Универсальные учебные действия как ресурс осуществления самостоятельной деятельности студентов на уроках общественных дисциплин
Универсальные учебные действия как ресурс осуществления самостоятельной деятельности студентов на уроках общественных дисциплин
УУД рассматриваются как ресурс развития самостоятельной работы студентов с выработкой исследовательских умений путем углубления и расширения теоретических знаний, самосовершенствования и самореализации студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия как ресурс осуществления самостоятельной деятельности студентов на уроках общественных дисциплин»
Универсальные учебные действия как ресурс осуществления
самостоятельной деятельности студентов на уроках общественных дисциплин
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога,
размышляйте, и хотя криво, да сами.
Г. Лессинг
Самостоятельная работа студентов _ это важнейшая часть образовательного процесса системы СПО. Решение задач модернизации российского образования с целью подготовки квалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов, способных к компетентной, эффективной деятельности на уровне мировых стандартов, невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов по усвоению учебного материала; усиления ответственности преподавателя общественных дисциплин за развитие навыков самостоятельной работы, стимулирования профессионального становления и роста студентов, воспитания их творческой активности.
Метаобразовательные ресурсы( от греческого (meta – то, что стоит «за») предлагают , что у студентов развиты:
- уверенная ориентация в различных областях за счет осознанного использования при изучении учебных дисциплин философских и общепредметных курсов;
- владение основными общеучебными умениями информацинного характера, умениями организовывать собственную учебную деятельность.
Основные методы самостоятельной работы.
Студенты должны усвоить существующие методы( приемы, способы) обработки полученной информации. Таковыми являются:
- реферирование- специфическая запись содержания изучаемого материала, которой предшествует мысленное разделение почитанного на части, после чего производится свернутая запись основных смысловых блоков текста;
- конспектирование – ведение детальных записей с выделение главных идей и положений анализируемой работы ( информации);
- цитирование - дословная запись выражений, изречений , определний, Формирование у студентов
- рецензирование - вид реферирования, основанный на личной оценке студентом содержания монографии, учебника, статьи;
- составление плана – отражение последовательности изложения авторской мысли;
- подготовка выписок ( извлечений) – цитирование небольших фрагментов текста, содержащих в себе квинтэссенцию содержания прочитанного произведения;
- составление тезисов - сжатое изложение изучаемого материала в утвердительной форме;
- резюмирование – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, сформированная на основе выводов.
Задачи и принципы самостоятельной работы студентов при
формировании метапредметных навыков.
1.Формирование у студентов навыков самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы.
2.Развитие и углубление профессиональных научных и практических интересов студентов.
3.Формирование профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих специалистов. 4.Создание условий для гармоничного творческого развития личности студентов.
Самостоятельная работа студентов строится на следующих основных принципах:
- Интеграция - соединения теоретических знаний и практических умений студентов в самостоятельной деятельности ;
-Преемственность-
Наличие взаимосвязей всех видов учебной деятельности.
-Возрастающая сложность-
Постепенно усложнение заданий для самостоятельной работы студентов.
- Персональность-
Предоставление возможности студентам самостоятельного выбора темы исследования.
Объем знаний, которыми обладает общество, удваивается каждые 5-6 лет. Это означает, что ко времени окончания специалистом техникума, знания морально устаревают. Данное обстоятельство порождает необходимость формирования и реализации постоянного стремления к новому уровню образования человека в обществе, непрерывному профессиональному самосовершенствованию.
Основные формы организации самостоятельной работы
и формы отчетности о проведении самостоятельной работы.
Основные формы самостоятельной работы следующие:
Подготовка к аудиторным занятиям( лекциям, разнообразным семинарам, практическим занятиям)и выполнение соответствующих заданий.
Самостоятельная работа по отдельным темам учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическим планом и КТП.
Выполнение письменных работ.
Подготовка ко всем видам контрольных (проверочных ) работ.
Участие в учебно- практических конференциях разной направленности, конкурсах, олимпиадах.
Написание творческих проектов ( исследовательской и научно-практической направленности).
Формы отчетности о самостоятельной работе:
1.Текущий контроль усвоения знаний – на основе устного ответа по вопросам, сообщения, доклады, творческие сочинения( эссе) и т.п.( на семинарах и практических занятиях). 2.Решение ситуативных задач по отраслям права и отдельным темам по обществознанию.
3.Конспект, выполненный по темам, изученным самостоятельно.
4. Статьи, тезисы выступления и другие работы, а также презентации по предложенным темам и др.
Семинары и практические занятия как форма развития самостоятельного мышления и творческой активности студентов.
Важная форма образовательного процесса, вырабатывающая универсальные учебные действия по учебным дисциплинам « Право» и « Обществознание», - это семинары и практические занятия. Их особенностью является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов. Цель такого занятия – развитие самостоятельного мышления и творческой активности студентов.
Его задачи; расширение, углубление и закрепление знаний студентов по соответствующим учебным дисциплинам, формирование умений ставить и решать соответствующие проблемы; совершенствование способностей ппо аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству ими опровержения других суждений; формирование навыков работы с литературой.
Семинар – это коллективное обсуждение теоретических вопросов под руководством преподавателя. В своей педагогической работе мною широко используются такие формы проведения семинарских занятий;
1.Вопросно-ответный характер;
2.развернутая беседа на основе заранее выданного студентам плана;
3.устные доклады ( сообщения) студентов с последующим обсуждением.
4.обсуждение письменных рефератов ( заслушивание и обсуждение соответствующих рецензий).
5.урок- конференция в виде « круглого стола».
6.семинар – диспут.
7.комментированное чтение нормативных источников.
Наиболее распространенной формой является заслушивание и обсуждение сообщений студентов. Группа должна внимательно заслушать выступление студента, чтобы потом задать ему вопросы , дополнить или уточнить основные позиции выступающего. Семинар завершается заключительным словом преподавателя.
На практических занятиях, как правило, выполняются задания, связанные с решением ситуативных задач, требующих от студентов творческого подхода, переноса практических знаний и умений в конкретную ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний, умений работы с нормативно-правовыми актами.
В ходе таких занятий вырабатываются учебные ( познавательные ) навыки На практических занятиях все больше и широко применяются так называемые активные формы и методы обучения( игровые методы, т.е.учебные деловые игры, основанные на принципах имитационного моделирований реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности).
Использую такую форму как коллоквиумы ( для групп бухгалтерского отделения). Она представляет собой беседу со студентом для выяснения глубины и качества усвоения наиболее сложных тем курса. Результаты коллоквиума учитываются при подведении итогов дифференцированного зачета.
При затруднениях в самостоятельной работе студенты имеют возможность получить консультации или поработать на дополнительных занятиях. Такие консультации делятся:А) на групповые; Б) индивидуальные; В) по содержанию: на вводные , тематические, предзачетные.
Значение Консультаций и основных занятий состоит в том, что они помогают организовывать самостоятельную работу студентов в процессе усвоения знаний. Студенты получают сведения о необходимой учебной и дополнительной литературе, приемах самостоятельной работы , требования к письменным работам и выступлениям, разъяснения преподавателя по вопросам, возникающих в ходе образовательного процесса
Все это дает возможность значительно расширить навыки и умения, самостоятельной работы, привить вкус к самостоятельному овладению знаниями.
Планирование самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа может быть спланирована по каждой теме и составлена из 2-х блоков.
1-й блок: 1) изучение литературы, рекомендованной по соответствующей теме, ее конспектирование или устное знакомство. Чаще всего, форма отчетности – конспект.
2) Подготовка к практическим занятиям. Форма отчета – обязательное выполнение в соответствующей тетради по практическим работам. Положительная оценка выставляется при выполнении вех или большинства вопросов практической работы с обязательным выводом по достижению поставленной цели.
2-й блок: 1) выполнен е творческих заданий по отдельным разделам темы. 2) написание реферата.
Реферат – это сжатое изложение нескольких работ по какой-либо теме, результат самостоятельного изучения студентом определенной темы. Это не только и не сколько пересказ прочитанного, сколько анализ, обобщение и аргументирование, изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Реферат ( в отличие от конспекта) является новым, авторским текстом.
Новизна ( в данном случае ) подразумевает оригинальное изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию различных точек зрения.
Реферат по « Праву» и « Обществознанию» предполагает анализ соответствующей литературы, нормативно-правовых источников, познание существа проблемы, ее комментирование, связь с жизнью общества. Цель реферата – расширить начитанность студентов по определенной теме и помочь им усвоить не разрозненные темы, а охватить как можно более широкий круг идей и подходов к проблеме.
Достоинства реферата определяются тем, что: А) в ходе его подготовки закладываются и совершенствуются разнообразные навыки самостоятельной учебно – познавательной деятельности; Б) любой грамотный реферат впоследствии может сыграть роль « кирпичика» будущего творческого проекта , защищаемого либо в конце учебного года, либо по окончании изучения учебной дисциплины.
Знание специальных приемов учебно- исследовательской работы
Подготовка творческой работы требует знания специальных приемов исследовательской работы.
Составление плана рефератов;
Цитирование мыслей использованного источника;
Оформление понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме в форме алфавитного или тематического словаря.
Этапы самостоятельной работы студентов над рефератом состоят в следующем:
Выбор проблемы, ее обоснование и формулировка темы.
Изучение основных источников по теме;
Составление списка использованной литературы.
Конспектирование необходимого материала.
Систематизация отобранной информации.
Проверка грамотности и стилистики.
Выступление по теме реферата с представлением видео- презентации.
Самоанализ выступления.
Важно научить студентов рецензировать рефераты ( как свои, так и выполненные другими студентами). Предлагаю примерную схему рецензирования.
Анализируя реферат, проверьте (оцените) свою работу по следующим критериям:
Новизна текста: актуальность темы исследования, новизна и самостоятельность в постановке проблемы, установление значимых связей межпредметных, межотраслевых, интегративных; ваша авторская позиция, самостоятельность суждений и выводов.
Степень раскрытия существа проблемы: соответствие плана теме реферата, соответствие содержания теме и плану реферата , полнота и глубина раскрытия основных понятий, обоснованность методов и способов работы с материалом; умение работать с исследованиями, критической литературой, нормативно- правовыми источниками, умение систематизировать и структурировать материал, умение обобщать и делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Обоснованность выбора источников: полнота использования опубликованных работ по проблеме.
Соблюдение требований к оформлению реферата: правильное оформление ссылок на использованную литературу, список литературы, оценка грамотности и культуры изложения, владение специальной терминологией, соблюдение требований к объему работы и культура ее оформления.
Творческая активность, которую необходимо воспитывать в процессе подготовки специалиста системы СПО, требует, прежде всего, глубоких и прочных знаний. Они не могут быть получены только из лекционного курса . Решающая роль в развитии творческих способностей принадлежит активной самостоятельной работе, а также закрепленных методов, навыков и умений, полученных в процессе практической деятельности. Творчество рождается там, где образуется сплав глубоких и прочных знаний с опытом практической работы, сложившееся в процессе использования универсальных учебных действий с кропотливой самостоятельной работой студента.
Все это вместе предоставляет студенту широкие возможности для проявления креативности в подходах к решению проблем, эффективный путь к профессиональному становлению и развитию студента как будущего специалиста.