Просмотр содержимого документа
«КИМ по Обществознанию по темам "Школа", "Труд", 5 класс»
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №2 по обществознанию. 5 класс
Спецификация
Назначение работы. Контрольная работа направлена на оценивание качества полученных знаний по обществознанию, по темам «Школа», «Труд», определение уровня достижения планируемых предметных и метапредметных результатов; оценку уровня подготовки учащихся к обучению в 6 классе.
Документы, определяющие содержание КИМ: Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры контрольной работы. Контрольная работа основана на системно-деятельностном подходе. Она предполагает оценивание как предметных, так и метапредметных результатов обучения, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД: Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция. Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; грамотное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений и выводов; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической формами речи; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Контрольная работа составлена в соответствии с программой по курсу «Обществознание» к линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова для основной школы, составленной на основе ФГОС общего образования.
Структура работы. Работа состоит из 15 вопросов, различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий контрольной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний, объяснение и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Задания с выбором ответа предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных, а также последовательное соотнесение каждого из предложенных вариантов ответов с условием задания. Задание на работу с текстом предполагает умение отбирать нужную информацию, раскрывать отдельные положения текста, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применять полученные знания при анализе социальных ситуаций. Задание с развернутым ответом направлено на оценку умения строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы, а также владения грамотной письменной речью.
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки.
Код
Проверяемые
элементы содержания
Код
Проверяемые требования к уровню
подготовки
3
Образование
1
Метапредметные
3.1
Образование в жизни человека
1.1
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
3.2
Самообразование
1.2
умение устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы
3.3
Одноклассники, сверстники, друзья.
1.3
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач
4
Труд
1.4
смысловое чтение
4.1
Труд-основа жизни
1.5
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью
4.2
Труд и творчество
1.6
умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения
1.7
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности
2
Предметные
2.1
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы
социализации, факторы становления личности;
2.2
сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека, возможности и ограничения
каждого возрастного периода
2.3
характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданство»;
2.4
характеризовать семью и семейные отношения;
оценивать социальное значение семейных
традиций и обычаев
2.5
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
2.6
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений
Обобщённый план контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы по обществознанию 5 класс
№ зада ния
Код КЭС
Код КТ
Уровень сложности Б-базовый
П-повышенный В-высокий
Максимальный балл за выполнение
задания
Примерное время выполнения задания в
минутах
1.
3.1
1.1,2.1
Б
1
1-2
2.
3.1
1.2,2.1
Б
1
1-2
3.
3.1
1.2, 2.5
Б
1
1-2
4.
3.2
1.2, 2.6
Б
1
1-2
5.
3.3
1.1, 1.2, 2.6
Б
1
1-2
6.
3.3
1.1,2.6
Б
1
1-2
7.
4.1
1.1, 2.6
Б
1
1-2
8.
4.1
1.1,1.2,
2.6
Б
1
1-2
9.
4.1
1.1,1.2, 2.6
Б
1
1-2
10.
4.2
1.2, 1.4,
2.3,2.6
Б
1
1-2
11.
3.1
1.3, 2.6
П
2
2-3
12
4.1
1.3, 2.6
П
2
2-3
13
3.1
1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.5, 2.6
В
3
5-6
14
3.3
1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.5, 2.6
В
3
5-6
15
4.2
1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.5, 2.6
В
3
10
Всего заданий:15
Время выполнения работы: 40 - 45 минут. Максимальный первичный балл: 23 балла.
Распределение заданий по уровнюсложности.
№
Уровень сложности
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Процент от
максимального первичного балла
1.
Базовый
10
10
43,5%
2.
Повышенный
2
4
17,4%
3.
Высокий
3
9
39,1%
Итого:
15
23
100%
Шкала перевода первичных баллов вотметки.
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0-8
9-12
13-17
18-23
Продолжительность работы. На выполнение работы отводится 40 - 45 минут
Контрольная работа №2
5 класс
Вариант 1
Приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями:
Хобби
Общение
Творчество
Образование
Ученик 9 класса общеобразовательной школы Алексей участвует во Всероссийской олимпиаде школьников по истории. Кроме этого он занимается в секции бокса. На какой ступени образования находится Алексей?
