Разработка промежуточной аттестации для предпрофильных 8-х классов по обществознанию
Разработка промежуточной аттестации для предпрофильных 8-х классов по обществознанию
Разработка экзаменационный материала для проведения промежуточной аттестации по обществознанию для 8 класса.
Контрольно- измерительные материалы для промежуточной аттестации по обществознанию (8 класс) разработаны в соответствии с примерной программой основного общего образования по обществознанию на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом психолого - возрастных особенностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка промежуточной аттестации для предпрофильных 8-х классов по обществознанию »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21 города Коврова
Согласовано
Зам.директора по УР
______________ ___________
подпись ф.и.о.
«_____» __________ 20__г.
Рассмотрено
на заседании кафедры
Зав.кафедры
_______________ __________
подпись ф.и.о.
«_____» __________ 20___г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 21
________________ И.В. Иголкина
«_____» _____________ 20___г.
Экзаменационный материал
Промежуточная аттестация по обществознанию в 8 «В» классе
Учитель истории и обществознания:
Мочалова А.В.
Ковров
2015
Пояснительная записка
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Целями промежуточной аттестации учащихся 8 «В» класса по обществознанию являются:
установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по предмету обществознание, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного Госстандарта;
оценка качества общеобразовательной подготовки учащихся 8 В класса по обществознанию.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 г.
Преподавание обществознания проводится по учебнику «Обществознание 8класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, «Просвещение». - 2010. Курс обучения рассчитан на 70 учебных часов.
Характеристика структуры КИМ
Контрольно- измерительные материалы для промежуточной аттестации по обществознанию (8 класс) разработаны в соответствии с примерной программой основного общего образования по обществознанию на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом психолого - возрастных особенностей учащихся.
Задания КИМ различаются по форме и степени сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Структура экзаменационного материала полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. На выполнение работы отводится 1 час 20 минут. Работа состоит из двух частей.
Часть I содержит 20 заданий базового уровня с выбором ответа. Эти задания позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.
Часть II содержит 3 задания повышенной сложности с открытым развернутым ответом на вопросы к тексту.
Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, применение знаний по образцу или в новом контексте, объяснение, оценивание и др.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 23 задания. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом на вопросы к тексту. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 1 час 20 минут (80 минут). Ответы к заданиям 1–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 19–20 записываются в виде последовательности цифр в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 2 включает в себя текст и 3 задания к нему (задания 1–3). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Система оценивания работы
Все правильно выполненные задания части I оцениваются в 1 балл. Правильный ответ оценивается 1 баллом, если ответ неправильный – о баллов. За ответы на задания части II выставляется 2 балла за правильное выполнение каждого задания, и 0 баллов за невыполненное задание, или неправильный ответ. Максимальное количество баллов – 26.
Таблица количества баллов за выполнение заданий
Часть I– 20 баллов
Часть II - 6 баллов
1. – 2 балла
2. - 2 балла
3. - 2 балла
ИТОГО - 26 баллов
26 – 19 баллов – «5»
18 – 14 баллов – «4»
13 -7 баллов – «3»
менее 6 баллов – «2»
Экзаменационный материал для проведения промежуточной (годовой) аттестации по обществознанию 8 «В» класс
I вариант
Часть I.
1. Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с социальной сферой жизни общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2.В каком из приведенных предложений понятие «культура» употреблено в смысле «совокупность духовных достижений народа в определенную историческую эпоху»?
1)
Культура представляет собой среду, созданную умом, творческими усилиями человека.
2)
Культура античной Греции оказала влияние на духовное развитие эпохи Возрождения и искусство классицизма.
3)
Гражданин Н. – человек высокой поведенческой культуры.
4)
Отличительной чертой демократической культуры является широкое участие народа в управлении государством.
