В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Незнающие люди думают, что раз язык у человека без костей им можно болтать без умолку хоть целый день…. На самом деле это не так. Ведь язык, как и любой другой орган, выполняет множество различных функций. А самые важные из них – воспринимать вкус и производить звуки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волшебная роль веселого и послушного язычка»
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Благоприятный эмоциональный фон создают упражнения типа путешествия «Веселого язычка».
Незнающие люди думают, что раз язык у человека без костей им можно болтать без умолку хоть целый день…. На самом деле это не так. Ведь язык, как и любой другой орган, выполняет множество различных функций. А самые важные из них – воспринимать вкус и производить звуки.
К сожалению, существуют довольно серьезные заболевания нервной системы (энцефалопатия, детский церебральный паралич, менингит, энцефалит), которые могут влиять на работу отдельных органов, в том числе и языка. Помимо того, иногда он становится вялым и бледным из-за того, что недостаточно снабжается кровью. Не назовешь нормальной такую ситуацию, когда кровь в языке застаивается – это заметно по его синюшному цвету.
Родителям невозможно решить эту проблему самостоятельно. Поэтому надо поспешить обратиться к врачам, специалистом.
Кроме того, в самом строении языка встречаются особенности, которые мешают маленькому человеку правильно произносить звуки. Что же это за особенности?
«Язычок – старичок»
Иногда поверхность языка бывает вся в глубоких бороздках и морщинках. Ребенок от этого нередко ощущает болезненную сухость во рту. При каждой попытке, произнести какой либо звук он испытывает дополнительные неудобства и поэтому становиться замкнутым и превращается в настоящего буку и молчуна. Подобная особенность языка часто связана с нарушениями в эндокринной системе. Поэтому ребенка необходимо показать к опытному специалисту – эндокринологу.
«Язычок - великан»
Другая крайность – большой, или, как говорят логопеды, массивный язык. Порой он не умещается в полости рта, буквально вываливаясь наружу. При произнесении большинства звуков язык как бы застревает между верхним и нижним рядом зубов. Речь ребенка с таким недостатком производит на окружающих неприятное впечатление, а у малыша со временем могут появиться проблемы психологического характера.
Конечно, ребенка можно научить прятать язык за зубы. Процесс этот длительный и требующий от малыша значительных усилий. Чтобы ускорить этот процесс, специалисты советуют использовать массаж и артикуляционную гимнастику.
Слишком большой язык, с гипертрофированной мышечной массой, скорее всего, потребует вмешательства пластического хирурга.
«Уздечка»
Под языком можно увидеть пленку, которая как бы соединяет нижнюю поверхность языка с дном ротовой полости. Эту связку называют также подъязычной уздечкой. У одних детей она может быть тонкой и прозрачной, у других – плотной и массивной. Размеры и строение уздечки очень индивидуальны. Иногда эта связка бывает настолько короткой, что малыш практически не может поднять язык вверх.
Подобная аномалия в строении языка заметно тормозит появление звуков. Некоторые из них малыш так и не сможет произносить, другие же приобретут в его устах странное звучание.
Очень редко, можно встретить раздвоенную уздечку, которая тоже добавляет крохе массу неудобств.
Часто исправить положение помогает операция на подъязычной уздечке.
Если вы обнаружили у ребенка одну из этих особенностей строения языка, не теряйте времени, обратитесь к специалистам, которые знают, что делать.
«Накажу непослушный язык»
Это упражнение является расслабляющим самомассажем для языка. В обязательном порядке оно выполняется в случае, когда ребёнок не может сделать «лопатку». На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается… Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти…
«Чищу зубы»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они.
«Язык-силач»
Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
Язычок у нас силач— В зубы упирается, Сильно напрягается, Горкой выгибается. Силачу пора на отдых. Чтобы смог он полежать, Мышцы будем расслаблять. «Качели»
Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз, Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.
«Вкусное варенье»
Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.
Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.
«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка.
К нёбу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой, Гармонист ты неплохой. «Иголочка»
Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.
Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать.
Полезно чередовать движения языка «лопаточка--иголочка»
Язык лопаткой уложи И спокойно подержи. А потом—раз,два, три— Как иголку заостри.
«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок-цок. Если хочешь—прокачу! Цок-цок-цок-цок. Посмотри, как я красива: Цок-цок-цок-цок. Хороши и хвост, и грива, Цок-цок-цок-цок. Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок. «Ступеньки»
Цель: выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.
И пошёл язык гулять, По ступенькам шагать: РАЗ—широким языком Обними верхнюю губу, ДВА—широким языком Обними верхние зубы, Три—язычок прыгнул За зубы к бугорочкам И весело попрыгал по ним Четыре раза: д-д-д-д. «Маятник»
Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой и левой сторон.
Влево—вправо,влево—вправо Мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов, Покачаться он готов.
Нет необходимости выполнять все перечисленные упражнения. Они выбираются с учётом затруднений, испытываемых ребёнком. Например, если у ребёнка не выходят шипящие, следует потренироваться делать упражнение «Пиала». Если нет звука Р, нужно обратить внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Ступеньки», «Барабанщик». Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения. Вот пример такой сказки. Сказка о Весёлом язычке
Жил-был Весёлый язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать («Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик.
Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево («Маятник»). Покачался-покачался и в домик спрятался.
Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее («Качели»). И он так же покачался.
Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками («Ступеньки»).
Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. Чистил он их старательно, вычистил добела.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать («Маляр»).
Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Д-д-д—слышалось вокруг. Д-д-д —повторял за барабаном язычок («Барабанщик»). Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался («Лошадка»).
Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуляционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить самостоятельно.