Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 5 классе Подросток и закон
Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 5 классе Подросток и закон
Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Актуальность
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.
Практическая значимость программы
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по обществознанию в 5 классе Подросток и закон»
Муниципальное образовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Васильевки
«Согласовано»
Зам директора по УВР МОАУ СОШ
с. Васильевки
_______ Стишенко С.В.
Протокол № _______
от «__» _________ 2015 года
«Утверждаю»
Директор
МОАУ СОШ с. Васильевки _______ Е.П.Осипчук
«_____» ______2015 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
в 7 классе
«Подросток и закон»
Составила:
учитель географии Китова Наталья Григорьевна,
1 квалификационная категория
2015 год
с. Васильевка
Пояснительная записка
Общая характеристика программы курса
Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Актуальность
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.
Практическая значимость программы
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Цель программы: Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
- Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.
Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.
Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 13-14 лет.
Режим занятий
Общее количество часов в год: 35 часов.
1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты:
Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей)
2
2
2.
Права и обязанности школьников
2
2
3.
Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра»
2
1
1
3.
Конвенция ООН о правах ребенка
(ст. 12, 13, 15, 17, 18)
1
1
5.
Викторина «Человек. Личность. Гражданин»
1
1
6.
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет»
2
1
10.
Круглый стол «Курить бросим – яд в папиросе!»
2
1
1
11.
«Стоит ли идти за Клинским?»
Преступления, совершаемые подростками.
2
2
12.
Влияние молодежных групп. Неформалы.
2
1
1
13.
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.
2
1
1
14.
Формирование зависимости от наркотиков.
1
1
15.
Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций.
2
2
17.
Анкетирование (отношение к наркотикам)
Итоговое занятие
1
1
18
Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних
1
1
19
Конкурс газет «Есть выбор – жизнь без наркотиков»
2
1
20
Правовая игра «Большой круг»
2
1
21
Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?»
1
1
22
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»
1
1
23
Взыскания и наказания
1
1
24
О правопорядке. Правонарушения и преступления.
1
1
25-26
Итоговое занятие – практикум «Защити свои права»
1
2
Всего
35 часа
17 часов
18 час
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие
Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.
«Права и обязанности школьников»
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
«Человек. Личность. Гражданин.»
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.
«Диагностика»
Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.
«Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!»
Формирование понятия «здоровый образ жизни». Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.
Неформалы – кто они?
«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.»
Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы – особые, особенные или…». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.
Ожидаемый результат.
Знать современные правовые системы, понятия и принципы правосудия, органы и способы правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; основные юридические профессии и т.д.
Объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений, значение юридических терминов и понятий.
Уметь приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты.
Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты собственных прав; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Литература
Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. - Москва, 1998.
Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.
Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.
Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.
Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.
Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.
Приложение
Основные понятия курса
«Подросток и закон»
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.
Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.
Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.
Гарантии социальные– материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.
Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.
Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).
Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.
Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.
Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.
Истина – то, что существует в действительности, правда.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.
Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.
Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).
Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Обязанность– определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.
Права человека– охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено
Правонарушение – нарушение определенных норм права.
Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Уголовное право– юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.
Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Ценности (моральные)– одна из форм проявления моральных отношений общества.
Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.