Просмотр содержимого документа
«КИМ по Обществознанию по теме "Человек в социальном измерении", 6 класс»
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1 по обществознанию
6 класс
Назначение работы. Контрольная работа направлена на оценивание качества полученных знаний по обществознанию, по теме «Человек в социальном измерении», определение уровня достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Документы, определяющие содержание КИМ: Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры контрольной работы. Контрольная работа основана на системно-деятельностном подходе. Она предполагает оценивание как предметных, так и метапредметных результатов обучения, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД: Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция. Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; грамотное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений и выводов; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической формами речи; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Контрольная работа составлена в соответствии с программой по курсу
«Обществознание» к линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова для основной школы, составленной на основе ФГОС общего образования.
Структура работы. Работа состоит из 14 вопросов, различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Задания контрольной работы составлены в соответствии с формой заданий основного государственного экзамена на доступном и понятном для учащихся 6 класса содержании. Выполнение заданий итоговой работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний, объяснение и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Задания с выбором ответа предполагают выбор одного правильного ответа из предложенных, а также последовательное соотнесение каждого из предложенных вариантов ответов с условием задания. Они позволяют проверить знание терминов, понятий, основных черт социальных явлений и т.д. Задания на работу с текстом (№12, 14) являются заданиями повышенного уровня сложности. Они предполагают умение отбирать нужную информацию, раскрывать отдельные положения текста, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применять полученные знания при анализе социальных ситуаций. Задание с развернутым ответом направлено на оценку умения строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы, а также владения грамотной письменной речью.
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки.
Код
Проверяемые
элементы содержания
Код
Проверяемые требования к уровню
подготовки
1
Человек в социальном
измерении.
1
Метапредметные
1.1
Личность.
1.1
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
1.2
Познание.
1.2
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
1.3
Деятельность.
1.3
умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
1.4
Потребности.
1.4
смысловое чтение
1.5
Жизненный успех.
1.5
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
1.6
умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения
1.7
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности
2
Предметные
2.1
Описывать основные социальные объекты и
явления; человека как социально-деятельное существо.
2.2
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.
2.3
Приводить примеры социальных объектов
определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм
2.4
Оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм
2.5
Решать в рамках изученного материала
познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных
сферах деятельности человека
2.6
Использовать элементы причинно-следственного
анализа при характеристике социальных явлений
Обобщённый план контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы по обществознанию в 6 классе
№ зада ния
Код КЭС
Код КТ
Уровень сложности
Максимальный балл за выполнение задания
Примерное время выполнения задания в
минутах
1.
1.1
1.1,2.1
Б
1
1-2
2.
1.4
1.2,2.1
Б
1
1-2
3.
1.1
1.1,1.2,2.4,2.1
Б
1
1-2
4.
1.1
1.1,2.1 2.2, 2.4
Б
1
1-2
5.
1.1
1.1,2.2, 2.4
Б
1
1-2
6.
1.2
1.1,1.2, 2.1,2.4
Б
1
1-2
7.
1.2
1.1,1.2,2.1,2.4
Б
1
1-2
8.
1.1
1.1,1.2, 2.2,2.3
Б
1
1-2
9.
1.4
1.1,1.2,2.1
П
1
1-2
10.
1.1,1.4,1.5
1.1,1.2,2.3,2.5,2.6
П
2
2-3
11.
1.4
1.2, 2.3, 2.5, 2.6
П
2
2-3
12
1.4
1.4, 2,3, 2.5, 2.6.
П
2
2-3
13
1.4
1.5,1.6,1.7, 2.3,2.4,2.5, 2.6.
В
3
5
14
1.2,1.3
1.4,1.5,1.6,1.7, 2.2,2.3,2.5, 2.6
В
3
5-7
Всего заданий:14
Время выполнения работы: 40 – 45 минут.
Максимальный первичный балл: 21 баллов.
Распределение заданий по уровнюсложности.
№
Уровень сложности
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Процент от
максимального первичного балла
1.
Базовый
9
9
43%
2.
Повышенный
3
6
28,5%
3.
Высокий
2
6
28,5%
Итого:
14
21
100%
Шкала перевода первичных баллов вотметки.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0-6
7-11
12-16
17-21
Продолжительность работы. На выполнение работы отводится 40 – 45 минут (включая инструктаж 5 минут).
Контрольная работа №1 по теме «Человек в социальном измерении»
6 класс
1 вариант
Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека?
Общение
Речь
Стремление к самоутверждению
Способность к прямохождению
На чем основаны действия животных?
На сознании
На инстинкте
На мышлении
На разуме
Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе:
Характер
Индивид
Личность
Инстинкт
Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
Объем головного мозга
Отсутствие волосяного покрова
Забота о потомстве
Необходимость общения
Познание человеком своего внутреннего мира:
Деятельность
Самопознание
Способности
Потребности
Верны ли определения: а) суждение – высказывание, содержащее определенную мысль; б) умозаключение – вывод из нескольких логически связанных суждений?
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
Социальными потребностями человека являются: а) потребность в общении; б) потребность в познании окружающего мира.
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется:
Самопознание
Аффект
Самооценка
Инициация
Общими чертами человека и животных являются: а) биологические потребности; б) использование природных предметов.
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Термины
Определения
Потребность
Талант
Духовный мир
Самооценка
Эмоция
А. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
Б. Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент
В. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности
Г. Дарование, одаренность, выдающиеся придворные способности
Д. Внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.
Установите соответствие между видами потребностей и их конкретными примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды потребностей
Примеры
Биологические потребности
Социальные потребности
Духовные потребности
А. Просмотр кинофильма
Б. Экскурсия в музей
В. Обед в столовой
Г. Совместный труд
Д. Дневной сон
Е. Разговор с друзьями
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.
Как бы ни была разнообразна (1)__________ человека, она направлена на удовлетворение его (2)______________. В процессе деятельности человек опирается на свои (3)____________. Трудно представить деятельность человека без (4)_____________ между людьми.
А) общение
Б) деятельность
В) способности
Г) потребности
Какие качества необходимы человеку для достижения цели? Приведите примеры того, как детские мечты воплотились в жизни взрослого человека.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Игра является спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребенка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его деятельности; ребенок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печет для нег другие, настоящие, съедобные.
Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.
(Рубинштейн С. Основы общей психологии)
Какие виды деятельности названы в тексте?
Какова роль игры в жизни ребенка?
Контрольная работа №1 по теме «Человек в социальном измерении»
6 класс
2 вариант
Что из перечисленного не относится к биологическим потребностям?
Питание
Отдых
Общение
Движение
И человек, и животные:
Обладают связной речью
Умеют мыслить
Сознательно действуют
Используют различные предметы
Что из перечисленного передается по наследству?
Цвет глаз и волос
Занимаемая должность
Выбор профессии
Любовь к чтению книг
Неповторимость, уникальность человека:
Личность
Наследственность
Эмоциональность
Индивидуальность
Верны ли следующие суждения о деятельности: а) деятельность – активность, присущая как человеку, так и животным; б) многие ученые считают важным видом деятельности общение?
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
Верны ли суждения о способностях человека: а) способности могут проявляться очень рано; б) есть люди, у которых нет никаких способностей?
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
Верны ли суждения о потребностях: а) потребности человека делятся на биологические, социальные и духовные; б) нельзя полностью удовлетворить все потребности человека?
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
Верно ли, что: а) одни и те же события рождают у людей одинаковые чувства; б) эмоциональность не передается по наследству?
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
Верны ли суждения об эмоциях: а) эмоция определяет настроение человека; б) эмоции бывают как положительные, так и отрицательные?
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Термины
Определения
труд
учеба
игра
общение
А. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей
Б. Вид деятельности, мотив которой заключается не столько в ее результате, сколько в процессе
В. Взаимные деловые или дружеские отношения людей
Г. Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками
Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
Детство
Отрочество
Зрелость
Работоспособность
Старость
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.
(1)_________ вот уже несколько столетий, как сошло с исторической арены. Но и сегодня о человеке благородном, щедром душой и верным (2)__________ говорят – «он настоящий рыцарь». Ведь рыцарские заповеди охватывают все стороны жизни – это и (3)__________ слабых, и (4)_________ к Родине, и (5)__________ в опасных ситуациях, и нерушимая крепость слова.
А. совесть
Б. любовь
В. долг
Г. щедрость
Д. бесстрашие
Е. защита
Ж. опасность
З. рыцарство
Что такое самостоятельность? Приведите два противоположных примера проявления самостоятельности подростками.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Деятельность (активность) – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
Пример: если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек – актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность. Деятельность можно разделить на этапы – цель, действие, результат.
Чем, по мнению автора, деятельность отличается от поведения?
На какие этапы можно разделить деятельность?
Ключи КИМ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1 вариант
4
2
3
4
2
3
1
4
3
1В
2Г
3Д
4А
5Б
1ВД
2ГЕ
3АБ
1Б
2Г
3В
4А
2 вариант
3
4
1
4
2
1
3
4
3
1А
2Г
3Б
4В
4
1З
2В
3Е
4Б
5Д
Критерии оценивания заданий 13 – 14
13.
Содержание верного ответа
Баллы
1 вариант
Для достижения цели человеку необходимо трудолюбие, целеустремленность, сила воли.
Школьник, получив аттестат поступил в институт и получил профессию
2 вариант
Самостоятельность – уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело.
Умение принимать самостоятельные решения, отказаться от предложенной сигареты, стакана вина, выполнить домашнюю работу вместо просмотра фильма и стремление подражать взрослым, все делать по-своему, употребление спиртных напитков, совершение правонарушений.
Дан ответ на вопрос, приведены три примера
3 балла
Дан ответ на вопрос, приведены 1-2 примера
2 балла
Дан ответ на вопрос, нет ни одного примера.
1 балл
Нет ответов на вопросы
0 баллов
14.
Содержание верного ответа
Баллы
1 вариант
Игра, труд, общение.
В ходе игры ребенок познает окружающий мир. Он учится деятельности присущей взрослым, подражает им.
2 вариант
Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения)