kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тексты и задания к ним по разделу «Человек и общество» из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой сведенные в один документ все тексты с заданиями к ним из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию раздел "Человек и общество". Для удобства работы с материалом все задания размещены на отдельных страницах, и Вы легко сможете их распечатать для работы с учащимися.

ВНИМАНИЕ: при предварительном просмотре текст выглядит смещенным (строки сбиваются). После скачивания текст будет выглядеть нормально без искажений!

Просмотр содержимого документа
«Тексты и задания к ним по разделу «Человек и общество» из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию»

Тексты и задания к ним по разделу «Человек и общество» из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию


01. Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью – производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.

(По А. Печчеи)


01.1 В течение XX-начале XXI вв население Земли росло быстрыми темпами,

к 2017 году оно достигло примерно 7,6 млрд человек, за год рост составил 1,08%. Какую идею автора иллюстрируют приведённые факты? В чём опасность продолжающегося роста численности населения Земли?

01.2 В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в ХХ веке и кратко поясните свой выбор.

01.3 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

01.4 Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

01.5 Автор пишет, что дикая природа необходима для духовной жизни человека. Приведите два объяснения этого мнения.

01.6 Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.)








02. Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своём преобразовательном рвении, то, в конечном счёте, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

(По материалам интернет-издания)


02.1 Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?

02.2 Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.)

02.3 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

02.4 С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?


02.5 Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.

02.6 Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры

в преодолении этих барьеров.








03. Есть люди, для которых соблюдение точного, сложного и многогранного режима – своего рода хобби. Они всегда знают, что им надлежит делать в следующий момент, у них всё расписано. Другие поступают так по необходимости, из-за большого числа разнообразных нагрузок. Но для подавляющего большинства такое чёткое расписание нереально – их жизнь слишком зависит от непредвидимых внешних обстоятельств. Поэтому главнейший принцип составления расписания – чем меньше предусмотрено в нём пунктов, тем лучше. Неожиданно зашедший

в гости приятель, телефонный звонок или интересная телепередача легко могут разрушить даже самые благие намерения.

При составлении режима необходимо прежде всего считаться с реальностью внешнего мира. Но не забудем ещё и реальность внутреннего. Люди различаются не только своим сознательным отношением к режиму, но и, если можно так выразиться, способностями к нему.

Некоторым людям режим дня даётся почти без усилий, даже при неблагоприятных условиях, он будто сам собой вытекает из их натуры.

Я называю таких людей «ритмиками». Не берусь утверждать, что главное в возникновении этого типа: рано и прочно выработанная привычка или прирождённая психофизиологическая скоординированность. Другой полюс – дизритмики. Мозг и организм этих людей не вписываются ни в какие режимные рамки: их внутренние ритмы слишком сложны, изменчивы, мало предсказуемы, плохо управляемы. Это два крайних полюса. Обычный человек находится где-то между тем и другим.

Нечего и говорить, что в обычном режиме трудового дня ритмикам живётся хорошо, полуритмикам средне, а дизритмик оказывается в положении хронической катастрофы. Если он подчиняется ритмам среды, он плохо себя чувствует. Если не подчиняется – тоже плохо, ибо никто ему этого не прощает. Относительно жёсткого режима, принятого обществом, их внутренняя организация, конечно, неудачна, но это не значит, что они не представляют собой более совершенный тип по каким-то другим критериям.

Если вы в течение ряда лет честно выдерживали режимы и перепробовали несколько вариантов с достаточной длительностью, но всё равно ничего не получалось, то вы, скорее всего, дизритмик. Не требуйте от себя высокой продуктивности в те часы и дни, когда организм её не даёт, подлавливайте хорошее время и полноценно выкладывайтесь. Возможно, изучив себя, вам удастся и в неправильных колебаниях вашего состояния уловить кое-какие закономерности. Кроме того, всё меняется: со временем, быть может, изменятся и ритмы вашего организма; возможно, они упростятся и скоординируются.

(По В. Леви)


03.1 Какую работу, сферу деятельности Вы могли бы рекомендовать представителю каждого из названных автором типов людей? Используя содержание текста и обществоведческие знания, кратко поясните каждую свою рекомендацию.

03.2 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

03.3 Что, по мнению автора, мешает составлению чёткого расписания? Какой главнейший принцип составления расписания предложил автор?

03.4 В Западной Европе сокращается сфера офисного труда. Всё больше людей получают возможность в удобное для себя время работать дома, в любом другом комфортном месте, лишь изредка собираясь в офисе для обсуждения планов.

Какие преимущества даёт работникам такая форма организации труда? (Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите три преимущества.)

03.5 Объясните, зачем каждому человеку нужно изучать себя, выяснять особенности своей психофизической организации. (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.)

03.6 Какие типы людей по способности к соблюдению режима выделил автор?

(Используя содержание текста, назовите три типа и дайте краткую характеристику любых двух типов.)

04. Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.

Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.

Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности – распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.

Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.

(По П. Бергеру)


04.1 Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей.

04.2 В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером.

04.3 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

04.4 Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия – компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия.

04.5 Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения?

04.6 Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом).










05. Человек – житель двух удивительных миров. В первом из них он рождается и существует в своём физическом облике. Этот мир дарует ему тело с многообразными свойствами и возможностями; определяет среду, в которой ему предстоит расти, стареть и умирать. Имена этого мира – Земля, Эпоха, Страна. Второй мир каждый из нас постепенно открывает в себе самом и затем развивает, совершенствует, расширяет его границы. Это внутренний мир, душа, мир по имени «Я».

Нет смысла задаваться вопросом о том, какой из миров важнее, значительнее. Каждый миг мы пребываем в уникальном пространстве, где они встречаются, пересекаются, дополняют и определяют друг друга. Порой создаётся впечатление, что я, лично я, веду себя так, как считаю нужным.

А на самом деле это природные свойства тела – особенности нервной системы, обмена веществ, физической конституции – влияют на наши реакции, их силу, продолжительность, возможности.

Внутренний мир так же влияет на внешний. Человек старается организовать окружающее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям, желаниям, ценностям.

Внутренний мир человека доступен для познания, понимания и изменения. Но внутренний мир – тайна, принадлежащая одному человеку. Человек может поведать о собственном внутреннем мире другим людям, приоткрыть завесу тайны. Так делают писатели и поэты, художники и композиторы в процессе творчества. Так поступают по отношению друг к другу влюблённые, друзья и все те, кто чувствует душевную близость, духовное родство. Общаясь, читая книги, наслаждаясь музыкой или живописью, мы обнаруживаем новые стороны собственной души.

(По материалам энциклопедии для школьников)


05.1 Автор пишет, что внутренний мир человека доступен для познания. Каково значение самопознания человека? Почему необходимо познавать внутренний мир других людей?

05.2 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

05.3 Объясните связь искусства с жизнью человека в каждом из «двух удивительных миров». Опираясь на знания обществоведческого курса, личный социальный опыт, приведите два объяснения.

05.4 Автор отмечает, что человек старается организовать окружающее его внешнее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям, желаниям, ценностям. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три примера, иллюстрирующих эту деятельность.


05.5 Автор пишет, что «внутренний мир – тайна, принадлежащая одному человеку». Объясните эту фразу. Какие права (свободы) человека гарантируют эту тайну? (Укажите любые два права (свободы).)

05.6 Как автор определяет первый и второй миры, в которых живёт человек?













06. Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.

Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.

Первое – целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.

Второе – ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т.д. Речь – о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.

Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.

(Н.Н. Моисеев, текст адаптирован)


06.1 Назовите два фактора, которые, по мнению Н.Н. Моисеева, могут определять потребности общества в условиях современных экологических трудностей.

06.2 В современном мире действуют международные организации по охране природы («Гринпис», «Всемирный фонд дикой природы» и др.), известные массовыми акциями, широко освещаемыми прессой. Предположите, почему в деле охраны природы недостаточно усилий только национальных правительств и населения конкретных государств (выскажите два предположения).

06.3 О каком противоречии говорит автор? Объясните, почему оно может привести к гибельным последствиям.

06.4 Для выживания человечества, по мнению Н.Н. Моисеева, необходимо изменение потребностей людей, новое отношение к вещам. Приведите любые три проявления возможных изменений потребностей людей, их отношения к вещам.

06.5 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

06.6 Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Пути преодоления какой из этих проблем рассмотрены в тексте? Укажите любые две другие (не упомянутые в тексте) глобальные проблемы.










07. В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться…

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил:

1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

(Д.С. Лихачёв)


07.1 Какие три ключевых этапа ведения спора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста?

07.2 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

07.3 Школьники обсуждали, заслуживает ли уважения человек, уступающий противнику в споре. Некоторые считали, что заслуживает, другие – нет, третьи сказали, что это зависит от ситуации. Объясните каждое из мнений.

07.4 Назовите любые три профессии, для которых умение умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.

07.5 Какие приёмы спора автор считает недозволенными? Укажите три приёма и объясните, в чём состоит «недозволенность» одного любого из них.

07.6 Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что в споре обнаруживается самоуважение человека.







08. Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

(По Н. Смелзеру)


08.1 Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».

08.2 Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? (Используя текст, укажите любые четыре фактора.)

08.3 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

08.4 12-летний Юрий считает, что в современном мире только агрессивная манера поведения позволяет добиться успеха в бизнесе и карьере. Он часто смотрит телевизионные ток-шоу, не соответствующие его возрастной категории, которые усилили такие представления. Какой фрагмент текста объясняет подобное влияние СМИ? Приведите свой аргумент, который поможет переубедить Юрия.

08.5 Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.

08.6 Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения.)








09. ХХ век ознаменовался использованием новых средств коммуникации. В первую очередь здесь, конечно, надо упомянуть телефон, роль которого в жизни человека всё время увеличивается. Телефон – техническое изобретение, и сначала он мыслился как способ оперативной деловой связи. Однако очень скоро он стал обслуживать и потребность межличностного общения. Это изобретение практически уничтожило написание писем, и эта утрата, по-видимому, невосполнима.

