Сущность работы состоит в выроботке системы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания, а также во внеклассных работах, совместных работах с краеведческо-патриотическим кружком воскресной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Долг и совесть залог патриотического воспитания»
Патриотическое воспитание
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе, привитию духовно-нравственных качеств. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство.
Сущность работы состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и в процессе внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения, при взаимодействии с патриотическим кружком при воскресной школе.
Цель: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.
Задачи:
Приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры;
формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей;
распространение среди учащихся гражданских ценностей;
повышение правовой и политической культуры;
формирование культурно-социальных ценностей;
воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье;
воспитание гуманности и человечности;
формирование толерантности (контингент учащихся многонациональный и многоконфессиональный);
расширение мотивации изучения обществознания и истории;
привитие навыков исследовательской работы;
Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилие, основанное на принятии нравственных ценностей; субъектность и личностное взаимодействие. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей.
Для формирования гражданственности используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата, создание презентаций. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.
Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.
Воспитание деятельного гражданина - патриота своей Родины, а не стороннего наблюдателя, создание условий для его самопознания и самовоспитания - вот главная цель, над которой я работаю как учитель истории и классный руководитель. Именно классный руководитель наиболее тонко и полно понимает внутренний мир каждого своего воспитанника, его взгляды и жизненные приоритеты.
Важнейшее значение в реализации задач гражданского воспитания имеют классные часы, в ходе которых эффективно использую те педагогические технологии, которые обеспечивают учащимся проявление собственной гражданской позиции, создаю проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, воспитываю у обучающихся чувства долга и ответственности.
Ребята узнают много интересного об истории государства Российского, ее символах власти, изучают основной закон – Конституцию на тематических классных часах: «Конституция России», «Государственные символы».
В классах организовано детское самоуправление. Ежегодно проводятся выборы лидера класса. В ходе проведения этого мероприятия учащиеся проигрывают различные роли: выступают в качестве кандидатов в лидеры, агитаторов, избирателей. Учащиеся к этому мероприятию относятся очень серьезно и ответственно, понимая, что от их голоса зависит, будет ли интересной их школьная жизнь.
В процессе такой деятельности формируется устойчивое правовое сознание, которое помогает обучающимся как в обыденных ситуациях, так и закладывает фундамент в формировании активной гражданской позиции.
Особое место в воспитательной работе отводится героям времен Великой Отечественной войны.
В этом направлении значимыми и интересными для учащихся являются встречи с детьми войны, которым в ту пору было по 10 – 12 лет. Им есть, что рассказать подрастающему поколению. Именно в минуты общения происходит единение душ разных поколений, испытывающих гордость за страну, в которой мы живем. Эти встречи помогают ребятам правильно воспринимать, понять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей страны.
Ребята с большим интересом участвуют в викторинах, праздниках, в митингах(как в родном селе, так и в других сёлах), посвященных Дню Победы над фашистами, совместной с воскресной школой военно-патриотической игре «Зарница»
Главной гордостью нашей школы является Уголок боевой славы в школьном музее. «Гордиться славой наших предков, - писал А. С. Пушкин, – не только можно, но и должно». Экспонаты Великой Отечественной войны хранят память о страшных днях того времени. Вещественные памятники рассказывают о народных традициях.
Наша школа носит имя Героя Советского Союза П.И. Чиркина.
В нашей школе ведется изучение истории родного края «Краеведение». Результатом изучения является написание исследовательских работ и оформление экспозиционных выставок.
Совместно с учителем воскресной школы занимающейся изучением русских традиций, проводятся традиционные русские праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», и др.
С целью воспитания у обучающихся любви к малой родине на уроках и классных часах знакомлю детей с историческими традициями жителей Поволжья, особенностями их культурной, духовной и нравственной жизни. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на исчезновение.
Одной из форм изучения родного края являются посещение районных и областных музеев, духовных памятников исскуства. Участие в археологических раскопках, проводимых на территории села. Дети занимаются исследовательской работой по изучению истории своего села, внимательно изучают родословную своей семьи и гордятся делами своих предков.
Стараться использовать различные формы работы с учащимися: кружковая, экскурсионная, исследовательская, смотры, конкурсы, выставки и т.д. Внеклассные занятия могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных праздниках и разнообразных творческих конкурсах. Но какую бы форму работы не выбрали, главным является приобщение к традициям, привитие любви к родному краю.
Формировать нравственные идеалы и гражданско-патриотические чувства у ребенка не просто. Их нельзя привить в принудительном порядке. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.