Среднее общее образование
Основное общее образование
Начальное общее образование
Среднее профессиональное образование
Чтобы успешно выполнить домашнее задание, его надо делать:
Во время еды
Поздним вечером
С перерывами на отдых
С включенным телевизором или радио
Генрих Шлиман, немецкий предприниматель и археолог-любитель, прославившийся находкой в Малой Азии Трои, занимаясь самостоятельно, меньше чем за три года смог освоить голландский, английский, французский, итальянский и португальский языки. Всего через полтора месяца после начала изучения русского языка 24-летний Шлиман уже писал в Россию деловые письма. Этих успехов Шлиман смог достигнуть в процессе:
Творчества
Воспитания
Самообразования
Трудовой деятельности
Какая пословица лучше всего отражает понятие «дружба»?
«Жизнь прожить – не поле перейти»
«Мудрым никто не родился, а научился»
«Книга поможет в труде, выручит в беде»
«Горе на двоих – пол-горя, радость на двоих – две радости»
Дружеские отношения разрушает:
Зависть
Терпение
Ответственность
Рассудительность
Что из перечисленного является услугой?
Автомобиль
Поездка в автобусе
Костюм на Новый год
Журнал «Умелые руки»
Пример моральной оценки труда:
Премия
Одобрение
Увольнение
Заработная плата
Денежное вознаграждение выплачиваемое работодателем наемному работнику за выполненный труд:
Пенсия
Пособие
Стипендия
Заработная плата
В середине XVI в. в Москве на красной площади был возведен Покровский собор – один из самых известных памятников России, символ Москвы. По одной из распространенных версий, строителями этого каменного чуда были псковские архитектора Барма и Постник. Строительство этого храма является примером деятельности:
Умственной
Ремесленной
Творческой
Индивидуальной
Установите соответствие между группой предметов и самим учебным предметом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Один элемент правого столбца является лишним.
Группа предметов
Учебный предмет
А) гуманитарные
Б) естественно-научные
1) физика
2) литература
3) физическая культура
Найдите в приведенном списке три фактора, от которых зависит размер заработной платы работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Опыт работы
Условия труда
Качество труда
Адрес предприятия
Состав семьи работника
Что значит уметь учиться?
Всегда ли друзья должны мыслить одинаково и любить одно и тоже?
Прочитай рассказ В.А Сухомлинского «Лесной домик» и ответь на вопросы.
Дедушка и десятилетний внук шли через большой лес. Едва заметная тропинка извивалась между высокими деревьями.
Наступил вечер. Путники устали. Дедушка уже собрался расположиться на ночлег где-то под открытым небом, как вдруг мальчик увидел в чаще домик, что стоял возле лесной тропинки.
- Дедушка, вон хатка! – радостно воскликнул внук. – Может, в ней переночуем?
- Да, это домик для путников, - объяснил дедушка.
Они зашли в лесной домик. В нем было чисто, на деревянной стене висела веточка ели. По народному обычаю это означало гостеприимство: заходите, пожалуйста, уважаемые гости.
Дедушка и внук подошли к столу и увидели на нем свежий каравай хлеба и маленький кувшин с медом. На окне стояло ведро с водой. Дедушка и внук умылись и сели ужинать.
- Кто же это все поставил на стол? – спросил внук.
- Добрый человек, - ответил дедушка.
- Как же это так? – удивился внук. – Оставил нам добрый человек еду, а мы и не знаем, кто он. Для чего же он старался?
- Чтобы ты стал лучше, - ответил дедушка.
О каких результатах труда говорится в рассказе?
Какая идея роднит рассказ В.А. Сухомлинского «Лесной домик» с текстом учебника о благотворительности?
Контрольная работа №2
5 класс
Вариант 1
Деятельность человека по овладению знаниями, умениями и навыками:
Хобби
Учеба
Общение
Творчество
Десятиклассница гимназии Татьяна победила на Всероссийском конкурсе бальных танцев. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Татьяна?
Среднее общее образование
Основное общее образование
Начальное общее образование
Среднее профессиональное образование
Чтобы успешно выполнить домашнее задание, его надо делать:
После небольшой прогулки
После девяти часов вечера
Сразу в рабочей тетради
Под громкую музыку
Лев Толстой в совершенстве владел английским, французским и немецким языками, свободно читал на итальянском, польском, чешском и сербском языках. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковно-славянский, изучал древнееврейский, турецкий и другие языки. Стать полиглотом (человеком, владеющим многими языками) писателю удалось благодаря:
Творчеству
Воспитанию
Самообразованию
Трудовой деятельности
Какая пословица лучше всего отражает понятие «дружба»?
«Была бы охота, а выучиться можно»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Семья сильна, когда над ней крыша одна»
«Доброе братство дороже всякого богатства»
Дружеские отношения обязательно предполагают:
Общение между людьми
Совместное проживание
Схожесть интересов
Одинаковый возраст
Что из перечисленного является услугой?
Пакет яблок
Стрижка волос
Школьный учебник
Мобильный телефон
Пример моральной оценки труда
Премия
Выговор
Похвала
Дополнительная оплата
Продукт труда, который сделан на продажу:
Товар
Ресурс
Изделие
Богатство
Деятельность русского механика XVIII в. И. Кулибина, который изобрел телескоп, микроскоп, электрическую машину, карманные часы, воспроизводившие несколько мелодий, является примером деятельности:
Учебной
Творческой
Коллективной
Ремесленной
Установите соответствие между группой предметов и самим учебным предметом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Один элемент правого столбца является лишним.
Группа предметов
Учебный предмет
А) гуманитарные
Б) естественно-научные
1) история
2) биология
3) технология
Найдите в приведенном списке три фактора, от которых зависит размер заработной платы работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Хобби работника
Семейное положение работника
Сложность выполняемой работы
Количество сделанного продукта
профессиональные
Почему говорят: «Самообразование – путь к успеху»?
Всегда ли богатство – это материальные ценности?
Прочитай рассказ В.А. Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на земле?» и ответь на вопросы.
Старый Мастер возвел каменный дом. Стал в сторонку и любуется. «Завтра в нем поселятся люди», — думал с гордостью Мастер.
А в это время возле дома играл семилетний Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, еще не успевшем застыть.
- Зачем ты портишь мою работу? — сказал с укоризной Мастер.
Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался душой.
Пришла старость. Вспомнил Старый Человек свое родное село на берегу Днепра. Приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами, никто не помнит такого человека.
- Что же ты оставил после себя? — спросил у Старого Человека один старик. — Есть ли у тебя сын или дочь?
- Нет у меня ни сына, ни дочери, — ответил Старый Человек.
- Может быть, ты посадил дуб?
- Нет, не посадил я дуба…
- Может быть, ты взлелеял поле?
- Нет, не взлелеял я поля…
- Ну, так значит ты песню сложил?
- Нет, и песни я не сложил.
- Так кто же ты такой? Что же ты делал всю свою жизнь? — с изумлением спросил старик. Ничего не смог ответить Старый Человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, как будто его вчера построили, а на самой нижней ступеньке — окаменевший отпечаток его маленькой ножки.
«Вот и все, что останется после меня на земле, — с горечью подумал Старый Человек. — Но ведь этого мало, очень мало… Не так надо было жить!..»
1) Что должно остаться на земле после человека?
2)Чем создается такой след?
Ключи КИМ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1 вариант
4
2
3
3
4
1
2
2
4
3
21
123
2 вариант
2
1
1
3
4
1
2
3
1
2
12
345
Система оценивания заданий с развернутым ответом (задания 13-15)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Дан развернутый ответ на вопрос с использованием знаний по темам «Школа», «Труд». Приведено 2-3 аргумента, отражающие собственную точку зрения учащегося
3
Дан краткий ответ на вопрос с использованием знаний по темам «Школа», «Труд». Приведено 1-2 аргумента, отражающие собственную точку зрения учащегося
2
Дан краткий ответ на вопрос с использованием знаний по темам «Школа», «Труд».