kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся писать мини-сочинение по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

На двух примерах рассмотрен алгоритм написания мини-сочинений в ЕГЭ по обществознанию 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать мини-сочинение по обществознанию»

При работе с мини-сочинением я предлагаю своим ученикам следовать алгоритму и использовать фразы-клише. Рассмотрим их на примере двух работ выпускников 2017 учебного года.



  1. Необходимо раскрыть смысл высказывания. Для этого надо определить главную мысль, а затем сказать то же самое, но своими словами: Автор своим высказыванием хотел сказать, что … Также можно использовать другие фразы-клише: Для меня эта фраза является ключом к пониманию того…, Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Автор размышляет над проблемой: в чем сущность…. Это критерий оценивания является ключевым. Если эксперт оценивает его в 0 баллов, соответственно, мини-сочинение далее не проверяется.

Мини-сочинение №1: «Все искусства являются абсолютно точным указателем нравственной чистоты и величия чувств, ими выражаемых» (Д. Рескин)

И правда, в нашем мире (в современном обществе) огромную роль в жизни человека играет искусство. Именно оно формирует мировоззрение и культуру человека. Автор хочет донести до читателя данной строчкой то, что не важно, элитарная, массовая или народная культура – любая из них меняет, влияет на человека.- 1 балл

Мини-сочинение №2: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья, несомненно, важнее того, что есть у человека» (А. Шопенгауэр)

Смысл данного высказывания заключается в том, что люди отдают предпочтение материальным, а не духовным ценностям, стремятся к финансовому благополучию больше, чем к нравственному и умственному саморазвитию. Проблема истинных ценностей человека, которая волнует А. Шопенгауэра, очень актуальна в современном мире, поскольку в рамках развития современного общества каждый стремится к обогащению, ведь это один из показателей уровня жизни, и некоторые люди в погоне за достатком ставят материальное выше духовного. – 1 балл

2. Высказывание своей позиции к мнению автора. Автор мини-сочинения может согласиться или не согласиться с ним. Важно понимать, что собственная позиция должна быть подкреплена верной аргументацией.

3. Теоретическая аргументация. Данный критерий оценивается в ЕГЭ двумя баллами и подразумевает, что автор приведет аргументы из курса обществознания. Это должны быть понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания. Однако необходимо помнить, что недостаточно просто раскрыть термин. Важно объяснить, как приведенный автором понятие, общественный процесс доказывает его точку зрения.

Мини-сочинение №1: «Все искусства являются абсолютно точным указателем нравственной чистоты и величия чувств, ими выражаемых» (Д. Рескин)

Для того чтобы понять поднятую проблему, обратимся к терминологии. Искусство - это часть духовного мира, которую он выражает через свои способности. -1 балл, так как помимо определения понятия «искусство» автор никак не поясняет, каким образом искусство влияет на человека (именно эта проблема была заявлена в начале работы)

Мини-сочинение №2: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья, несомненно, важнее того, что есть у человека» (А. Шопенгауэр)

Для того, чтобы лучше разобраться в проблеме, обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Истинные ценности – это морально-нравственные и духовные качества (элементы), воспитывающие человека как личность и направляющие его в течение всей жизни и деятельности.- 1 балл.

Автор работы допускает аналогичную ошибку. Понятие раскрыто, но отсутствуют пояснения, в чем состоят истинные ценности, какова их роль в становлении личности.



4. Фактическая аргументация. Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл. В части мини-сочинения, связанной с практической аргументацией, чаще всего учителя рекомендуют обращаться к источникам из истории и литературы. Здесь можно начать с фразы-клише: В истории (литературе) существует много примеров ….. Из материалов СМИ нам известно…..



Мини-сочинение №1: «Все искусства являются абсолютно точным указателем нравственной чистоты и величия чувств, ими выражаемых» (Д. Рескин)

Так, примером служит такое направление танца, как модерн. Наблюдая за выступлением в данном стиле, зритель вместе с танцором переживает ту или иную ситуацию, каждое движение передает особое значение, событие. Танцор отдается искусству танца полностью без остатка. Массовая культура заинтересовывает зрителя так, что позже он, возможно, начинает танцевать.

Так же примером служит Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Каждый турист посещает Эрмитаж, глядя на комнаты, картины того времени, посетитель делает выводы, задумывается о том, как жили раньше. Ему становится интересна история и биография царской семьи. Смотря на картины, которые там присутствуют, посетитель заинтересовывается живописью. Одним словом, с элитарной культурой человек заставляет себя образовываться. – 1 балл.

Автор сочинения и в первом, и во втором аргументе говорит об одном и том же явлении на примере танца и живописи, что ведет к понижении балла.

Мини-сочинение №2: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья, несомненно, важнее того, что есть у человека» (А. Шопенгауэр)

Верность данного убеждения можно подтвердить опираясь на жизненный опыт. Можно взять для сравнения две семьи с разным уровнем достатка, богатую и бедную. Не всегда, но бывают случаи, когда отношения в них складываются таким образом, что члены семьи, находящейся практически в бедственном положении, куда ближе друг другу, чем в другой. Это может быть связано с тем, что они стараются поддерживать друг друга, вместе решают важные семейные проблемы. В семье же с высоким достатком возможна большая разобщенность ее членов, ведь, наверняка, родители постоянно трудятся на работе для обеспечения хорошего уровня заработка, и ребенок, скорее всего, не получает необходимого внимания и поддержки, вероятно, учится в школе-интернате или даже за границей. Это не частые случаи, но они вполне реальны, и в таких ситуациях скорее счастливо живут именно те, кто не гонится за материальными благами.

Еще один пример - предпринимательство, а если быть точнее – конкурентная борьба между производителями. Из новостей или любых печатных источников мы можем узнать о случаях мошенничества, бывает и так, что деловые партнеры по бизнесу подставляют друг друга, или разногласия между ними доходят до судебных разбирательств. В этих случаях мы видим, что люди готовы всеми способами добиваться богатства и материального достатка, несмотря ни на какие законы нравственности. – 1 балл.

Фактическая аргументация оценена одним баллом, так как ситуация, приведенная как жизненный опыт слишком условна, недостоверна. Конкурентная борьба выглядит более конкретным примером, отражает современные реалии.



5. Вывод. 

В заключении необходимо сформулировать общий вывод работы. Можно использовать следующие фразы-клише: Таким образом…, Итак…, Подведем общий итог рассуждению…, Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания....

Данная часть мини-сочинения отдельно не оценивается, но придает логическую завершенность работе.

Мини-сочинение №1: «Все искусства являются абсолютно точным указателем нравственной чистоты и величия чувств, ими выражаемых» (Д. Рескин)

Таким образом, можно прийти к выводу, что искусство – это высшее, значимое для каждого человека часть духовного мира, которая независимо от сложности влияет на человека только положительно. Именно эту мысль и хочет донести до читателя Д. Рёскин.

Мини-сочинение №2: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья, несомненно, важнее того, что есть у человека» (А. Шопенгауэр)

Таким образом, можно говорить о справедливости высказывания А. Шопенгауэра, в связи с этим каждый должен помнить о том, что настоящее счастье – это не материальный достаток, это все временное, сегодня оно есть, а завтра нет. Настоящая ценность человека – его семья, любовь, дружба, верность, красота – вот что способно обеспечить настоящее счастье в жизни человека.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Учимся писать мини-сочинение по обществознанию

Автор: Пакова Екатерина Николаевна

Дата: 16.08.2017

Номер свидетельства: 425473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства