Просмотр содержимого документа
«Экономика: наука и хозяйство (теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ)»
Экономика: наука и хозяйство
Теоретический материала по теме
Термин «экономика» (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет два значения:
I. Экономика в значении хозяйство – это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.
Производство - это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества.
Распределение - процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.
Обмен - процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю - продажу товаров и услуг с применением денег.
Потребление - процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства.
II. Экономика в значении наука – это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Экономика как наука решает следующие задачи: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей.
Предметом исследования являются экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.
Функции экономики как науки:
познавательная;
методологическая;
практическая (прагматическая);
образовательная;
идеологическая.
В современной экономической теории используются следующие уровни анализа:
Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
Макроэкономика (гр. makros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство
Мировая экономика - это раздел экономической теории, в котором изучаются особенности и закономерности функционирования мирового хозяйства
Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.
Практические задания по теме
1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы
Компоненты экономической деятельности
Их сущность
Производство
Процесс создания экономических благ, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности
…
Процесс определения доли, количества, пропорции участия каждого члена общества в произведённом продукте
2. Установите соответствие между предметом изучения и уровнями экономического анализа: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предмет изучения
Уровни экономического анализа
A) преодоление инфляции
1) микроэкономика
Б) рост цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода
B) антимонопольная политика государства в отношении предприятий фармацевтической отрасли
2) макроэкономика
Г) увеличение объёмов производства
Д) проблема выбора, с которой сталкиваются отдельные участники экономической деятельности
3. Выберите верные суждения, характеризующие экономику как хозяйство
1) экономика объясняет процессы ценообразования
2) экономика производит необходимые обществу товары и услуги
3) экономисты разрабатывают перспективные модели развития отечественной промышленности
4) ВВП страны за прошлый год вырос на 2%
5) экономисты исследуют причины роста инфляции
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В русском языке термин «_____» (1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_____» (2). Во-вторых, этим термином обозначают _____ (3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____ (4) для удовлетворения своих неограниченных _____ (5). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и _____ (6). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но все же главное из действующих лиц этой сферы жизни общества _____ (7). Именно ради удовлетворения его нужд должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) государство
Е) сфера
Б) возможность
Ж) потребность
В) экономика
З) хозяйство
Г) человек
И) производители
Д) ресурсы
К) наука
5. Найдите в приведенном ниже списке предметы изучения экономической науки
1) формы взаимодействия государства и политических партий
2) методы рационального хозяйствования
3) пути устранения межнациональных конфликтов
4) способы внедрения ресурсосберегающих технологий
5) особенности научного познания
6) условия повышения эффективности производства.
6. Выберите верные суждения, характеризующие экономику как хозяйство
1) экономика- совокупность средств, предметов материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей
2) экономика- система жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования
3) экономика – это система знаний о поведении людей в тех или иных хозяйственных ситуациях
4) экономика- это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг
5) экономика изучает эффективное использование ресурсов