kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал к урокам "Обществознания" (для СПО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы являются неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами основной профессиональной образовательной программы и обеспечивают повышение качества образовательного процесса.

КИМ по дисциплине представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.  

КИМ по дисциплине используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к урокам "Обществознания" (для СПО) »



бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Вологодский колледж технологии и дизайна»














КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


для 1 курса
















Подготовил: преподаватель

социально-экономических дисциплин

Одиноков Евгений Александрович




Вологда


Контрольно-измерительные материалы (далее КИМ)

по дисциплине Обществознание

Область применения КИМ

1.1. КИМ являются неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами основной профессиональной образовательной программы и обеспечивают повышение качества образовательного процесса.

1.2 КИМ по дисциплине представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.

1.3 КИМ по дисциплине используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

1.4. КИМ входит в состав учебно-методического комплекса (далее – УМК).

2 Цель и задачи создания КИМ

2.1 Целью создания КИМ учебной дисциплины является установление соответствия уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины.

2.2 Задачи КИМ по дисциплине:

- контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

- контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общезначимых и профессиональных компетенций выпускников;

- оценка достижений студентов в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.

3 Формирование КИМ

3.1 КИМ по дисциплине формируются на ключевых принципах оценивания:

- валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);

- надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);

- справедливости (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха);

- своевременности (поддержание развивающей обратной связи);

- эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).

3.2 КИМ по дисциплине составлен в соответствии с

- ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

- ООП и учебному плану направления подготовки (специальности);

- рабочей программе дисциплины;

- образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины.

3.3 Назначение оценочного средства определяет его использование для измерения уровня достижений студента установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов), дисциплины в целом.

3.4 Структурными элементами КИМ по дисциплине являются:

а) титульный лист

б) паспорт КИМ

в) фонд тестовых заданий, разработанный по всем разделам рабочей программы, включающий в себя три блока заданий.






















. Критерии формирования оценок


Для тестов по темам из десяти заданий, включающего в себя три уровня сложности, оценка “удовлетворительно” выставляется при условии решения студентом не менее 6 заданий (58% от всех заданий), из них не менее 3-х заданий первого уровня и не менее 3 заданий двух других более высоких уровней.

Оценка “хорошо” выставляется при условии решения не менее 7 заданий (75%) при условии решения 5 заданий первого уровня и не менее 2 заданий второго и третьего уровня.

Оценка “отлично” выставляется при условии решения не менее 9 заданий (83%), при условии решения не менее 6 заданий первого уровня, 3 задания второго и третьего уровня.

Для тестов по разделам из пятнадцати заданий, включающего в себя три уровня сложности, оценка “удовлетворительно” выставляется при условии решения студентом не менее 8 заданий (58% от всех заданий), из них не менее 4-х заданий первого уровня и не менее 4 заданий двух других более высоких уровней.

Оценка “хорошо” выставляется при условии решения не менее 10 заданий (75%) при условии решения всех заданий первого уровня и не менее 4 задания второго и третьего уровня.

Оценка “отлично” выставляется при условии решения не менее 12 заданий (83%), при условии решения не менее 6 заданий первого уровня, 6 заданий второго и третьего уровня.

Для итоговых тестов из двадцати двух, включающего в себя три уровня сложности, оценка “удовлетворительно” выставляется при условии решения студентом не менее 14 заданий (58% от всех заданий), из них не менее 7 заданий первого уровня и не менее 7 заданий двух других более высоких уровней.

Оценка “хорошо” выставляется при условии решения не менее 17 заданий (75%) при условии решения всех заданий первого уровня и не менее 7 заданий второго и третьего уровня.

Оценка “отлично” выставляется при условии решения не менее 19 заданий (83%), при условии решения всех заданий первого уровня, 9 заданий второго и третьего уровня.





№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Наименование

оценочного средства

1

Тема «Деятельность и мышление» «Проблема познаваемости мира».

тест

2

Раздел 1.

Начала философских и психологических знаний об обществе и человеке


тест

3

Тема: Социальный статус и престиж

тест

4

Раздел 2.

Социальные отношения

тест

5

Тема: Типы экономических систем

тест

6

Раздел 3.

Экономика

тест

7

Итоговый тест 1 полугодие.

тест















Тест по теме «Деятельность и мышление» «Проблема познаваемости мира».

Вариант 1

A1. И чувственное, и рациональное познание

А) формирует знания и представления о предмете

Б) использует логические умозаключения

В) начинается с ощущения

Г) дает наглядный образ предмета

A.2. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», является результатом

А)теоретического анализа

Б)социального эксперимента

В)непосредственного наблюдения

Г)обобщения повседневного опыта

А.3. Какая из перечисленных наук изучает общество?

А) зоология

Б) астрономия

В) социология

Г) химия

А.4.Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя?

А) познание

Б) творчество

В) преподавание

Г) изображение

А.5.Признаком, отличающим общение от труда, является:

А) активный характер

Б) целенаправленность

В) целесообразность

Г) обязательное наличие партнера

А.6. Признаком понятия «человеческая деятельность» является

А) доминирование биологических потребностей

Б) приспособительный характер

В) целенаправленность








Б.1. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

а)верно только А б)верно только Б

в)верны оба суждения г)оба суждения неверны

Б.2. Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ...».


Б.3. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) Приобретение знаний путем А) Самообразование

самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание

преподавателя В) Самореализация

2) Претворение в жизнь значимых для

человека целей, планов, идей, проектов

3) Познание личностью своих собственных возможностей, качеств

1

2

3





С.1. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете)

О каком познании ведет речь Гете?

Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?







А.1.

А

А.2.

А

А.3.

В

А.4.

Б

А.5.

Б

А.6.

В

В.1.

а

В.2.

умозаключение

В.3.

1 –А, 2-В, 3 -Б

С.1.

самопознание








































Тест по теме «Деятельность и мышление» «Проблема познаваемости мира».

Вариант 2

A1. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то,

что они

А) носят объективный характер

Б) предполагают доказательства

В) могут передаваться из поколения в поколение

Г) необходимы человеку для рациональной деятельности


A.2. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

А) расширяет знания об окружающем мире

Б) формирует наглядный образ предмета

В) осуществляется в форме ощущений и восприятий

Г) использует логические умозаключения


А.3. Какая из перечисленных наук изучает общество?

А) лингвистика

Б) анатомия

В) генетика

Г) юриспруденция


А.4.Что общего у таких видов человеческой деятельности, как общение и игра?

А) допускается использование определенных правил или норм.

Б) предполагает обязательное наличие партнера

В ) может носить индивидуальных характер

Г) предполагает использование имитации


А.5.Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойствен… характер»?

А) инстинктивный

Б) орудийный

В ) совместный

Г) преобразовательный

А.6. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:

А) материально-производственной

Б) научной

В) духовно-практической

Г) духовно-теоретической

Б.1. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов

социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и

подходов.

а ) верно только А б)верно только Б

в)верны оба суждения г)оба суждения неверны

Б.2. . Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — ...знание».

Б.3. Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) деятельность в воображаемой А) труд

ситуации Б) учение

2) практическая полезность В) игра

3) нацеленность на обретение знаний

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность

1

2

3

4

5






С1. Прочитайте текст и выполните задания к нему

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная

область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.

2) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания?

Приведите пример, конкретизирующий один из них.





А.1.

В

А.2.

Г

А.3.

Г

А.4.

Б

А.5.

Б

А.6.

Б

В.1.

а

В.2.

субъективным

В.3.

1 –В, 2-А, 3 –В, 4-В, 5-А

С.1.

Работа с текстом








































РУБЕЖНЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ 1. .

Начала философских и психологических знаний об обществе и человеке

вариант1

А.1.В процессе развития общество: А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

В) осталось частью природы;

Г) перестало оказывать влияние на природу.

А.2. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А) духовной; Б) ценностно-ориентировочной

В) потребительской; Г) практической.

А.3. Человека как личность характеризует:

А) особенности строения тела;

Б) общественная активность;

В) особенности темперамента;

Г) состояние здоровья

А.4. Природа:

А) является частью общества;

Б) определяет развитие общества;

В) оказывает влияние на общество;

Г) не зависит от общества.

А.5. Весь исторический путь человечества К. Маркс разделил на пять общественно- экономических формаций. Запишите их в последовательном порядке в виде «лестницы».

Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

А) скачкообразность перемен;

Б) революционный характер изменений;

В) постепенность процессов;

Г) необратимость процессов.

А.6.. К формам чувственного познания относится:

А) суждение;

Б) наблюдение;

В) ощущение;

Г) умозаключение




В.1. Установите соответствие: к каждому понятию под цифрой подберите соответствующее определение под буквой. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов

1) Индивид

2) Индивидуальность

3) Личность

А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя

Б Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

1

2

3




.


В.2. Верны ли следующие суждения?

А) Глобальными называются те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б) Глобальными называются те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

В.3. Верны ли следующие суждения?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

буквы выбранных ответов.

В.4. Закончите фразу. Современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству и могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех народов, называют ____________________.

В.5. Распределите перечисленные ниже позиции в две группы следующим образом: 1 гр. –позиции должны представлять формы рационального познания; 2 гр. – формы чувственного познания. Буквы в каждой группе запишите в алфавитном порядке следования.

А) суждение; Б) восприятие; В) ощущение; Г) понятие; Д) представление; Е)умозаключение.

I гр. - ……………; II гр. - ………….

В.6. Запишите слово, пропущенное в схеме: «Структура деятельности»


Мотив


Цель


Средства


Действия





С.1. Дайте определение понятию общественные отношения. Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения.


С2. Дайте определение понятию цивилизация. Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения.


С.3. Приведите 3 примера, опровергающие мнение о том, что зависимость человека от природы уменьшается.
























А.1.

А

А.2.

Г

А.3.

Б

А.4.

В

А.5.

В

А.6.

В

В.1.

1Б,2В,3А

В.2.

в

В.3.

в

В.4.

глобальными

В.5.

1гр:б,в,г; 2гр:а,д,е

В.6.

результат

С.1.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их в процессе жизни и деятельности

С.2.

Совокупность духовных, материальных и нравственных средств той или иной группы стран или народов на определенном этапе развития

С.3.

творческая работа






















РУБЕЖНЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ 1. .

Начала философских и психологических знаний об обществе и человеке

вариант 2

А.1. И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они:

А) носят объективный характер;

Б) предполагают доказательства;

В) могут передаваться из поколения в поколение;

Г) необходимы человеку для рациональной деятельности.

А.2. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку:

А) индивид;

Б) деятель;

В) творец;

Г) индивидуальность.

А.3. К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть

А) территория, на которой живут люди;

Б) определенный этап исторического развития;

В) группа людей, объединившаяся для поддержки друг друга;

Г) все население Земли.

А.4. К элементам общества как системы не относиться:

А) университет;

Б) нация;

В) плодородная земля;

Г) церковь.


А.5.. К формам рационального познания относится:

А) суждение;

Б) восприятие;

В) ощущение;

Г) понятие


А.6.. К видам деятельности, характерным только для человека, относится:

А) организация питания;

Б) обучение потомства;

В) изменение условий своего существования;

Г) групповое взаимодействие.



В.1. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ: Характеристики общественного развития:

традиционное А) развитие информационных технологий;

индустриальное Б) преобладание С/Х в структуре производства;

3) постиндустриальное В) преобладание промышленности в структуре производства

1

2

3




В.2. Верны ли следующие суждения?

А. Человек – предмет изучения всех наук.

Б. Человек – предмет изучения только гуманитарных наук.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

В.3 Верны ли следующие суждения

А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

В.4. Вставьте пропущенное слово: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это _____________________.

В.5. Выберите и напишите соответствующую последовательность букв, располагая их в алфавитном порядке. Биологическими характеристиками человека обусловлены его потребности:______________

а) в трудовой деятельности; б) во сне; в) в отдыхе; г) в созидании; д) в пище;

е) в социальной активности; ж) в воздухе; з) в воде; и) в общении с другими людьми.



В.6.Расставьте виды деятельности в схему в порядке освоения их человеком.

А) учебная; Б) трудовая; В) игровая

1 -


2 -


3 -


С.1. Приведите 3 признака глобализации. Можно ли назвать глобализацию закономерным процессом? Приведите 2 подтверждения.

С.2. Как соотносятся понятия « индивид» и « личность». Приведите 2 примеры

С.3. Приведите 3 примера, опровергающие мнение о том, что зависимость человека от природы увеличивается

































А.1.

В

А.2.

Г

А.3.

Г

А.4.

Б

А.5.

А

А.6.

В

В.1.

1Б,2В,3А

В.2.

Г

В.3.

В

В.4.

общество

В.5.

Физиологические: б,в,,д,ж,з

В.6.

Игровая,учебная,трудовая

С.1.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их в процессе жизни и деятельности

С.2.

Совокупность духовных, материальных и нравственных средств той или иной группы стран или народов на определенном этапе развития

С.3.

творческая работа






















Тесты по теме: Социальный статус и престиж

вариант 1

А.1. Социальная структура общества – это:

А) строение общества в целом;

Б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп;

В) социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи;

Г) все перечисленное выше.

А.2. Социальная группа – это

А) любой коллектив;

Б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии;

В) группа, представляющая определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других.

А.3. Социальная мобильность – это:

А) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре;

Б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения);

В) движение к позициям с более высоким (социальное восхождение) или более низким (социальное нисхождение) престижам;

г) все перечисленное выше.

А.4. Этнос – это:

А) любая социальная группа;

Б) национальное меньшинство;

В) совокупность людей, проживающих на определенной территории, обладающих общими чертами культуры и психики, сознанием своего единства,

А.5. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?

А) экономическую

Б) социальную

В) политическую

Г) духовную

А.6. Молодежь как социальную группу отличает (-ют)

А) общность быта

Б) сходные черты сознания и поведения

В) однородность, отсутствие дифференциации

Г) единство политических взглядов



В.1..Верны ли следующие суждения о тенденциях развития семьи

А. В последние годы наметилось сокращение числа семей партнерского типа

Б. Многие проблемы современной семьи обусловлены тем, что женщины заинтересованы в своей карьере

а) верно только А б). верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

В.2.Семья, основанная на браке одного мужчины с одной женщиной, называется ……

В3. В приведенном списке отметьте цифры, характеризующие традиционную (патриархальную) семью

А) Отец семейства занимает главенствующее положение.

Б) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

В) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

Г) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

Д) Женщина находится в подчинении у мужчины.

Е) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и равенстве.

С.1. Проиллюстрировать на примерах традицию, обычай, церемонию



















А.1.

В

А.2.

Б

А.3.

В

А.4.

В

А.5.

Б

А.6.

Б

В.1.

в

В.2.

моногамная

В.3.

А, Г, Д








































Тесты по теме:

Социальный статус и престиж

вариант 2

А.1. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

А) национальный язык;

Б) национальность;

В) общее гражданство;

Г) общие права и обязанности по отношению друг к

другу.

А.2. Основным направлением развития наций и национальных отношений в современном мире является:

А) межнациональная интеграция;

Б) межнациональная дифференциация;

В) дифференциация и интеграция .

А.3. Социальный статус – это:

А) степень признания достоинств личности;

Б) оценка обществом статуса личности;

В) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями.

А.4. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:

А) социального статуса;

Б) социальной роли;

В) личного статуса;

Г) авторитета.

А.5. Какая функция семьи проявляется в продолжении рода?

А) воспитательная

Б) рекреационная

В) эмоционально- психологическая

Г) репродуктивная

А.6. Семью как социальную группу отличает (-ют)

А) общность быта Б) сходные черты сознания и поведения

В) однородность, отсутствие дифференциации Г) единство политических взглядов





В.1. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности

А Некоторые черты, влияющие на социальный статус человека имеют объективный характер и не зависят от его желания.

Б.Человек сам может влиять на свой социальный статус при помощи своих личных, социально значимых качеств

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

В.2. Термин «стратификация»пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение _______________строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали.

В.3.К понятию «нация» относятся:

А)Общность психологии.

Б) Определенная территория;

В)Единство экономической жизни.

Г)Общая духовная культура.

Д) Общность истории.

С.1. Приведите три разновидности ролевых конфликтов с примерами



















А.1.

Г


А.2.

В

А.3.

В

А.4.

Б

А.5.

Г

А.6.

А

В.1.

в

В.2.

общества

В.3.

Б,В, Д

С.1.

Творческая работа








































РУБЕЖНЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ 2.

Социальные отношения

Вариант1

А.1. Положение человека в обществе – это:

А) социальный статус;

Б) социальная роль;

В) социальная мобильность;

Г) социальная адаптация.

А.2. Отклоняющееся поведение – это:

А) любые изменения в жизни человека;

Б) перемещение человека в пределах своей группы;

В) несоблюдение принятых в обществе норм;

Г) изменение социального статуса человека.

А.3. Формой вертикальной социальной мобильности является:

А) создание семьи;

Б) безупречная производственная деятельность;

В) постоянное проживание в городе;

Г) повышение по службе.

А.4. К показателям достигаемого статуса личности относится:

А) социальное происхождение;

Б) возраст;

В) пол;

Г) образование

А.5. Чем определяется социальный статус:

А) оценкой обществом той или иной позиции личности;

Б) поведением человека, которое должно соответствовать ожиданиям окружающих;

В) положением человека в обществе;

Г) приспособлением человека к постоянно меняющейся среде.

А.6.Разновидностью, прежде всего, каких отношений являются межнациональные отношения:

А) социальных;

Б) политических;

В) экономических;

Г) духовных

.



В.1.. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

Д) гражданка вступила в повторный брак;

Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.


В.2. Верны ли следующие суждения? Человека от животного отличает способность:

А. Создавать социокультурную среду.

Б. Трудиться сообща.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

В.3.Установите соответствие между характеристикой семьи и различными аспектами ее рассмотрения

Характеристики

А.Образцы семейного поведения

Б.ролевые отношения в семье

В.Общность быта

Г.Причины и мотивы разводов

Аспект рассмотрения семьи

1.Семья как социальный институт

2.Семья как социальная группа

А

Б

В

Г






В.4. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции должны представлять демографические социальные группы, 3 последующие– этнические социальные

группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

1 гр.-…, …, …; 2гр.- …, …, … .

а) мужчины, б) нации, в) племена, г) народности, д) женщины, е) молодежь.

В.5. Вставьте пропущенное слово: Многие ученые считают ____________ типом этноса, сформировавшимся в условиях капитализма.


В.6.Заполнить схему каналов социальной мобильности:

Каналы социальной мобильности


армия




Политические партии




С.1. В конце XIX века многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на фабрики и заводы. Они чувствовали себя в городе неуютно. Перестав быть крестьянами, они так и не стали горожанами, пролетариями.

К какому типу можно отнести этих людей? Назовите два признака, которыми обладает данная социальная группа?

С.2. Дайте определение понятию социальная роль. Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения

С.3. На двух примерах показать взаимосвязь социальных статусов и ролей





















А.1.

А

А.2.

В

А.3.

Г

А.4.

Г

А.5.

В

А.6.

А

В.1.

Б, В

В.2.

В

В.3.

А-1, Б-2,

В -2, Г-1

В.4.

1 –а, д, е; 2-б, в, г

В.5.

нация

В.6.

Семья, образовательные учреждения, предприятия

С.1.

Маргиналы: отрыв от своей социальной общности, не принадлежность к какой-либо социальной общности

С.2.

Социальные роли - это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций

С.3

творческая работа




















РУБЕЖНЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ 2.

Социальные отношения

вариант 2

А.1. Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в науке:

А) вызывающим;

Б) отклоняющимся;

В) легкомысленным;

Г) нестандартным.

А.2. Формой горизонтальной социальной мобильности является:

А) создание семьи;

Б) перевод учителя на работу из одной школы в другую;

В) понижение по службе;

Г) повышение по службе.

А.3. К показателям предписанного статуса личности относится:

А) материальное положение;

Б) возраст;

В) квалификация;

Г) образование

А.4. Какая этническая историко-культурная общность людей является наиболее развитой:

А) народность;

Б) племя;

В) род;

Г) нация

А.5. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из ряда не по конфессиональному признаку

А )православные.

Б.) буддисты,

В.) католики,

Г.) либералы,

Д. )протестанты.

А.6.Совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций –это:

А) социальный статус;

Б) социальная роль;

В) социальная мобильность;

Г) социальная адаптация.

В.1. Что относится к горизонтальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

А) переход с военной службы на гражданскую;

Б) переезд из города в деревню;

В) уход с руководящей должности на рядовую;

Г) переход с государственного предприятия в частное;

Д) повышение с должности инспектора на должность руководителя отдела;

Е) овладение рабочим второй (смежной) рабочей специальностью.


В.2.Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?

А.Социальный статус дает ему определенные права.

Б.Социальный статус определяет его социальное поведения

а) верно А б) верно Б

в) верны оба суждения г) оба неверны


В.3.Установите соответствие между видами социальных норм и их признаками

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А. Обеспечиваются силой государственного принуждения

Б. Основаны на понимании добра и зла

В.Обеспечиваются силой общественного мнения

Г. Закреплены в нормативных документах

Д.Санкционируются государством

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1.Мораль

2.Право

В.4.Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции (I) должны представлять социальные группы, 3 последующие (II) – этнические группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

I гр.-…, …, …; II гр.- …, …, … .

а) сословия, б) нации, в) классы; г) народности, д) племена, е) касты

А

Б

В

Г

Д







В.5. ставьте пропущенное слово: Многие ученые считают ____________ типом этноса, сформировавшимся в условиях экономических связей и единого рынка страны.

В.6. Заполнить схему видов социальных норм

корпоративные

религиозные

Виды социальных норм







С.1.Привидите три социальных института, которые выступают в качестве лифтов вертикальной социальной мобильности. Приведите примеры действия каждого из них.

С.2. Дайте определение понятию социализация. Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения.

С.3.На двух примерах показать многообразие критериев выделения социальных групп.

























А.1.

Б

А.2.

А

А.3.

Б

А.4.

Г

А.5.

Г

А.6.

Б

В.1.

А, Б, Г, Е

В.2.

В

В.3.

А-2, Б-1,

В -2, Г-2, Д-2

В.4.

1 –а, в, е; 2-б, г, д

В.5.

суперэтнос

В.6.

правовые, моральные, обычаев

С.1.

школа, армия, церковь

С.2.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

С.3

творческая работа

.


















Тесты по теме

Типы экономических систем.

вариант1

А 1 . Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии

А) низкого уровня безработицы

Б) высокого потребительского спроса

В) внедрения достижений науки в производство

Г) частной собственности на средства производства

А2 Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это

А) прямой налог

Б) косвенный налог

В) государственная пошлина (сбор)

Г) натуральный налог

А 3 Открывающийся салон сотовой связи объявляет условия конкурса на вакантное место главного инженера. Это пример функционирования рынка

А) информации

Б) труда

В) товаров и услуг

Г) капитала

А 4 Доход получаемый собственником акций, называется

А) прибылью

Б) капиталом

В) рентой

Г) дивидендом

А 5. К функциям рынка относятся

А) обеспечение централизованного ценообразования

Б) увеличение инвестиций в производство

В) регулирование обмена

Г) поддержка высоких прибылей производителей

А6. Рыночные цены на товары в экономике

А) определяют налоги на производителя

Б) увеличивают издержки производства

В) рационально соизмеряют производство с потреблением





В.1.Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.

Б . Налоги в российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

В.2.Заполнить схему

налоги




Налог на прибыль

Подоходный

Налог на имущество










В.3.Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) многообразие форм собственности

Б) контроль за производством и распределением со стороны государства

В) действие закона спроса и предложения

Г) централизованное ценообразование

Д) экономическая независимость товаропроизводителей

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1)Административно-командная

2)Рыночная

А

Б

В

Г

Д







С.1. Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.




А.1.

Г

А.2.

Б

А.3.

Б

А.4.

Г

А.5.

В

А.6.

В

В.1.

в

В.2.

прямые

В.3.

А-2, Б-1, В-2, Г-1, Д-2

С.1.

Творческая работа






































Тесты по теме

Типы экономических систем.

вариант2

А 1. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях

А) создания условий для роста спроса на них

Б) удовлетворения общественных потребностей

В) достижения стабильного развития экономики

Г) снижения загрязнения окружающей среды

А 2. Индивидуальное частное предприятие отличается от акционерного тем, что

А) является формой частной собственности

Б) обладает хозяйственной самостоятельностью

В) владелец предприятия единолично решает вопросы управления

Г) доходы каждого собственника непосредственно зависят от прибыли предприятия

А 3. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через

А) систему налогообложения

Б) централизованное установление цен

В) директивное планирование производства

Г) снабжение населения товарами

А 4. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это

А) разделение труда

Б) конкуренция

В) рынок

Г) специализация

А5. В развитых странах действуют системы социального обеспечения населения, содействующих росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид экономической деятельности в сфере

А) производства

Б) обмена

В) распределения

Г) потребления

А 6. Спрос потребителя непосредственно определяется

А) уровнем его индивидуальных доходов

Б) ограниченностью природных ресурсов

В) затратами на производство товаров

В.1. Верны ли следующие суждения о монополиях?

А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.

Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

В.2.Заполнить схему

Статьи расходов

Статьи доходов

государственный









В 3. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ

А) подоходный налог

Б) налог с продаж

В) акцизный сбор

Г) налог на наследство

Д) налог на имущество

Е) налог на добавленную стоимость

ВИДЫ НАЛОГОВ

1)прямой налог

2)косвенный налог

А

Б

В

Г

Д

Е







С.1. В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы.:1. о неэффективном распределении земель в стране.2. о неэффективном использовании земель



А.1.

Б

А.2.

В

А.3.

А

А.4.

В

А.5.

В

А.6.

А

В.1.

в

В.2.

бюджет

В.3.

А-1, Б-2, В-2, Г-1, Д-1, Е-2

С.1.

Творческая работа






































РУБЕЖНЫЙ ТЕСТ РАЗДЕЛ 3.

Экономика

вариант1

А.1. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения;

Б) централизованное установление цен;

В) директивное планирование производства товаров;

Г) снабжение населения товарами

А.2. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта;

Б) товарный чек;

В) деньги;

Г) облигация.

А.3. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

А.4. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

А.5.Цена товара возрастет, если спрос…

А) возрастет в 2 раза, а предложение увеличиться в 3 раза;

Б) останется неизменным, а предложение уменьшиться;

В) уменьшится, а предложение возрастет;

Г) останется неизменным и предложение останется неизменным

А.6. Новым видом денежных расчетов в современной России является:

А) бартерная сделка;

Б) оплата с помощью векселя;

В) платеж при помощи кредитной карты;

Г) платеж наличными;



В.1.Установите соответствие: к каждому понятию с цифрой подберите соответствующее определение под буквой. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1)Предложение

2)Товар

3)Цена

4) Деньги

5)Конкуренция

А) Борьба за потребительский рынок.

Б) Продукт, произведенный производителем для продажи

В)Определенная ценность покупки

Г) Определенное количество товаров и услуг, выброшенных на рынок по цене производителя

Д) Общепринятое средство платежа, которое потребитель может

обменять на любые товары и услуги


1

2

3

4

5






В.2. Соотнесите термины и их значение

Термины

1. Доход

2. Расход

3. Налог

4. Пособие

Значение

А. Выраженные в денежной стоимости затраты

Б. Установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый гражданами и предприятиями

В. Денежная помощь государства лицам, находящимся в тяжелом материальном положении

Г. Денежные и иные ценности, полученные в результате деятельности

1

2

3

4





В.3. Верны ли следующие суждения?

А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства .

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

В.4. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

А) Здание завода

Б) Квалифицированные работники

В) Станки

Г) Информация

Д) Инструменты

Е) Управленческий персонал

В.5 Впишите понятие, соответствующее определению:

«Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности – это ______________».

В.6. Заполните схему «Типы экономических систем»







традиционная


смешанная


С.1.. Дайте определение понятию производитель. Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения.

С.2. Дайте определение понятию экономический рост. Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения.

С.3. Укажите три причины, по которым человек может оказаться на пороге бедности.















А.1.

А

А.2.

В

А.3.

Г

А.4.

Б

А.5.

Б

А.6.

В

В.1.

1-Г, 2-Б ,3-В, 4-Д, 5 -А

В.2.

1-Г,2 –А, 3-Б 4 -В

В.3.

Б

В.4.

Б, В, Г

В.5.

производство

В.6.

командно-плановая, рыночная

С.1.

фирма или лицо, изготавливающие товары, продукцию, а также оказывающие услуги.

С.2.

долгосрочная тенденция увеличения реального выпуска на душу населения

С.3.

творческая работа






















РУБЕЖНЫЙ ТЕСТ РАЗДЕЛ 3.

Экономика

вариант2

А.1. В переводе с греческого слово «экономика» обозначает:

А) занятие сельским хозяйством;

Б) распределение материальных и духовных ресурсов;

В) искусство ведения домашнего хозяйства;

Г) организацию хозяйства с целью укрепления своих позиций на рынке.

А.2. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов, называется:

А) акция;

Б) облигация;

В) вексель;

Г) авизо.

А.3..Производительные силы это:

А) природные ресурсы;

Б) система эффективного общественного производства;

В) люди с предметами и средствами труда;

Г) общественные организации.

А.4.Цена товара упадет, если спрос…

А) возрастет в 2 раза, а предложение увеличиться в 3 раза;

Б) останется неизменным, а предложение уменьшиться;

В) останется неизменным и предложение останется неизменным;

Г) возрастет, а предложение останется неизменным

А.5. Государственный бюджет - это:

А) количество денежной массы в стране;

Б) распределение совокупного продукта, созданного в стране;

В) внутренний и внешний долг государства;

Г) распределение доходов и расходов государства на год.

А.6. Основным признаком рыночной экономики является:

А) государственный заказ;

Б) централизованное ценообразование;

В) конкуренция товаропроизводителей;

Г) сбор налогов.

.






В.1.Установите соответствие: к каждому вопросу, обозначенному цифрой, подберите соответствующие определение под буквой. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов

1) Что производить?

2) Как производить?

3) Для кого производить?

А) определение круга потребителей, пользующихся товарами и услугами

Б) определение товаров и услуг, предлагаемых потребителю;

В) определение способов получения необходимого результата.


1

2

3




В.2. Соотнесите термины и их значение

Термины

1. НТР

2. Бюджет

3. Спрос

4. Конкуренция

Значение

А. признанная или принятая роспись, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени,

Б. Скачок в развитии производительных сил общества, переход их в новое состояние на основе сдвигов в системе научных знаний

В. Борьба за потребительский рынок.

Г. подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

1

2

3

4






В.3.. Верны ли следующие суждения?

А. НТР способствует повышению квалификации рабочего класса

Б. НТР вызывает рост безработицы

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

В.4 В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

А) Продвинутая

Б) Командная

В) Традиционная

Г) Промышленная

Д) Индустриальная

Е) Рыночная

Ж) Технотронная

З) Смешанная

В.5. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду ... наук».

В.6.Запишите слово, пропущенное в схеме: «Факторы производства».


Труд


Земля




Информация

С.1. Дайте определение понятию экономическая система. Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения

С.2. Дайте определение понятию международное разделение труда. Составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения.

С.3. Укажите три причины неравенства доходов.























А.1.

В

А.2.

А

А.3.

В

А.4.

А

А.5.

Г

А.6.

В

В.1.

1-Б, 2-В,3-А

В.2.

1-Б, 2 –А, 3-Г 4 -В

В.3.

В

В.4.

Б, В, Е, З

В.5.

общественных

В.6.

Капитал, предпринимательский талант

С.1.

совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

С.2.

Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.

С.3.

творческая работа




















Итоговый тест за 1 семестр

вариант1

А.1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

А) представлениями

Б) ощущениями

В) гипотезами

Г) понятиями


А.2.Этносы, классы, горожане, мигранты, женщины – объекты и предметы изучения:

А) истории;

Б) социологии;

В) экономики;

Г)политологии.


А.3. Понятие «личность» обозначает:

А) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

Б) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

В) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

Г) человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, определенных гражданством.


А.4 Возможность получения истинного знания отрицается:

А) философами

Б) социологами

В) агностиками

Г) духовенством


А.5. По какому критерию выделяют сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков:

А) характеру;

Б) типу личности;

В) темпераменту;

Г) индивидуальности;


А6. Отражение общих и существенных признаков называется:

А) сознанием

Б) суждением

В) понятием

Г) ощущением


А7. Понятие «индивид» обозначает:

А) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

Б) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

В) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

Г) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.






















В.1. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

а) верно только А б) верно только Б

в) верно А и Б г) оба суждения неверны


В.2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»


В.3. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА

1Анатомия

2. Философия

3. Педагогика

4. Биохимия

5. Физиология

6. Антропология

7. Социология

8. Психология

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

А. Наука о строении организмов

Б. Наука о воспитании и обучении

В. Наука об обществе и общественных отношениях

Г. Наука о биологической природе человека

Д. Наука о процессах психической деятельности

человека

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания


1

2

3

4

5

6

7

8










В.4. Что из предложенного ниже ряда представляет форму чувственного познания .

А) Ощущения

Б) Восприятия

В) Суждения

Г) Понятия

Д) Представления

Е) Умозаключения


В.5. Дополните схему.


СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ






наука


религия

миф

Практический опыт





Б.6.. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

А) санкция;

Б) социальный контроль;

В) девиантное поведение;

Г) социальная общность;

Д) самоконтроль.









Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение

тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)


С1 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины

С2 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.


А.1.

Б

А.2.

Б

А.3.

В

А.4.

В

А.5.

В

А.6.

Б

А.7

Б

В.1

В

В.2.

ЛИЧНОСТЬ

В.3.

1-А, 2-З, З-Б, 4-Ж, 5-Е, 6-Г. 7-В, 8-Д

В.4.

А,Б,Д

В.5.

самопознание

В.5.

самопознание

В.6.

Г

С.1.

Творческая работа

С.2.

Творческая работа














Итоговый тест за 1 семестр

вариант2


А1. Рациональное познание осуществляется:

А) с помощью наблюдения

Б) прямого контакта

В) с помощью интуиции

Г) с помощью мышления


А.2. Понятие «человек» включает:

А) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биопсихосоциального существа;

Б) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

В) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

Г) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.


А3. Методом эмпирического познания не является:

А) эксперимент

Б) наблюдение

В )аналогия

Г) описание


А4. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

А) обыденного знания

Б) мифологического знания

В) эмпирического знания

Г ) научного знания


А.5. Индивидуальность – это:

А) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

Б) темперамент человека, его характер;

В) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

Г) совокупность человеческих потребностей и способностей.


А.6. И человеку и животному свойственна способность к:

А) самореализации;

Б) самопознанию;

В) самосохранению;

Г) самообразованию.


А.7. Единичного представителя человеческого рода называют:

А) индивидом;

Б) личностью;

В) индивидуальностью;

Г) творцом.



























В.1 Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

а) верно только А б) верно только Б

в) верно А и Б г) оба суждения не верны


В.2 Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

ВИД ИСТИНЫ

А. Объективная истина

Б. Относительная истина

В. Абсолютная истина

1

2

3

4

5







В.3.. Что из предложенного ниже ряда представляет форму рационального познания?

А) Ощущения

Б) Восприятия

В) Суждения

Г) Понятия

Д) Представления

Е) Умозаключения


В.4. Вставьте слово

Если научное рассуждение строится по формуле «Такое могло бы быть», то используется научная ____________________.


В.5. Дополните схему

Уровни научного познания


эмпирический


В.6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

А) ассимиляция;

Б) расизм;

В) дискриминация;

Г) стратификация;

Д) этническая чистка.






























Первый вопрос, на котором я остановлюсь - это вопрос о значении категории деятельности для понимания психики ,сознания человека.

В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один их них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на человека. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от раздражителей . воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема : «раздражитель - субъективное переживание».

В бихевиоризме,т.е. применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в знаменитой схеме «стимул-реакция».

Ограниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой- пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от связи субъекта с предметным миром, -от его деятельности.

Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается , например, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом. Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. На размягченном грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся- нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов.

/…/ эти процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многообразии его форм, т.е. его деятельность….

Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность /…/ перед психологией выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, /…/ а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.

(А.Н.Леонтьев)

С.1.О каких двух подходах к пониманию психики, сознания человека пишет автор? Опираясь на текст, приведите по одному предложению, отражающего сущность каждого из них.

С.2. Автор пишет о связи психики и деятельности. С опорой на обществоведческие знания укажите три любые проявления этой связи.


А.1.

Г

А.2.

Б

А.3.

В

А.4.

Г

А.5.

В

А.6.

В

А.7.

А

В.1

А

В.2.

1-А,2-В,3-Б 4-Б,5-А

В.3.

ВГЕ

В.4

гипотеза

В.5.

рациональный

В.6.

Г

С.1.

1)прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на человека.,2) деятельность порождает психическое отражение мира в голове человека, а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.

С.2.

Творческая работа

Список Использованной Литературы


  1. Баранов П.А.Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., «Дрофа», 2012.

  2. Краюшкина С.В.Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., ООО «Русское слово» 2012.

  3. Самойлова Е.А.Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М. «Просвещение», 2011.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактический материал к урокам "Обществознания" (для СПО)

Автор: Одиноков Евгений Александрович

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства