Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуально-групповых занятий "Актуальные вопросы обществознания"»
Пояснительная записка
Программа индивидуально-групповых занятий «Актуальные вопросы обществознания» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ОГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать курс обществознания и подготовиться к ОГЭ. Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа индивидуально-групповых занятий составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ОГЭ 2017 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году ОГЭ по обществознанию;.
- Школьного учебного плана на 2017-2018 учебный год
Цель курса– целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ОГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
-повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету
- формирование позитивного отношения к процедуре ОГЭ по обществознанию.
Программа индивидуально-групповых занятий "Актуальные вопросы обществознания" предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на 34 часа.
Содержание курса
Введение (1 ч.)Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2017. Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2017.
Тема 1. Общество (3 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (3 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.)
Право, система права. Источники права.. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (3 ч.)
Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание С7 (Решение познавательных задач).
Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»
Решение демоверсии 2017 г. ( 2ч.)
Тематическое планирование
№
Тема раздела
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Общество
3
3
Человек
3
4
Духовная сфера общества
2
5
Познание
3
6
Экономическая сфера общества
4
7
Социальная сфера общества
3
8
Политическая сфера общества
4
9
Правовая сфера общества
4
10
Решение заданий различных типов
2
11
Решение заданий части С. Эссе
3
12
Решение демоверсии
2
Календарно-тематическое планирование курса
№ урока
Название раздела, тема
Кол-во часов
Дата проведения
план
факт
1
Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию.
1
Тема 1. Общество (3 ч.)
2
Общество - сложная, динамично развивающаяся система.
1
3
Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты
1
4
Ступени развития общества. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества.
1
Тема 2. Человек ( 3 ч.)
5
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции
1
6
Многообразие видов деятельности
человека.
1
7
Человек в системе социальных связей.
1
Тема 3. Духовная сфера общества ( 2 ч.)
8
Формы и разновидности культуры. Культура народная, элитарная, массовая. Искусство, его виды.
1
9
Наука и образование. Мораль. Религия.
1
Тема 4. Познание ( 3 ч.)
10
Познание мира.
1
11
Многообразие форм человеческого знания.
1
12
Решение тестовых заданий части А.
1
Тема 5. Экономическая сфера общества ( 4 ч)
13
Экономика: наука и хозяйство.
1
14
Экономические системы
1
15
Многообразие рынков.
1
16
Рыночные отношения.
1
Тема 6. Социальная сфера общества ( 3 ч.)
17
Социальная система.
1
18
Семья и брак как социальные институты.
1
19
Социальный конфликт и пути его
разрешения.
1
Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч)
20
Политическая система.
1
21
Признаки, функции и формы государства.
1
22
Политический плюрализм.
1
23
Структура политической власти в РФ.
1
Тема 8. Правовая сфера общества ( 4 ч.)
24
Право, система права. Источники права.
1
25
Права человека.
1
26
Конституция РФ.
1
27
Правоотношения и правонарушения.
Юридическая ответственность.
1
28-29
Решение заданий различных типов
2
30-32
Решение заданий части С. Эссе.
3
33-34
Решение демоверсии 2017 года.
2
ИТОГО
34
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права