Другие технические изобретения – прежде всего радио – имели скорее положительное влияние на культуру – хотя бы тем, что сделали доступным предметом культурного потребления музыку и отчасти литературу в её живом звучании.

Возникновение, а затем и дальнейшее стремительное развитие телевидения нередко вызывало опасения, не заменит ли телевизор собой книгу. Нечто в этом духе действительно произошло, но постепенно выяснилось, что в основном телевизор и книга вполне могут ужиться. Некоторое беспокойство вызывает, правда, новое распределение времени у подрастающего поколения в ущерб книге в сравнении с телевидением.

Другое дело – изобретение и проникновение в частную повседневную жизнь такого явления, как компьютер. Компьютер с игровыми программами становится универсальной игрушкой для детей любого возраста и даже для взрослых. В общем, компьютер обеспечивает возможность неисчерпаемого и интересного контакта со своим пользователем.

Что является результатом подобной ситуации? Очень неприятным последствием компьютеризации становится смещение в сознании пользователя реальности «настоящей» и реальности виртуальной (неразличение мира вымышленного и мира реального). Но проблема ещё усугубляется характером компьютерных игр: очень многое основано на агрессии, жестокости (пока ещё это символические, условные убийства, но кто может поручиться, что в сознании игрока, особенно подросткового возраста, условность не смешается с реальностью?). Также виртуальный мир становится заменителем мира реального.

(По А.Б. Есину)


09.1 Существует мнение, что некоторые преимущества «живого» общения людей теряются при использовании технических средств. Согласны ли Вы с этим мнением? Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

09.2 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

09.3 Объясните смысл термина «средства коммуникации». Почему радио относится к средствам коммуникации?

09.4 Предположите, какие потребности человека обслуживает телевидение. Укажите любые две потребности и проиллюстрируйте обслуживание каждой из них конкретным примером.

09.5 Правомерно ли сказать, что автор оценивает влияние новых средств коммуникации на человека и общество в целом как противоречивое? Используя текст, приведите два подтверждения своего ответа.

09.6 Какие четыре технических изобретения рассмотрены автором?










10. Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформулировать общую теорию относительности, теорию расширяющейся Вселенной, открыть секрет происхождения элементов. Другие тем временем изобретали чрезвычайно сложное оборудование, обеспечивающее экспериментальную проверку этих теорий.

Человек теперь может бороться с многими болезнями и побеждать их, существенно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовершенствовал способы производства товаров и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах; он изобрёл технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны; он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был. Он повсюду построил дороги, создал города, прорыл шахты.

Почувствовав хрупкость и слабость собственного мозга, человек изобрёл компьютер – верного электронного слугу, возможности и скорость операций которого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. Человек пытается овладеть огромной энергией материи, «оседлав» ядерную энергию; распространить свои владения за пределы Земли – первые шаги в этом направлении он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав приборы более детально исследовать Солнечную систему, и наконец, изменить самого себя с помощью манипулирования с генетическим материалом.

Так или иначе, но из всего этого вытекает один непреложный и существенно новый факт. С оборонительных позиций, где он был полностью подчинён альтернативам самой Природы, человек стремительно перешёл на позиции властелина и диктатора. Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, он оказался теперь наделённым невиданной, огромной ответственностью и обречён на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою собственную жизнь.

(По А. Печчеи)


10.1 Автор пишет о том, что человек повсюду построил дороги и города. Укажите любые два позитивных и два негативных последствия этих фактов.

10.2 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

10.3 Какие научно-технические открытия и достижения человечества отметил автор? (Используя текст, укажите любые шесть достижений.)

10.4 Объясните мысль автора об огромной ответственности человека за будущее планеты. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения.

10.5 Как, по мнению автора, изменилась позиция человека в отношениях с Природой? Какую новую роль на планете играет современный человек?

10.6 Средняя продолжительность жизни в России и странах Западной Европы

в начале ХХ в. составляла около 32 лет, а уже в начале 1970-х гг. она увеличилась до 64 лет. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах мира – около 80 лет. Какая фраза текста содержит объяснение причин роста продолжительности жизни людей? Предположите, как увеличение средней продолжительности жизни человека влияет на развитие экономики и социальной сферы.









11. Выявление специфичных для каждого периода детства ведущих типов деятельности, изучение их своеобразия, взаимосвязи с другими видами деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет построить процесс воспитания, отдельные звенья которого должны отличаться особыми формами и способами организации деятельности.

в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. При переходе к подростковому возрасту ведущий тип деятельности меняется. Учебная деятельность, сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности.

Ведущей для психического развития личности подростка оказывается общественно-полезная деятельность В различных формах эта деятельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развёрнута. Основная психологическая потребность подростка – овладение формами общения – выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организовать своё общение, строить его в соответствии с поставленными задачами. Данное положение особенно важно, поскольку формирование у подростков развитой системы общения возможно в ситуации, предъявляющей человеку достаточно высокие требования, то есть предполагающей развитое самосознание. В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь превращается в ведущую, но уже в связи с новой задачей данного возраста – выработкой жизненных планов, поиском средств их реализации.

Основным критерием выделения ведущего типа деятельности считается её воздействие на психическое развитие растущего человека. Главным в этом случае является не фиксация того, что ребёнок выполняет какую-то деятельность, и не её чисто внешняя организация, а такое задание деятельности, которое способствует формированию необходимых для данного возраста личностных качеств.

(Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна)


11.1 Назовите ведущий тип деятельности а) младшего школьника; б) подростка; в) старшего школьника. Чем, по Вашему мнению, объясняется изменение ведущего типа деятельности школьника?

11.2 В обществе бытует мнение, что ведущий тип деятельности во многом определяется личностными характеристиками человека. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение данного мнения.

11.3 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


11.4 В чём, по мнению автора, заключается основная задача старшего школьного возраста? Приведите три примера влияния этой задачи на учебную деятельность.

11.5 Пётр учится в 8 классе. Его родители расстроены по поводу того, что он стал меньше интересоваться учёбой, зато больше внимания стал уделять общению с друзьями и знакомыми. Родители обратились за советом к школьному психологу.

Как, по вашему мнению, школьный психолог объяснил родителям Петра эту ситуацию? Приведите фрагмент текста, помогающий в объяснении.

11.6 Какой тип деятельности автор называет ведущим? Почему необходимо выделять и изучать ведущие типы деятельности для каждого периода детства?









12. В наше время на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Один из исследователей, делая обзор научных работ, посвящённых личности, составил список из пятидесяти определений этого понятия. Исследователи согласны только в одном: личностью не рождаются, а становятся. Для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с её помощью многими двигательными, интеллектуальными и культурными навыками.

При этом надо иметь в виду следующее. Понятие «человек» включает все человеческие качества, свойственные людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у конкретного человека. А понятие «индивид» относится именно к конкретному человеку и включает кроме общих для всех людей только этому человеку присущие психологические и биологические качества.

Существует и ещё одно понятие, которое используют при разговоре о проблемах личности. Это понятие «индивидуальность». Индивидуальность включает лишь те качества человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других. Можно сказать, что индивидуальность — это личность в её своеобразии.

Надо сделать ещё одно замечание. В русском языке термин «личность» происходит от древнерусского слова «личина». Так называли маски, которые надевали на себя скоморохи во время представлений. Но со временем значения слов «личность» и «личина» совершенно разошлись. Понятие «личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска», психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества.

(По материалам энциклопедии для школьников.)


12.1 Предположите, какие проблемы могут являться «проблемами развития личности». Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите любые две проблемы и поясните каждую из них.

12.2 Ученик на уроке высказал мнение, что негативные качества человека (например, нечестность, ленность) не относятся к чертам его личности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.


12.3 Автор анализирует связь слов «личность» и «личина». Используя содержание текста, укажите черту сходства и черту отличия этих понятий.

12.4 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

12.5 На уроке обществознания среди учеников возник спор о том, можно ли говорить о личности ребёнка. Объясните, почему некоторые ученики сомневаются в правильности словосочетания «личность ребёнка». Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

12.6 Какие четыре общие понятия характеризуют совокупность человеческих качеств? Используя содержание текста, назовите эти понятия и кратко поясните смысл каждого из них.












13. У каждого человека, помимо небольших и «временных» личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведён до минимума.

В самом деле. В маленьких целях доля возможной неудачи всегда большая. Поставили себе целью чисто бытовую задачу – купить хорошие вещи, а достались вам вещи второго сорта. Такое случается часто. Если эта маленькая задача была для вас главной, вы будете чувствовать себя несчастным. Но если эта маленькая цель для вас была «попутной» и вы осознавали её как «попутную» и «небольшую», вы даже не очень обратите внимание на свою «неудачу».

Поставьте себе задачу побольше. Например, стать хорошим врачом. Здесь случайных неудач будет меньше.

Ну, а если вы поставили себе надличностную цель, предположим, самую общую: приносить как можно больше пользы людям? Какие здесь «роковые» неудачи могут вам помешать выполнить свою большую жизненную задачу? К выполнению её можно стремиться в любых обстоятельствах, а неудачи? «Нулевой результат» и только в отдельных случаях… Но в целом успех вам будет сопутствовать – успех и признание окружающих. И если в достижении этой задачи вам будет сопутствовать успех, то и счастье вам будет обеспечено. Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь, и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их. Последнее особенно трудно, но не недостижимо. И вот об этом последнем хочется рассказать как можно яснее.

В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу – классным товарищам и подругам; к своему селу или городу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.

(По Д.С. Лихачёву)


13.1 Опираясь на содержание текста, объясните связь целей и результатов деятельности человека. (Приведите два объяснения.)

13.2 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13.3 Нередко в военных конфликтах люди жертвуют своими жизнями, семейным благополучием, имуществом во имя родной страны. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

13.4 Какие три вида жизненных целей человека рассмотрел Д.С. Лихачёв?

13.5 Д.С. Лихачёв пишет: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь, и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их». На конкретных примерах покажите каждый из этих двух видов помощи людям.

Объясните, почему помогать людям «издали», по мнению автора, «особенно трудно, но не недостижимо».

13.6 Существует мнение, что современному человеку не нужно ставить никаких надличностных целей, важно реализовать себя, преуспеть в карьере и росте благосостояния. Согласны ли Вы с этим мнением? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.








14. Самопознание – сложный, многоступенчатый процесс. Психологи нередко выделяют в нём два уровня.

На первом этапе самопознание осуществляется через соотнесение с другими людьми. Включая себя в сравнительный контекст с окружающими, человек преимущественно опирается на внешние моменты. Основной метод такого самопознания – самонаблюдение. На этом уровне человека обычно занимают вопросы: какой я? чем отличаюсь от других? что знаю о себе? как меня воспринимают другие?

При самонаблюдении вектор внимания направлен на самого себя. Что же можно наблюдать в себе? Многое: как меняются чувства, желания, ощущения, настроения, увлечения и пристрастия, ценности, представления о жизни, как проявляется темперамент и характер в разных ситуациях, как развиваются способности и т.п. При самонаблюдении человек словно делает опись элементов, составляющих его внутренний мир.

Познакомившись с разными сторонами своего внутреннего мира, человек рано или поздно переходит на второй уровень самопознания – углублённое самоисследование. Теперь становятся важны вопросы, развёртывающиеся в плоскости «Я и Я», а не в плоскости «Я и другой человек». Человек словно рассматривает себя под разными углами, измеряет, сравнивает, пытается докопаться до смысла происходящего в глубине души, дойти до первопричин. Он действительно исследует себя подобно учёному, изучающему какое-то явление природы. В процессе этой работы души человек обозревает весь свой внутренний мир и свою жизнь. Углубляясь в собственные чувства, мысли, состояния, он постепенно осознаёт и интегрирует в одно целое всё, что видит в себе. Осознание никогда не оставляет нас прежними.

(Кислица Г., Николаева Т., текст адаптирован)


14.1 Какие два уровня самопознания выделены в тексте?

14.2 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14.3 Используя текст, назовите любые три черты, которые сближают исследование человеком самого себя с деятельностью учёного.

14.4 Считается, что самопознание помогает человеку в жизни. Приведите два обоснования (аргумента) в поддержку этого мнения.

14.5 Наташа сравнивает себя со своими одноклассницами: «Лена всегда задумчивая, а я весёлая», «Марина хорошо решает задачи по математике, а я нет» и т.п. Какому уровню самопознания свойственны подобные суждения? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

14.6 Опираясь на текст и обществоведческие знания, укажите три различия между двумя уровнями самопознания.














15. Когда только начинались исследования личности, психологам казалось, что это будут достаточно простые исследования. Но оказалось, что описать личность с помощью перечисления её качеств очень трудно. Чрезвычайно трудно оказалось определить, присущи ли те или иные качества тому или иному человеку. Например, одного и того же человека можно назвать расчётливым или добросовестным, серьёзным или легкомысленным в зависимости от того, с кем мы этого человека сравниваем или в каких ситуациях наблюдаем.

Личность исследовали величайшие психологи XX века. Один из них, А. Маслоу (1908-1970), считал основной потребностью человека самоактуализацию, то есть стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализирующиеся люди преданы своему делу, они стремятся к реализации высших ценностей (добра, истины, порядочности, красоты, справедливости, совершенства). Эти ценности становятся для них жизненно важными потребностями.

От чего зависит успешность личности? Уровень успешности определяется степенью развитости её эмоций и воли, познавательных способностей, отношением к своему Я, мерой доверия к себе и миру, характером, системой оценок и самооценок, уровнем притязаний, коммуникативными навыками, уверенностью в себе, способностью к самоутверждению.

Кроме того, крайне важно, каково направление локуса контроля у личности. Слово «локус» в переводе с латинского языка означает «место». Направление локуса контроля — это склонность человека видеть источники управления своей жизнью преимущественно либо во внешней среде, либо в себе самом. Если человек принимает на себя ответственность за бóльшую часть успехов и неуспехов, происходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то данный человек обладает внутренним контролем. Если человек склонен видеть причины своих успехов или неуспехов в других людях, в окружающей среде, в судьбе, случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля.

(По материалам энциклопедии для школьников.)


15.1 Учёные считают изучение проблем личности чрезвычайно важным. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение мнения учёных.

15.2 Что такое самоактуализация личности? Используя содержание текста, укажите любые два её проявления.

15.3 При обсуждении личности исторического деятеля учениками были указаны её противоречивые характеристики. Объясните причину противоречий в оценке личности исторического деятеля. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении причины.

15.4 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

15.5 Что автор текста понимает под «локусом контроля» личности? Какие два направления локуса контроля названы в тексте? Как локус контроля связан с деятельностью человека?

15.6 От чего, по мнению автора, зависит успешность личности? Используя содержание текста, назовите любые три фактора и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.









16. После того, как ребенок осознает своё Я, начинается длительный период формирования его Я-концепции. Я-концепцией называют отношение человека к самому себе, которое включает образ Я, то есть представление о своих качествах; самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к себе, основанное на образе Я и самооценке и выражающееся в конкретных поступках.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый - это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, определяющего, взвешивающего собственный опыт и регулирующего поведение. Человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоуважения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как о человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».

Второй способ самооценки - это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что «он о себе мнит, а в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата — можно говорить о завышенной самооценке. При очень завышенной самооценке человек никогда не признаёт, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих. Над такими раньше или позже начинают смеяться.

Если уровень притязаний ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха.

(По материалам энциклопедии для школьников.)


16.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

16.2 Какие три уровня самооценки человека названы в тексте? Какой из них, по Вашему мнению, наиболее способствует активной и успешной деятельности человека? Поясните свое мнение.

16.3 Что может, по Вашему мнению, повысить самоуважение человека? Укажите два фактора и поясните значение каждого из них.

16.4 Что в тексте называется Я-концепцией? Какие три элемента Я-концепции выделил автор?

16.5 Как автор охарактеризовал роль самооценки в жизни человека? Какие два способа самооценки он назвал?

16.6 В чём, по Вашему мнению, состоит опасность зависимости человека от мнения других людей? (Используя текст и личный социальный опыт, укажите три проявления опасности.)










17. Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что психологи называют «установкой», что означает определённое направление личности, состояние готовности к какой-то деятельности.

Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к какой-то профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определённого поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует этому эталону. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о качествах людей и явлений, психологи называют стереотипом. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны; Иванов – толстяк, следовательно, он должен быть добродушным». Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, внушённый индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определённым образом направляет его поведение. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определённому явлению.

То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, вполне нормально и естественно. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.

Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, – установку, которая разобщает народы и обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение.

(По И.С. Кону)


17.1 В современном мире взаимодействуют представители самых разных этнических групп. Сформулируйте два предположения о том, при каких условиях этнические различия могут восприниматься без предубеждений.

17.2 Почему автор считает естественным то, что обычаи других народов могут казаться человеку странными, нелепыми? В каком случае подобное отношение к другим культурам может стать проблемой?

17.3 Что автор называет стереотипом? Как человек усваивает стереотипы? Какова роль стереотипов в жизни человека?

17.4 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

17.5 Что психологи называют установкой? Используя факты общественной жизни и (или) личный социальный опыт, приведите пример ситуации, когда установка способствует успеху деятельности человека, и пример ситуации, когда установка обрекает деятельность на неудачу.

17.6 18-летняя Татьяна познакомилась с 23-летним Виталием, профессионально занимающимся футболом. Раньше она считала, что у всех спортсменов низкий уровень образования и воспитания, и была удивлена тем, что он интересный собеседник, хорошо разбирается в современных технологиях и живо интересуется культурными событиями в стране.

Какое психологическое явление проявилось в суждениях Татьяны? Выскажите предположение о том, в чём может проявиться негативное влияние данного явления на общение людей.




18. Жители Земли разделены не только по расовому, религиозному или идеологическому признакам, но также в каком-то смысле и во времени. Изучая нынешнее население земного шара, мы обнаруживаем небольшую группу людей, которые ещё живут охотой и собирательством, как тысячи лет назад. Другие, их большинство, полагаются не на медвежью охоту или сбор ягод, а на сельское хозяйство. Они живут во многих отношениях так же, как жили их предки столетия тому назад. Эти две группы вместе составляют около 70% жителей Земли. Это люди прошлого.

Более 25% населения Земли живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в., сформированные механизацией и массовым образованием, воспитанные на оставшихся в памяти воспоминаниях о сельскохозяйственном прошлом своей страны. Они люди настоящего.

Оставшиеся 2–3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми настоящего. Ибо в главных центрах технологических и культурных перемен, в Силиконовой долине, Нью-Йорке, Лондоне и Токио о миллионах мужчин и женщин можно уже сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы, часто неосознанно, сегодня живут так, как другие будут жить завтра.

Что отличает их от остальных людей? Разумеется, они богаче, лучше образованы, более мобильны, чем большинство. Они также дольше живут. Но что особенно отличает людей будущего – это то, что они уже попали в новый, ускоренный темп жизни. Они «живут быстрее», чем люди вокруг них. Некоторые глубоко привязаны к этому высокоскоростному темпу жизни.

Но если некоторые получают мощную подпитку от нового быстрого темпа, у других он вызывает неприязнь; они ни перед чем не останавливаются, чтобы «избавиться от этой карусели», как они говорят. (По Э. Тоффлеру)


18.1 Какие три группы населения Земли названы в тексте? По какому признаку они могут быть разделены «в каком-то смысле и во времени»?

18.2 Каким, по Вашему мнению, должно быть образование человека будущего? Укажите любые две характеристики и кратко поясните каждую из них.

18.3 Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни

и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами повышение мобильности людей в современном обществе.

18.4 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


18.5 Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни

и личный социальный опыт, предположите, почему многие люди испытывают дискомфорт от быстрого темпа жизни. (Выскажите два предположения.)

18.6 Какие отличия людей будущего от остального человечества названы автором (назовите любые три отличия)?













19. В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шёл через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Ещё Гёте замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных берёзок.

По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведётся всё более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу.

Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы — изгнание из неё всех таинственных, необъяснимых факторов.

Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всём мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700—800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются, и т. д. и т. п.

Человеку пора срочно менять своё отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе легко обойтись.

(По материалам энциклопедии для школьников)


19.1 Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Проявления какой глобальной проблемы приведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы.

19.2 Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? (С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.)


19.3 Как природа воздействует на человека? (Используя содержание текста, укажите два проявления.)

19.4 Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? (Приведите две характеристики.)

19.5 Как Вы понимаете отношение автора текста к современному этапу взаимодействия общества и природы? Что в Вашем населённом пункте делается для восстановления природной среды? (Назовите одну любую меру.)

19.6 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).











20. Можно заметить некоторую условность отнесения проблем к разряду «глобальных». Есть вопросы, постоянно волнующие человечество во всех концах планеты («глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными. К последним, пожалуй, относят … такие, к решению которых требуется приступать безотлагательно и от решения которых зависит судьба человечества… К таковым относится проблема предотвращения мировой войны и экологическая проблема…

Некоторые другие угрозы могут казаться кому-то не столь уж острыми и не требующими безотлагательного принятия мер. Например, угроза истощения земных ресурсов (минерально-сырьевой кризис), материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами, проблема роста населения Земли («демографический взрыв») и др. Но это довольно опасное заблуждение, напоминающее наивное неведение тех, кто сразу после Чернобыльской катастрофы ничего не заметил, не почувствовал и почти ничего не понял. Ведь в заражённой, смертельно опасной для человека местности по видимости всё оставалось, как и прежде.

Как в природе, так и в обществе есть процессы, которые не видны, не заметны для невежественного, не вооружённого наукой глаза. И когда, достигнув критической стадии, они оказываются доступными для зрения

и ума, то предпринимать эффективные меры по избежанию опасности уже поздно. «Точка возврата» уже пройдена, произошли необратимые изменения. Таковы по своему характеру и некоторые глобальные проблемы. Их не все замечают в качестве актуальных, злободневных, «глобальных».

(М. Р. Радовель)


20.1 Каково отношение автора к глобальным проблемам? Как, по Вашему мнению, должно вести себя общество в условиях обострения глобальных проблем (дайте одно объяснение)?

20.2 В рамках подготовки международного договора было установлено, что растёт количество выбросов парниковых газов в атмосферу; отмечается сокращение пахотных земель и истощение почв, рост свалок бытового мусора, дефицит продовольствия в развивающихся странах. Оприраясь на обществоведческие знания, назовите виды глобальных проблем, о которых идёт речь.

20.3 Укажите два критерия (основания), позволяющие, по мнению автора, отнести проблему к глобальным.

20.4 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

20.5 Используя текст и обществоведческие знания, предположите, почему минерально-сырьевой кризис, демографический взрыв, материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами не кажутся некоторым людям глобальными проблемами. Выскажите по одному предположению о каждой из проблем.

20.6 Какие две группы глобальных проблем назвал автор?












21. Природа выступает для человека источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углём, электроэнергией и т.п.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — всё это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определённых богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определённые запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чём-то от слабости природных возможностей, также в определённой мере влияет на развитие общества.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, её кислородный слой, её функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

(В.С. Барулин)


21.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

21.2 Существует мнение о том, что влияние природы на развитие общества сокращается по мере развития науки и техники. Используя текст и обществоведческие знания, приведите один аргумент в подтвеждение и один аргумент в опровержение этого мнениня.

21.3 Найдите в тексте два объяснения глобального характера воздействия природы на развитие общества.

21.4 Какие формы влияния природы на среду обитания названы в тексте? (Назовите три любые формы.)

21.5 В стране Z мало пахотных земель, практически отсутствуют минеральные ресурсы. Правитель государства основал несколько крупных развлекательных центров, граждане открыли отели, рестораны. Всё это привлекло множество туристов – государство разбогатело.

Найдите в тексте два объяснения подобной политики правителя государства.

21.6 В тексте рассматривается влияние природы на материальные условия жизни общества. Влияет ли природа на духовную культуру? Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт и факты социальной жизни, приведите два объяснения.













22. Свобода — это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически «быть свободным» — значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны некоторые выборы катастрофичны, в чём рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте.

Обучение свободе, таким образом, ещё более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора — нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе. (М. Малерб)


22.1 Какими тремя аргументами автор подтверждает свою мысль о ценности свободы?

22.2 Автор пишет, что свобода ничто без воспитания. Раскройте смысл этого утверждения. Приведите любые два примера «свободы без воспитания».

22.3 Анна и Людмила хотели стать учителями, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в педагогический институт. Анна пошла учиться в педагогический колледж, затем поступила в институт и стала учителем. Людмила решила, что в колледже учиться не престижно, и пошла в другой институт, но, закончив его, по нелюбимой профессии трудиться не стала и работает курьером. Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

22.4 В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». Сформулируйте свое отношение к приведенной точке зрения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

22.5 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22.6 Как автор понимает свободу человека? (Приведите два положения текста, раскрывающие его понимание.)













23. Психическое и физиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей, участвуют в общественной и производственной жизни.

А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все ещё требуют социальной защиты и не выступают полноправными участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом отношении они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров – меньшем объёме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.

Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.

Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс их вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда.

Социологи полагают, многие ошибки подростки совершают из-за стремления казаться взрослыми. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

(Адаптировано по тексту А.И. Кравченко)


23.1 Алёше – 14 лет. Чтобы доказать старшим ребятам, что он не «маменькин сынок», Алёша угнал машину соседа. Выскажите суждение о причинах подобного поведения. Найдите в тексте цитату, которая объясняет подобные факты.


23.2 В чём заключается, по мнению автора, исходное противоречие положения тинэйджеров? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два примера, иллюстрирующие дееспособность тинэйджеров.

23.3 О каких ошибках, совершаемых тинэйджерами в силу противоречивости их положения в обществе, говорится в тексте? (Укажите с опорой на текст любые две ошибки.) Приведите любую из ошибок, совершаемых тинейджерами, из числа не указанных в тексте.

23.4 Какой смысл вкладывают социологи в понятие «ролевое бесправие тинэйджеров»? Приведите любые два проявления этого положения с опорой на текст.

23.5 В тексте приведено мнение, что многие подростки считают статус школьника «невзрослым». Выскажите своё отношение к этому мнению. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия ухода подростков из школы.

23.6 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.










24. Взаимодействие природы и общества противоречиво. Познавая всё больше законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней. Вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во всё более широкий и глубокий контакт с природой. Человек постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой.

Воздействие общества на природу обусловливается развитием экономики, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества.

В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, с необходимостью бережного отношения к природе. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип –

 отношение научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства.

(По материалам интернет-издания)


24.1 В чём, по мнению автора, проявляется противоречивость взаимодействия природы и общества? Чем, по его мнению, обусловлено воздействие общества на природу?


24.2 В тексте говорится о необходимости бережного отношения к природе. Как Вы, жители Вашего населенного пункта, можете проявить такое отношение (укажите три направления)?


24.3 Что автор считает результатом воздействия общества на природу? Проиллюстрируйте примером данный результат.


24.4 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


24.5 Какая проблема затронута в тексте? Известно, что первые цивилизации появились в долинах великих рек, в дальнейшем экономическая специализация стран и регионов мира основывалась на наличии в них определённых природных ресурсов. Как данные факты связаны с основной проблемой текста? Найдите в тексте объяснение приведённых фактов.


24.6 Какую новую для общества проблему породила, по мнению автора, научно-техническая революция? Укажите одно конкретное проявление этой проблемы в современном мире. В чём опасность этой проблемы для современного человечества?











25. Статья 81. 1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребёнка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трёх и более детей –  половины заработка и (или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учётом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86. 1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжёлой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесённых дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87. 1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишённым родительских прав. (Извлечения из Семейного кодекса РФ)


25.1 Как закон защищает интересы нетрудоспособных родителей? Как принцип справедливости реализован в имущественных отношениях родителей и совершеннолетних детей? Предположите, почему необходимо правовое регулирование этих отношений.


25.2 Сформулируйте название каждой из приведённых статей Семейного кодекса РФ.


25.3 Согласно Семейному кодексу РФ, при определённых условиях каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей. (Укажите три таких условия.)


25.4 Назовите любые три установленных законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.


25.5 Объясните, почему меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами, могут стать эффективным средством в борьбе со злостными неплательщиками алиментов. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения.)


25.6 Согласно закону, при расторжении брака супруги могут заключить соглашение об уплате алиментов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два преимущества такого соглашения в сравнении со взысканием алиментов по суду.





Полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 9-х классах и ответы к ним можно найти на сайте http://presentation-history.ru/

Всего по разделам тестовых заданий с ответами:

  1. Человек и общество - 583 задания

  2. Сфера духовной культуры - 283

  3. Экономика - 512

  4. Социальная сфера - 401

  5. Сфера политики и социального управления - 449

  6. Право - 565


Также на сайте полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 11-х классах и ответы к ним

Всего по разделам тестовых заданий с ответами:

  1. Человек и общество - 826 заданий

  2. Экономика - 562

  3. Социальные отношения - 417

  4. Политика - 471

  5. Право - 431


Ответы есть на ВСЕ тестовые задания ВСЕХ разделов!

Кроме этого на сайте выложены ВСЕ возможные темы эссе (из банка заданий ФИПИ) и все задания с открытыми ответами.


На сайте также размещены:

- Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами); а также карты по истории России; карты по зарубежной истории; и многое другое.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нафор Маточ

Дата: 01.10.2019

Номер свидетельства: 521540

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства