kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы и методы оценивания обучающихся на занятиях по дисциплине «обществознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина«Обществознание», является одной из ключевых дисциплин обучения как в основной школе, так и на начальном курсе средне профессиональных учебных заведений. Дисциплина «Обществознание» позволяет предназначена проводить занятия, активно привлекая студентов к работе, формируя духовно-нравственное направление в своей работе, определяя вектор развития познавательной деятельности обучающихся. Несомненно, педагогу стоит начать с разработки рабочей программы курса обществознания, соответственно, в первую очередь необходимо изучить документы по ФГОС и примерную программу по обществознанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы и методы оценивания обучающихся на занятиях по дисциплине «обществознание»»

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Филатова Наталья Ивановна,

преподаватель общеобразовательных дисциплин

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»,

г.Алексеевка, Белгородская область


Дисциплина «Обществознание», является одной из ключевых дисциплин обучения как в основной школе, так и на начальном курсе средне профессиональных учебных заведений. Дисциплина «Обществознание» позволяет предназначена проводить занятия, активно привлекая студентов к работе, формируя духовно-нравственное направление в своей работе, определяя вектор развития познавательной деятельности обучающихся. Несомненно, педагогу стоит начать с разработки рабочей программы курса обществознания, соответственно, в первую очередь необходимо изучить документы по ФГОС и примерную программу по обществознанию.

На сегодняшний день образование выделяет следующие требования к современному занятию в системе СПО: организованное занятие в оборудованном по последним требованиям кабинете. Педагог должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. Занятие должно быть проблемным и развивающим одновременно. Педагог сам организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; выводы по занятию делают сами обучающиеся. На уроках обществознания используются новые информационные технологии, это делает занятие живым, позволяет работать с большим результатом, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и, конечно же, усилия мотивации обучающихся к учебной деятельности. Занятия с ИКТ-технологиями позволяет студентам не только получать информацию от преподавателя, но и добывать ее самостоятельно.

Важным моментом урока по дисциплине «Обществознание»  является воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, которые закреплены в Конституции РФ; формирование способности к личному самоопределению, к самоконтролю; развитие личности, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, воспитание уважения к законам, повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; а также, формирование у студентов целостной картины мира. На занятиях по дисциплине «Обществознание» необходимо способствовать формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний в реальном мире, для осуществления гражданской и общественной деятельности. В изучении курса обществознания студент должен учиться толерантности в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; уметь соотносить собственное поведение и поступки по отношению к другим людям, знать и понимать процессы, происходящие в мире и стране. Знать законодательную базу, чтобы понимать и соотносить свое поведение по отношению к другим людям с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Несомненно, введение новых ФГОС стало настоящей революцией в отношениях между преподавателем и обучающимся: на смену авторитарному стилю общения между этими двумя участниками образовательного процесса пришёл демократический стиль, предполагающий равноправие и партнерские отношения между ними. Преподаватель должен помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. Этот принцип новых образовательных стандартов радикально изменил требование к современному уроку, в том числе и к системе оценивания знаний обучающихся.

Необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники на уроках дисциплины «Обществознания»: свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии студенту предоставляется право выбора); открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать студента с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); деятельности (освоение обучающихся знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, студент должен уметь использовать свои знания); идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся); обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Выделяют основные типы уроков, используемые при преподавании дисциплины «Обществознания»:

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Известно, что важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию преподаватель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения. Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний обучающихся. Действительно, это необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний обучающихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Задача преподавателя, конечно же, развить умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценочная деятельность преподавателя проходит через всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

В практической деятельности при изучении дисциплины обществознание используют три вида оценивания: мотивирующее (оценивание первоначальных знаний учеников, их умений; понимание предстоящей деятельности; выявление потребностей и интересов); формирующее (анализ понимания; поощрение метопознания; формирование у обучающихся сознания того, что он изучает, как он может это делать результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем; мониторинг прогресса); итоговое (возможность представления своего результата; формирование готовности аргументировано защищать свою позицию).

В своей работе я применяю различные формы и методы оценивания: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка.

В учебном процессе мною используются следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый,  самостоятельная работа, дифференцированный зачет.

Конечно же, каждый вид контроля несет определенную функцию.

Предварительный контроль (диагностический контроль)  необходимо проводить в начале учебного года, полугодия, на первых уроках нового раздела учебной дисциплины. Данный вид контроля преследует следущие цели: проверка ранее полученных знаний и освоенных умений обучающихся; изучение уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.

На первых этапах обучения с целью анализа хода формирования знаний и умений необходимо проводить текущий контроль, так как  это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, которая дает преподавателю и обучающемуся возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.  Текущий контроль особенно важен для преподавателя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Текущий контроль необходимо начинать с устного опроса, как диалог с одним обучающимся, так и со всей группой. Для учебного диалога необходимо тщательно отсортировать систему вопросов, которые оценивают не только способность обучающихся запомнить и воспроизвести информацию, но и осознать ее, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие обществоведческие понятия. При  данном контроле обучающийся может иметь право на ошибку, участвуя в совместном с преподавателем анализе исторических событий. В результате оценка выставляется на основе аналитических суждений. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающегося к контролю.

Следующей формой текущего контроля является самостоятельная работа.  Проводится она фронтально, небольшими группами и индивидуально. Индивидуальную самостоятельную работу может получить обучающийся, который пропустил много учебных занятий, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Одним из важных видов текущего контроля на уроках обществознания является тематический, который проводится по завершении изучения большой темы. Вопросы данного контроля  рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера. Тематический контроль предназначен для систематизирования и обобщения материала всей темы; путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебной дисциплины.

Далее следует промежуточный контроль по предмету обществознания, который проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период развития экономики, общества, правовых аспектов. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний обучающихся по предмету обществознание являются:  контрольно-обобщающие уроки, тематическое тестирование. Итоговый контроль включает аттестацию обучающихся за весь период изучения курса обществознания, в виде дифференцированного зачета.

Таким образом, оценкам подвергаются наличные знания обучающихся и проявленные ими умения и навыки с учетом их стараний, усилий, рациональной учебной деятельности, мотива, который побудил их освоить данный материал и в дальнейшем применять на практике. Констатировав определенный уровень знаний обучающегося и умений по применению этих знаний в практической деятельности, преподаватель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам.

Систематический контроль знаний и умений обучающихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение преподавателем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для обучающихся должен быть действительно обучающим, следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.


Список литературы:

1.Абакумова Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. - Томск: Томский государственный университет, 2007. – 368 с. 

2. Воронцов А.Б.  Организация  учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего  образования (образовательная  система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)// Методические рекомендации. – М.: ОИРО, 2010. – с.

3. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005

4. Фишман И.С., Голуб Г.Б.Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 - 244 с. - ISBN 978-5-9507-0542-7

5. Самодурова, В. Г. Преподавание предмета «Обществознание» в среднем профессиональном образовании (из опыта работы) / В. Г. Самодурова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы и методы оценивания обучающихся на занятиях по дисциплине «обществознание»

Автор: Наталья Ивановна Филатова

Дата: 28.08.2024

Номер свидетельства: 655519


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства