kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система контрольно-измерительных материалов к урокам экономики 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы к урокам экономики 11 класса представлены в виде тестов, задач, экономических практикумов, таблиц, контрольных работ по всем темам курса. Предусмотрены работы различного уровня сложности, что позволяет оценить ученика любого уровня подготовленности. Нетрадиционные формы контроля помогут разнообразить образовательный процесс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система контрольно-измерительных материалов к урокам экономики 11 класс»

Управление образования Верхнесалдинского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»












Методическая разработка

по экономике

«Система контрольно-измерительных материалов»

для обучающихся 11 классов

общеобразовательных школ

(по УМК И.В. Липсица)








Составитель:

Борзилова Татьяна Петровна

учитель экономики МБОУ СОШ № 3










г. Верхняя Салда

2015 год

Содержание

Пояснительная записка

Учебно-тематический план уроков экономики в 11-х классах

Раздел IX. Экономические проблемы безработицы - 4 часа

Задание №1 Подберите определения к понятиям.

Задание №2 Укажите, какое определение является верным.

Задание №3 Задачи.

Задание №4 Подберите определения к понятиям.

Тест №1 Причины и виды безработицы

Раздел X. Что такое фирма? - 4 часа

Тест №1 Зачем создаются фирмы? Виды фирм.

Задание №1 Подберите определения к понятиям.

Вопросы для размышления

Задачи

Раздел XI. Фирмы и конкуренция - 4 часа

Задание №1 Подберите определения к понятиям.

Задание №2 Заполнить таблицу.

Тест №1. Влияние конкуренции на деятельность фирм.

Экономический практикум

Раздел XII. Как семьи получают и тратят деньги - 2часа

Задание №1 Вставить пропущенное слово.

Задание №2. Задачи.

Контрольная работа. Как семьи получают и тратят деньги.

Вариант 1.

Вариант 2.

Раздел XIII. Неравенство доходов и их последствия - 2 часа

Тест №1 Что порождает неравенство в благосостоянии?

Бедность как экономическая проблема.

Тест №2. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.

Раздел XIV. Экономические задачи государства - 4часа

Тест №1 Причины и формы вмешательства государства в экономику.

Тест №2. Принципы и методы налогообложения. Виды налогов.

Раздел XV. Государственные финансы - 4 часа

Тест №1 Государственный бюджет и государственный долг.

Контрольная работа по разделам XIV – XV.

Раздел XVI. Экономический рост - 4 часа

Раздел XVII. Международная торговля - 4 часа

Раздел XVIII. Экономическое устройство России на рубеже XX – XXI веков - 2 часа











Пояснительная записка

Контроль знаний учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса по экономике. Проведение контроля позволяет определить уровень усвоения материала на разных этапах обучения, выявить типичные ошибки, своевременно обнаружить пробелы в знаниях. Максимальная эффективность контроля достигается при сочетании текущих (оперативных) и итоговых проверок. Опыт показывает, что целям оперативного контроля лучше всего отвечают тесты. В сборнике помещены тесты и практические задания по всем темам программы 11 класса. В них содержатся вопросы различного уровня сложности: одни позволяют проверить уровень усвоения понятий, другие – умение оперировать ими на практике, третьи – сформированность целостных представлений по тем или иным экономическим вопросам. Во всех тестах предлагается 4 варианта ответов, из которых надо выбрать один, наиболее подходящий. Для итоговой проверки знаний составлены контрольные работы, каждая из которых охватывает две, три темы учебника. Для удобства проведения контрольных работ рекомендуется размножить лист письменного ответа. Пособие – часть оригинального учебно-методического комплекта по экономике для 11 классов, в состав которого входят учебник И. В. Липсица «Экономика», методическое пособие «Уроки экономики в школе». Оно может быть использовано и при обучении по другим учебникам, а так же при самостоятельной подготовке учащихся к поступлению на экономические факультеты вузов.































Учебно-тематический план уроков экономики в 11-х классах.

Автор учебника Липсиц И. В. – 2011 год

34 учебных часа

№ урока

Тема урока

Д/З

Раздел IX: «Экономические проблемы безработицы» - 4 часа

1

Что такое безработица. Виды безработицы.

§19, контрольные вопросы, задача

2

Что такое полная занятость? Как можно сократить безработицу?

§20, контрольные вопросы, упр. №4, с. 296

3-4

Решение задач по теме «Безработица»

§19,20, задача, доклад ЗАО, «АО», «ООО, Товарищество на вере, ПБОЮЛ, ЧП»

Раздел X: «Что такое фирма?» - 4 часа

5-8

Зачем создаются фирмы? Виды фирм.

§21,22, контрольные вопросы, доклад

Раздел XI: «Фирмы и конкуренция» - 4 часа

9-10

Виды прибыли. Виды затрат и их экономическое значение. Решение задач на тему «Виды затрат»

§23, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

11-12

Влияние конкуренции на деятельность фирм.

§23, контрольные вопросы, задача, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

Раздел XII: «Как семьи получают и тратя деньги» - 2часа

13

Источники семейные доходов. Семейные расходы и закономерности их изменения.

§24,25, контрольные вопросы, доклад «Инфляция»

14

Инфляция и семейная экономика.

§26, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе

Раздел XIII: «Неравенство доходов и их последствия» - 2 часа

15

Что порождает неравенство в благосостоянии?

Бедность как экономическая проблема.

§25,26, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе. Сочинение на тему «Бедность как экономическая проблема».

16

Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.

§26, контрольные вопросы, определения экономических терминов наизусть, подготовка к тестовой работе, доклад «Экономические свободы и их защита»

Раздел XIV: «Экономические задачи государства» - 4 часа

17-18

Причины и формы вмешательства государства в экономику.

§27,28, контрольные вопросы, сообщение «Роль государства в экономике»

19-20

Принципы и методы налогообложения.

Виды налогов.

§28, контрольные вопросы

Раздел XV: «Государственные финансы» - 4 часа

21-24

Налоги как источник доходов государства. Государственный бюджет и государственный долг.

§29, контрольные вопросы

Раздел XVI. Экономический рост - 4 часа

25-28

Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Экономические проблемы XXI века.

§31,32, контрольные вопросы

Раздел XVII. Международная торговля - 4 часа

29-32

Международная торговля и её влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют.

§33,34, контрольные вопросы, сообщение

Раздел XVIII. Экономическое устройство России на рубеже XX – XXI веков - 2 часа

33-34

К какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в РФ.

§35,36, контрольные вопросы, сообщение



Экономические проблемы безработицы

Тема: «Причины и виды безработицы»

Задание №1

Подберите опреде­ления, которые соответствуют приведенным здесь поняти­ям и терминам.


Ключевые понятия и термины:

1. Трудоспособное население.

2. Нетрудоспособное население.

3. Экономически активное население.

4. Рабочая сила.

5. Занятые.

6. Безработные.

7. Уровень безработицы.

Определения:

A. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на госу­дарственной службе или учится.

Б. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетру­доспособного населения.

B. Отношение числа безработных к сумме занятых и безра­ботных.

Г. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте (женщины — 55 лет и старше, мужчины - 60 лет и старше).

Д. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу.

Е. Часть трудоспособного населения, включающая занятых и безработных.

Ж. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения.


Задание №2

Укажите, какое определение является верным:

1. Экономически активное население — это часть трудоспособного населения, которая:

а) работает по найму, занимается предпринимательской деятельностью, находится на государственной службе, учится и занимается домашним хозяйством;

б) равна сумме занятых и безработных;

в) равна численности трудоспособного населения за вы­четом безработных;

г) равна сумме занятых и трудоспособных, но не работа­ющих.

2. Занятые — это часть трудоспособного населе­ния, которая:

а) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

б) остается за вычетом безработных;

в) остается за вычетом трудоспособных, но не работаю­щих и не намеренных работать;

г) равна экономически активному населению за выче­том безработных.

3. Безработные — это:

а) часть экономически активного населения, которая ос­тается за вычетом занятых;

б) часть трудоспособного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных ра­ботать и потому не ищущих работы;

в) неработающая часть трудоспособного населения;

г) трудоспособные физические лица, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

4. Как изменится норма безработицы, если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится:

а) уменьшится;

б) останется неизменной;

в) увеличится.

5. Рассмотрим еще раз условия задачи 4 и предположим, что сокращение занятости происходит вследствие эмигра­ции части занятых, причем образующиеся в результате эмиграции вакантные места заполняются безработными. Как будет в результате этих процессов изменяться норма безработицы?:

а) уменьшится;

б) останется неизменной;

в) вырастет.


Задание №3

Решите задачи:

1. Определите, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население — 100 млн. человек; неработаю­щие — 46 млн. человек; норма безработицы — 10%.

2. Имеются следующие данные: все население — 100 млн. человек; трудоспособное население — 60 млн. человек; неработа­ющее население — 60 млн. человек; норма безработицы — 20%. Определите число трудоспособных лиц, которые не работают и не намерены работать.


Задание №4

Подберите опреде­ления, которые соответствуют поняти­ям и терминам.

Ключевые понятия и термины:

1. Фрикционная безработица.

2. Структурная безработица.

3. Технологическая безработица.

4. Естественный уровень безработицы.

5. Полная занятость.

6. Циклическая безработица.

7. Скрытая безработица.

Определения:

A. Уровень безработицы, который складывается, когда су­ществует только фрикционная и структурная форма без­работицы.

Б. Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т. е. структуре paбочих мест.

B. Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда как безработные.

Г. Уровень занятости, при котором существует только фрик­ционная и структурная безработица.

Д. Разновидность структурной безработицы, связанная с вве­дением в производство трудосберегающего оборудования.

Е. Форма безработицы, связанная с переходом рабочих с од­ного предприятия на другое и с молодыми специалистами, окончившими учебные заведения и ищущими работу.

Ж. Безработица, которая возникает и растет во время цикли­ческого спада, а затем уменьшается и исчезает в ходе циклического подъема.


Тестовая работа по теме «Причины и виды безработицы»

  1. Пример скрытой безработицы:

а) неработающая домохозяйка;

б) металлург, отправленный в вынужденный нео­плачиваемый отпуск;

в) мелкий торговец, занятый в теневом секторе экономики;

г) заключенный в лагере, который работает на лесоповале.

2. Увеличение потребления дешевых продуктов питания свидетельствует:

а) об уменьшении цен;

б) о снижении уровня жизни;

в) о повышении зарплаты;

г) об улучшении уровня жизни.

3. Уровень безработицы при полной занятости равен:

а) нулю;

б) сумме циклической и фрикционной безработицы;

в) сумме структурной и фрикционной безработицы;

г) уровню структурной безработицы.

4. Какое из определений наиболее точно соответствует понятию «инфляция»?

а) повышение цен, вызванное чрезмерным выпус­ком бумажных денег;

б) рост цен, который превышает увеличение ре­ального валового национального продукта (ВНП);

в) снижение покупательной способности денег;

г) рост цен, который ниже увеличения номиналь­ного ВНП.

5. Фрикционная и структурная безработица ха­рактерна для:

а) пика экономического цикла;

б) фазы спада экономического цикла;

в) низшей точки спада цикла;

г) фазы оживления  в экономическом цикле.

6. Индекс потребительских цен может быть ис­пользован для определения:

а) различия между структурой производства в текущем и предыдущем годах;

б) различия в раздаточной стоимости «товарной корзины» двух разных временных периодов;

в) различия уровня цен двух разных стран;

г) разницы между уровнем розничных и оптовых цен в разных странах.

7. Уровень бедности в стране определяется на основе:

а) минимальной заработной платы;

б) минимальной пенсии;

в) прожиточного минимума;

г) верно а) и б).

8. В стране 10 млн безработных, количество за­нятых - 90 млн человек. В этом случае норма безработицы равна:

а) 9%;

б) 10%;

в) 11,1%;

г) верного ответа нет.

9. Индексация доходов:

а) стимулирует производственный труд;

б) способствует уменьшению разрыва в дохо­дах представителей различных социальных кате­горий;

в) используется для поддержания уровня жизни  лиц с фиксированным доходом;

г) способствует усилению социальной дифферен­циации.

10. Кто участвует в системе социального парт­нерства:

а) профсоюзы;

б) депутаты парламента;

в) предприниматели;

г) различные деятели;

д) правительство.

11. Что из перечисленного ниже не является об­щественным благом:

а) электроэнергия;

б) полиция;

в) оборона страны;

г) защита от наводнений.

12. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство:      

а) распределением денежных доходов в обществе;

б) оказанием помощи потребителю с ограничен­ными доходами, определяя их рациональное исполь­зование;

в) определением того, что и сколько нужно про­извести из наличных ресурсов;

г) определением круга товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предло­жений какой-то группы лиц или населения в целом.


Тестовая работа по теме: «Что такое фирма? Виды фирм»

1. Что является высшим органом управления акционерным обществом открытого типа:

а) правление;

б) совет директоров;

в) собрание акционеров;

г) держатель контрольного пакета акций.

2.  Если вы приобрели облигации акционерного общества (АО), то являетесь:

а) кредитором АО;

б) совладельцем АО;

в) менеджером АО;

г) дебитором АО.

3. Какова ответственность участников акционер­ного  общества:

а) размером внесенных в  уставной капитал вкладов;

б) имуществом акционеров;

в) равная ответственность всех акционеров.

4. Какая из перечисленных ценных бумаг отно­сится к долевым:

а) облигация;

б) акция;

в) вексель;

г) чек.

5. Какой формой предпринимательства имеет право заниматься руководитель предприятия:

а) частным предпринимательством;

б) коллективным предпринимательством;

в) контрактным предпринимательством;

г) никакой формой предпринимательства.

6. Предприниматель  имеет право:

а) заниматься любой хозяйственной деятельнос­тью;

б) создавать любые предприятия;

в) нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и контрактом;

г) открывать счета в банках для хранения денеж­ных средств, осуществлять все виды расчетных, кре­дитных и кассовых операций;

д) вepнo а), в), г).

7. В обязанности предпринимателя входит:

а) соблюдение прав и законных интересов потре­бителей;

б) получение любого неограниченного по разме­рам дохода;

в) выполнение всех обязательств, вытекающих из действующего законодательства и заключенных до­говоров;

г) верно а) и в).

8. Основным источником финансирования пред­принимательства являются:

а) облигации;

б) доходы от деятельности;

в) коммерческие кредиты;

г) краткосрочные кредиты.

9. Несет ли предприниматель, создавший обще­ство с ограниченной ответственностью, ответствен­ность по его долгам личным имуществом?

            Да/Нет

10. Несут ли государственные органы ответствен­ность по обязательствам государственного предприятия?           

            Дa/Нет

11. Является ли полное товарищество юридиче­ским лицом?

            Да/Нет

12. Имеет ли право предприниматель использо­вать наемный труд?

            Да/Нет

13. Могут ли материальные  ценности быть  вкладом в уставной капитал АО?

            Да/Нет

14. Имеет ли право предприниматель свободно распоряжаться своим доходом (прибылью):

            а) да;

            б) нет;

            в) да, после внесения обязательных платежей.

15. Гарантирован ли размер дивиденда по обык­новенным акциям?

            Да/Нет


Задание №1

Для каждого из приведенных здесь терминов и понятий най­дите соответствующее ему определение.

Ключевые понятия и термины:

1. Бизнес.

2. Предпринимательство.

3. Фирма.

4. Юридическое лицо.

5. Индивидуальное (частное) предприятие.

6. Полное товарищество.

7. Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью.

8. Производственный кооператив.

9. Акция.

10. Облигация.

11. Предпринимательский риск.

12. Критический риск.

Определения:

A. Вероятность (опасность) потери предпринимателем части дохода или имущества в результате осуществления опре­деленной производственной и финансовой деятельности.

Б. Объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом учас­тии в работе предприятия и объединении участниками паевых взносов.

В. Ценная бумага, содержащая обязательство акционерного общества оплатить в установленный срок ее стоимость и фиксированную сумму процента.

Г. Предприятие, собственником которого является один человек.

Д. Коммерческая организация, которая имеет в собственности, в хозяй­ственном ведении или в оперативном управлении обособ­ленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету.

Е. Организация, основной целью которой является получе­ние прибыли.

Ж. Деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая к взаимной выгоде ее участников с це­лью получения прибыли.

З. Лицо, осуществляющее деятельность по производству товаров и услуг, прошедшее государственную регистрацию.

И. Ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, удостоверяющая членство в обществе и дающая право на получение части прибыли общества в виде дивиденда.

К. Инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по произ­водству товаров и услуг с целью получения прибыли.

Л. Коммерческая организация, капитал которой разделен между участниками, несущими ограниченную ответствен­ность за убытки.

М. Угрожающая предпринимателю опасность потерять при­быль и не возместить собственные издержки или лишить­ся части имущества.

Н. Предприятие, находящееся в совместной собственности двух или нескольких лиц (физических и/или юридиче­ских), имеющих право на получение своей доли в прибы­ли предприятия и несущих совместную неограниченную имущественную ответственность за убытки


Вопросы для размышления

1. Что такое «собственность» в юридическом и экономическом смысле?

2. Раскройте с точки зрения Гражданского кодекса РФ такие важнейшие характеристики права собственности, как владение, использование и распоряжение.

3. Что вы понимаете под объектами и субъектами собственности?

4. Какие из основных форм собственности получили наибольшее распространение в РФ? Перечислите их.

5. Какие виды предприятий, основанных на частной, коллективной и государственной собственности, вы знаете?

6. Каковы цели и задачи разгосударствления и приватизации в странах:

а) с развитой рыночной экономикой

б) с административно-командной системой хозяйствования.

7. На каких принципах основана приватизация собственности в нашей стране?

8. Приватизация земли: аргументы за и против.

9. Древнегреческому философу Аристотелю принадлежит высказывание:

«Справедливость требует указать не только на то, какие отрицательные стороны исчезнут, если собственность будет общей, но и на то, какие положительные свойства будут при этом уничтожены». Проанализируйте это высказывание с точки зрения изменения формы собственности при переходе к рыночным отношениям.


Задачи

Задача №1. Доход Иванова в январе прошлого года составил 100 денежных единиц, а в январе текущего года—120 денежных единиц; уровень - инфляции за прошлый год 50%:

а) выразите доход в январе текущего года в денежных единицах января прошлого года;

б) выразите изменения реального дохода в денежных единицах прошлого года;

в) определите процентное изменение реального дохода, и в денежных единицах января прошлого года;

г) найдите разность между процентным изменением номинального дохода и уровнем инфляции.

Задача №2. Среднегодовая стоимость основных фондов составляет 100 млн. руб., в том числе:

а) здания — 20 млн. руб. (норма амортизации 7%)

б) оборудование — 15 млн. руб. (норма амортизации 10%);

в) ЭВМ 5 млн. руб. (норма амортизации 12%)

г) транспорт — 50 млн. руб. (норма амортизации 10 %

д) прочие — 10 млн. руб. (норма амортизации 12%). Рассчитайте годовую сумму амортизации, начисленную прямолинейным методом.


Тема «Фирмы и конкуренция»

Задание №1

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов под­берите соответствующее ему определение.

Ключевые понятия и термины:

1. Совершенная конкуренция.

2. Несовершенная конкуренция.

3. Монополия.

4. Олигополия.

5. Монополистическая конкуренция.

6. Барьеры вступления в отрасль.

Определения:

A. Совокупность ограничений, препятствующих фирме про­изводить определенный вид продукции.

Б. Тип рыночной структуры, при котором несколько фирм продают стандартный или дифференцированный продукт при ограниченных возможностях контроля над ценами, при наличии высоких рыночных барьеров и при суще­ственных ограничениях доступа экономической инфор­мации.

B. Тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят и продают стандартизованную продукцию, отсутствуют рыночные барьеры вхождения в отрасль, имеется полный доступ к экономической информации и ни одна из фирм не в состоянии влиять на рыночную цену.

Г. Рыночные структуры, при которых в отрасли имеется одна, несколько или сравнительно большое число фирм, в той или иной степени осуществляющих контроль над ценами; структуры, при которых имеются барьеры для вхождения в отрасль, а также ограничения доступа к эко­номической информации.

Д. Тип рыночной структуры, предполагающий, что: един­ственная фирма производит и продает продукт; этот про­дукт является уникальным; фирма осуществляет полный контроль над ценой этого продукта; имеются очень высо­кие барьеры для вхождения в отрасль и сильно ограни­ченный доступ к экономической информации.

Е. Тип рыночной структуры, предполагающий, что в отрас­ли имеется относительно большое число фирм, произво­дящих дифференцированную продукцию и осуществляю­щих частичный контроль над ценами, и что имеются низкие барьеры для вхождения в отрасль и небольшие ограничения для доступа к экономической информации.




Задание №2

Запол­ните самостоятельно таблицу:


Основные

черты рыночной

структуры

Рынок

совершенной

конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции

монополия

олигополия

монополистическая

конкуренция


Количество фирм








Тип продукции







Степень сложности входа в рынок





Доступность

экономической

информации





Контроль

над ценами






Тестирование по теме: «Фирмы и конкуренция»


1. Какая норма владения сегментом рынка од­ной фирмой (корпорацией) в США  и странах За­падной Европы является типичной для обязатель­ного включения государственного контроля в дея­тельность фирмы-монополиста (в процентах):

а) 20;              б) 60;              в) 90;              г) 70.

2. Какой рынок скорее всего станет монополис­тическим:

а) рынок зерна;       б) рынок цветов;     в) продажа шоколадных изделий;          r) бензоколонка в сельской местности.

3. Какой из рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:

а) рынок стали;            б) рынок услуг парикмахерских;               в) рынок автомобилей;            г) рынок акций и облигаций фирм.

4. Выберите наиболее точную характеристику рынка совершенной конкуренции:

а) рынок, в функционирование которого государ­ство не вмешивается;

б) на этом рынке очень много продавцов и поку­пателей, которые конкурируют друг с другом;

в) рынок, деятельность которого регулируется государством;

г) рынок, участники которого используют плани­рование.

5. На рынке монополистической конкуренции:

а) продавец не может влиять на цену своей про­дукции;

б) реклама не играет существенной роли;

в) товары отличаются по исполнению и условиям продажи;

г) верно все перечисленное выше.

6. К  экстенсивным факторам экономического роста относится:

а) повышение производительности  труда;

б) улучшение организации производства;

в) увеличение численности занятых в производ­стве работников;

г) все варианты неверны.

7. Фундаментальная проблема, с которой стал­киваются все   экономические системы:

а) инвестиции;

б) производство;

в) потребление;

г) ограниченность экономических ресурсов.

8. Проблемы: «что, как и для кого  производить» могут иметь   отношение:

а) только к тоталитарным системам или к обще­ствам, где господствует централизованное планиро­вание;

б) к рыночной экономике;

в) к отсталой экономике;

г) к любому обществу независимо от его социаль­но-экономической организации.

9. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) их количества в обществе недостаточно для производства необходимых благ и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременно и пол­но удовлетворить все имеющиеся потребности;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;

г) ресурсов хватит на ограниченный срок.

10. Какое из перечисленных понятий не приме­нимо к рыночной экономике:

а) ограниченность ресурсов;

б) частная собственность;

в) полный административный контроль над ­производством и потреблением товаров и услуг;

г) конкуренция.

11. Производить товар с наименьшими затрата­ми ресурсов в рыночной  экономике предпринимателей побуждает:

а) желание  получить большую прибыль;

б) понимание того, что ресурсы ограничены и их необходимо экономить;

в) штрафные санкции за нерациональное  исполь­зование ресурсов;

г) чувство гражданского долга.

12. Национальное богатство  - это:

а) природные ресурсы и культурные ценности;

б) природные и человеческие ресурсы;

в) средства производства, накопленное имущество, природные ресурсы, материальные и культурные ценности;

г) созданные и накопленные   культурные ценности.

13. Рынки совершенной и  монополистической конкуренции  имеют общую черту:

а) выпускают дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество продавцов и покупателей;

в) каждая фирма сталкивается с  горизонтальной  кривой   спроса на свой продукт;

г) выпускают однородные товары.

14. Какие из перечисленных элементов инфраструктуры рынка факторов создаются по решению правительства:

а) торговые дома;  б) антимонопольный комитет;                 в) ярмарки;   г) все варианты  верны.

15. Характерной чертой  монополии в отличие от конкурентной фирмы является:           

а) стремление получить максимальную прибыль;

б) увеличивать количество производимой продук­ции  и повышать на нее цену;

в) снижать объем производимой продукции и по­вышать на нее цену;

г) стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в этом виде продукции.

16. Какая из приведенных характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»:

а) диффузия экономической власти;

б) большое количество продавцов;

в) низкий спрос на товары;

г) относительно легкое вхождение производите­лей в данный рынок.

17. Олигополия - это рыночная структура, где действует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только один крупный покупатель.


Экономический практикум

1. Что составляет материальную основу жизни общества и почему?

2. Каковы факторы материального производства? Охарактеризуйте их.

3. Дайте характеристику труду как важнейшему фактору производства.

4. Какую роль играют материальные и финансовые ресурсы в процессе производства товаров?

5. Английский экономист А.Смит задал вопрос: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

6. Какова взаимосвязь между производством, распределением, обменом и потреблением? Приведите конкретные примеры.

7. Сформулируйте краткое определение понятия «рынок». Какое место занимает рыночная экономика в экономической системе?

8. Проанализируйте функции и структуру рынка труда. Какова роль рынка труда в системе рыночных отношений?

9. Дайте характеристику моделей рынка. Существует ли взаимосвязь между моделью рынка и ценами на товары и услуги?

10. Что представляет собой рыночная инфраструктура?

11. Существует ли в реальной экономике рынок, удовлетворяющий всем условиям совершенной конкуренции?

12. Достигается ли более эффективное использование ресурсов в условиях монополистической конкуренции?

13. Верно ли утверждение, что на рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции?

14. Какова сущность совершенной, монополистической конкуренции, а также

олигополии и монополии? Приведите примеры.


Тема «Как семьи получают и тратят деньги.
Неравенство доходов и его последствия»

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1.

Вставить пропущенное слово.

1.  Люди редких профессий, а также связанных с риском, получают ________________зарплату.

2.  Предприниматель не всегда получает _________________________, так как в его деятельности велика доля риска.

3.  Участок земли позволяет семье получать доход в виде ______________лишь в том случае, когда продаётся хотя бы часть выращенного.

4.  Имея дом, можно сдать его в _____________и получать доход в виде ___________.

5.  Свободные денежные средства можно положить в банк и получать ___________.

6.  Семьи часто получают ________________в виде пенсий, пособий, других выплат.

Задание 2.

Решить задачи и дать ответы на вопросы.

Задача 1.

Семья Лисовых состоит из трёх членов: мама Лиса и две сестрёнки Лисички. Папа Лис погиб в схватке с собаками. Лиса получает зарплату 8000 рублей. Государство выплачивает ежемесячно сестрёнкам пенсию за погибшего отца по 4600 рублей и ещё детское пособие по 300 рублей. Также семья сдаёт в аренду бабушкину квартиру, получая при этом доход в размере 5000 рублей. Каков доход семьи Лисовых?

Задача 2.

Лесная модница Елизавета Патрикеевна, работая секретарём у Львова Льва Львовича, получила зарплату и премию. Она заплатила за квартиру, телефон и коммунальные услуги 2500 рублей, потратила на питание 3000 рублей, купила себе обновки: костюм за 1200 рублей, туфли за 900 рублей и косметику на 500 рублей. Неожиданно к ней в гости приехала родственница Лисичкина, и Елизавета Патрикеевна купила торт за 100 рублей. Оставшиеся 3500 рублей она решила положить в банк.

Определить: а) постоянные издержки;

б) переменные издержки;

в) общие издержки.





Контрольная работа на тему: «Как семьи получают и тратят деньги.
Неравенство доходов и его последствия»


Вариант 1

1. Доходом от железной руды является:
а) заработная плата;
б) прибыль;
в) рента; .
г) процент.
2. В структуре доходов российских семей наибольшая доля приходится:
а) на социальные трансферты;
б) на заработную плату;
в) на доход от собственности;
г) на доход от предпринимательства.
3. В какой последовательности перечисленные далее блага удовлетворяют жизненные потребности чело­века?
а) жилище, одежда, еда;
б) жилище, еда, одежда;
в) еда, одежда, жилище;
г) еда, жилище, одежда.
4. С ростом дохода доля расходов на товар:
а) увеличивается;
б) снижается;
в) не меняется;
г) недостаточно информации.
5. Если сравнить две страны, богатую и бедную, то в структуре расходов населения доля расходов на питание:
а) в богатой стране больше;
б) в бедной стране больше;
в) в обоих странах одинакова;
г) недостаточно информации.
6. При инфляции реальный доход пенсионера:
а) увеличивается;
б) снижается;
в) не изменяется;
г) недостаточно информации.
7. Если при инфляции номинальный доход потреби­теля увеличивается, то реальный доход:
а) снижается;
б) увеличивается;
в) не меняется;
г) недостаточно информации.
8. Реальный доход показывает:
а) количество денег, полученных по месту постоян­ной работы;
б) количество денег, фактически полученных потре­бителем;
в) количество товаров, которое может купить потребитель;
г) нет правильного ответа.
9. Разная способность людей непосредственно:
а) приводит к неравенству богатства;
б) приводит к неравенству доходов;
в) приводит к неравенству богатства и доходов;
г) к неравенству в благосостоянии не приводит.
10. В России на 60% самых бедных людей приходится:
а) 60% доходов;
б) меньше 60% доходов;
в) больше 60% доходов;
г) недостаточно информации.
11. Предположим, в некоторой стране каждый работа­ющий должен платить подоходный налог в размере 40% от начисленного дохода вне зависимости от
величины дохода. В этой стране действует:
а) прогрессивное налогообложение;
б) регрессивное налогообложение;
в) пропорциональное налогообложение;
г) недостаточно информации.
12. Пособие по безработице:
а) увеличивает заинтересованность в труде неквалифи­цированных работников;
б) снижает заинтересованность в труде высококвали­фицированных работников
в) снижает заинтересованность в труде неквалифици­рованных работников;
г) нет правильного ответа.
13. Доходом от токарного станка является:
а) выручка;
б) амортизация;
в) процент;
г) рента.
14. Прибыль - это доход:
а) менеджера;
б) предпринимателя;
в) рабочего;
г) верно (а), (б) и (в).
15. Пусть в не которой стране каждый работающий дол­жен платить подоходный налог в размере 1000 ден. ед. вне зависимости от дохода. В данной стране сущест­вует:
а) прогрессивное налогообложение;
б) регрессивное налогообложение;
в) пропорциональное налогообложение;
г) недостаточно информации.
16. Кто из ниже перечисленных потребителей имеет фиксированный доход?
а) Государственный чиновник;
б) безработный;
в) школьный учитель;
г) верно (а), (б) и (в).
Решите задачи:
1. В стране существует следующая схема налогообложения: если доход менее 1 тыс. р., то ставка налога равна 20%; если доход 1 тыс. р. и более, то гражданин должен заплатить 200 р. и 40% с суммы, превышающей 1 тыс. р. Определите общую сумму налога, которую должен заплатить гражданин Неплательщиков, если он получает 800 р. на одной работе и 600 р. на другой.
2. В деревне живут четыре семьи: Ивановы, Петровы, Си­доровы, Васечкины. Доходы этих семей соответственно со­ставляют: 10 тыс. р., 20 тыс. р., 30 тыс. р., 40 тыс. р.
1. Постройте кривую Лоренца для деревни.
2. Каждая семья должна уплатить подоходный налог 5 тыс. р. Постройте кривую Лоренца после уплаты налогов.
3. Изменилось ли неравенство доходов в деревне после уплаты налогов?

Вариант 2

1. Доходом менеджера является:
а) заработная плата;
б) прибыль;
в) процент;
г) рента.
2. Если Пряников подвез на своей машине человека, то доход от данной услуги будет платой:
а) за труд;
б) за капитал;
в) за предпринимательскую способность;
г) за труд и капитал.
3. Мерой предпринимательской способности является:
а) заработная плата;
б) прибыль;
в) процент;
г) нет правильного ответа.
4. В России за период экономических реформ в струк­туре доходов населения:
а) снизилась доля доходов от собственности и доля заработной платы;
б) увеличилась доля доходов от собственности и доля заработной платы;
в) увеличилась доля доходов от собственности и снизилась доля заработной платы;
г) снизилась доля доходов от собственности и увели­чилась доля заработной платы.
5. В СССР в структуре явных доходов населения практически отсутствовал доход в виде:
а) прибыли;
б) дивиденда;
в) ренты;
г) верно (а), (б) и (в).
6. При снижении цен реальный доход безработного:
а) увеличивается;
б) снижается;
в) не изменяется;
г) недостаточно информации.
7. Если потребитель имеет фиксированный доход, то при инфляции:
а) реальный и номинальный доходы увеличиваются;
б) реальный и номинальный доходы не изменяются;
в) реальный доход не изменяется, а номинальный доход снижается;
г) реальный доход снижается, а номинальный не изменяется.
8. Снижение реальных доходов россиян:
а) привело к росту потребления качественных продуктов;
б) привело к снижению потребления мясных продуктов;
в) привело к снижению потребления некачественных продуктов;
г) не повлияло на качество питания.
9. В случае абсолютного равенства в распределении доходов на 40% населения приходится:
а) 40% доходов;
б) меньше 40% доходов;
в) больше 40% доходов;
г) недостаточно информации.
10. Пропорциональное налогообложение:
а) увеличивает неравенство в благосостоянии;
б) снижает неравенство в благосостоянии;
в) не влияет на неравенство в благосостоянии;
г) недостаточно информации.
11. Схема налогообложения, при которой ставка подо­ходного налога равна 10%, если годовой доход потребителя менее 50 тыс. р. или равен этой сумме, и 30%, если доход потребителя более 50 тыс. р., ­это пример:
а) прогрессивного налогообложения;
б) регрессивного налогообложения;
в) пропорционального налогообложения;
г) недостаточно информации.
12. Налог на наследство:
а) снижает неравенство богатства;
б) увеличивает неравенство богатства;
в) не влияет на неравенство богатства;
г) снижает неравенство богатства, при этом увеличи­вает неравенство дохода.
13. В СССР в структуре доходов населения практичес­ки отсутствовал доход в виде:
а) заработной платы;
б) социального трансферта;
в) ренты;
г) нет правильного ответа.
14. В соответствии с законом Эйнгеля, при снижении дохода доля расходов на посещение театра:
а) снижается;
б) увеличивается;
в) не меняется;
г) недостаточно информации.
15. При инфляции реальный доход предпринимателя:
а) увеличивается;
б) снижается;
в) не меняется;
г) недостаточно информации.
16. Если цены снижаются, то покупательская способ­ность денег:
а) увеличивается;
б) снижается;
в) не меняется;
г) недостаточно информации.
Решите задачи:
Задача №1. На сколько процентов изменился реальный доход рабо­чего, если за год заработная плата выросла на 50%, а цены увеличились на 80%?
Задача №2. На хуторе живут четыре семьи: Ивановы, Петровы, Си­доровы и Николаевы. Доходы семей соответственно состав­ляют: 100 тыс. р., 40 тыс., р., 40 тыс. р. и 20 тыс. р.
1. Постройте кривую Лоренца для хутора.
2. Постройте кривую Лоренца после уплаты налогов, если каждая семья должна заплатить налог 50% от дохода.
3. Изменилось ли неравенство доходов на хуторе после уплаты налогов?



Тестовая работа по теме:
«Причины и формы вмешательства государства в экономику»

Вариант 1
1. Право собственности дает возможность:
а) владеть ею;
б) распоряжаться ею;
в) пользоваться ею;
г) верно (а), (б) и (в).
2. Гражданский кодекс регулирует:
а) поведение человека в общественном месте;
б) правила движения на автомобильных дорогах;
в) правила заключения хозяйственных договоров;
г) верно (а), (б) и (в).
3. Что из ниже перечисленного не является слабостью рынка?
а) Неравенство дохода;
б) создание общественного блага;
в) возникновение монополии;
г) нет правильного ответа.
4. Общество должно контролировать рынок:
а) чтобы не было сговора среди продавцов;
б) чтобы не было сговора среди покупателей;
в) чтобы не было сговора как среди продавцов, так и среди покупателей;
г) проблема сговора не требует государственного вни­мания.
5. Покажите пример общественного блага:
а) уличное освещение;
б) проезд в городском транспорте;
в) льготные медикаменты;
г) все вышеперечисленное.
6. Покажите пример общественного блага:
а) лесопарк;
б) питание в общественной столовой;
в) посещение кинотеатра;
г) нет правильного ответа.
7. Социальные трансферты необходимы:
а) для борьбы с монополизацией рынков;
б) для создания общественных благ;
в) для поддержки малоимущих;
г) для стимулирования труда наиболее способных людей.
8. Общественное благо имеет свойство:
а) исключаемости в потреблении;
б) неконкурентности в потреблении;
в) необходимости для каждого члена общества;
г) нет правильного ответа.
9. Положительный внешний эффект - это:
а) общественное благо;
б) ущерб, причиненный третьим лицам;
в) выгода, полученная третьими лицами;
г) верно (а) и (в).
10. Фирма производит сталь, при этом делает выбросы в реку. Внешним эффектом будет:
а) ущерб, нанесенный рыбакам;
б) ущерб, нанесенный потребителям стали;
в) выгода фирмы от производства стали;
г) нет правильного ответа.

Вариант 2
1. В командной экономике отсутствует:
а) свобода в распоряжении собственностью;
б) свобода предпринимательства;
в) свобода заключения сделок;
г) все вышеперечисленное.'
2. Арбитражный суд рассматривает споры:
а) между гражданами;
б) между гражданином и государством;
в) между фирмами;
г) верно (а), (б) и (в).
3. Для осуществления торговли необходимо иметь:
а) свободу предпринимательства;
б) свободу заключения сделок;
в) свободу в распоряжении результатом своего труда;
г) верно (б) и (в).
4. В СССР граждане:
а) владели предпринимательским талантом;
б) пользовались предпринимательским талантом;
в) распоряжались предпринимательским талантом;
г) верно (а), (б) и (в).
5. Покажите пример внешнего эффекта:
а) выбросы в реку;
б) шум от автотрассы;
в) сооружение красивого здания в городе;
г) все вышеперечисленное.
6. Покажите пример общественного блага:
а) питание в ресторане;
б) национальная оборона;
в) телефонная связь;
г) нет правильного ответа.
7. В России общественным благом является:
а) Гражданский кодекс;

б) услуги прокуратуры;
в) автомобильные дороги;
г) верно (а), (б) и (в).
8. Общественное благо обладает свойством:
а) неисключаемости;
б) неконкурентности;
в) верно (а) и (б);
г) нет правильного ответа.
9. Внешним эффектом является:
а) наружная реклама;
б) выбросы в атмосферу;
в) автомобильный шум;
г) верно (а), (б) и (в).
10. Сталелитейный завод выплавляет Q0 ед. стали и про­дает по цене Р0. При производстве стали завод осуще­ствляет выбросы в реку. С точки зрения общества:
а) цена стали Р должна быть больше Р0, а производимое количество Q меньше Q0;
б) Р Р0, Q Q0;
в) Р 0, Q 0;
г) ­ Р 0, Q Q0;

Тестовая работа по теме
«Принципы и методы налогообложения. Виды налогов»
Вариант 1
1. Сколько налогов и сборов было в римской импе­рии?
а) Только один вид налога;
б) от десяти до двадцати видов;
в) около сорока видов;
г) более ста видов.
2. На рисунке показана зависи­мость ставки налога от обла­гаемого дохода. Какой систе­ме налогообложения соответ­ствует данный рисунок?
а) Прогрессивной системе на­логообложения;
б) пропорциональной системе налогообложения;
в) регрессивной системе нало­гообложения;
г) недостаточно информации.


3. Подоходный налог является:
а) прямым;
б) косвенным;
в) прямым только в случае прогрессивной системы налогообложения;
г) для отнесения к прямым или косвенным нуждает­ся в дополнительных сведениях.
4. В структуре налоговой системы России можно вы­делить:
а) четыре уровня;
б) три уровня;
в) два уровня;
г) только один уровень.
5. Введение импортных пошлин на зерно приведет в первую очередь:
а) к росту спроса на отечественное зерно;
б) к снижению спроса на отечественное зерно;
в) к росту предложения отечественного зерна;
г) к снижению предложения отечественного зерна.


Вариант 2
1. На рисунке представлена зависи­мость ставки налога от облагаемо­го дохода. Какой системе налого­обложения она соответствует?



а) Прогрессивной системе;
б) пропорциональной системе;
в) регрессивной системе;
г) недостаточно информации.
2. Налоги необходимы:
а) для борьбы с монополизацией рынков;
б) для обеспечения социальных трансфертов;
в) для обеспечения страны общественными благами;
г) все вышеперечисленное.
3. Налог на землю является:
а) прямым;
б) косвенным;
в) прямым только в случае, если он взимается как с предприятий, так и с граждан;
г) для отнесения к прямым или косвенным нуждает­ся в дополнительных сведениях.
4. В России налог на добавленную стоимость относится:
а) к федеральным налогам;
б) к налогам республик, краев и областей;
в) к местным налогам;
г) как к федеральным, так и к местным налогам.
5. Целевой налог - это налог:
а) прямой;
б) косвенный;
в) целиком взимаемый за определенный вид деятель­ности;
г) привязанный к конкретному направлению государ­ственных расходов.





Тестовая работа по теме:
«Государственный бюджет и государственный долг»

Вариант 1
1. В России сбор за право торговли относится:
а) к федеральным налогам;
б) к налогам республик, краев и областей;
в) к местным налогам;
г) как к федеральным, так и к местным налогам.
2. Государственные расходы:
а) всегда равны доходам;
б) всегда меньше доходов;
в) всегда больше доходов;
г) могут быть как больше, так и меньше доходов.
3. Трансфертные платежи:
а) относятся к доходной части государственного бюджета;
б) относятся к расходной части государственного бюджета;
в) могут быть как доходами, так и расходами государства;
г) к государственному бюджету отношения не имеют.
4. Федеральный бюджет России разрабатывается и исполняется:
а) Президентом Российской Федерации;
б) Правительством Российской Федерации;
в) Государственной Думой;
г) нет правильного ответа.
5. Пусть бюджет страны А состоит из налогов, расхо­дов на оплату общественных товаров и трансфер­тов, которые соответственно составляют: 5 трлн. р., 4 трлн. р. и 3 трлн. р. В экономике этой страны сущест­вует:
а) дефицит государственного бюджета в размере 3 трлн. р.;
б) дефицит государственного бюджета в размере 1 трлн. р.;
в) положительное сальдо государственного бюджета в размере 2 трлн. р.;
г) нет правильного ответа.
6. Инфляционным финансированием государственно­го дефицита является:
а) сокращение бюджетных расходов;
б) сокращение денежной массы;
в) выпуск ГКО;
г) нет правильного ответа.
7. Положительное сальдо государственного бюджета любой страны:
а) приведет к увеличению государственного долга этой страны;
б) приведет к уменьшению государственного долга этой страны;
в) на государственный долг не повлияет этой стра­ны;
г) может привести как к увеличению, так и к умень­шению государственного долга этой страны.
8. «Теневая экономика» возникает:
а) при торговле оружием;
б) при торговле наркотиками;
в) когда доходы укрываются от налогообложения;
г) верно (а), (б) и (в).
9. Следствием большого государственного долга явля­ется:
а) увеличение трансфертных платежей;
б) увеличение расходов на общественные товары;
в) снижение расходов на общественные товары;
г) рост цен.
10. В любой стране внутренний государственный долг:
а) больше внешнего государственного долга
б) меньше внешнего государственного долга;
в) равен внешнему государственному долгу;
г) для сравнения с внешним государственным долгом недостаточно информа­ции.

Вариант 2
1. В России таможенная пошлина относится:
а) к федеральным налогам;
б) к налогам республик, краев и областей;
в) к местным налогам;
г) как к федеральным, так и к местным налогам.
2. Что из указанного далее является доходом государ­ства?
а) Налоги;
б) доход от приватизации;
в) доход от деятельности государственной компании;
г) все вышеперечисленное.
3. Дефицит государственного бюджета - это финан­совая ситуация, возникающая, когда:
а) государственные доходы больше расходов;
б) государственные доходы равны расходам;
в) государственные доходы меньше расходов;
г) государственные доходы равны расходам, при этом общая сумма собранных налогов меньше трансфер­тных платежей.
4. Пусть бюджет страны В состоит из налогов, транс­фертов и процентов по государственному долгу, кото­рые соответственно составляют: 10 трлн. р., 7 трлн. р., 2 трлн. р. В экономике этой страны существует:
а) дефицит государственного бюджета в размере 1 трлн. р.;
б) положительное сальдо государственного бюджета в размере 1 трлн. р.;
в) положительное сальдо государственного бюджета в размере 3 трлн. р.;
г) нет правильного ответа.
5. По Конституции Российской Федерации Государ­ственная Дума:
а) разрабатывает Федеральный бюджет;
б) утверждает Федеральный бюджет;
в) исполняет Федеральный бюджет;
г) верно (а), (б) и (в).
6. Не инфляционным финансированием государствен­ного дефицита является:
а) выпуск государственных облигаций;
б) эмиссия денег;
в) сокращение денежной массы;
г) нет правильного ответа.
7. Государственный долг - это:
а) разница между расходами и доходами государства;
б) ссуды, взятые государственными органами;
в) ссуды, взятые отечественными фирмами у внешне­го мира;
г) верно (б) и (в).
8. В соответствии с кривой Лаффера сбор налогов:
а) уменьшится, если ставка налога будет больше 60%;
б) уменьшится, если ставка налога будет больше 15%;
в) увеличится, если ставка налога будет больше 60%;
г) нет правильного ответа.
9. В любой стране внутренний государственный долг:
а) больше внешнего государственного долга;
б) меньше внешнего государственного долга;
в) равен внешнему государственному долгу;
г) для сравнения с внешним государственным долгом недостаточно информа­ции.
10. Следствием большого государственного долга явля­ется:
а) увеличение трансфертных платежей;
б) увеличение расходов на общественные товары;
в) снижение расходов на общественные товары;
г) рост цен.

Контрольная работа к разделам XIV, XV

Тема: «Экономические задачи государства.

Государственные финансы»
Вариант 1

1. Если фирма ущемила права собственности гражданина, то пострадавший может обратиться за защитой:
а) в арбитражный суд;
б) в государственный суд;
в) к родственникам;
г) верно (а), (б) и (в)
2. Экономические свободы защищаются с помощью:
а) гражданского законодательства;
б) арбитражного суда;
в) прокуратуры;
г) верно (а), (б) и (в)
3. Прокуратура:
а) устанавливает правила ведения хозяйственной дея­тельности;
б) контролирует выполнение правил хозяйственной жизни;
в) решает хозяйственные споры;
г) верно (а), (б) и (в)
4. Недостатки рыночной системы:
а) неравенство доходов;
б) сговор покупателей;
в) влияние продавца на цену товара;
г) верно (а), (б) и (в).
5. При интернацилизации положительного внешнего эффекта выпуск фирмы:
а) должен увеличиться;
б) должен уменьшиться
в) не изменится;
г) может как увеличиться, так и уменьшиться.
6. Общественное благо обладает свойством:
а) исключаемости;
б) конкурентности;
в) неконкурентности;
г) верно (а) и (в)
7. Что из ниже перечисленного относится к частному благу?
а) уличное освещение;
б) автодорога;
в) национальная оборона;
г) нет правильного ответа.
8. Прогрессивное налогообложение необходимо в пер­вую очередь:
а) для уменьшения неравенства доходов;
б) для создания общественных благ;
в) для борьбы с монополизацией рынков;
г) для устранения внешних эффектов.
9. Косвенный налог налагается:
а) на доход;
б) на товар;
в) на имущество;
г) на землю.
10. Акциз относится:
а) к федеральным налогам;
б) к налогам республик, краев и областей;
в) к местным налогам;
г) нет правильного ответа.
11. Темпы роста экономики:
а) больше в странах с высоким уровнем налогообложения;
б) меньше в странах с высоким уровнем налогообложения;
в) одинаковы во всех странах;
г) не зависят от уровня налогообложения.
12. В экономике наблюдается дефицит государственно­го бюджета:
а) когда государственные расходы больше доходов;
б) когда государственные расходы равны доходам;
в) когда государственные расходы меньше доходов;
г) вне зависимости от соотношения государственных расходов и доходов.
13. На какой товар в России установлен самый высо­кий уровень акцизов?
а) на лаковые автомобили;
б) на табачные изделия;
в) на бензин;
г) на алкогольную продукцию.
14. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает федеральный бюджет;
б) утверждает федеральный бюджет;
в) исполняет федеральный бюджет;
г) верно (а) и (в).
15. При не инфляционном финансировании бюджетно­го дефицита государственный долг:
а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) не меняется;
16. Какое утверждение верно?
а) акциз и таможенная пошлина являются прямыми налогами;
б) акциз и таможенная пошлина являются косвенными налогами;
в) акциз является прямым налогом, а таможенная пошлина - косвенным;
г) акциз является косвенным налогом, а таможенная пошлина - прямым.
17. Акцизом облагается:
а) земля;
б) товар;
в) доход;
г) прибыль.
18. В доходах любого государства наибольшую долю составляет:
а) налог на прибыль;
б) подоходный налог;
в) налог на добавленную стоимость;
г) нет правильно го ответа.
19. Пусть бюджет страны А состоит из налогов, расходов на товары и трансфертов, которые соответственно составляют 50 трлн. р., 30 трлн. р. и 30 трлн. р. В экономике этой страны существует:
а) дефицит бюджета в размере 10 трлн. р.;
б) дефицит бюджета в размере 20 трлн. р.;
в) положительное сальдо бюджета в размере 10 трлн. р.;
г) положительное сальдо в размере 20 трлн. р.
20. Бюджетный дефицит финансируется путем:
а) эмиссии денег;
б) получения займов от иностранных государств;
в) выпуска государственных облигаций;
г) верно (а), (б) и (в).
21. Внешний государственный долг - это:
а) ссуды, взятые отечественными фирмами у иност­ранных компаний и организаций;
б) ссуды, взятые государственными органами у ино­странных правительств и финансовых организаций;
в) ссуды, взятые государственными органами у насе­ления;
г) верно (а) и (б).
Решите задачи:


Задача №1. В стране действует следующая схема подоходного нало­гообложения:



ДОХОД


НАЛОГ


До 10 тыс. р. в год


10%


От 10 до 30 тыс. р. в год


1000 р. + 20% с суммы, превышающей 10 тыс. р.


От за до 50 тыс. р. в год


5000 р. + 30% с суммы, превышающей за тыс. р.


Более 50 тыс. р. в год


11000 р. + 40% с суммы, превышающей 50 тыс. р.


Какую сумму налога должен заплатить гражданин, если его годовой доход составляет 20 тыс. р.?
2. В таблице приведен бюджет государства.
1. Чему равна общая сумма налоговых поступлений?
2. Чему равен дефицит (положительное сальдо) бюджета?
3. Сколько процентов от доходов государства составляет дефицит (положительное ­сальдо) бюджета?


ДОХОДЫ

Млрд. р.

Налог на прибыль

100

Подоходный налог

200

Налог на добавленную стоимость

140

Акцизы

50

Доход от государственной собственности

100

Доход от внешнеэкономической деятельности

50

Доход от реализации государственных запасов

70

РАСХОДЫ

Млрд. р.

Государственное управление

140

Национальная оборона

400

Правоохранительная деятельность

90

Обслуживание и выплата государственного долга

80

Социальная политика

70


Вариант 2
1. Арбитражный суд рассматривает дела между:
а) хозяйственными организациями;
б) гражданами;
в) гражданином и государством;
г) верно (а), (б) и (в).
2. Какая из перечисленных ниже экономических сво­бод является основой частной собственности?
а) свобода предпринимательства;
б) свобода заключения сделок;
в) свобода в распоряжении результатом своего труда;
г) нет правильного ответа.
3. В России Гражданский кодекс устанавливает правила:
а) заключения и расторжения сделок;
б) дарения материальных ценностей;
в) займа;
г) верно (а), (б) и (в).
4. На любом рынке необходимо:
а) бороться со сговором среди продавцов и поощрять сговор среди покупателей;
б) поощрять сговор среди продавцов и бороться со сговором среди покупателей;
в) бороться со сговором как среди продавцов, так и среди покупателей;
г) поощрять сговор как среди продавцов, так и среди покупателей.
5. Если фирма производит отрицательный внешний эффект, то с точки зрения общества выпуск товара:
а) должен увеличиться;
б) должен уменьшиться;
в) не изменится, при этом цена должна увеличиться;
г) недостаточно информации, возможно как увеличение, так и уменьшение выпуска.
6. Что из перечисленного ниже относится к обще­ственному благу?
а) Национальная оборона;
б) лесопарк;
в) светофор;
г) верно (а), (б) и (в).
7. Что из перечисленного далее является примером общественного блага?
а) льготные медикаменты;
б) проезд в метро;
в) газета;
г) нет правильного ответа.
8. На рисунке показана зави­симость ставки налога от дохода. Какой системе на­логообложения соответству­ет эта зависимость?
а) прогрессивной системе;
б) пропорциональной системе;
в) регрессивной системе налогообложения;
г) недостаточно информации.
9. В структуре налоговой системы России можно вы­делить:
а) только один уровень;
б) два уровня;
в) три уровня;
г) четыре уровня.
10. В России курортный сбор относится:
а) к федеральным налогам;
б) к налогам республик и краев;
в) к налогам областей;
г) к местным налогам.
11. Сколько видов. налогов существует в настоящее время в России?
а) около 10;
б) около 40;
в) около 90;
г) около 500.
12. Сбалансированный государственный бюджет озна­чает, что:
а) доходы государства больше расходов;
б) доходы государства равны расходам;
в) доходы государства меньше расходов;
г) существует дефицит бюджета на уровне 4%.
13. Фирма продала продукцию на 200 тыс. р., при этом затраты производства составили 150 тыс. р. Чему равна общая сумма налога на прибыль, если ставка налога составляет 20%?
а) 5 тыс. р.;
б) 30 тыс. р.;
в) 40 тыс. р.;
г) нет правильного ответа.
14. Кривая Лаффера показывает зависимость:
а) величины собранных налогов от ставки налога;
б) величины собранных налогов от дохода;
в) величины собранных налогов от инфляции в эко­номике;
г) ставки налога от дохода.
15. Инфляционное финансирование бюджетного дефи­цита происходит за счет:
а) выпуска ГКО;
б) эмиссии денег;
в) внешних займов;
г) верно (а), (б) и (в).
16. Гражданский суд рассматривает дела между:
а) гражданами;
б) гражданином и фирмой;
в) гражданином и государством;
г) верно (а), (б) и (в).
17. Свобода в распоряжении результатом своего труда предполагает, что человек имеет право;
а) на владение благом;
б) на распоряжение благом;
в) на использование блага;
г) верно (а), (б) и (в).
18. Фирма продает товар на конкурентном рынке. При интернацилизации отрицательного внешнего эффекта:
а) выпуск фирмы должен увеличиться, а цена това­ра - уменьшиться; .
б) выпуск фирмы должен уменьшиться, а цена това­ра - увеличиться;
в) выпуск и цена должны увеличиться;
г) выпуск и цена должны уменьшиться.
19. Для интернацилизации положительного внешнего эф­фекта необходимо:
а) ввести налог на выпуск фирмы;
б) дать субсидию фирме;
в) ограничить выпуск фирмы;
г) нет правильного ответа.
20. Свойство неконкурентности в потреблении означа­ет, что:
а) потребление блага одним человеком не уменьшает полезность от данного блага для других людей;
б) никого нельзя исключить из потребления данного блага;
в) вне зависимости от желаний человек должен пла­тить за данное благо;
г) данное благо производит только одна фирма.
21. Налог на добавленную стоимость относится:
а) к федеральным налогам;
б) к налогам краев, республик и областей;
в) к местным налогам;
г) к прочим налогам.
Решите задачи:
1. В стране действует следующая схема подоходного нало­гообложения:



ДОХОД


НАЛОГ

До 10 тыс. р. в год

5%

От 10 до 30 тыс. р. в год

500 р. + 15% с суммы, превышающей 10 тыс. р.


Более 30 тыс. р. в год


3500 р. + 40% с суммы, превышающей 30 тыс. р.


Какую сумму налога должен заплатить гражданин, если его годовой доход составляет 50 тыс. р.?
2. В таблице приведен бюджет государства.
1. Чему равна общая сумма неналоговых доходов?
2. Какую долю в доходах государства составляют нена­логовые доходы?
3. Чему равен дефицит (положительное сальдо) бюд­жета?



ДОХОДЫ


Млрд. р.

Налог на прибыль

40

Подоходный налог

40

Налог на добавленную стоимость

60

Акцизы

10

Доход от государственной собственности

5

Доход от внешнеэкономической деятельности


20

Доход от реализации государственных запасов

10


РАСХОДЫ


Млрд. р.

Государственное управление

60

Национальная оборона

45

Правоохранительная деятельность

20

Обслуживание и выплата государственного долга


15

Социальная политика

65





















Список используемой литературы

1. Е. В. Савицкая «Уроки экономики в школе»: кн. 2: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 448с.
2. А. А. Мицкевич «Сборник задач по экономике»: для учащихся 9-11 классов. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 528 с.
3. В. И. Трунин «Самостоятельные и контрольные работы по экономике»: Пособие для учащихся 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 184 с.
4. С. Равичев, С. Григорьев и др. «Сборник задач по экономике с решениями». – 4-е изд. – М.: Вита0Пресс, 2002. – 112 с.
5. Г. А. Сафронова «Экономика 7-8 классы: поурочные планы».- Волгоград: Учитель, 2007. – 207с.
6. С. А. Равичев, С. Э. Григорьев «Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ по экономике. 11 кл.». – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 64 с.
7. Н. А. Заиченко «Опорный конспект по экономике: пособие для учителя». – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 96 с.
8. Л. В. Борисов «Экономическая теория». – М.: Дрофа, 2000. – 350 с.
9. И. В. Липсиц «Экономика: 1 часть». – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 245 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система контрольно-измерительных материалов к урокам экономики 11 класс

Автор: Борзилова Татьяна Петровна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства