kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономика: наука и хозяйство (теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит конспект теоретического материала и задания по образцу части I ЕГЭ по обществознанию по теме "Экономика: наука и хозяйство"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономика: наука и хозяйство (теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ)»

Экономика: наука и хозяйство



Теоретический материала по теме

Термин «экономика» (от гр. oikos — домашнее хозяй­ство и nomos — правила) имеет два значения:



I.  Экономика в значении хозяйство – это система хозяйствова­ния, включающая от­расли материального производства (про­мышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сфе­ры (образование, куль­тура, здравоохранение и т. д.), обеспечиваю­щая общество матери­альными и нематери­альными благами. Она обеспечивает людей материальными условиями су­ществования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества.

Распределение - процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.

Обмен - процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю - продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление - процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства.



II.  Экономика в значении наука – это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлет­воряют постоян­но растущие по­требности.

Экономика как наука решает следующие задачи: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей.

Предметом исследования являются экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг.


Функции экономики как науки:

  •  познаватель­ная;

  • методологи­ческая;

  • практиче­ская (прагма­тическая);

  • образова­тельная;

  • идеологи­ческая.

В современной экономической теории используются следующие уровни анализа: 

  • Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, вы­бора, альтернативной стои­мости, цены, изме­нения спроса и предложения отдельных товаров на отдель­ных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

  • Макроэкономика (гр. makros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодо­ления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство

  • Мировая экономика - это раздел экономической теории, в котором изучаются особенности и закономерности функционирования мирового хозяйства



Экономика тесно связана с другими науками: социо­логией, культурологией, политологией, историей, пра­воведением.











Практические задания по теме

1.  Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы

Компоненты экономической деятельности

Их сущность

Производство

Процесс создания экономических благ, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности

Процесс определения доли, количества, пропорции участия каждого члена общества в произведённом продукте


2. Установите соответствие между предметом изучения и уровнями экономического анализа: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предмет изучения

Уровни экономического анализа

A) преодоление инфляции

1) микроэкономика

Б) рост цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода

B) антимонопольная политика государства в отношении предприятий фармацевтической отрасли

2) макроэкономика

Г) увеличение объёмов производства

Д) проблема выбора, с которой сталкиваются отдельные участники экономической деятельности


3. Выберите верные суждения, характеризующие экономику как хозяйство

1) экономика объясняет процессы ценообразования

2) экономика производит необходимые обществу товары и услуги

3) экономисты разрабатывают перспективные модели развития отечественной промышленности

4) ВВП страны за прошлый год вырос на 2%

5) экономисты исследуют причины роста инфляции



4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В русском языке термин «_____» (1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_____» (2). Во-вторых, этим термином обозначают _____ (3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____ (4) для удовлетворения своих неограниченных _____ (5). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и _____ (6). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но все же главное из действующих лиц этой сферы жизни общества _____ (7). Именно ради удовлетворения его нужд должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) государство

Е) сфера

Б) возможность

Ж) потребность

В) экономика

З) хозяйство

Г) человек

И) производители

Д) ресурсы

К) наука



5. Найдите в приведенном ниже списке предметы изучения экономической науки

1) формы взаимодействия государства и политических партий

2) методы рационального хозяйствования

3) пути устранения межнациональных конфликтов

4) способы внедрения ресурсосберегающих технологий

5) особенности научного познания

6) условия повышения эффективности производства.



6. Выберите верные суждения, характеризующие экономику как хозяйство

1) экономика- совокупность средств, предметов материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей

2) экономика- система жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования

3) экономика – это система знаний о поведении людей в тех или иных хозяйственных ситуациях

4) экономика- это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг

5) экономика изучает эффективное использование ресурсов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Пакова Екатерина Николаевна

Дата: 26.07.2019

Номер свидетельства: 517101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства