kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Студенческая исследовательская работа "Философия эпохи Возрождения" (руководитель Исмайылова Э.Р.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Невиданный подъем духовных сил общества, воплотившийся в расцвете искусств и ремесел, в ускоренном развитии науки, который мы называем Возрождением и датируем ХIV—ХVI вв., был подготовлен длительными социальными процессами, начало которых можно отнести в глубь Средних веков. Нельзя назвать случайным и то обстоятельство, что эпоха Возрождения началась в Италии. Уже с XI в. начинается бурный рост приморских городов Италии, который объясняется расцветом торговых связей и попытками завоевательных крестовых походов на арабский Восток. Приморские города Италии стали своего рода перевалочным пунктом товаров и людей из Западной Европы на Восток. Это приводило к росту богатств городов Италии: Генуи, Венеции, Флоренции и ряда др. После непродолжительной борьбы эти города освобождаются от покровительства и господства со стороны феодальных сеньоров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Студенческая исследовательская работа "Философия эпохи Возрождения" (руководитель Исмайылова Э.Р.) »

Самойлов Роман Игоревич АМ-134

Философия эпохи Возрождения


Невиданный подъем духовных сил общества, воплотившийся в расцвете искусств и ремесел, в ускоренном развитии науки, который мы называем Возрождением и датируем ХIV—ХVI вв., был подготовлен длительными социальными процессами, начало которых можно отнести в глубь Средних веков. Нельзя назвать случайным и то обстоятельство, что эпоха Возрождения началась в Италии. Уже с XI в. начинается бурный рост приморских городов Италии, который объясняется расцветом торговых связей и попытками завоевательных крестовых походов на арабский Восток. Приморские города Италии стали своего рода перевалочным пунктом товаров и людей из Западной Европы на Восток. Это приводило к росту богатств городов Италии: Генуи, Венеции, Флоренции и ряда др. После непродолжительной борьбы эти города освобождаются от покровительства и господства со стороны феодальных сеньоров.

Крушение господства феодалов в городах приводит к серьезным изменениям в деревне. Уже в ХIII в. завершился процесс освобождения крестьянства от крепостной зависимости. В самих городах с нарастающей скоростью идут социальные преобразования. С ростом торговой активности растет и производственная активность, быстро разлагаются средневековые цеха, невиданными темпами идет рост численности наемных рабочих, которые уже в ХIV в. начинают борьбу за свои социальные и политические права, добиваясь порой успеха. В связи с крупными социальными, экономическими и политическими изменениями терпит крушение строгая средневековая социальная иерархия, где место каждого человека было заведомо связано с его принадлежностью к тому или иному сословию. Ныне от личной инициативы (и только от нее) зависит личное благополучие человека и благополучие его потомков. Дети купцов, разбогатевших на торговых операциях, становятся могущественными властителями крупнейших городов.

В ХVI в., в связи с великими географическими открытиями и перемещениями торговых путей, движение Возрождения, связанное с возникновением и развитием капиталистических отношений, распространяется по всей Европе. И если в Испании это движение терпит крах в результате сопротивления феодального дворянства, поддерживаемого абсолютизмом, то в Нидерландах и Англии оно приобретает такую силу; что приводит эти страны к победе буржуазных революций.

Одна из характерных особенностей эпохи Возрождения, по которой эта эпоха получает свое название, — возрождение античной культуры, в которой видят образец для собственной культурологической деятельности. Это обращение к античности было совсем не случайно, поскольку имелась прямая аналогия социальных процессов классического периода античности и раннего Возрождения. Если в классический период античности человек освобождался от сковывающих его инициативу рамок родового строя, то в период раннего Возрождения он освобождался от рамок социальной иерархии Средневековья.

Крушение средневековой иерархии, освобождение сущностных сил человека от всех ограничений и стеснений, которые накладывала на него церковь и сословная организация общества, необычайно быстрый рост достижений культуры, особенно в области искусства, рассматривались философами Возрождения как доказательство центрального положения человека в мироздании. В их представлении человек становился титаном, которому по плечу любое преобразование природных и социальных сил. Отсюда вытекает гуманистическая направленность всего европейского Возрождения. Философы Возрождения намного выше ставили человека, нежели мыслители классической Греции, которые никогда не пытались поставить человека в центр бытия.

В философии постепенно ведется работа над построением новой методологии естествознания. Одним из первых, кто внес свой вклад в это построение, был крупнейший европейский мыслитель ХV в. Николай Кузанский. Сделав блестящую церковную карьеру (он стал кардиналом католической церкви), Николай Кузанский пытался использовать античное наследие, прежде всего философию Платона и неоплатоников, для анализа тех проблем, которые встали перед наукой и философией его времени.

Одна из таких проблем – проблема относительности человеческих понятий и категорий, равно как и исходных основоположений, которые не могут, вследствие своей конечной и субъективной формы, вместить в себя полноту и многомерность даже являемого нам. «Найденное остается в тайне – отмечает Кузанский, - и пребывает сокрытым и недоступным». Поэтому настоящий философ и должен исходить в постановке и решении проблем мира и Бога именно из своего «незнания», из несоизмеримости объекта познания и: прилагаемых ему понятий и определений.

Перерабатывая неоплатоническую концепцию об эманации Богом природы, Кузанский создал оригинальную концепцию развития, во многом повлиявшую на дальнейшее развитие философии. Но, по его мнению, переход от Бога к миру происходит путем развертывания, то есть природа есть не что иное, как развертывание всего, что содержится в Боге. Если для неоплатоников был свойственен иерархический взгляд на бытие, мир мыслился ими как процесс нисхождения от высшего начала к низшему, то Кузанский своим принципом развертывания снимает иерархический принцип строения Природы.

Поскольку Бог бесконечен, то развернутая природа, хотя и не бесконечна, ибо тогда она могла быть равной Богу, но не имеет границ, а, следовательно, центра. Раз происходит развертывание мира, то мир един, нет никакого различия между землей и небесными сферами (различия, на которых настаивала традиционная схоластическая картина мира). Тем самым Кузанский существенно подрывал схоластический взгляд на мир, основывающийся на признании земли центром Вселенной, вокруг которого вращаются небесные сферы, имеющие совершенно иную природу, нежели Земля. Кузанский создавал теоретические предпосылки для построения иных, чем геоцентрическая, картин мира.

Философская концепция Николая Кузанского носила на себе очень явственные следы богословия, но она подтолкнула ученых к нетривиальному решению тех проблем астрономии, которые были вызваны недостатками гелиоцентрической системы Птолемея. Он создал ту атмосферу научного поиска в области естествознания, которая привела к разработке Николаем Коперником гелиоцентрической картины мира. В сущности, Коперник в своей гелиоцентрической системе высказал то, что ранее сделал Кузанский. Но если выводы Н. Кузанского носили сугубо умозрительный, даже теологический характер, то Коперник доказал их, пользуясь непререкаемыми научными фактами.

Идеи Н. Кузанского и Н. Коперника послужили теоретическим основанием для натуралистического пантеизма Джордано Бруно. Если в философии Бог оставался сверхприродным началом, то, согласно утверждениям Бруно, Вселенная имеет единое начало, совмещающее в себе материю и форму, совокупность вещей и закономерность их связей между собой, природу и Бога. В сущности, под понятием Бог он понимал живое творчество природы, производящее многообразие всех живых и мертвых вещей. Развивая идеи Коперника, Бруно выдвинул концепцию бесконечной Вселенной, в которой существует бесконечное множество миров, населенных разумными существами. Причем, бесконечная Вселенная управляется теми же естественными законами, которые действуют на Земле. Джордано Бруно тем самым утверждает принципы единства всего материального мира и универсальности законов его функционирования — принципы, которые сыграли важнейшую роль в становлении естествознания.

Одна из главных тем философии Возрождения, которая, вероятно, явилась следствием как разрушения догматических религиозных авторитетов, так и неудовлетворенностью услугами рационального познания, была репрезентирована Якобом Бёме. Мы имеем в виду мистическое познание как самопознание. Фигура Я. Бёме в этом плане весьма примечательна и необычна. Это – «философ от Бога» - как в переносном, так и в прямом смысле этого выражения. В переносном смысле - это человек, из самых низших социальных слоев, сын сапожника и сам был до конца своей жизни сапожным мастером, не получивший никакого внешнего образования, выключенный из рациональной историко-философской традиции, читавший только Библию и мистические сочинения. И, несмотря на это, Я. Бёме создал яркую и глубокую философию, которая заслужила высоких оценок таких разных философов как Гегель и Фейербах.

В прямом смысле, Я. Бёме – это философ, который истово полагал свое философствование даром милости Божьей: «Ибо дух пронзил меня, как молния, - говорил Бёме о себе, – и я увидел глубину вечности».

В учении Бёме содержится круг некоторых существенных идей, которые затем сыграли важную роль в генезисе немецкой идеалистической философии, которая, собственно, и создала современную западноевропейскую философию.

К таковым идеям можно отнести следующее.

1. Использование идеи святой троицы для демонстрации тотальной триадичности во вселенском развитии, что предвосхищает диалектический ритм развития у Гегеля («тезис-антитезис-синтез»).

2. Разработка идеи о саморазличении как внутреннем источнике развития универсума. У Бёме «различие от Бога в самом Боге есть единственный источник его и всякой актуальности и самопроизвольности, родник самостоятельной – жизни, из себя самой творящей и черпающей сознание».

В целом же, квалифицируя данный период философстсвования, следует сказать о нем как о внутренне-противоречивом, эклектичном явлении и, одновременно, как о том «гумусе», на котором взросли мощные побеги новоевропейской философии. «Мы, таким образом, – отмечал Г. Гегель в «Лекциях по истории философии», – находим у них большую оригинальность, субъективную духовную энергию, но вместе с тем содержание у них в высшей степени разнородно и неравноценно, и в их умах господствует большая путаница… Эти замечательные явления имеют сходство с землетрясением, когда вулкан, начинает извергать из себя лаву; этот вулкан, образовавшийся в глубинах, и создает новые творения, которые, однако, пока что еще дики и неупорядочены».



Список литературы и источников:

  1. Горелов, А. А. Основы философии [Текст]: учеб. для образовательных учреждений сред. проф. образования / А.А.Горелов. – 14-е изд., испр. – Москва: «Академия», 2013. – 320 с. – [Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»].

  2. Губин, В.Д. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования / В.Д. Губин. – 3-е изд. – Москва: «ФОРУМ»: «ИНФРА-М», 2011. – 288 с. – [Рекомендовано МО РФ].

  3. Красиков, В.И. Философия как концептуальная рефлексия [Электронный ресурс] / В.И Красиков, С. Энхтуяа. – Режим доступа: http://info.kemsu.ru/pages/doctors_krasikov, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2014).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Самойлов Роман Игоревич

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства