А5. . Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление:
1. элитарная культура; 2. массовая культура;
3. материальная культура; 4. духовная культура.
А6. Что современные исследователи отождествляют с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе?
1. культуру; 2. цивилизацию; 3. этику; 4. все вышеперечисленное.
А7. Президент РФ получает свои полномочия от:
1. Народа; 2. Центральной избирательной комиссии;
3. Государственной Думы; 4. Правительства РФ.
А8. Главное предназначение избирательной системы состоит в том, чтобы;
1. обеспечить представительство воли народа;
2. дать больше власти социально- незащищенным слоям населения;
3. развивать политическую систему;
4. поддерживать существующие в стране законы.
А9. Воздействие социальных норм на личность предполагает:
1. только знание социальных норм и их осознание;
2. только желание следовать этим нормам;
3. только поведение в соответствии с этими нормами;
4. все перечисленное выше.
А10 Признак «ресурсосберегающие технологии» относится к типу общества:
А/Совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
2. Отрасль права.
Б/Совокупность двух- трех норм права.
3. Институт права.
В/ Структура и содержание прав.
Г/Совокупность правовых норм, регулирующих какую- либо крупную сферу общественных отношений.
1- ; 2- ;3-
2. Вставьте пропущенное слово:
Законодательная власть в РФ принадлежит: ________________________________________
Часть №3.
1. Перечислите государственные мероприятия в области занятости населения.
2. Объясните, как вы понимаете высказывание: « Забастовка- это своего рода обоюдоострый нож, который ранит и трудящихся, и работодателя»? Назовите причины и последствия забастовок. Как профсоюз защищает интересы работников?
ОТВЕТЫ.
Вариант № 1.
Часть 1. Тест:
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
2
4
4
1
2
2
4
3
4
2
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 10 баллов.
Часть № 2.
1А: 2Б:3Г. (2):
2. Социальные, экономические. (2)
За правильные ответы по 2 балла, за неполный ответ 1 балл, нет ответа-0. Всего 4 б.
Часть № 3.
1. Названы все три элемента механизма государственного регулирования на рыночную экономику; прямое и косвенное (экономические). 3б.
б/Раскрыты механизмы воздействия государственной политики на рыночную экономику(3б).
Прямой: законы, госзаказы, развитие госсектора в экономике.
-Экономический: монетарный (контроль над денежной массой, через ЦБ,
учетная ставка %, норма обязательных резервов коммерческих банках, это приводит к уменьшению количества денег и снижению инфляции, но и спаду производства).
Фискальная (налогообложение, регулирование госбюджета - это приводит к снижению или подъему производства, в кризисных ситуациях оказание помощи нуждающимся. ).
Но выбор механизма зависит от многих факторов (инфляции, избытка денежной массы, кризиса производства, обеспечение экономического роста, полная занятость, оказаны помощи неимущим и т. д. )
За полный ответ 6 баллов, неполный ответ 3 бала, нет ответа-0.
(Всего 6б).
2. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты из общественной жизни или собственного опыта.
4. Представлена собственная позиция на поднятом уровне. Аргументация неубедительна или отсутствует(1)
5. Проблема не раскрыта или дана информация (факты из общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. (4)
. За полный ответ 4б, за неполный ответ 2б, нет ответа- 0: всего 4. (Итого10)
Всего за полный ответ 4 балла; неполный ответ- 2 балла: ответ нет-0.
Итого: 1-10: 2-4: 3-10. (24 баллов).
Вариант № 2.
Часть 1. Тест.
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
2
1
3
3
2
1
1
1
4
3
Часть № 2.
1. 1В; 2Г; 3А. (2)
2Федеральное собрание. (2)
Часть № 3.
1. Государственная политика в области занятости населения:
А/раскрыты цели: (сокращение безработицы, устранение неравномерности в распределении трудовых ресурсов, антиинфляционная политика, создание условий для нормального воспроизводства трудовых ресурсов, ослабление социальной напряженности в обществе в ситуации кризиса) 2.
Б/ раскрыты методы (экономические, административные, законодательные, организационные формы регулирования и приведены примеры) 2б.
в/Приведены законы и примеры современной действительности. (2 б). (6б)
2. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты из общественной жизни или собственного опыта.
4. Представлена собственная позиция на поднятом уровне. Аргументация неубедительна или отсутствует(1)
5. Проблема не раскрыта или дана информация (факты из общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. (4)
Всего за полный ответ 4 балла; неполный ответ- 2 балла: ответ нет-0.
Итого: 1-10: 2-4: 3-10. (24 баллов).
Рубежный контроль.
Вариант № 2. Часть 1. Тест.
А1. К задачам политической власти относится:
1. освоение новых технологий;
регулирование общественных отношений;
работа в частной юридической фирме;
разработка новых компьютерных программ.
А2.Признаком государства, отличающим его от всех других объединений, является:
наличие системы права;
наличие территории
наличие органов управления
наличие общих ценностей.
А3. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии:
1. низкого уровня безработицы; 2. высокого потребительского спроса;
3. разделения труда; 4. частной собственности на средства производства.
А4. Дефицит государственного бюджета означает:
1. уменьшение налогообложения; 2. увеличение социальных программ;
3. превышение расходов над доходами; 4. сокращение государственного долга.
А5. Моральные нормы;
1. поддерживаются страхом наказания;
2. обеспечиваются силой государственного принуждения;
3. имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение;
4. закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей и быту.
А6. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:
1. Установи соответствие между источниками трудового права и содержанием:
Трудовое право.
Содержание
1. Конституция РФ
А/ определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха, порядок защиты прав работников.
2. Трудовой кодекс.
Б/ устанавливает принципы использования труда.
3. Корпоративные акты.
В/ регулирует порядок заключение договоров страхования, отношения наследования.
Г/ регулирует сугубо внутренние вопросы предприятия.
1- ; 2- ; 3-
2. Вставьте, попущенные слова: по форме правления государство бывает: а______________________: б________________________________.
Часть 3.
1. Объясните, для чего необходим рынок труда? Как действую спрос и предложение на рынке труда.
Вариант №3.
Часть 1. Тест.
А1.Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов власти, является:
1. обращение ко всем гражданам стран; 2. отношение господства и подчинения; 3. наличие субъективно- объективной связи; 4. проявление в совокупности обычаев и традиций.
А2.Для существования гражданского общества необходимо наличие:
законодательной власти; 2. аппарата управления;
3государственной идеологии; 4. частной собственности.
А3. Признаком рыночной экономики является:
1. преобладание государственной собственности; 2. директивное планирование;
1. Соотнеси принципы государственного устройства РФ с их конкретным содержанием:
Государственное устройство
Содержание.
1. Правовое государство.
а/. Коллегиальное управление государством.
2. Демократическое государство.
б/ государство состоит из обладающих определенной самостоятельностью административно территориальных единиц.
3. федеративное государство.
в/ взаимная ответственность государства и личности.
1- ; 2- ;3-
г/ народ- источник государственной власти.
2. Вставьте пропущенные слова: высшим непосредственным выражением власти народа являются:____________________________ и _____________________________
Часть 3.
Объясните, какую роль играют идеологии в политической жизни? Охарактеризуйте одну из идеологий, оказавших влияние на события ХХ века?
Как вы понимаете выражение: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».
ОТВЕТЫ. №2.
Вариант № 3
Часть 1. Тест:
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
1
2
3
4
3
3
4
1
1
4
4За каждый правильный ответ 1 балл, всего 10 баллов.
Часть № 2.
1Б: 2А:3Г. (2): 2. Монархия, республика. . (2)
За правильные ответы по 2 балла, за неполный ответ 1 балл, нет ответа-0. Всего 4 б.
Часть № 3.
Раскрыто понятие рынок труда и его роль как фактора производства. Названы участники рынка труда - наемные работники и работодатели.
Определено, что покупается и продается на рынке труд: (трудовые услуги, возможность приносить прибыль, образование, профессия)
Раскрыт механизм спроса и предложения на рынке труда, который формирует заработную плату работника.
Могут быть раскрыт и другие факторы, влияющие на рынок труда: мобильность трудовых ресурсов, деятельность профсоюзов, национальность и т. д.
(Всего 6б).
2. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты из общественной жизни или собственного опыта.
4. Представлена собственная позиция на поднятом уровне. Аргументация неубедительна или отсутствует(1)
5. Проблема не раскрыта или дана информация (факты из общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. (4)
. За полный ответ 4б, за неполный ответ 2б, нет ответа- 0: всего 4. (Итого10)
Всего за полный ответ 4 балла; неполный ответ- 2 балла: ответ нет-0.
Итого: 1-10: 2-4: 3-10. (24 баллов).
Вариант № 2.
Часть 1. Тест.
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
1
1
4
4
4
2
2
4
4
1
Часть № 2.
1. 1В; 2Г; 3Б. (2)
2. Референдум, выборы. (2)
Часть № 3.
1. Раскрыто понятие, идеология, названы основные идеологии (консерватизм, либерализм, социализм).
Раскрыта роль идеологий в жизни общества: она отвечает на вопросы, каким должно быть государство, власть, какую политику она должна проводить в интересах определенного слоя населения; фиксирует идеалы, о наиболее лучшем устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований. Представляет целостную систему развития общества.
Раскрыта одна из идеологий оказавших большое влияние на развитие общества в ХХ веке (либерализм или социализм). (6б)
2. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты из общественной жизни или собственного опыта.
4. Представлена собственная позиция на поднятом уровне. Аргументация неубедительна или отсутствует(1)
5. Проблема не раскрыта или дана информация (факты из общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. (4)
Всего за полный ответ 4 балла; неполный ответ- 2 балла: ответ нет-0.
Итого: 1-10: 2-4: 3-10. (24 баллов).
Итоговый контроль.
Вариант № 1. Часть 1. Тест.
А1. Действующая Конституция РФ была принята:
1. Советом Федерации; 2. Государственной Думой;
3. Государственным Советом;4. Всенародным голосованием.
А2. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит:
1. Правительству РФ; 2. Администрации Президента РФ.
3. Верховному Суду РФ; 4. Федеральному Собранию РФ.
А3. К социальным потребностям человека относится потребность в
А4. В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1. экономической и социальной; 2. политической и социальной;
3. социальной и духовно; 4. экономической и духовной.
А5. Безработица возникает в результате:
1. экономического спада; 2. социального расслоения;
3. расширения производства; 4. сокращения государственного долга.
А6. Одним из условий повышения производительности труда работников является:
1. участвует в борьбе за власть; 2. является частью социальной структуры общества;
3. определяет рыночные цены; 4. взимает налог с населения.
Часть 2.
1. Установи соответствие между источниками трудового права и содержанием:
Трудовое право.
Содержание
1. Конституция РФ
А/ определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха, порядок защиты прав работников.
2. Трудовой кодекс.
Б/ устанавливает принципы использования труда.
3. Корпоративные акты.
В/ регулирует порядок заключение договоров страхования, отношения наследования.
1- ;2- ; 3-
Г/ регулирует сугубо внутренние вопросы предприятия.
2. Вставьте пропущенное слово: В условиях демократического правового государства для того, чтобы исключить концентрацию власти в одних руках, осуществляется принцип: ___
Часть 3.
Перечислите формы собственности в РФ на основе Конституции.
Объясните высказывание: «Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А. Смит).
ОТВЕТЫ№3.
Вариант 1. Часть 1
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
4
4
2
1
1
3
4
4
1
1
10 б.
Часть № 2.
1а, г, д. 2. б, в, е.
Санкции. (4б).
Часть3.
Раскрыто понятие собственность- право владения, пользования, распоряжения.
Перечислены основные виды (частная, муниципальная, государственная и т. д.
Названа статья Конституции РФ (ст. 8. )
2. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты из общественной жизни или собственного опыта.
4. Представлена собственная позиция на поднятом уровне. Аргументация неубедительна или отсутствует(1)
5. Проблема не раскрыта или дана информация (факты из общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Всего за полный ответ 4 балла; неполный ответ- 2 балла: ответ нет-0.
Всего за полный ответ 4 балла; неполный ответ- 2 балла: ответ нет-0.
Итого: 1-10: 2-4: 3-10. (24 баллов).
Вариант № 2.
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
2
2
1
1
2
4
3
1
1
1
10б.
Часть № 2.
1В,2Г,3Г.
Разделение властей. (4б).
Часть 3.
Раскрыто понятие плюрализм- многообразие.
Перечислены основные элементы: идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных движений перед законом.
-запрещено только, что угрожает безопасности государства, подрывает ее устои.
Названа статья Конституции (ст. 13).
2. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты из общественной жизни или собственного опыта.
4. Представлена собственная позиция на поднятом уровне. Аргументация неубедительна или отсутствует(1) Всего за полный ответ 4 балла; неполный ответ- 2 балла: ответ нет-0.
5. Проблема не раскрыта или дана информация (факты из общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. Итого: 1-10: 2-4: 3-10. (24 баллов).