kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса "Изучаем Конституцию РФ" -11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс " Изучаем Конституцию РФ" расчитан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Центральное место в факультативном курсе основам конституционнго строя, полномочиям  органам власти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Изучаем Конституцию РФ" -11 класс»

Пояснительная записка

Факультативный курс «Изучаем Конституцию РФ» рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Центральное внимание в факультативном курсе уделено основам конституционного строя РФ, полномочиям органов власти, всем группам прав граждан РФ, в частности акцентировано внимание на избирательных правах, пути их реализации, также рассматривается порядок формирования и деятельность органов представительной власти РФ. Знание своих прав, конкретных правовых норм, определяющих основы жизнедеятельности граждан имеет важное значение для формирования гражданского правосознания и правовой культуры старшеклассников. От понимания особенностей политической системы России, происходящих политических процессов в стране, от готовности компетентно участвовать в делах государства, от правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее страны.

Основными объектами изучения курса являются Конституция РФ, федеральное конституционное законодательство, конституции и уставы субъектов Федерации, уставы местного самоуправления. Логика кура выдержана в соответствии с логикой изложения содержания Конституции РФ. Отбор содержания материала осуществлялся на основе доступности, оптимальности объема, реальности усвоения, системности, объективности и целостности. Содержание курса предполагает аналитическую работу с документами (законами); с информацией от респондентов. Каждая тема включает в себя как индивидуальную, так и коллективную работу. Во избежание чисто информационного курса предлагаются задания и вопросы, с помощью которых можно оценить уровень сформированности знаний и умений учащихся, анализ нормативных текстов, тесты, эссе.

Основной целью настоящего курса является расширение знаний о Конституционном праве РФ, субъектах правоотношений в рамках данной отрасли права, правах и обязанностях граждан РФ, об обстоятельствах, влияющих на гражданскую позицию, об особенностях конституционного устройства России и взаимодействия структур власти.
Задачи:

  • систематизировать знания учащихся в сфере права;

  • способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;

  • дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в российском обществе;

  • донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека;

  • углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений. 

  • В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

  • представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Курс «Изучаем Конституцию» рассчитан на  35 часа изучения в 11 классе.



Методы и формы занятий.


Программа предоставляет возможность подробнее остановиться на рассмотрении практических ситуаций актуальных для подростков, через метод исследований и дискуссий. С этой целью в содержании программы предусмотрены лекции, семинары и практикумы с опережающими заданиями.

Ведущее место в преподавании настоящего курса отводится методам словесным, наглядным, проблемного изложения, частично-поисковым и исследовательским. Данный выбор определяется необходимостью активизации интереса и формирования умений самостоятельной поисковой деятельности, осознания себя активным субъектом настоящих и будущих правоотношений.

Формы планируемой работы: индивидуальная, парная, групповая.

Учебно-тематический план составлен так, чтобы по мере углубления в содержание курса на 1-ое место выходили такие формы занятий как практикумы (работа со статьями Конституции, Федеральных конституционных законов, итогами социологических исследований, решение проблемных задач). В зависимости от качества совместной работы учителя и учащихся итоговое занятие может проводиться как конференция, где осуществляется защита индивидуальных и коллективных работ творческого характера по выбранной проблематике, например, реферата, или как конкурс знатоков.


Кроме вышеизложенной работы, текущий и итоговый контроль за уровнем достижений учащихся планируется осуществлять через ранжированные по степени сложности и объектам проверки усвоенного тесты, устную и письменную защиту.





























Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/Понимать:

  • что такое правовая система общества и какова роль государства и личности в ней; знать, что такое правовая норма, правовое государство, правовая культура, что такое гражданское общество, правовой статус граждан, основные признаки правового государства;

  • знать систему прав человека и гражданина в РФ, уметь строить свои отношения в рамках правовой системы;

  • знать принципы и систему государственного управления в РФ, особенности судебной системы, местного самоуправления;

  • знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения;

  • знать, чем отличаются подходы к определению права, роль системы права в регулировании общественных отношений. Общее в морали и праве, правосознание, каким образом взаимодействует право и правосознание. Правомерное поведение и его признаки; 

  • Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

Уметь:

  • спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать выводы;

  • оперировать правовыми понятиями и терминами;

  • анализировать правовые источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения правового материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ, проектов, опорных карт, кластеров;

  • участия в дискуссиях по обществоведческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации социологические, исторические, графические и др. сведения;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; 

  • предвидения возможных последствий определённых социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
















































Содержание программы

1. История появления Конституции. Конституции зарубежных стран  (1 ч.)

Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции. Истоки конституционализма. Первые попытки введения конституции. Советские конституции. Основные черты Конституции РФ.

2. Конституционные права и свободы (6 ч.)

Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Юридические свойства прав и свобод. Личные и политические права. Социально-экономические права. Культурные права. Обязанности Граждан РФ.

3. Федеративное устройство (4 ч.)

Разновидности субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Принципы разделения властей.

4. Избирательная система РФ (4 ч.)

Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс.

5. Президент РФ (6 ч.)

Становление института Президента РФ. Порядок выборов и вступление в должность. Правовой статус Президента. Полномочия Президента. Правовые акты Президента. Основания досрочного прекращения полномочий.

6. Федеральное собрание (4 ч.)

Федеральное собрание и его место в системе органов государства. Состав и порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс.

7. Правительство РФ (4 ч.)

Правительство РФ – исполнительный орган государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ.

8. Судебная власть в РФ (4  ч.)

Конституционные принципы осуществления судебной власти. Конституционный суд. Верховный суд. Высший арбитражный суд.








Тематическое планирование


п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

1

1

История появления Конституции. Конституции зарубежных стран

1




Конституционные права и свободы (6 часов)

2-7

1-6

Конституционные права и свободы

6




Федеративное устройство (4 часа)

8-9

1-2

Субъекты Федерации

2




10-11

3-8

Разделение властей и условия их взаимодействия.

6





Избирательная система РФ (4 часа)

12-13

1-2

Избирательная система. Принципы избирательного права.

2




14

3

Виды избирательных систем

1




15-16

4-5

Избирательный процесс

2





Президент РФ (6часов)

17-18

1-2

Порядок выборов и вступление в должность

2




19-20

3-4

Правовой статус Президента

2




21-22

5-6

Полномочия Президента

2




Федеральное собрание (4 часа)

23-24

1-2

Совет Федерации

2




25-26

3-4

Государственная Дума

2




Правительство РФ (4 часа)

27-30

1-4

Правительство РФ

4




Судебная власть в РФ (3 часа)

31-34

1-4

Судебная власть в РФ (3 часа)

4




35

1

Итоговый урок

1




Итого

35














Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учителя:


  • Конституция Российской Федерации

  • Федеральный закон № 131 « О местном самоуправлении»

  • Декларация прав человека

  • А.В. Петренко. «Конституционное право России.» г. Владимир, ООО «Издательство «Сова»,2009г

  • А.Н. Вырщиков « Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников», М,  «Глобус»,2007г

  • Алиасберг Н.И. Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8-9 классов. – СПб.: Специальная литература, 1998.-480 с.

  • Варывдин В.А. Учебно-методический комплекс. Основы права.- М.:1999

  • Ищенко В.М. Изучаем Конституцию РФ.- Чебоксары, 2007.- 108 с.

  • Конституция Российской Федерации.- М., 2012

  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М., 2009.

  • Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Изд-во Санкт-Петербург, 2000, 512

Литература для учащихся:

  • Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2011г

  • Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2010г




























Календарно – тематическое планирование курса «История государства и права России», 10-11 классы

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/ уметь)

Основные

виды деятельности ученика

Виды контроля, измерители

Домашнее

задание

Дата

История появления Конституции. Конституции зарубежных стран

1

Конституции

зарубежных стран


Конституции

Великобритании,

Франции, Германии,

Италии


Уметь выделять основные признаки Конституций, выделять общее и особенное.

Практическое

занятие (изучение

документов, их

анализ,

подготовка

сообщения,

заполнение

таблицы)


Презентации, сообщения

Подготовка сообщений, презентаций.


Конституционные права и свободы (6 часов)

2

Конституционные права и свободы

. Закрепление

конституционного

строя в

Конституции РФ.


Понимать, что Конституционный

строй -

это

определённый способ

организации

государства, который

закреплён в его

Конституции.


«Мозговой

штурм» (слова

ассоциации),

работа в группах и

анализ статей.


Беседа, графические схемы.

Знакомство с 1-й главой Конституции РФ.


3

Конституционные права и свободы

Что составляет

правовой статус

человека.

Понятия: правовой статус личности, права и свободы человека.

Анализ статей


Конспектирование, анализ статей,

Подготовить сообщения о правах человека.


4

Конституционные права и свободы

Что составляет

правовой статус

человека.

Понятия: правовой статус личности, права и свободы человека.

Формулировка

выводов,

конспектирование,

работа с

терминами,

графическими

схемами,

текстами статей

Конституции


Конспектирование, анализ статей, заслушивание сообщений.

Подготовить сообщения о правах человека.


5

Конституционные права и свободы

Понятие

гражданства.

Развитие

законодательства о

гражданстве.


Понятие: гражданство. Знать: основания приобретения гражданства, прекращение гражданства.

«Мозговой

штурм»

.


Заслушивание сообщений, графические схемы.



6

Конституционные права и свободы

Понятие и

классификация

конституционных

прав и свобод.

Личные права и

свободы.

Политические права

и свободы.

Социально

экономические

права и свободы.

Основные

обязанности.


Понятие: конституционные права и свободы, виды прав, основные обязанности.

Работа с текстом

статей

конституции.

Анализ статей.

Беседа. Заслушивание сообщений.

Подобрать

статьи

из СМИ о

реальном

закреплении и

реализации прав

человека



7

Конституционные права и свободы

Понятие и

классификация

конституционных

прав и свобод.

Личные права и

свободы.

Политические права

и свободы.

Социально

экономические

права и свободы.

Основные

обязанности.


Понятие: конституционные права и свободы, виды прав, основные обязанности.

Работа с текстом

статей

конституции.

Анализ статей.

Беседа. Заслушивание сообщений.

Подобрать

статьи

из СМИ о

реальном

закреплении и

реализации прав

человека



Федеративное устройство ( 4 часа)

8-9

Субъекты Федерации.

Разновидности

субъектов Ф.

Конституционно

правовой статус

субъектов Федерации.


Особенности

различных субъектов

Федерации.


Организация

работы

с

терминами.

Конспектирование

Творческие работы. Решение познавательных заданий.

Написать текст

листовки от имени

Кандидата на пост

Мэра, главы

Администрации.



10-11

Разделение властей и условия их взаимодействия.

Почему необходимо

разделение властей.

Принципы

разделения властей.


Знать принципы

разделения властей и

проблемы,

возникающие при

реализации их.


Работа с

терминами, со

статьями

Конституции.

Анализ статей

Заслушивание сообщений.

Подготовить

сообщения о 3

ветвях власти.



Избирательная система РФ. ( 4 часа)

12-13

Избирательная система РФ. Принципы избирательного права

Избирательная

система. Принципы

избирательного

права. Виды

избирательных

систем.

Избирательный

процесс.


Представления о выборах

как демократическом

способе формирования

государственных

органов и органов

местного

самоуправления


Работа с текстом

Конституции, заполнение сводной таблицы.


Беседа, заслушивание сообщений.

Подгото-вить

сообщение «Из

истории

избирательного

права»



14

Виды избирательных систем

Виды избирательная

систем. Принципы

избирательного

права. Виды

избирательных

систем.

Избирательный

процесс.


Представления о выборах

как демократическом

способе формирования

государственных

органов и органов

местного

самоуправления


Работа с текстом

Конституции, заполнение сводной таблицы.


Беседа, заслушивание сообщений.

Подгото-вить

сообщение «Из

истории

избирательного

права»



15-16

Избирательный процесс

Избирательный процесс.


Знать: уполномоченный по

правам человека в РФ

призван обеспечить

гарантии прав и свобод

человека и гражданина.


Чтение, анализ

текста и

составление

опорного

конспекта


Выполнение творческих заданий.

подобрать

материал из СМИ

о нарушениях

прав человека



Президент РФ (6 часов)

17-18

Порядок выборов и вступление в должность Президент РФ.

Становление

института

Президента в РФ.

Порядок выборов и

вступление в

должность.

Правовой статус

президента.



Роль

президента в

государстве.

Работа в тетради.


Ответы на вопросы. Эссе.

Написать

сочинение эссе

«Если бы я был

президентом»



19-20

Правовой статус Президента

Правовой статус

президента

Роль

президента в

государстве. Способы

его избрания и

полномочия, составить

представление о

функциях и роли

Президента РФ в

структуре государственной. власти.


Анализ

и

составление

графической

схемы

«Полномочия

Президента»

Работа со статьями Конституции

Ответы на вопросы. Эссе.



21-22

Полномочия Президента РФ

Полномочия

Президента.

Правовые акты

Президента.

Основания

досрочного прекращения

полномочий

Президента.


Роль

президента в

государстве. Способы

его избрания и

полномочия, составить

представление о

функциях и роли

Президента РФ в

структуре государственной. власти.


Анализ

и

составление

графической

схемы

«Полномочия

Президента»

Работа со статьями Конституции

Ответы на вопросы. Эссе.



Федеральное собрание РФ (4 часа).

23-24

Совет Федерации РФ.

Состав и порядок

формирования СФ.

Полномочия СФ.


Знать: роль Совета

Федерации и порядок

его формирования.


Работа с текстом Конституции (гл. 5). Анализ статей и

выполнение

лабораторной

работы


Заслушивание сообщений.

Подготовка

сообщения о

компетенции СФ



25-26

Государственная Дума.

Компетенция ГД.

Законодательный

процесс.


Представления о

деятельности и

порядке

формирования палат

ФС.


Работа с текстом

Конституции.

Анализ

статей,

обсуждение по

вопросам, запись

главного в тетрадь


Беседа. Составление схемы.

Составить схему

«Законы,

рассматриваемые

СФ в

обязательном

порядке»,

начертить схему и

заполнить

пропуски (стр.145

-

146)



Правительство РФ ( 4 часа)

27-30

Правительство РФ.

Правительство РФ

-

исполнит. Орган

гос. власти. Состав и порядок

формирования.

Полномочия.

Организация

деятельности. Акты

Правительства РФ.



Знать: роль и полномочия Правительства РФ.

Групповая работа с текстом,

озвучивание

ответов и

записывание

основных

положений.


Беседа. Заслушивание сообщений.

Подготовить сообщения о Правительстве РФ.


Судебная власть в РФ (4 часа)

31-34

Судебная власть в РФ.

Конституционные

принципы

осуществления

судебной власти в РФ.


Знать: какие суды

входят в судебную

систему РФ и каковы

условия их

деятельности.


Анализ статей конституции РФ и включение в беседу.

Выполнение письменных заданий.

Выписать

положения,

касающиеся

правового статуса

судей.



35 Зачет по курсу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультативного курса "Изучаем Конституцию РФ" -11 класс

Автор: Татьяна Андреевна Насникова

Дата: 20.04.2020

Номер свидетельства: 547331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства