kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КИМ для проведения итогового контроля уровня усвоения учебного материала по учебной дисциплине «Обществознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит в себе объяснение актуальности представленного материала, цели и задачи, достигаемые путем внедрения в образовательный процесс контрольно-измерительного материала, варианты тестовых заданий, эталоны ответов к ним и критерии оценки, список использованных источников. Методическая разработка предназначена для оценки уровня усвоения знаний обучающимися профессиональных образовательных организаций. Данный контрольно-измерительный материал может быть использован для проведения текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по учебной дисуциплине "Обществознание" при изучении социальной, политической и духовной жизни общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КИМ для проведения итогового контроля уровня усвоения учебного материала по учебной дисциплине «Обществознание» »

Министерство образования Иркутской области



Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий»





















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ


для проведения итогового контроля уровня усвоения учебного материала по учебной дисциплине «Обществознание» у обучающихся II курса


















г. Ангарск, 2014 г.

Разработчик: Балушкина Наталья Борисовна, преподаватель, высшая квалификационная категория.



Аннотация: методическая разработка содержит в себе объяснение актуальности представленного материала, цели и задачи, достигаемые путем внедрения в образовательный процесс контрольно-измерительного материала, варианты тестовых заданий, эталоны ответов к ним и критерии оценки, список использованных источников. Методическая разработка предназначена для оценки уровня усвоения знаний обучающимися профессиональных образовательных организаций. Данный контрольно-измерительный материал может быть использован для проведения текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине «Обществознание» при изучении социальной, политической и духовной сферы жизни общества.








ОГЛАВЛЕНИЕ

_Toc391850361

ВВЕДЕНИЕ 4

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ II КУРСА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25


































ВВЕДЕНИЕ


Обществознание представляется очень специ фической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществоз нания состоит в том, что здесь не только рассмат риваются новые содержательные области (напри мер, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литерату ры, географии, биологии и др.), а также привлека ется социальный опыт школьников.

В последние годы во многих вузах страны профилирующим стал экзамен по обществознанию. Учебный курс обществознания направлен на получение обучающимся знаний о человеке и обществе. Этот курс базируется на обществоведческих науках: философии, экономической теории, политологии, социологии, правоведении и др. Задача курса состоит в том, чтобы не только дать основы знаний по указанным дисциплинам, но и способствовать социализации личности, усвоению социальных и правовых норм, гуманистических ценностей, умений и навыков познавательной деятельности, воспитанию политической и экономической культуры. Данный контрольно-измерительный материал предназначен для подготовки обучающихся к написанию Единого Государственного Экзамена.

Содержание контрольно-измерительного материала регламентировалось Федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, Примерной программой по учебной дисциплине «Обществознание», разработанной Кишенковой О.В., кандидатом исторических наук, доцентом, одобреной ФГУ «ФИРО» 10.04.2008 г. и утвержденой директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

В ходе проведения тестирования в новой форме использовались единые по структуре и содержанию контрольные измерительные материалы – варианты тестовой работы.

Тестовая работа строилась с соблюдением следующего условия: полнота охвата заданиями того объема знаний и умений, который соответствует требованиям к уровню подготовки обучающихся II курса.

Каждый вариант тестовой работы состоит из трех частей, различающихся по назначению, а также по содержанию и сложности включаемых в них заданий.

В части первой тестовой работы использованы задания с выбором ответа. В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В первом случае при выполнении задания необходимо последовательно соотнести каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания. Во втором случае разновидность заданий предполагает наличие двух суждений, верность которых вначале следует оценить, а затем выбрать ответ.

Задания второй части (с кратким ответом) ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания.

В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит пять заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента.

Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у обучающихся необходимых знаний и умений:

умения:

  1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  8. подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  9. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;

  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

знания:

  1. биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  4. особенности социально-гуманитарного познания.

В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ей место.

На выполнение тестовой работы отводится 2 часа (90 минут).

Верное выполнение каждого задания Части 1 оценивается 1 баллом. В Частях 2 и 3 верное выполнение заданий оценивалось в зависимости от полноты и правильности ответа.

Посредством заданий повышенного и высокого уровней сложности возможно осуществить последующую дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставить им более высокие отметки («4» и «5»).













КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ II КУРСА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Вариант 1.

Часть 1

При выполнении задании с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.


А1. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества:

  1. экономическую

  2. социальную

  3. политическую

  4. духовную


А2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

  1. Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

  2. Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

  3. Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

  4. Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.


АЗ. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как:

  1. товарища

  2. индивида

  3. личность

  4. работника


А4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А5. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?

  1. начальное профессиональное образование

  2. основное общее образование

  3. полное (среднее) общее образование

  4. среднее профессиональное образование


А6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А7. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

  1. крестьяне

  2. рязанцы

  3. русские

4) пассажиры


А8. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

  1. потребитель

  2. избиратель

  3. ученик средней школы

  4. водитель


А9. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А10. Государственную власть осуществляет:

  1. ректор университета

  2. Председатель Правительства

  3. лидер оппозиционной партии

  4. Председатель Центробанка


А11. В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

  1. федерация

  2. абсолютная монархия

  3. унитарное государство

  4. республика


А12. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А13. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм:

  1. поддерживаются силой государства

  2. регулируют поведение людей

  3. опираются на силу общественного мнения

  4. содержат образцы поведения


А14. Президент Российской Федерации:

  1. решает вопрос о доверии Правительству

  2. осуществляет управление федеральной собственностью

  3. разрабатывает федеральный бюджет

  4. определяет основные направления внутренней и внешней политики


А 15. Для консервативной идеологии характерно признание:

  1. ценностей традиций, преемственности

  2. классовой борьбы в качестве двигателя истории

  3. государственной собственности как основы экономики

  4. имущественного равенства


А16. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

  1. концентрация власти в руках выборных органов

  2. наличие единой идеологии, насаждаемой государством

  3. свободные от цензуры средства массовой информации

  4. развитое гражданское общество


А17. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике - это:

  1. политический режим

  2. форма правления

  3. форма административного устройства

  4. государственный суверенитет


А18. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан,

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны.


А19. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы:

  1. мажоритарной

  2. пропорциональной

  3. прямого делегирования

  4. многопартийной


А20. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются:

  1. социальной мобильностью

  2. социальным статусом

  3. социальным неравенством

  4. социальными отношениями


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.


В1. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве - тоталитарный.

Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

  1. пресечение нарушений общественного порядка

  2. наличие органов исполнительной власти

  3. свободные выборы на альтернативной основе

  4. вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходства

Черты отличия




В2. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А) право на охрану здоровья и медицинскую

помощь

1) гражданские (личные)


Б) зашита от произвольного вмешательства

в личную жизнь

2) политические

В) право на защиту чести и достоинства

3) социальные

Г) право на свободу мирных собраний и

ассоциаций


Д) право на жизнь



А

Б

В

Г

Д







В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты

  2. выражают мнения

А

Б

В





В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число ______(2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные _______(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им _______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т.п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _____(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение _______(6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) исследование

Б) различие

В) труд

Г) общение

Д) учение

Е) стереотип

Ж) роль

З) статус

И) группа

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6








В5. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы

Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

Ответ: _________________________


Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1-С5) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите текст и выполните задания С1-С5.


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свои светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

С1. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

С2. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

СЗ. Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.

С4. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

С5. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.




Вариант 2.


Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.


А1. Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества:

  1. социальной

  2. трудовой

  3. экономической

  4. технической


А2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:

  1. дыхании

  2. питании

  3. самосохранении

  4. самореализации


АЗ. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе но классу гитары. Все это характеризует Володю как:

  1. индивида

  2. личность

  3. ученика

  4. товарища


А4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.

Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А5. Что отличает искусство от других форм культуры?

  1. стремление получить истинное знание

  2. использование художественных образов

  3. опора на представления о добре и зле

  4. отражение окружающего мира


А6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их

жизнь.

Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А7. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

  1. пассажиры

  2. демократы

  3. горожане

  4. инженеры


А8. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители -

пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные

строки?

  1. организация совместного досуга

  2. укрепление родственных связей

  3. совместное ведение домашнего хозяйства

  4. воспитание детей


А9. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А, Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одаренности и способности

человека.

Б. Отклоняющееся поведение может быть связано с преступными деяниями.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А10. Что является признаком любого государства?

  1. взимание налогов и сборов

  2. демократический режим

  3. разделение властей

  4. федеративное устройство


А11. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная - правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?

  1. президентская республика

  2. авторитарная республика

  3. унитарная монархия

  4. конституционная монархия


А12. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А13. К гражданским (личным) правам человека относится право

  1. на жилище

  2. на судебную защиту чести и достоинства

  3. на социальное обеспечение по возрасту

  4. на образование


А14. В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?

  1. суверенная государственность

  2. высшая юридическая сила

  3. прямое действие

  4. особый порядок принятия


А15. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. - унитарное?

  1. Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения.

  2. В государстве действует единая система законодательства.

  3. В составе государства выделены только административно-территориальные единицы.

  4. Высшие органы государства формируются выборным путем


А16. Функцией государства является

  1. разделение властей

  2. суверенитет

  3. поддержание общественного порядка

  4. наличие государственного аппарата


А17. Одной из ведущих черт демократического режима является

  1. наличие одной партии, сросшейся с государством

  2. стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

  3. гарантированность прав и свобод человека законами государства

  4. наличие органов судопроизводства


А18. Нацеленность на завоевание политической власти - это

  1. принцип деятельности парламента

  2. ведущая задача профсоюза

  3. особенность политической культуры

  4. цель деятельности политической партии


А19. Восходящей вертикальной социальной мобильности относится

  1. повышение по службе

  2. занятие предпринимательской деятельностью

  3. понижение по службе

  4. выход на пенсию


А20. Вера в сверхъестественные силы — основа

  1. этических норм

  2. религиозных норм

  3. моральных норм

  4. эстетических норм

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.


В1. Сергей - ученик 9 класса. Помимо учебы, он отдает много свободного времени компьютерным играм.

Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания - учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.

  1. дает возможность овладеть новым опытом

  2. построена на замещении реальных предметов условными

  3. имеет определенные мотивы и цели

  4. ведет к усвоению предметных областей


Черты сходства

Черты отличия




В2. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры.

ПРАВИЛА

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор

1) моральные

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России

2) правовые

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

3) нормы этикета

Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших


Д) безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом


А

Б

В

Г

Д







В3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

(А)Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б)Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В)Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты

  2. выражают мнения

А

Б

В





В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _________(1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _______ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных _____ (3). В-третьих, способствуют _____ (4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _______(5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы-правила. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______(6), например, уголовных или административных».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) санкция

Б) группы

В) интеграция

Г) идеал

Д) контроль

Е) эталон

Ж) правило

З) управление

И) стабильность

К) развитие

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6








В5. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».

Ответ: __________________


Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1-С5) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите текст и выполните задания С1-С5.


Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, по и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.

В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три характеристики.)

С2. В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства (назовите две причины).

С3. Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой долг? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.

С4. В газете были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

С5. В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают совершать добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение все равно будет нравственным. Приведите два аргумента в защиту или опровержение этой точки зрения.




Эталон ответов.

Таблица 1

Эталон ответов на часть 1


№ п/п вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

1

3

1

2

3

4

1

3

3

2

1

4

3

3

1

5

3

2

1

6

3

3

1

7

2

4

1

8

1

4

1

9

2

3

1

10

2

1

1

11

2

4

1

12

3

2

1

13

1

2

1

14

4

2

1

15

1

2

1

16

2

3

1

17

4

3

1

18

1

4

1

19

2

1

1

20

3

2

1

Итого:

20


Таблица 2

Эталон ответов на часть 2


№ п/п вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

Черты сходства – 1,2

Черты отличия – 3,4

Черты сходства – 1,3

Черты отличия – 2,4

1

2

А – 3

Б – 1

В – 1

Г – 2

Д – 1

А – 3

Б – 2

В – 1

Г – 3

Д – 2

3 – без ошибок,

2 – с одной ошибкой

3

А – 1

Б – 1

В – 2

А – 1

Б – 1

В – 2

1

4

1 – Б

2 – А

3 – Е

4 – Ж

5 – З

6 – В

1 – В

2 – Е

3 – Б

4 – Д

5 – И

6 – А

3 – без ошибок,

2 – с одной ошибкой,

1 – с двумя ошибками

5

Католики

Референдум

1

Итого:

6 - 9





































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ особенностей выполнения тестовой работы обучающимися, продемонстрировавшими различный уровень подготовки и позволил качественно описать их учебные достижения по учебной дисциплине «Обществознание», определить направления работы с учетом потенциальных возможностей обучающихся.

Так, обучающиеся, получившие оценку «2», в целом, не освоили ни одно из проверяемых умений. В отдельных случаях они смогли распознавать некоторые определения, отдельные признаки определенных социальных объектов.

Обучающиеся, получившие удовлетворительную отметку, освоили умения распознавать признаки отдельных понятий, сравнивать социальные объекты; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, выбирать верные позиции.

Обучающиеся, с хорошим уровнем подготовки проявили умения распознавать признаки и сравнивать различные социальные объекты, соотносить теоретические знания с социальными реалиями; анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах; применять знания в процессе решения познавательных и практических задач.

Обучающиеся, получившие оценку «5», продемонстрировали умения сравнивать, сопоставлять, находить нужную информацию, анализировать, применять знания о характерных чертах, признаках социальных явлений.

Замечания и предложения по результатам апробации:

Содержание и типы заданий тестовой работы соответствуют возрастным особенностям обучающихся и позволяют оценить уровень их обществоведческой подготовки.

Изменения, внесенные в форму проведения тестовой работы, объективно привели к ее усложнению.

Тестовая работа по обществознанию в новой форме является действенным инструментом для дифференциации обучающихся по уровню подготовки.

С целью повышения уровня освоения учебного материала в ходе изучения учебной дисциплины «Обществознание» необходимо уделить внимание следующим аспектам:

  1. органическое сочетание в процессе изучения учебной дисциплины фундаментальных и практических знаний и умений;

  2. работа с источниками, в первую очередь с текстом Конституции РФ;

  3. интеграция учебной дисциплины «Обществознание» с курсами истории, литературы, биологии, географии, мировой художественной культуры;

  4. систематическое повторение пройденного в целях прочного овладения всеми обучающимися основными знаниями и умениями;

  5. разнообразные формы уроков, в том числе практические занятия с использованием комплекса познавательных задач;

  6. новые подходы к контролю и оценке знаний и умений обучающихся;

  7. личностно-ориентированная работа по овладению знаниями и умениями, учитывающая пробелы конкретных учеников.





































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс] - Электрон, дан. – г. Москва - Режим доступа: http://old.fipi.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балушкина Наталья Борисовна

Дата: 30.06.2014

Номер свидетельства: 109085


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства