Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 7 классе Я-личность.
Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 7 классе Я-личность.
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: социальное, общеинтеллектуальное и духовно- нравственное. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися шестого класса.
Курс включает 6 модулей, направленных на организацию знакомства учащихся первого класса с окружающим миром и вхождением в социальное пространство. Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет педагогу последовательно или выборочно проводить данные модули в течение учебного года.
Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно- нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания становится одной из актуальных на сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса адаптации и жизненного самоопределения личности. В связи с этим стержнем воспитания теперь является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов активной гражданской позиции обучающихся. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 7 классе Я-личность.»
Муниципальное образовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Васильевки
«Согласовано»
Зам директора по УВР МОАУ СОШ
с. Васильевки
_______ Стишенко С.В.
Протокол № _______
от «__» _________ 2015 года
«Утверждаю»
Директор
МОАУ СОШ с. Васильевки _______ Е.П.Осипчук
«_____» ______2015 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
в 6 классе
«Я - личность»
Составила:
учитель географии Китова Наталья Григорьевна,
1 квалификационная категория
2015 год
с. Васильевка
Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: социальное, общеинтеллектуальное и духовно- нравственное. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися шестого класса.
Курс включает 6 модулей, направленных на организацию знакомства учащихся первого класса с окружающим миром и вхождением в социальное пространство. Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет педагогу последовательно или выборочно проводить данные модули в течение учебного года.
Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно- нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания становится одной из актуальных на сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса адаптации и жизненного самоопределения личности. В связи с этим стержнем воспитания теперь является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов активной гражданской позиции обучающихся. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи: - формировать сознание школьников на основе культурно- исторических, духовных ценностей; - формировать активную жизненную позицию; - формировать потребности совершать добрые дела и поступки; - стимулировать умение совершенствоваться в коллективе. - развивать чувство сопричастности к окружающему;
Правовой базой для составления программы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка • Закон «Об образовании», • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Актуальность проблемы воспитания личности определяется:
противоречием между потребностью общества в личности настоящего гражданина и отсутствием государственной системы воспитания гражданина;
потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий воспитания школьника.
Новизна данной программы
определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе).
Обучающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы: 1) Принцип целостного подхода к развитию личности – в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 2) Принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности. 3) Принцип природосообразности – принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. 4) Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия. 5) Личностно – ориентированный подход – уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
Организация работы по программе «Я-личность» рассчитана на обучающихся 6 класса, 1 час в неделю (35 часов)
Место проведения:школа Время проведения: вторая половина учебного дня.
Формы и методы организации внеурочной деятельности
Организации работы по программе в основном – коллективная, индивидуальная формы работы. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Используются теоретические и практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная).
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический. ^ Наглядный метод просмотр фильмов, слайдов, презентаций; • экскурсии в краеведческий музей ; наблюдения; • экскурсий по селу, городу, целевые прогулки; ^ Словесный метод чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • сообщение дополнительного материала; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • постановка конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • организация встреч с родителями, для родителей.
Планируемые результаты реализации программы В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
- развитие интереса; - действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо); - формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу; - формирование личностного отношения к окружающему миру); - формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; - использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, село, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
- введение правил; - разный вид деятельности; - разучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде; - формирование знаний о современных профессиях; - формирование знаний об истории города, поселка.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи города, школы, к памятникам города, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, аргументировать; - формирование умения слушать и вступать в диалог; - умение строить устный рассказ; - формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, родственниками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу.
Прогнозируемые результаты
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли личности в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях:
- хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знать:
-значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
Содержание курса
Общий годовой план работы составляет -35 ч, из них: теоретических -12 ч, практических -23 ч.
1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи: -формировать уважение к членам семьи; -воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности: -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3.“Я и культура”(6 ч) – формирование отношения к искусству.
Задачи: -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности: - умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и - возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Учебный план
№
Раздел
Кол-во часов
1
“Я и я”
5
2
“Я и семья”
6
3
“Я и культура”
6
4
“Я и школа”
8
5
“Я и мое Отечество”
6
6
“Я и планета”
4
Итого:
35
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема занятия
Всего
Теория
Практика
Тема “Я и я”(6 ч)
1.
Вводное занятие.
1
1
2-3
Мой школьный дом.
1
1
1
4.
Беседа «Кто я? Какой я?», «Что такое личность?»
1
1
5-6.
Правила поведения в школе. Урок – игра.
1
1
1
“Я и семья”(6ч)
7.
Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»
1
1
8.
Праздник «Семейные традиции»
1
1
9.
Конкурс сочинений «Я и мои родственники»
1
1
10.
Фотовыставка «Я и моя семья»
1
1
11.
«Папа, мама, я – дружная семья»
1
1
12.
«Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?»
1
1
“Я и культура”(6 ч)
13.
«Что значит быть культурным человеком?»
1
1
14.
Встреча с творческими людьми.
1
1
15.
История моего села. Экскурсия в краеведческий музей.
1
1
16.
Книжкина неделя.
1
1
17-18
Школа вежливости.
1
2
Я и школа”(8ч)
19.
Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности.
1
1
20.
Выставка рисунков «Моя школа»
1
1
21.
Конкурс сочинений «Моя школа будущего».
1
1
22.
Акция «Библиотеке нашу помощь»
1
1
23.
Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.
1
1
24.
Трудовой десант «Укрась территорию своей школы».
1
1
25.
Игра «Самое сильное звено».
1
1
26.
Выпуск плаката «Наша школьная жизнь».
1
1
“Я и мое Отечество”(6ч)
27.
Беседа о государственной символике страны, малой родины.
1
1
28.
Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.
1
1
29.
С чего начинается Родина? КВН
1
1
30.
Поклон тебе, солдат России. Конкурс сочинений.
1
1
31.
Права и обязанности ребенка.
1
1
32.
Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.
1
1
“Я и планета”(3ч)
33.
Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.
1
1
34.
Десант чистоты и порядка.
1
1
35.
Самый красивый школьный двор. Акция.
1
1
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в (декабрь, май). Подведение итогов мониторинга осуществляется на ШМО.
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей среднего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства
1.
Внеурочная деятельность в основной школе [Электронный ресурс] //www.ipkps.bsu.edu.ru
http://www.heraldrybooks.ru -литература по геральдике
Технические средства обучения
2.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Телевизор Видеомагнитофон/ Мультимедийный проектор Компьютер
Экранно-звуковые пособия
3.
Видеофильмы, соответствующие тематике(по возможности) Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения
Оборудование класса
4.
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Методика «Автопортрет»
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).
Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).
По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
Существует несколько возможных интерпретаций результатов данного теста.
Признак
Критерии признака
1 – самооценка (расположение рисунка на листе)
1.1 в центре – адекватная 1.2 в верхней части листа – завышенная 1.3 в нижней части листа - пониженная
2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)
2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность 2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания 2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность
3 – контроль над телесными влечениями (шея)
3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями 3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле 3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям 3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля
4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)
4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений 4.2 маленькое туловище - отрицание потребностей и влечений 4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями 4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений
5 – чувствительность к критике, общественному мнению
5.1 большие уши – повышенная чувствительсноть к критике, реактивность на критику 5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике
6 - тревожность
6.1 сильный нажим 6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность) 6.3 перерисовка и стирание 6.4 заштрихованные волосы (беспокойство) 6.5 руки прижаты к телу
9.1 улыбка 9.2 руки за спиной или в карманах 9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)
10 – эгоизм, нарциссизм
10.1 пишет свое имя 10.2 крупный рисунок 10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)
11 - депрессия
11.1 рисунок в нижней части листа 11.2 слабый нажим и контур 11.3 скованная, статичная поза 11.4 эскизный контур
12 – зависимость (в том числе и от матери)
12.1 крупный (красный) рот 12.2 пуговицы по центральной оси 12.3 маленькие ступни и ладони 12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины 12.5 груди очень подчеркнуты(зависимость от матери) у мужчины
13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм
13.1 глаза без зрачков 13.2 опускание шеи 13.3 детские черты лица 13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда
14 - демонстративность
14.1 длинные ресницы 14.2 волосам уделено много внимания 14.3 выделенные крупные губы 14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная 14.5 макияж и украшения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(разработано доцентом А. А. Андреевым) Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью. Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен;
2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен.
Я иду утром в школу с радостью.
В школе у меня обычно хорошее настроение.
В нашем классе хороший классный руководитель.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
У меня есть любимый учитель.
В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые школьные предметы.
Я считаю, что школа по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных: Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Цвето-рисуночный тест
Цвето-рисуночный тест разработан А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и а пробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50х50 мм (правая сторона предназначена для рисунка).
Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате нарисовать ваше состояние, т.е. состояние, которое вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярными на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметов или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».
Время для проверки теста не должно ограничиваться. Ключ к обработке результатов:
Цвет (в квадрате)
Рисунок
Состояние
Красный
Тетрадь Парта Класс Доска и др. Школьные атрибуты
Активность (активация)
Красный, сочетание красного и желтого
Радуга Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары
Радость
Зеленый
Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска
Внимание Сосредоточение
Розовый
Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла
Мечтание Фантазирование
Черный
Дождь Клякса Ребенок сидит за партой
Утомление Усталость
Оранжевый
Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает
Дружелюбие Доброжелательность
Желтый
Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой
Искренность
Голубой
Душ Бассейн Море
Бодрость
Синий
Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука
Азарт
Синий
Дети с учительницей, со старшими
Уважение
коричневый
Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал Мама гладит ребенка по голове
Сочувствие Сострадание
Примечание: В таблице представлены не все, а только основные психические состояние детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как используются большие размеры часто говорят об обратном.
Пользуюсь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-ом классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом – красным.