Рабочая программа элективного курса "Закон и подросток"
Рабочая программа элективного курса "Закон и подросток"
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
-обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа кружка «Проблемные вопросы в обществознании» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа модернизированная, составлена на основе программ (автор-составитель Власова Е.А. ) с использованием новых педагогической технологий (проектной деятельности).
Нормативной базой программы являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
-обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Актуальность программы определена тем, что среднее звено школьников должны иметь мотивацию к обучению обществознания, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Отличительной особенностью является то, что данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами обществознания на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение обществоведческих задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир обществоведческих вопросов, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – обществознания. Занятия обществоведческого кружка должны содействовать развитию у детей обществоведческого образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению обществоведческой терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Педагогическая целесообразность. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами обществознания на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение обществоведческих задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Адресат программы
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 14-15 лет. Максимальная наполняемость группы – 11 человек. Это создает комфортные условия для взаимодействия учащихся и позволяет использовать различные приемы и виды деятельности.
Объем программы
Дополнительная образовательная программа «Проблемные вопросы в обществознании» рассчитана на 62 учебных часа.
Формы и виды занятий
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий: - занятия учебных групп проводятся: 2 занятия в неделю по 45 минут
Цель и задачи программы:
Цель:
- Расширение знаний учащихся по обществознанию и подготовка к сдаче ОГЭ.
Задачи:
развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы;
активизация интереса к изучению обществознания, обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету
личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, формирование универсальных учебных действий.
формирование системного гуманитарного мышления
формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, правовой.
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений.
Содержание программы
1.Личность и общество.(10ч.)
Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. Изменчивость и стабильность общества. Глобальные проблемы современности.
2.Сфера духовной культуры. (14ч.)
Сфера духовной жизни. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Долг и совесть. Общественный и моральный долг. Моральный выбор – это ответственность. Свобода это ответственность. Образование. Приоритетность образования. Основные элементы системы образования в РФ. Наука в современном обществе. Что такое наука. Роль современной науки. Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Религиозные организации и объединения.
3. Экономика.(25ч.)
Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство- основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля.
4. Социальная сфера.(11ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. Нации и межнациональные отношения. Отношения между нациями. Отношения к истории и традициям народа. Отклоняющееся поведение. Алкоголизм и наркомания. Причины отклоняющегося поведения.
Календарно-тематический план.
Наименование тем курса
Всего ча
сов
В том числе
Виды деятельности
Форма контроля
лекция
П/ р
С/ р
1.Быть личностью
2
1
1
Работа по дидактическим карточкам
Сочетание фронтального и группового опроса
2.Общество как форма жизнедеятельности людей
2
1
1
Составление схем
Терминологический диктант
3.Развитие общества
1
1
Работа в группах
Групповой опрос
4.Личность и общество
2
1
1
Работа по дидактическим карточкам
тестирование
5.Работа с документами
3
2
1
Составление схем, работа в группах
Сочетание фронтального и группового опроса
6.Сфера духовной жизни
1
1
Решение обществоведческих ситуаций
проверочный тест
7.Мораль
2
1
1
самостоятельная работа
проверочный тест
8.Долг и совесть
1
1
Работа в группах
Групповой опрос
9.Моральный выбор – это ответственность
2
1
1
Составление схем
Терминологический диктант
10.Образование
1
1
Решение обществоведческих ситуаций
Анкетирование
11.Наука в современном обществе
2
1
1
Работа по дидактическим карточкам
тестирование
12.Религия как одна из форм культуры
2
1
1
Работа в группах
Групповой опрос
13.Урок практикум
3
1
1
1
Составление схем, работа в группах
проверочный тест
14.Экономика и ее роль в жизни общества
2
1
1
Работа по дидактическим карточкам
Терминологический диктант
15.Главные вопросы экономики
1
1
Решение обществоведческих ситуаций
тестирование
16.Собственность
2
1
1
Работа в группах
Сочетание фронтального и группового опроса
17.Рыночная экономика
2
2
1
Составление кроссворда
Решение кроссвордов
18.Урок практикум
1
1
Решение обществоведческих задач
Комплексное тестирование (демо-версия ОГЭ 2018)
19.Производство- основа экономики
2
1
1
Составление схем, работа в группах
Сочетание фронтального и группового опроса
20.Предпринимательская деятельность
2
1
1
Решение обществоведческих ситуаций
Сочетание фронтального и группового опроса
21.Роль государства в экономике
1
1
Работа по дидактическим карточкам
тестирование
22.Распределение доходов
2
1
1
Решение обществоведческих задач
Терминологический диктант
23.Работа с документами
2
2
Решение обществоведческих ситуаций
Сочетание фронтального и группового опроса
24.Потребление
1
1
решение заданий повышенной трудности
Фронтальный опрос
25.Инфляция и семейная экономика
2
1
1
Работа по дидактическим карточкам
Фронтальный опрос
26.Безработица, ее причины и последствия
1
1
Работа по дидактическим карточкам
Фронтальный опрос
27.Мировое хозяйство и международная торговля
2
1
1
Работа в группах
Терминологический диктант
28.Урок практикум
2
1
1
Решение обществоведческих ситуаций
тестирование
29.Социальная структура общества
2
1
1
Составление схем, работа в группах
Сочетание фронтального и группового опроса
30.Социальные статусы и роли
2
1
1
Работа по дидактическим карточкам
тестирование
31.Нации и межнациональные отношения
2
1
1
Решение обществоведческих ситуаций
Фронтальный опрос
32.Отклоняющееся поведение
2
1
1
Решение обществоведческих ситуаций
Фронтальный опрос
Урок практикум
3
1
1
1
Составление схем, работа в группах
Комплексное тестирование (демо-версия ОГЭ 2018)
Резерв
2
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
изучение обществоведческих ситуаций,
опросники,
тестирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
участие в обществоведческих олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Проблемные вопросы в обществознании» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, обществоведческие материалы.
Список литературы
1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2014.
2. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов,Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др – М.: Просвещение, 2015.
3. Поздеев, А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс / А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2014.
3. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов,Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др – М.: Просвещение, 2015.
4. Поздеев, А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс / А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2014
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные тесты, работы с документами, изучение обществоведческих ситуаций, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь решения обществоведческих задач.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в дискуссиях, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания ситуативного характера;
«дорисовывание» несложных жизненных ситуаций;
выбор пары идентичных ситуаций;
применение сведений из СМИ для решения обществоведческих заданий.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в основной школе является развитие мышления. С этой целью на занятиях, рассматриваются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носят индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.