3.В стране Д. образовательные услуги, кроме начальной школы, платны и труднодоступны для основной массы населения. Высшее образование могут получить только выходцы из обеспеченных семей. Дети из бедных семей лишены такой возможности. Данный пример отражает такое явление как
1)
социальная мобильность
2)
социальное неравенство
3)
социальная роль
4)
социальный статус
4.Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:
1)
активное занятие жителей древней Финикии мореплаванием и торговлей, открытие ими морского пути вокруг Африки
2)
возникновение в Финикии алфавита, ставшего основой для письменности греков и кириллицы
3)
своеобразие архитектуры городов Сидона, Тира и Библа
4)
почитание финикийцами жестокого бога Ваала, требующего жертвоприношений
5.В 1789 г. во Франции был штурмом взят оплот монархии – Бастилия, собралось Учредительное собрание, разработавшее и принявшее Декларацию прав человека и гражданина и Конституцию. В 1792 г. пала монархия Бурбонов. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
1)
революция
2)
регресс
3)
эволюция
4)
реформа
6.Верны ли следующие суждения?
А. Для современного подростка типична социальная роль пользователя интернета.
Б. Современные дети активно читают, знакомятся с произведениями мировой и русской классики.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
7. Профессор вместе со своей семьей каждую неделю по выходным ходит в концертный зал на концерты классической музыки. Какие потребности семьи профессора реализуются?
1)
духовные
2)
естественные
3)
социальные
4)
престижные
8. Среди межличностных отношений можно выделить неформальные (личные) и формальные (деловые). Деловые отношения, в отличие от личных, обязательно предполагают
1)
осуществление совместных действий
2)
действия, строго соответствующие предписаниям
3)
доверительный стиль общения сторон
4)
взаимные уступки и компромиссы
9. Одно из широко используемых в обществознании понятий – понятие «социальная роль». Какой смысл ученые обществоведы вкладывают в это понятие?
1)
оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.
2)
модель поведения, ожидаемого обществом, другими людьми от человека, соответствующая его положению
3)
изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.
4)
положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.
10. В началеXIII в. в цветущие долины междуречья Амударьи и Сырдарьи вторглись кочевые тюрко-монгольские племена. Они разорили и разрушили города, пресеклись торговые пути, запустели поля и каналы. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
1)
революция
2)
эволюция
3)
регресс
4)
реформа
11. Среди межличностных отношений можно выделить неформальные (личные) и формальные (деловые). Деловые отношения, в отличие от личных, обязательно предполагают
1)
осуществление совместных действий
2)
действия, строго соответствующие предписаниям
3)
доверительный стиль общения сторон
4)
взаимные уступки и компромиссы
12. Группу отличает общность языка, культурных традиций, исторического опыта, территории проживания. О какой социальной группе идет речь?
1)
нации
2)
сословии
3)
поколении
4)
касте
13. Верны ли следующие суждения?
Партнерская семья характеризуется
А) равноправным положением супругом.
Б) участием как мужчины, так и женщины в формировании семейного бюджета.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
14. Среди межличностных отношений можно выделить неформальные (личные) и формальные (деловые). Какой из приведенных примеров иллюстрирует деловые межличностные отношения?
1)
приятели-болельщики поспорили по поводу судейства во время последнего матча их футбольной команды
2)
премьер-министр провел встречу с губернатором области по поводу чрезвычайной ситуации с паводком
3)
супруги повздорили и приняли решение пожить порознь
4)
подруги-школьницы договорились после уроков сходить на концерт любимой рок-группы
15. Экономика в значении «хозяйство» включает в себя
1)
исследование путей и способов повышения эффективности общественного производства
2)
процесс производства ограниченных благ, систему их распределения, обмена и потребления
3)
принципы формирования природно-хозяйственных комплексов, специализацию регионов
4)
разработку перспективных моделей развития мирового хозяйства
16. Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической сферой жизни общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2)
духовность, научное сообщество, художественный образ.
3)
власть, закон, элита и массы, демократические традиции.
17. Власти страны приступили к масштабным преобразованиям в системе здравоохранения, расширению сети специализированных клиник и созданию кабинетов врачей семейной практики на местах. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
1)
революция
2)
реформа
3)
интеграция
4)
стагнация
18. Какой признак характерен для духовной культуры общества?
1)
приносит практически-полезные результаты
2)
служит удовлетворению физиологических потребностей человека
3)
организует хозяйственную деятельность домохозяйств и фирм
4)
формирует стандарты поведения человека в мире людей
19. Установите соответствие между видами человеческой деятельности и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А)
изучение последствий экономического кризиса на мировую экономику
1)
производственная (хозяйственная)
Б)
создание новой линии потребительских товаров
2)
познавательная
В)
освоение учебных предметов в школе
Г)
разработка нового месторождения нефти
Впишите полученный ответ в таблицу:
А
Б
В
Г
20.Установите соответствие между обществом и природой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОНЯТИЯ
А)
естественная среда обитания для человека и животных
1)
общество
Б)
способ жизнедеятельности людей
2)
природа
В)
форма взаимосвязи и взаимодействия людей
Г)
подчиняется только объективным законам развития
Впишите полученный ответ в таблицу:
А
Б
В
Г
Часть II.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения – это строго определённая норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутри этнических групп между собой … Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития… Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа…
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями – свою, культурные воздействия, религия имеют своё значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящихся к этносам как к любым явлениям природы. Проявление его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом…
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
Л.Н. Гумилёв «Этногенез и биосфера».
1. Составьте план текста, озаглавьте его. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора).
Экзаменационный материал для проведения промежуточной (годовой) аттестации по обществознанию 8 «В» класс
II вариант
Часть I.
1.Среди межличностных отношений можно выделить неформальные (личные) и формальные (деловые).
Какой из приведенных примеров иллюстрирует неформальные межличностные отношения?
1)приятели-болельщики поспорили по поводу судейства во время последнего матча их футбольной команды
2)премьер-министр провел встречу с губернатором области по поводу чрезвычайной ситуации с паводком
3)президент встретился с председателем национального олимпийского комитета по вопросам подготовки сборных к олимпиаде
4)генеральный директор компании провел совещание с руководством о политике компании в условиях финансового кризиса
2. В социальную структуру общества входит множество общностей и групп. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?
1)
избиратели
2)
дворянство
3)
фермеры
4)
осетины
3. Верны ли следующие суждения?
А. Социальные роли современного подростка достаточно разнообразны, но ведущие из них осваиваются им в семье и школе.
Б. В подростковом возрасте существенно ограничена социальная роль потребителя.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
4. Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с духовной сферой жизни общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
5. Друзья-одноклассники, работали над исследовательским проектом по истории и не заметили, как прошло много часов. Только сделав проектную работу, они почувствовали, насколько голодны, и побежали в пиццерию перекусить. Какие потребности проявились в походе ребят в пиццерию?
1)
духовные
2)
естественные
3)
идеальные
4)
престижные
6. В социальную структуру общества входит множество общностей и групп. Какая социальная группа выделена по этносоциальному признаку?
1)
избиратели
2)
дворянство
3)
фермеры
4)
осетины
7. В феврале-начале марта 1917 г. в результате массовых выступлений народа и под давлением Временного комитета Государственной думы пала монархия дома Романовых. Власть перешла в руки Временного правительства. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
1)
революция
2)
регресс
3)
интеграция
4)
стагнация
8. Р. служит в храме, читая тексты псалмов. Он общается с прихожанами храма, оказывая им духовную помощь и поддержку. Деятельность Р. относится к такой сфере культуры как
1)
наука
2)
образование
3)
религия
4)
искусство
9. Провинциалы, столичные жители, селяне. По какому признаку выделены данные группы?
1)
этническому
2)
демографическому
3)
поселенческому
4)
профессиональному
10. Понятие «общество» включает в себя
1)
окружающий человека природный мир
2)
человечество в целом, в прошлом, настоящем, будущем
3)
весь материальный мир в многообразии его проявлений
4)
природную среду обитания человека
11. Какой из признаков свойственен как искусству, так и религии?
1)
вера в сверхестественные силы, участвующие в сотворении мира и человека
2)
наличие определенного набора заповедей и моральных ценностей, составляющих основу вероучения
3)
способность оказывать эмоционально-чувственное воздействие на личность человека
4)
особый понятийный аппарат, в котором фиксируются свойства познаваемых объектов
12. Что понимается в обществознании под социальными нормами?
1)
оценка обществом действий и поступков, совершенных отдельными людьми
2)
правила, в соответствии с которыми люди должны определять свое поведение в обществе
3)
способы реагирования общества на деструктивные поступки отдельных людей
4)
отношение окружающих к заслугам и достижениям отдельных личностей
13. Президент страны П. обратился к парламенту с ежегодным посланием, в котором обратил внимание на необходимость поддержки семьи, разработки специальной программы поощрения рождаемости, помощи матерям и детям. Данным примером можно проиллюстрировать связь между такими сферами общества как
1)
экономическая, политическая
2)
экономическая, духовная.
3)
духовная, политическая
4)
политическая, социальная
14. Правительство вводит в бюджетных отраслях новую систему оплаты труда, так называемый, эффективный контракт. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
1)
революция
2)
реформа
3)
интеграция
4)
стагнация
15. Какой признак характерен для духовной культуры общества?
1)
приносит практически-полезные результаты
2)
служит удовлетворению физиологических потребностей человека
3)
организует хозяйственную деятельность домохозяйств и фирм
4)
объясняет смыслы бытия человека и человеческих сообществ
16. В преддверие праздника Пасхи возрастает спрос на яйца, муку, творог. Какой фактор влияет на формирование спроса в данном случае?
1)
рекламная кампания
2)
веяния моды
3)
народные традиции
4)
рост цен на продукты
17. Экономическая сфера жизни общества связана с
1)
формированием властных органов
2)
разрешением социальных конфликтов
3)
утверждением гуманистических ценностей
4)
распределением ограниченных благ
18. Какой пример иллюстрирует специфику рыночной экономики?
1)
предприятие сменило собственника, его купил владелец конкурирующей фирмы.
2)
предприятие произвело выплату налогов в государственную казну.
3)
предприятие внедрило новое оборудование для повышения производительности труда
4)
предприятие заключило договор с поставщиками сырья и материалов.
19. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
А)
открытие новых галактических тел астрономами
1)
наука
Б)
чтение сур из Корана во время молитвы (намаза)
2)
религия
В)
соблюдение великого поста православными христианами
Г)
создание генно-модифицированных овощей, которым не опасны вредители
Впишите полученный ответ в таблицу:
А
Б
В
Г
20. Установите соответствие между формами общественных изменений и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ФОРМЫ ИЗМЕНЕНИЙ
А)
новые власти страны обобществили всю земельную собственность
1)
реформа
Б)
правительство одобрило повышение экспортных пошлин на энергоносители
2)
революция
В)
согласно новому закону об образовании, учителя получили право на дополнительный годичный отпуск
Г)
народ сверг диктатуру, новое правительство приступило к подготовке первых всенародных выборов
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр
А
Б
В
Г
Часть II.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...»
Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.
Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).
По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50
1. Составьте план текста, озаглавьте его. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?
3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)
ОТВЕТЫчасть I.
№
задания
I вариант
II вариант
1
1
1
2
1
1
3
2
1
4
1
2
5
1
2
6
1
4
7
1
1
8
2
3
9
2
3
10
3
2
11
2
3
12
1
2
13
3
4
14
2
3
15
2
4
16
3
3
17
2
4
18
4
3
19
2121
1221
20
2112
2112
Ответы часть II.
№
задания
I вариант
II вариант
1.
Этнос.
1) развитие и стабильность этноса
2) нормы отношений внутри этноса
3) что влияет на развитие этноса
Роль государства в экономике.
1) роль частной собственности в формировании рыночных отношений
2) рынок как система использования ограниченных ресурсов
3) рыночная экономика «за» и «против»
2.
1) между коллективом и индивидом
2) индивидов между собой
3) внутриэтнических групп между собой
1) конкуренция
2) баланс спроса и предложения
3) свобода ценообразования
3.
1) географическая среда
2) традиции
3) отношение с соседями
4) природный закон развития этносов
1) пределы земной суши
2) пределы территории отдельных государств
3) неизбежность использования конкретного участка земли единовременно только в одном качестве