Просмотр содержимого документа
«Социально-психолого-педагогическая служба МАОУ «СОШ №48»»
СЛАЙД 1.
Социально-психолого-педагогическая служба МАОУ «СОШ №48»
СЛАЙД 2.
В своей работе служба руководствуется:
Конституцией РФ;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
нормативно-методической и правовой базой учебно-воспитательного процесса;
решениями органов управления образования;
программой социально-психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
В раздаточном материале представлен перечень документов в более развернутом виде.
СЛАЙД 3.
Социально-психолого-педагогическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Цель организации СППС — создание целостной системы, обеспечивающей полноценное социальное, психическое и личностное развитие детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
СЛАЙД 4.
Задачи СППС:
- Психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения к ним индивидуального подхода;
- Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся;
- Полноценное личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешная адаптация к школе
СЛАЙД 5.
Структура управления Социально-психолого-педагогической службы – это четко выстроенная система внутришкольного взаимодействия: классный руководитель-социальный педагог- школьный педагог психолог, занимающийся диагностической работой – педагог-психолог (ЦДК/0,5 ставки), занимающийся коррекционной работой, психологическим оздоровлением семьи и ребенка – учитель логопед -медицинский работник - педагоги ДОП - учитель библиотекарь-Совет профилактики – зам.директора по УВР – зам.директора по ВР он же руководитель/координатор СППС – директор школы.
СЛАЙД 6.
Рабочие документы СППС:
План работы социального педагога на год в МАОУ «СОШ №48».
Программа работы с учащимися «группы риска» в МАОУ «СОШ №48».
Программа профилактической работы в отношении семей, находящихся в СОП обучающихся в МАОУ «СОШ №48».
Пакет диагностического инструментария для обучающихся в МАОУ «СОШ №48».
Папки детей состоящих в ТКДН и ЗП
Папка № 1 Социально-педагогические сведения об обучающихся в МАОУ «СОШ №48»
Папка № 2 Документы по профилактической работе социального педагога МАОУ «СОШ №48»
Папка № 3 Материал для проведения социально-психологических тренингов, игр, бесед и др.
Папка № 4 Методы работы с девиантными подростками
Папка № 5 Персонифицированный учет учащихся
Так же боле подробное описание рабочих документов представлены в раздаточном материале.
СЛАЙД 7.
Трудная жизненная ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка:
утрата попечения родителей: смерть родителей; отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений; самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустранение от воспитания ребенка); невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья — опасность заразить ребенка и пр.); длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка); ограничение родителей в родительских правах; лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами. В обязанности родителей входит: содержание детей; создание нормальных условий для их жизнедеятельности; быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий; воспитание их. з) невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности: отбывание наказания; признание их недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);
кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия);
дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита: инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании; недостатки в психическом и (или) физическом развитии.
дети — жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами. Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);
дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии;
дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
СЛАЙД 8
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасномположении – обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.
СЛАЙД 9
ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬЕЙ СОП НА РЕБЕНКА.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50% Бродяжничество; Агрессивность; Хулиганство; Кражи; Вымогательство; Правонарушения; Аморальные формы поведения; Неадекватные реакции на замечания взрослых.
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%. Низкая успеваемость; Неврастения; Отсутствие навыков личной гигиены; Неуравновешенность психики; Подростковый алкоголизм; Подростковая проституция; Болезни; Недоедания; Уклонение от учебы.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40% Конфликты с учителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность; Конфликты с родителями; Контакты с криминогенными группировками.
СЛАЙД 10.
В соответствии с данными определениями мы можем показать следующую социальную картину. В школе: 26 обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и 6 семей состоят на учете в КДН и ЗП (в них 8 детей) и 4 в ПДН, малообеспеченных семей – 243, многодетных семей 74, детей, воспитываемых одним родителем – 216, полных семей – 470, детей-инвалидов – 7, опекаемых -18, из них сирот – 4
Самой эффективной мерой преодоления трудной жизненной ситуации для ребенка является социальная профилактика, которая создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
СЛАЙД 11
Теперь конкретно рассмотрим этапы работы службы с семьями, находящимися в СОП:
1 этап: Раннее выявление семей, находящихся в СОП
и формирование банка данных т.е. выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП, и организация их учета на основании карт несовершеннолетних, находящихся в СОП, и карт семей, находящихся в СОП.
2 этап: Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб города занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Разработка и выполнение органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в СОП.
3 э т а п: Реализация единого подхода к решению проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении для устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних на территории НГО.
4 э т а п: Снятие с учета детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
Наиболее эффективной формой работы с семьей, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации - индивидуальная форма. Помочь в работе с семьей может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи. Для получения положительного результата работу с семьей СОП надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям.
(в раздаточном материале представлен алгоритм работы социального педагога с семьей, находящейся в СОП)
СЛАЙД 12.
Выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, рассматриваются как комплекс профессиональных действий субъектов системы профилактики по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних, а также по оказанию комплексной поддержки ребенка и его семье с момента выявления до стабилизации обстановки и устранения причин, поставивших несовершеннолетнего и семью в социально опасное положение.
Цель межведомственного взаимодействия – обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
(На слайде представлены службы, организации с которыми взаимодействуют наша школа, а также в раздаточном материале вложена Памятка для кл.руководителей Порядок межведомственного взаимодействия)
СЛАЙД 13
СППС определила приоритетное направление своей работы с детьми и семьями СОП и детьми «группы риска» - проектная деятельность.
- Проектная деятельность позволяет вести работу с детьми и семьями СОП и «группы риска» системно и в непосредственном внутришкольном и межведомственном взаимодействии.
- Школьная проектная деятельность имеет несколько направлений, но их объединяют общие цели профилактики асоциального и ПАВ-аддиктивного поведения, профилактики ЗОЖ, развития творческого потенциала ребенка, решение психологических проблем, преодоление конфликтных ситуации в семье и школе, занятость ребенка и многое другое.
- Каждый школьный социально –педагогический проект составлен в соавторстве со школьниками. Проекты представлялись на различные конкурсы и имеют награды.
- Проекты имеют программу и по ней ведется система мониторинга.
Школьные социально-педагогические проекты для детей и семей, находящихся в СОП и «группы риска»
«Юный исследователь» (исследовательские работы школьников);
Социально-психологическая тренинговая программа (индивидуальные и групповые тренинги, психологические игры, беседы и др.);