Просмотр содержимого документа
«Проект по обществознанию "Выбор профессии. Сложно ли это?"»
Проектно-исследовательская работа «Выбор профессии. Сложно ли это?»
Постановка проблемы: Выпускники не могут сделать выбор профессии.
Актуальность: Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.
Цель работы: Установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.
Нацелить обучающихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.
Количество участников:
9 класс - 3 человека
10 класс - 3 человека
Всего: 6 человек
Научная новизна исследования: Выполненная работа представляет собой исследование подготовленности обучающихся школы к выбору профессии.
Гипотеза: Еслистаршеклассники выберут профессию с учетом востребованности её на рынке труда, то у них больше шансов успешно реализоваться в жизни.
Введение
Актуальность. Выбор профессии в ранней юности – один из важнейших моментов нашей жизни. Наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере, деятельности. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.
II. Основная часть
Мотивы выбора профессии
Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.
Лидером списка мотивов выбора профессии- это её престиж . Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него.
Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок.
Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте. Тот, для кого работа будет врадость и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии.
Еще одна причина – доступность обучения в денежном смысле и одно дело – получать высшее образование в городе, который находиться рядом, где живешь, другое – ездить за тридевять земель.
Востребованные профессии
В мире существует более 50 тыс. профессий. Нами были исследованы данные по востребованным профессиям в Саратовской области на рынке труда. Сотрудники министерства занятости, труда и миграции Саратовской области составили рейтинг самых востребованных профессий. Чаще всего работодатели ищут врачей, преподавателей, медсестёр, инженеров, водителей, проектировщиков, менеджеров и слесарей, электрогазосварщиков, машинистов различной строительной техники, монтажники, плотники и столяры, маляры-штукатуры, слесари различных специализаций, водители автомобилей, трактористы, повара, продавцы, электрики, электромонтеры. Остаются востребованными неквалифицированные рабочие: грузчики, дворники, уборщики, подсобные рабочие.
Знают ли старшеклассники нашей школы, к какой пристани им держать путь? Для выяснения этого мы провели анкетирование учеников 9, 10, классов.
Практическая работа
Среди учащихся 9-10 классов был проведён опрос.
На вопрос « выбрали ли вы профессию?»
9 класс: Да - 33 %, Нет – 66 %
10 класс: Да - 66 %, Нет – 33%
По полученным результатам, можно сделать вывод: для учащихся 9 и 10 классов выбор будущей профессии оказался всё-таки сложным делом.
Нас заинтересовало «Почему, так сложно определиться с выбором профессии?».
В интервью с 9-10 классами мы сформулировали причины трудности выбора профессии:
не сформирована профессиональная направленность (слабо изучены свои собственные склонности, интересы);
неуверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей;
недостаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии.
Чем же возможно облегчить профессиональный выбор выпускников школы? Вот как они сами отвечают на этот вопрос:
введение в школе курса по профориентации.
прохождение тестов по профориентации, с последующим анализом результатов
экскурсии на предприятия и в учреждения;
беседы со специалистами.
На современном этапе рынок труда определят ряд требований к профессиональным компетенциям, одно из которых наличие высшего образования.
«Требуется ли высшее образование?»
Результат опроса:
9 класс: Да - 66%, Нет - 33%.
10 класс: Да - 100 %.
Мы видим что, большая часть учеников 9 класса и все учащиеся 10 класса считают, что высшее образование необходимо.
На вопрос «Сделали вы выбор учебного заведения?» ответили:
9 класс: 1 человек-Медицинское училище, 1- Сельскохозяйственный институт, 1-Сельскохозяйственный техникум, 1-в педагогический институт, некоторые еще не определились.
Заключение
Анализ ответов старшеклассников показал, что в приоритете медицинская, экономическая специальности. Таким образом, спрос не полностью соответствует предложению. Только 66% старшеклассников выбрали профессию с учетом востребованности этой профессии на рынке труда. Наша гипотеза подтвердилась не полностью.
Для учащихся 9 и 10 классов выбор будущей профессии оказался сложным делом. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях. Для учащихся 9-10 классов мы составили «Рекомендации по выбору профессии»:
- Прежде всего, хорошенько обдумать, чего ты хочешь от профессии.
- В какой сфере деятельности тебе было интересно работать.
- Какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная плата.
Обязательно учти свои способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.