КИМ по Обществознанию Контрольная работа по разделу Духовная сфера жизни общества
КИМ по Обществознанию Контрольная работа по разделу Духовная сфера жизни общества
Данный КИМ может быть использован при проверке предметных результатов обучающихся при проведении итогового контроля по разделу "Духовная сфера жизни общества"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КИМ по Обществознанию Контрольная работа по разделу Духовная сфера жизни общества»
Спецификация к контрольной работе
по разделу «Духовная сфера жизни общества»
Контрольная работа является обобщающей для тем, изученных в разделе «Духовная сфера жизни общества»
Все задания соответствуют заданиям, которые используются при проведении Всероссийских проверочных работ в 2024-2025 учебном году.
Работа состоит из 6 заданий, четыре из которых с развёрнутым ответом, 2 предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр (задание 2,3)
Задание 1 нацелено на проверку умения анализировать и оценивать
собственную деятельность и ее результаты. Задание содержит систему вопросов об одном из видов деятельности с опорой на личный социальный опыт обучающегося.
Задание 2 предполагает выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Оно проверяет умение характеризовать понятия.
Задание 3 предполагает установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Оно проверяет умения обучающихся классифицировать объекты, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Задание 4. направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля и т.п. Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/пониманиесоциальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающиеся должны объяснить сначала значения отдельных слов, словосочетаний, а затем – смысл всего высказывания.
Задание 5 построено на основе представления информации в форме схемы. Оно нацелено на проверку умения классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции. В первой части обучающимся требуется проанализировать предложенную информацию, определить недостающий элемент (компонент) в структуре социального объекта, явления или процесса. Во второй части задания нужно дать ответ на вопрос, который демонстрирует умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей.
Задание 6 на анализ визуальной информации (фотоизображения) проверяет овладение приемами поиска и извлечения информации об экономической и духовной сферах жизнедеятельности общества.
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира.
2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека.
3) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
4) Один из признаков религиозного сознания — убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества.
5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
Ответ: ___________________________
3
Установите соответствие между результатами научной деятельности и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИЯ НАУКИ
А) открытие закона всемирного тяготения 1) познавательно-объяснительная
Б) разработка системы беспроводной связи 2) прогностическая
В) создание модели изменения климата 3) производственная
на Земле до конца XXI в.
Г) создание атомного реактора
Д) открытие нового вида морских черепах
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Д
Ответ:
4
Русскому писателю Н. А. Рубакину (1862–1946) принадлежит следующее высказывание: «Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования».
2. С опорой на обществоведческие знания укажите одну любую особенность научного познания и проиллюстрируйте примером её реализацию в практической деятельности учёного.
Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на
сохранение традиций.
2) Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.
3) Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального
образования.
4) Занимательность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни, которые понятны
большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда шокируют потребителя.
5) Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.
3
Ответ: ___________________________
Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
А) анонимность произведений 1) массовая культура
Б) ярко выраженный коммерческий характер 2) народная культура
В) традиционная коллективность творческих процессов
Г) ориентация на вкусы и запросы рядового потребителя
Д) создание стандартизированных духовных ценностей
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Д
Ответ:
4
Великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому принадлежит следующее высказывание: «Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам».
2. С опорой на обществоведческие знания укажите одну любую особенность научного познания и проиллюстрируйте примером её реализацию в практической деятельности учёного.
Ключ к контрольной работе по обществознанию за первое полугодие по разделу «Духовная сфера жизни общества» Вариант 1.
1
Наука связана с исследованиями окружающего мира и общества. Однако ученики тоже могут быть исследователями.
1. Как Вы думаете, какие принципы должен соблюдать учёный в своей деятельности?
Ответ: 1. Учёный должен быть последовательным в своей деятельности, опираться только на проверенные факты, делать обоснованные выводы, пользоваться проверенными / доказательными данными, изобретать то, что не навредит человеку и окружающей среде ( нравственный принцип).
2. Составьте рассказ о себе как исследователе, ответив на следующие вопросы.
1) Какие источники информации Вы используете при работе над школьным рефератом / проектом? С какой целью Вы работаете над рефератом / проектом?
2) Хотели бы Вы в будущем стать учёным? Как Вы думаете, почему сегодня говорят о социальной / нравственной ответственности учёных?
Рассказ о себе как исследователе должен включать:
— указание одного или нескольких источников, используемых при работе над рефератом / проектом;
— объяснение того, какова цель работы над рефератом / проектом;
— указание на наличие / отсутствие желания стать учёным;
— объяснение того, почему говорят о социальной / нравственной ответственности учёных.
Критерии:
1. Ответ на первый вопрос
1
Дан содержательный ответ на первый вопрос
1
Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует
0
2. Рассказ о себе как об интернет-пользователе
3
Рассказ включает в себя ответы на каждый из четырёх вопросов в п. 1 и 2
3
Рассказ включает в себя ответы на любые три вопроса в п. 1 и 2
2
Рассказ включает в себя ответы на любые два вопроса в п. 1 и/или 2
1
Рассказ включает в себя ответ только на любой один вопрос в п. 1 или 2. ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
4
2
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира.
2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека.
3) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
4) Один из признаков религиозного сознания — убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества.
5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
Ответ: 345
3
Установите соответствие между результатами научной деятельности и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИЯ НАУКИ
А) открытие закона всемирного тяготения 1) познавательно-объяснительная
Б) разработка системы беспроводной связи 2) прогностическая
В) создание модели изменения климата 3) производственная
на Земле до конца XXI в.
Г) создание атомного реактора
Д) открытие нового вида морских черепах
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Д
1
3
2
3
1
Ответ:
4
Русскому писателю Н. А. Рубакину (1862–1946) принадлежит следующее высказывание: «Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования».
1. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
Ответ: Получение знаний без участия самого ученика невозможно; наиболее эффективно познание тогда, когда ученик заинтересован в получении знаний и сам прилагает усилия к их поиску и освоению.
2. Как Вы думаете, почему полноценное самообразование возможно только на базе имеющегося у человека образования?
Ответ: Для того чтобы понять, что ему нужно, и подобрать источники достоверной информации, человек должен обладать определённым исходным объёмом знаний и уровнем развития умений, ориентироваться в информационном поле и т. п.
Критерии:
1. Ответ на вопрос
1
Дан ответ на вопрос
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованиюзадания. ИЛИ Ответ неправильный
0
2. Объяснение
1
Приведено уместное объяснение
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
5
Проанализируйте информацию в таблице и выполните задания.
1 . Заполните пропуск в таблице «Функции науки». (Ответ должен быть дан в виде развёрнутого предложения или словосочетания.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) заполнение пропуска в схеме, например: наука накапливает новые знания о разных социальных и природных явлениях; (Предложение может сформулировано иначе.) 2) указана особенность, и приведён пример, например: – использование специального языка (учёный записал математическую формулу, используя символы); – проверка полученных результатов (молодой физик провёл несколько экспериментов в разных условиях и пришёл к одинаковому результату);
– применение особых методов (учёный-историк использовал сравнительно исторический метод в своей научной работе). (Могут быть указана другая особенность и приведён другой уместный пример.)
1. Заполнение пропуска в схеме
1
Пропуск в схеме заполнен в виде развёрнутого предложения
1
Пропуск в схеме не заполнен. ИЛИ Форма заполнения не соответствует требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
2. Указание особенности и иллюстрация примером
2
Указана одна любая особенность, которая проиллюстрирована примером
2
Указана только особенность
1
Приведён только пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
6
Рассмотрите три изображения.
1 ) 2) 3)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: Искусство; 2) ответ на второй вопрос, например: отражает действительность в художественных образах; творческое отражение действительности; авторство (Могут быть названы другие отличия) 3) потому что искусство предполагает создание чего-то нового, ранее не существовавшего. (Может быть сформулировано другое объяснение)
1. Ответ на первый вопрос
1
Дан ответ на первый вопрос
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
2. Ответ на второй вопрос
2
Приведены объяснения по двум позициям
2
Приведено объяснение по одной любой позиции.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Всего 14 баллов
2
3
4
5
0-6 (0-43%)
7-9 (50%-65%)
10-12 (72%-86%)
13-14 (93%-100 %)
Ключ к контрольной работе по обществознанию за первое полугодие по разделу «Духовная сфера жизни общества» Вариант 2.
1
Музеи относят к учреждениям культуры.
1. Каковы основные функции музеев?
Ответ: 1. Музеи собирают, изучают, сохраняют и демонстрируют посетителям объекты исторического и культурного наследия, природные богатства и т. п.
2. Составьте рассказ о себе как о посетителе музея, используя следующий план.
1) По какой причине Вы часто/редко бываете в музее? С какой целью Вы делаете это чаще всего?
2) Какие музеи Вам наиболее интересны? Объясните причину.
Рассказ о себе как о посетителе музея должен включать в себя:
— объяснение того, какова цель посещения музеев чаще всего;
— указание того, какие музеи наиболее интересны обучающемуся;
— объяснение своих предпочтений.
Критерии:
1. Ответ на первый вопрос
1
Дан содержательный ответ на первый вопрос
1
Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует
0
2. Рассказ о себе как об интернет-пользователе
3
Рассказ включает в себя ответы на каждый из четырёх вопросов в п. 1 и 2
3
Рассказ включает в себя ответы на любые три вопроса в п. 1 и 2
2
Рассказ включает в себя ответы на любые два вопроса в п. 1 и/или 2
1
Рассказ включает в себя ответ только на любой один вопрос в п. 1 или 2. ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
4
2
Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на сохранение традиций.
2) Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.
3) Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального образования.
4) Занимательность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда шокируют потребителя.
5) Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.
Ответ: 345
3
Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
А) анонимность произведений 1) массовая культура
Б) ярко выраженный коммерческий характер 2) народная культура
В) традиционная коллективность творческих процессов
Г) ориентация на вкусы и запросы рядового потребителя
Д) создание стандартизированных духовных ценностей
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Д
2
1
2
1
1
Ответ:
4
Великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому принадлежит следующее высказывание: «Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам».
1. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
Ответ: Человек нуждается в таком обществе, которое его мотивировало бы делать добро, в котором зло было бы бессмысленно / в этом обществе нет места гневу, подлости и тщеславию.
2. Как Вы думаете, почему мораль охватывает все сферы жизни общества?
Ответ: Мораль утверждает ценности добра, порядочности и справедливости, а это необходимо всем людям независимо от того, к какой сфере жизни общества относится их деятельность.
Критерии:
1. Ответ на вопрос
1
Дан ответ на вопрос
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованиюзадания. ИЛИ Ответ неправильный
0
2. Объяснение
1
Приведено уместное объяснение
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
5
Проанализируйте информацию в таблице и выполните задания.
1 . Заполните пропуск в таблице «Функции науки». (Ответ должен быть дан в виде развёрнутого предложения или словосочетания.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) заполнение пропуска в схеме, например: наука накапливает новые знания о разных социальных и природных явлениях; (Предложение может сформулировано иначе.)
2) указана особенность, и приведён пример, например: – использование специального языка (учёный записал математическую формулу, используя символы); – проверка полученных результатов (молодой физик провёл несколько экспериментов в разных условиях и пришёл к одинаковому результату);
– применение особых методов (учёный-историк использовал сравнительно исторический метод в своей научной работе). (Могут быть указана другая особенность и приведён другой уместный пример.)
1. Заполнение пропуска в схеме
1
Пропуск в схеме заполнен в виде развёрнутого предложения
1
Пропуск в схеме не заполнен. ИЛИ Форма заполнения не соответствует требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
2. Указание особенности и иллюстрация примером
2
Указана одна любая особенность, которая проиллюстрирована примером
2
Указана только особенность
1
Приведён только пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
6
Р ассмотрите три изображения.
1) 2) 3)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: Искусство; 2) ответ на второй вопрос, например: отражает действительность в художественных образах; творческое отражение действительности; авторство (Могут быть названы другие отличия) 3) потому что искусство предполагает создание чего-то нового, ранее не существовавшего. (Может быть сформулировано другое объяснение)
1. Ответ на первый вопрос
1
Дан ответ на первый вопрос
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
2. Ответ на второй вопрос
2
Приведены объяснения по двум позициям
2
Приведено объяснение по одной любой позиции.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.