Контрольная работа является обобщающей для тем, изученных в разделе «Правоотношения».Все задания соответствуют заданиям, которые используются при проведении Всероссийских проверочных работ в 2023-2024 учебном году. Работа состоит из 5 заданий, три из которых с развёрнутым ответом, 2 предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр ( задание 3) и определения (задание 5)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КИМ по Обществозна-нию раздел «Правоотношения»»
Спецификация к контрольной работе по разделу «Правоотношения»
Контрольная работа является обобщающей для тем, изученных в разделе «Правоотношения»
Все задания соответствуют заданиям, которые используются при проведении Всероссийских проверочных работ в 2023-2024 учебном году.
Работа состоит из 5 заданий, три из которых с развёрнутым ответом, 2 предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр ( задание 3) и определения (задание 5)
Задание 1. Направлено на проверку приобретённых теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Задание 2. Направлено на проверку освоения приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развития способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Задание 3. Направлено на проверку умения различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни.
Задание 4. Направлено на проверку умения находить, извлекать м осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (фотоизображений), систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Задание 5. Направлено на проверку умения выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в различных сферах жизни общества.
Контрольная работа по разделу «Правоотношения» В.1
1. В ст. 43 Конституции РФ записано: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общедоступность образования»?
2. Проанализируйте своё отношение к учёбе. Составьте рассказ о своей учёбе, используя следующий план.
1) Какой вид работы на уроках (один или несколько) Вам нравится? Почему?
2) Какой вид работы на уроках (один или несколько) является трудным для Вас? В чём Вы видите причины трудностей?
2. В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им предлагали высказать своё мнение о социальной поддержке граждан со стороны государства. Результаты опроса представлены в графическом виде (в % от числа отвечавших).
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных в 2007 и 2017 годах? Предположите почему.
2. Одни люди считают, что люди должны себя обеспечивать самостоятельно; другие, что государство должно помогать нуждающимся людям, которые не могут себя обеспечить. Какое мнение среди опрошенных в 2017 году преобладает? Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению?
3. Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина РФ: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) уплата налогов
Б) забота о сохранении исторического и культурного наследия
В) неприкосновенность жилища
Г) получение квалифицированной юридической помощи
Д) обеспечение родителями получения их детьми основного общего образования
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА
ГРАЖДАНИНА РФ
1) права
2) обязанности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д
4. На фотографии изображены две женщины, их действия могут служить иллюстрацией исполнения одной из конституционных обязанностей гражданина РФ.
1. Как Вы думаете: а) что это за обязанность; б) почему Конституция РФ устанавливает такую обязанность?
2. Какие ещё конституционные обязанности есть у гражданина РФ? (Назовите любые две обязанности.)
5. Гражданин РФ Ахмед Н. проголосовал на выборах Президента РФ. К какой группе прав (свобод) относится реализованное Ахмедом Н. конституционное право?
Контрольная работа по теме «Правоотношения» В.2
1. ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общедоступность образования»?
Проанализируйте свои знания и свой опыт обучения в школе. Составьте рассказ о собственном образовании, используя следующий план.
1) На каком уровне образования сейчас находитесь Вы и все семиклассники российских школ? Для чего Вам необходимо образование?
2) Какие способы/виды учебной деятельности Вы осуществляете на уроках? В каких секциях, кружках, объединениях Вы занимаетесь после школы?
2. Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали социальные нормы.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Одни подростки считают, что тогда люди в государстве будут строить долгосрочные планы развития; другие, что так граждане будут чувствовать себя комфортно. Какое мнение среди опрошенных преобладает? Какие виды социальных норм Вы знаете (перечислите два любых вида)?
3. Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина РФ: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) сохранение исторического и культурного наследия
Б) пользование имуществом
В) свобода передвижения
Г) обеспечение родителями получения их детьми основного общего образования
Д) защита от безработицы
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА
ГРАЖДАНИНА РФ
1) обязанности
2) права
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д
4.Данная фотография может служить иллюстрацией исполнения гражданином РФ одной из его конституционных обязанностей.
1. Как Вы думаете: а) что это за обязанность; б) почему Конституция РФ устанавливает такую обязанность?
2. Какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете? (Назовите две такие обязанности.)
5. Михаил П. заболел и вызвал врача из муниципальной поликлиники. К какой группе прав (свобод) относится право бесплатно получать медицинскую помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений?
Критерии оценки Вариант 1
задание 1
2. Проанализируйте своё отношение к учёбе. Составьте рассказ о своей учёбе, используя следующий план.
1) Какой вид работы на уроках (один или несколько) Вам нравится? Почему?
2) Какой вид работы на уроках (один или несколько) является трудным для Вас? В чём Вы видите причины трудностей?
Пояснение.
1. Ответ на первый вопрос, например, возможность каждого человека получить соответствующие знания и умения независимо от пола, расы, национальности, места жительства, состояния здоровья, вероисповедания, убеждений, социального положения и т. п.
2. Рассказ о своей учебной деятельности должен включать в себя:
— указание одного или нескольких видов работы на уроках, которые нравятся обучающемуся;
— объяснение того, чем привлекательны, интересны для обучающегося указанный(-ые) им вид(ы) учебной деятельности;
— указание одного или нескольких видов работы на уроках, которые являются самыми трудными для обучающегося;
— объяснение причины трудности указанного(-ых) вида(-ов) учебной деятельности.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Ответ на первый вопрос
1
Дан содержательный ответ на первый вопрос
1
Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует
0
2. Рассказ о своей учебной деятельности
3
Рассказ включает ответы на каждый вопрос в п. 1 и 2
3
Рассказ включает ответы на любые три вопроса в п. 1 и 2
2
Рассказ включает ответы на любые два вопроса в п. 1 и/или 2
1
Рассказ включает только ответ на любой один вопрос в п. 1 и/или 2.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
4
задание 2
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных в 2007 и 2017 годах? Предположите почему.
2. Одни люди считают, что люди должны себя обеспечивать самостоятельно; другие, что государство должно помогать нуждающимся людям, которые не могут себя обеспечить. Какое мнение среди опрошенных в 2017 году преобладает? Каким образом государство оказывает социальную поддержку населению?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос и предположение:
— ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
— предположение, например: в государстве Z большая часть населения придерживается социалистических взглядов. Вполне очевидно, что большинство опрошенных считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам; (Может быть высказано иное уместное предположение.)
2) ответ на второй вопрос с объяснением, например:
— больше тех, кто считает, что государство должно помогать нуждающимся людям, которые не могут себя обеспечить;
— выплата пенсий и пособий; льготы на проезд в автотранспорте; помощь в трудоустройстве и т. п.;
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Ответ на первый вопрос и предположение
2
Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение
2
Дан только правильный ответ на первый вопрос
1
Ответ на первый вопрос отсутствует / неправильный независимо от наличия предположения.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания
0
2. Ответ на второй вопрос
1
Дан ответ на второй вопрос полностью
1
Дан только ответ на второй вопрос частично
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
задание 3. 1 балл 22112
задание 4.
1. Как Вы думаете: а) что это за обязанность; б) почему Конституция РФ устанавливает такую обязанность?
2. Какие ещё конституционные обязанности есть у гражданина РФ? (Назовите любые две обязанности.)
Пояснение.
1. Ответ на первый вопрос:
а) обязанность — сохранять природу и окружающую среду;
б) в современном мире люди часто используют природу и её дары, не задумываясь о последствиях. Всё это отрицательно сказывается как на природе, так и на здоровье людей. Поэтому Конституция РФ устанавливает такую обязанность.
2. Защита Отечества, уплата налогов. Могут быть названы другие конституционные обязанности гражданина РФ.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Ответ на первый вопрос
2
Указаны два элемента
2
Указан любой один элемент
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
2. Ответ на второй вопрос
1
Правильно названы две обязанности
1
Правильно названа только одна обязанность.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Задание 5. 1 балл политические
Отметка:
0-4 =2
5-7 =3
8-10=4
11-12=5
Критерии оценки Вариант 2
задание 1
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «общедоступность образования»?
2. Проанализируйте свои знания и свой опыт обучения в школе. Составьте рассказ о собственном образовании, используя следующий план.
1) На каком уровне образования сейчас находитесь Вы и все семиклассники российских школ? Для чего Вам необходимо образование?
2) Какие способы/виды учебной деятельности Вы осуществляете на уроках? В каких секциях, кружках, объединениях Вы занимаетесь после школы?
Пояснение.
1. Возможность каждого человека получить соответствующие знания и умения независимо от пола, расы, национальности, места жительства, состояния здоровья, вероисповедания, убеждений, социального положения и т. п.
2. Рассказ об образовании должен включать в себя:
— указание уровня образования, которое получает подросток (основное общее);
— объяснение того, в чём значимость получения образования для обучающегося;
— указание одного или нескольких видов учебной деятельности, используемой на уроках;
— указание одной или нескольких секций/кружков/объединений и т. п., в которых обучающийся занимается после уроков.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Ответ на первый вопрос
1
Дан содержательный ответ на первый вопрос
1
Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует
0
2. Рассказ о своей учебной деятельности
3
Рассказ включает ответы на каждый вопрос в п. 1 и 2
3
Рассказ включает ответы на любые три вопроса в п. 1 и 2
2
Рассказ включает ответы на любые два вопроса в п. 1 и/или 2
1
Рассказ включает только ответ на любой один вопрос в п. 1 и/или 2.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
задание 2
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Одни подростки считают, что тогда люди в государстве будут строить долгосрочные планы развития; другие, что так граждане будут чувствовать себя комфортно. Какое мнение среди опрошенных преобладает? Какие виды социальных норм Вы знаете (перечислите два любых вида)?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос и предположение:
— ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что соблюдение социальных норм обеспечивает стабильность общества; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
— предположение, например: соблюдение норм делает поведение людей предсказуемым, это позволяет утверждать о стабильности в обществе; (Может быть высказано иное уместное предположение.)
2) ответ на второй вопрос с объяснением, например:
— больше тех, кто считают, что тогда люди в государстве будут строить долгосрочные планы развития;
— правовые, моральные, обычаи, религиозные и т. п.;
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Ответ на первый вопрос и предположение
2
Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение
2
Дан только правильный ответ на первый вопрос
1
Ответ на первый вопрос отсутствует / неправильный независимо от наличия предположения.ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания
0
2. Ответ на второй вопрос
1
Дан ответ на второй вопрос полностью
1
Дан только ответ на второй вопрос частично
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
задание 3. 12212 балл 1
задание 4.
1. Как Вы думаете: а) что это за обязанность; б) почему Конституция РФ устанавливает такую обязанность?
2. Какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете? (Назовите две такие обязанности.)
Пояснение.
1. Ответ на первый вопрос:
а) уплата налогов;
б) потому что налоги пополняют государственный бюджет ИЛИ идут на образование, здравоохранение, содержание армии, развитие экономики, социальные программы и т. д.
2. Защита Отечества, сохранение природы.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Ответ на первый вопрос
2
Указаны два элемента
2
Указан любой один элемент
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
2. Ответ на второй вопрос
1
Правильно названы две обязанности
1
Правильно названа только одна обязанность.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.