с понятиями, ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы»; практикум – игра-тренинг «Гигантские шаги».
Тема 4. Уполномоченный по правам ребенка в России.
Ситуация на местах (3 часа).
Цель: познакомить учащихся с историей создания института Уполномоченного по правам человека (ребенка) в мире, в России, в Курганской области и школах города Кургана; назвать направления деятельности омбудсмена; проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека (ребенка), в разрешении которых ведущую роль играет омбудсмен; найти пути решения проблем; соотнести ситуации с международно-правовыми документами по правам человека.
Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация, конфликт.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами, методы «Мозговой штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами обсуждения, ролевая игра «Медиация»; практикум – социологический опрос, тренинг «Переговоры».
Тема 5. Правовое государство.
Местное самоуправление и гражданское общество.
Участие граждан в политической жизни страны, региона (5 часов).
Цель: назвать формы участия граждан в политической жизни страны, региона; дать характеристику деятельности общественных правозащитных организаций, действующих в интересах детей; выделить признаки, присущие правовому государству и гражданскому обществу.
Основные понятия: гражданское общество, правовое государство, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия, выборы, пропорциональная и мажоритарная избирательная системы, референдум, гражданский форум.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа с высказыванием, лекция с элементами обсуждения и работы с документами, ролевая игра «Съезд Советов», деловая игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и сделать жизнь безопасной», практикум.
Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних,
Цель: познакомить с трудовым законодательством, рассмотреть льготы для несовершеннолетних, предусмотренные Трудовым кодексом; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с положениями трудового законодательства и найти пути решения проблемы.
Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность трудовая дееспособность, труд.
Формы и методы проведения занятия: работа с высказываниями по теме, синквейн «Труд», работа с документами, ролевая игра «На приеме у юриста»; практикум – «Юридическая клиника».
Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда.
Поощрения и взыскания (3 часа).
Цель: познакомить учащихся с правилами приема на работу; отработать практические навыки составления резюме и трудового договора, ведения переговоров с работодателем с целью успешного приема на работу, составления искового заявления по поводу нарушения трудового законодательства; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с трудовым законодательством РФ.
Основные понятия: рынок труда, работодатель, работник, дисциплина труда, резюме, собеседование, трудовой контракт, исковое заявление, Трудовой кодекс РФ.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «В кадровом агентстве» (обсуждение ситуации); групповая работа «Ищу работу», презентация работы групп; деловая игра «Трудовой спор»; практикум.
Тема 8. Семья. Родители. Дети.
Правовое регулирование семейных отношений (3 часа).
Цель: познакомить с основными положениями семейного законодательства РФ; анализировать и соотносить ситуации с нормами семейного права, решать юридические задачи.
Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами; рассмотрение ситуаций в соответствии с нормами семейного права; практикумы «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в семье».
Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях (2 часа).
Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки составления заявления о преступлении.
Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.
Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию»; групповая работа; практикум.
Тема 10. Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях (2 часа).
Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных; охарактеризовать виды административных наказаний, проанализировать ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.
Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».
Тема 11. Милиция: структура, права и обязанности (2 часа).
Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и обязанности милиции, обсудить проблемы российской милиции.
Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульно-постовая служба, ОППН (отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних).
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – обсуждение фотосюжетов, метод «Мозговой штурм», практикум.
Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.
Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа, практикум.
Тема 13. Защита проекта «Подросток и закон» (1 час).
Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования презентации проектов, связанных с правовой тематикой.
Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.
Формы и методы проведения занятия: защита проекта, гражданский форум, «круглый стол».
Тема 14. Правовой практикум «Я – правозащитник» (1 час).
Цель: выявить знания, умения и навыки учащихся.
Основные понятия: правозащитное движение, общественные организации, гражданское общество.
Формы и методы проведения занятия: тестирование.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.
Контроль темы
«Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах ребенка»
Задание 1.
1. Какое определение соответствует понятию «права человека»:
а) это законы, по которым живет человек;
б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;
в) это те нормы, которые человек придумал для себя сам.
2. Какое определение соответствует понятию «свобода человека»:
а) это возможность делать абсолютно все, что хочется;
б) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении);
в) это возможность делать что-то «от сих до сих»?
3. Какие источники хранят первоначальные представления людей о свободе, справедливости:
а) народные сказки, легенды, песни;
б) религиозные тексты;
в) произведения художественной и публицистической литературы;
г) все вышеперечисленное вместе?
4. Какой документ явился первым, приближавшим торжество прав человека:
а) Великая Хартия вольностей (1215);
б) «Каролина» (1532); в) «Акт об измене» (1534)?
5. В каком году была принята французская Декларация прав человека:
а) в 1648г.; б) в 1776г.; в) в 1789 г.?
6. Когда Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека:
а) 10 декабря 1946г.; б) 10 декабря 1948 г.; в) 10 декабря 1958г.?
7. Какой международный документ имеет характер рекомендации, не обладает обязательной силой:
а) Декларация; б) Конвенция; в) Пакт?
8. Какие международные договоры имеют обязательную силу для государств, подписавших его:
а) Декларация; б) Конвенция; в) Пакт?
Задание 2.
Найти в периодических изданиях примеры:
а) иллюстрирующие соблюдение какого-то права;
б) показывающие нарушения прав ребенка;
в) содержащие примеры успешной защиты прав, ребенка.
Соотнесите данные случаи с положениями Конвенции о правах ребенка.
Ответы на задание: 1 б; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в; 6 а; 7 б; 8 б.
Итоговый контроль
Тест на проверку информированности по основам правовых знаний.
1. Право – это нормы поведения, которые устанавливает и охраняет:
а) общество; в) церковь;
б) государство; г) наука.
2. Право возникает одновременно с появлением:
а) религиозных воззрений; в) человека современного типа;
в) не противоречить ни Конституции, ни другим законам;
г) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой.
57. Какому из приведенных ниже понятий, соответствует следующее определение: «Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения»:
а) мораль; б) политика; в) право; г) экономика?
58. Конституция – это:
а) свод законов государства;
б) принципы справедливого общественного устройства;
в) основной закон государства;
г) все вышеперечисленное.
59. Какому понятию соответствует следующее определение: «Систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений»:
а) отрасль права; б) система права; в) источник права; г) институт права?
60. Верны ли следующие суждения о правовых актах:
а) правовые акты являются формой существования норм права;
б) правовые акты – это документы компетентных государственных
органов, устанавливающие или прекращающие нормы права:
1) верно только а; 3) верно только б;
2) верно а и б; 4) оба неверны?
61. Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между
Конституцией и другими нормативными актами:
а) Конституция принимается в соответствии с другими нормами и актами;
б) нормы Конституции равны по значению нормам других актов;
в) все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией;
г) нормативныё акты принимаются без согласования с положениями
Конституции?
62. Верны ли следующие суждения:
а) деление права на частное и публичное означает юридическое признание
того, что государство имеет право вмешиваться во все сферы
общественной жизни;
б) деление права на частное и публичное означает юридическое признание
сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его
органов ограничено законом:
1) верно только а; 3) верно только б;
2) верно а и б; 4) оба неверны?
63. Право в демократическом государстве выражает, в конечном счете:
а) волю и согласованные интересы всего общества;
б) потребности и интересы политической элиты общества;
в) политическую волю экономически господствующего класса общества;
г) интересы и цели государственного аппарата.
64. Правовые нормы – это определенные правила поведения:
а) вошедшие в привычку в результате многократного повторения;
б) установленные и санкционированные государством;
в) содержащиеся в текстах священных книг;
г) устанавливаемые различными политическими организациями;
д) выражающие представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле,
о справедливости и несправедливости.
65. Исторически первым источником права был (а)...:
а) закон; в) правовой обычай;
б) юридический прецедент; г) воля отдельных лиц.
66. Нормы уголовного права применяются в случае, если...:
а) нарушены правила дорожного движения без наступления
«Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе. Это есть закон всех людей» (Т. Гоббс).
«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон).
Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей.
Лучше зажечь свечу, чем проклинать тьму.
Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.
«Право это искусство добра и справедливости» (Ульпиан).
«Право – есть царство реализованной свободы» (Г. Гегель).
«Право – это защищенный интерес» (Р. Цицерон).
Жизнь по правилам – осознанный выбор.
Легко ли быть собственником?
Несвободный человек не может быть счастливым.
Суд зависимый и независимый.
Конвенция о правах ребенка принята: что дальше?
Современные вандалы.
Смертная казнь: за и против.
Равенство и равноправие: одно ли это и то же?
Единомыслие – враг прогресса и друг застоя.
«Работа избавляет нас от трех зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).
Неприкосновенность личности – это…
Мало права провозгласить – нужно чтобы…
Задачи по основам правовых знаний
Задача 1. Скоропостижно скончался мужчина 50 лет. После его смерти было обнаружено завещание. У него осталась жена от первого брака, жена от второго брака, дочь 24 года – сотрудница инофирмы, сын 16 лет – учащийся в школе, двоюродный брат, родная сестра, живущая в другом городе, племянница – инвалид с детства, которой он оказывал материальную помощь, живущая в другом городе, мать – работающая пенсионерка, отец – инвалид II группы. Определите, кто является наследником второй очереди, кто имеет право на обязательную долю в наследстве.
Задача 2. На завод устроился на работу техник. В первый же день «Скорая помощь» увезла его с приступом аппендицита в больницу. Когда, выздоровев, он пришел на работу, то выяснилось, что администрация не издавала приказ о приеме его на работу. На его место был принят другой человек. Работник потребовал оплатить ему больничный лист и восстановить на рабочем месте. Объясните, позиция какой из сторон – администрации или работника – соответствует положениям Трудового кодекса.
Задача 3. Умерла мать, оставив по завещанию все наследство старшему сыну. У нее остались муж – инвалид, дочка – безработная, сестра – домохозяйка, внучка – дочь старшего сына – 13 лет, усыновленный ребенок мужа от первого брака, тетя-пенсионерка, которой она оказывала материальную поддержку. Определите, кто является наследником первой очереди. Кто – второй, кто имеет право на обязательную долю в наследстве.
Задача 4. Смена еще не кончилась, когда молодой рабочий стал собираться уходить. Кадровый рабочий остановил его и спросил, не рано ли он уходит с работы. Тот ответил, что по закону он имеет право на сокращенную продолжительность рабочего дня как несовершеннолетний. Кто из работников прав в данной ситуации? Какова продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних?
Задача 5. Мама 5-летней Гали не позволяла дочери общаться со своей бабушкой, поскольку считала, что та ее балует. Бабушка и внучка были привязаны друг к другу и скучали во время разлуки. Имеют ли право бабушка и внучка общаться друг с другом вопреки воле матери Гали?
Задача 6. Отец 13-летнего Сергея не выплачивал его матери алименты на содержание сына. В связи с этим Сергей решил обратиться в судебные органы за защитой своих прав. Имеет ли право Сергей защищать свои права в судебных органах самостоятельно?
Задача 7. 18-летний Ершов был задержан сотрудниками милиции за нарушение правил дорожного движения. Оказалось, что он находился в состоянии наркотического опьянения, но наркотиков при нем обнаружено не было. Будет ли Ершов привлечен к уголовной ответственности?
Задача 8. 10-летний Саша переходил дорогу в неположенном месте. Может ли Саша быть подвергнут административному наказанию?
Задача 9. Александру 17 лет. Вместе со своим другом он совершил разбойное нападение и был задержан сотрудниками милиции. Можно ли считать, что это преступление совершено группой лиц?
Список литературы
Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 10-11 классов в двух книгах. Российский фонд правовых реформ / С.И. Володина, Л.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др. – М., 2003.
Всеобщая декларация о правах человека (в сокращенном изложении).
Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения).
Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию «Книга ресурсов»: учебное пособие / А.И. Иоффе. – М., 2003.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения).
Конвенция о правах ребенка (в сокращенном изложении).
Конституция Российской Федерации.
Международный пакт о гражданских и политических правах (в сокращенном изложении).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (в сокращенном изложении).
Мушинский В.О. Азбука гражданина: учебник для основной школы / В.О. Мушинский. – М., 1998.
Мушинский В.О. Основы правоведения: учебник для основной школы / В.О. Мушинский. – М., 1998.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
О нашей Конвенции. Методическое пособие по преподаванию прав ребенка для детей среднего и старшего школьного возраста / сост. Жабкина Т., Рожнева Ж., Элли Кин. Центр «Международной Амнистии». – М., 2005.
Обществознание в таблицах и схемах / составитель Т.Г. Сазонова – СПб., 2005.
Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 10-11 классов общеобразовательной школы / составитель Н.И. Элиасберг. – СПб., 1999.
Пронькин В. Живое право. Курс практического права. Т. 2 / В. Пронькин. – СПб., 2004.
Пронькин В. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Т. 1 / В. Пронькин, А. Гутников – СПб., 2000.
Пронькин В. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя / В. Пронькин, А. Гутников. – СПб., 2000.
Семейный кодекс Российской Федерации (извлечения).