Просмотр содержимого документа
«Проект по обществознанию по теме: "Виды заработков"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
426063, ул. Орджоникидзе, 17 тел.681566;
ПРОЕКТ
«Заработок школьников в современном мире»
Руководитель проекта:
Захарова М.В. - директор ВСОШ №6
Разработчик:
Смолина М.. А. - учитель истории и обществознания
Ижевск, 2021
Актуальность проекта:
В 8, 11 классах ученики обучаются в возрасте 14–17 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Деньги для любого гражданина являются инструментом и средством обмена. Проблема заработка стоит перед каждым, особенно в нынешнем экономическом положении. С этой проблемой сталкиваются школьники, в нашей школе это и взрослые, а также семейные ученики. Важно научить их пользоваться своими трудовыми ресурсами максимально разумно. Особенно это актуально в современном мире, когда помимо традиционных способов заработка, появляются новые (часто непонятные и рискованные) формы заработка, которые слабо знакомы для людей более старшего возраста.
Содержание проекта:
Три урока:
- теоретический
- практический (в форме проектной деятельности)
- итоговый .
Стоит отменить, что предварительно до первого занятия учащиеся получают задание на дом.
Им предстоит познакомиться:
с правовой базой ( Конституция РФ ст. 37, Трудовой кодекс ст.63).
Правовой базе в области труда несовершеннолетних (Конституция РФ ст. 37, Трудовой кодекс ст.63).
Рассмотрение видов заработка на данный момент для школьника (Учащиеся находят и характеризуют доступные им виды заработков).
Ознакомиться с терминологией по данной тематике (Труд; право на труд; трудовой договор; документы, предъявляемые при заключении трудового договора с несовершеннолетним лицом; продолжительность рабочего времени несовершеннолетних; запрет или ограничения на применение труда несовершеннолетних работников; отпуск несовершеннолетних работников; оплата труда несовершеннолетних работников; материальная ответственность; расторжение трудового договора; налоги; физические / юридические лица; НДФЛ; виды заработков, ИНН.)
В случае недостаточной проработанности вопросов, учитель направляет и дополняет информативную базу учеников.
На втором уроке (практическом) основная задача состоит в том, чтобы учащиеся выбрали вид заработка: ( сами или по жребию).
Традиционные виды заработка
«Фриланс»
Финансово-рискованные виды заработков (ставки, азартные игры)
На данном этапе учащиеся разбирают особенности каждого из трех представленных видов заработка, анализируют их и определяют: доходность, легальность, трудозатратность и тд. Итоговым продуктом работы учащихся должны стать презентации выбранного ими вида заработка (в любой форме: презентация, видео.)
На третьем (итоговом) уроке учащиеся защищают свои разработки, обсуждают достоинства и недостатки каждой из видов заработка в форме общей дискуссии.
Учитель включается в процесс обсуждения на завершающем этапе урока, чтобы обозначить проблемы и вопросы, не затронутые учащимися.
Формы и система оценивания результатов
Критерии
Справились
Не справились
Источниковая база
Ориентация в теме
Способность к критическому мышлению
Оформление
Презентация (выступление)
Умение работать в группе
Оценка в форме: зачет/незачет. Зачет ставится на основании пяти (из шести
возможных) успешно выполненных критериев.
Сроки реализации проекта: Для реализации данного проекта в нашей школе предусмотрено три урока (по 40 мин) в 8 кл по ФГОС в рамках уроков по финансовой грамотности; в 11 кл.- раздел Экономика( как вариант –зачетная работа).
Цель проекта:
- Знакомство учащихся с видами заработков и формирование разумного финансового поведения школьника.
Задачи:
-Продемонстрировать теоретическую и правовую базу в рамках вопроса о заработке школьников.
-Определить характеристики каждого из видов заработка школьников.
-Проанализировать и найти наиболее оптимальный способ заработка школьника в XXI веке.
Ресурсы ( для решения задач):
Компьютер, интерактивная доска, интернет
Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся: https://tochka.com/info/glossary?ch=%D0%94), https://interneturok.ru/obshestvoznanie/9-klass/prava-cheloveka-i-grazhdanina/trudovye-pravootnosheniya?seconds=0&chapter_id=1797
ТК РФ, Конституция РФ
Видеоурок по обществознанию "Трудоустройство несовершеннолетних"(https://www.youtube.com/watch?v=NGYmehS76lc)
Ожидаемые результаты:
-Адекватное понимание и оценивание форм заработка подростка.
-Умение устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами.
-Поиск и анализ информации.
-Формирование и постановка познавательных целей и задач.
Оценка в форме: зачет/незачет. Зачет ставится на основании пяти (из шести
возможных) успешно выполненных критериев.
Проект рассчитан на 2021-2022 учебный год :
Мероприятия по реализации проекта:
№
п/п
Этап реализации
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1
Подготовительный
Учащиеся получают задание на дом.
Ученик
2
Основной
Учащиеся разбирают особенности каждого из трех представленных видов заработка, анализируют их и определяют: доходность, легальность, трудозатратность и тд. Итоговым продуктом работы учащихся должны стать презентации выбранного ими вида заработка (в любой форме: презентация, видео.)
Ученик
3
Аналитический
Учащиеся защищают свои разработки, обсуждают достоинства и недостатки каждой из видов заработка в форме общей дискуссии.
Учитель включается в процесс обсуждения на завершающем этапе урока, чтобы обозначить проблемы и вопросы, не затронутые учащимися.
Ученик и учитель
Приложение 1 Структура первого урока
Цель: Сформировать знания у учащихся о правовом регулировании труда в РФ, дать представление об основных терминах в области труда.
Задачи:
1) способствовать развитию у учащихся коммуникативных компетенций, через ведение дискуссионного диалога;
2) способствовать развитию навыков работы с дополнительным материалом и документами;
3) сформировать умения использовать полученные знания в практической деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Ход занятия
Этапы органи-зации учебной деятельности
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Прогнозируемый результат
Самоопределение учебной деятельности
1
Приветствует обучающихся проверяет их готовность к уроку. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.
Личностные: самоопределение, позитивный настрой к восприятию нового материала
Актуализация знаний. Постановка учебных задач.
5
Учитель объявляет тему занятий и организует погружение в проблему.
Предлагает учащимся сформули-ровать цель и задачи урока исходя из темы.
Слушают учителя, выделяют главную идею анализируют, выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, мысли на поставленный вопрос. Устанавливают причинно-следственные связи.
Пытаются сформулировать цель и задачи урока.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачи урока, сформулированные учителем.
Личностные:
смыслообразование
Регулятивные: способность к волевому усилию, умение адекватно ставить учебные цели, задачи.
Познавательные: Умение понимать основную мысль текста,
адекватно отражать основные положения текста.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Пытаются решить учебную задачу.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
Изучение нового материала
34
Учитель организует дискуссию по заранее подготов-ленным учениками терминам.
Учитель контролирует процесс обсуждения, если необходимо, то корректирует определения понятий.
Учащиеся выступают и обсуждают основные понятия по теме.
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляция. умение оценивать свою работу и работу группы.
Коммуникативные: Умение чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
Рефлексия
5
Учитель предлагает подвести итоги урока.
Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Делают вывод о качестве своих знаний до и после урока.
Учатся соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности, подводят итоги:
Продолжите предложение.
1. Целью моего освоения темы было ---------
В результате я получил ---
2. Для того, чтобы выполнить задания:
-я сделал следующее ---
- я воспользовался источниками---
Структура второго урока
Цель: представить возможность разработки проекта по теме «Виды заработков»
Ход занятия
Этапы организации учебной деятельности
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Прогнозируемый результат
Самоопределение учебной деятельности
1
Приветствует обучающихся проверяет их готовность к уроку. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.
Личностные: самоопределение, позитивный настрой к восприятию нового материала
Актуализация знаний.
Подготовка к проекту и постановка учебных задач.
2
Помогает в постановке цели проекта. Определяет три направления проекта: Традиционный заработок, Фриланс, Финансово-рискованные виды заработков.
Наблюдает за деятельностью учащихся.
Определение темы и целей проекта.
Формирование рабочей группы.
Планирование проектной деятельности.
2
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Инициатива, находчивость, активность при работе в группе, умение прислушиваться к аргументам других и учитывать их в своей позиции.
Осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляция. умение оценивать свою работу и работу группы.
Коммуникативные: Умение чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Умение слушать и слышать друг друга при работе в группе.
Умение договариваться, приходить к общему решению.
Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию дружелюбным для аппонентов образом.
Выполнение проекта
40
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
Коммуникативные: Умение чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Умение слушать и слышать друг друга при работе в группе.
Умение договариваться, приходить к общему решению.
Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию дружелюбным для аппонентов образом.
Защита проектов
30
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа
Выступают со своими проектами.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
12
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности
Рефлексия
5
Учитель предлагает подвести итоги урока.
Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Делают вывод о качестве своих знаний до и после урока.
Учатся соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности, подводят итоги:
Продолжите предложение.
1. Целью моего освоения темы было ---------
В результате я получил ---
2. Для того, чтобы выполнить задания:
-я сделал следующее ---
- я воспользовался источниками---
Фрила́нсер (англ.freelancer, также свободный художник[1]) — свободный работник. Термин фрилансер обычно приписывается Вальтеру Скотту (используется в романе «Айвенго» (1819) для описания средневекового наёмного воина, букв. «вольного копейщика» (lance — рыцарское копье)[2][3]), но употреблялся и ранее, по крайней мере с самого начала XIX века.
Фрилансер чаще всего сам предлагает свои услуги — на специализированных онлайн-ресурсах, через газетные объявления или пользуясь «сарафанным радио», то есть личными связями. Фриланс особенно распространён в таких областях деятельности, как журналистика (и другие формы деятельности, связанные с написанием текстов), юриспруденция, компьютерное программирование, архитектура, дизайн во всех его проявлениях (реклама, веб-дизайн, дизайн интерьера и т. д.), перевод, фото- и видеосъёмка, разного рода экспертная и консультационная деятельность. Однако фриланс также сильно распространён в строительной области. Фирмам-подрядчикам выгоднее нанимать работников на сезон, нежели содержать рабочий штат.
Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит в Западной Европе и США и стремительно развивается во всём мире, привлекая всё новых участников как со стороны исполнителей, предлагающих свои услуги, так и со стороны частных лиц и организаций, готовых к внештатному сотрудничеству часто на удалённой основе[2].