kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 5 классе Подросток и закон

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

             Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

              Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

    Актуальность

              Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

    Практическая значимость программы

              Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 5 классе Подросток и закон»

Муниципальное образовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Васильевки


«Согласовано»

Зам директора по УВР МОАУ СОШ

с. Васильевки

_______ Стишенко С.В.

Протокол № _______

от «__» _________ 2015 года

«Утверждаю»

Директор

МОАУ СОШ с. Васильевки _______ Е.П.Осипчук

«_____» ______2015 г.







ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

в 7 классе

«Подросток и закон»



Составила:

учитель географии Китова Наталья Григорьевна,

1 квалификационная категория













2015 год


с. Васильевка


Пояснительная записка


Общая характеристика программы курса

Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Актуальность

Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

Практическая значимость программы

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.











Цель программы: Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.


Задачи программы:

  • - Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.

  • Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.

  • Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.


Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 13-14 лет.


Режим занятий

Общее количество часов в год: 35 часов.

1 час в неделю.


Срок реализации программы: 1 год


Ожидаемые результаты:

  • Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

  • Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

  • Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

  • Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Всего

часов

Теория


Практика

1.

Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей)

2

2


2.

Права и обязанности школьников

2

2


3.

Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра»

2

1

1

3.

Конвенция ООН о правах ребенка

(ст. 12, 13, 15, 17, 18)

1

1


5.

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

1


1

6.

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»

2


2

7.

Круглый стол «Я – гражданин России»

2


1

8.

Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации)

2


1

9.

Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет»

2


1

10.

Круглый стол «Курить бросим – яд в папиросе!»

2

1

1

11.

«Стоит ли идти за Клинским?»

Преступления, совершаемые подростками.

2

2


12.

Влияние молодежных групп. Неформалы.

2

1

1

13.

Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.

2

1

1

14.

Формирование зависимости от наркотиков.

1

1


15.

Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций.

2

2


17.

Анкетирование (отношение к наркотикам)

Итоговое занятие

1


1


18

Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних

1

1


19

Конкурс газет «Есть выбор – жизнь без наркотиков»

2


1

20

Правовая игра «Большой круг»

2


1

21

Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

1


1

22

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

1


1

23

Взыскания и наказания

1

1


24

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

1

1


25-26

Итоговое занятие – практикум «Защити свои права»

1


2


Всего

35 часа

17 часов

18 час































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятие

Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.


«Права и обязанности школьников»

Положение о педагогических требованиях к учащимся.


«Конвенция ООН о правах ребенка»

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.


«Человек. Личность. Гражданин.»

Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.


Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»

Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.

«Диагностика»

Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.


«Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!»

Формирование понятия «здоровый образ жизни». Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.


«Стоит ли идти за Клинским?»

Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.


«Влияние молодежных групп»

Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.

Неформалы – кто они?


«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.»

Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы – особые, особенные или…». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.



Ожидаемый результат.


  • Знать современные правовые системы, понятия и принципы правосудия, органы и способы правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; основные юридические профессии и т.д.

  • Объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений, значение юридических терминов и понятий.

  • Уметь приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты.


Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты собственных прав; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.





















Литература


  1. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.

  2. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.

  3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.

  4. Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.

  5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.

  6. Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.

  7. Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.

  8. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. - Москва, 1998.

  9. Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.

  10. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.

  11. Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.

  12. Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.

  13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.

  14. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.

  15. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.

  16. Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.

  17. Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.

  18. Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.











Приложение

Основные понятия курса

«Подросток и закон»

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.

Благодеяниедействие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.

Благообъективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.

Гарантии социальные материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.

Гражданинчеловек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

Гражданствоправовая принадлежность лица к данному государству.

Гуманизмпризнание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.

Декларацияобъявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.

Дискриминация ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).

Достоинствоуважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.

Желаниевнутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.

Закон обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.

Законностьстрогое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Законодательствоединая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.

Истинато, что существует в действительности, правда.

Конвенциямеждународное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.

Личностьсовокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.

Миролюбие стремление человека к миру, согласию.

Миротворчество социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.

Моральособая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).

Нравственность правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.

Правосовокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.


Права человека охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено

Правонарушение нарушение определенных норм права.

Расизм идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.

Свободаспособность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Совершеннолетие возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.

Суд орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.

Толерантностьтерпимость, снисходительность.

Уголовное право юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.

Устав школы свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.

Человечностьморальное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Ценности (моральные) одна из форм проявления моральных отношений общества.

Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 5 классе Подросток и закон

Автор: Китова Наталья Григорьевна

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271870


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства