Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания
Система образования - одна из главных потребителей информационных технологий. Бесспорно, что все педагогические технологии являются информационными, поскольку учебный процесс основывается на обмене информацией между учителем и учащимися. Тем не менее в современной трактовке информационная технология обучения – это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютеры, видео и аудиоаппаратуру и др. ) для работы с информацией. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, прежде всего, задачу подготовки выпускников, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания »
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания.
Система образования - одна из главных потребителей информационных технологий. Бесспорно, что все педагогические технологии являются информационными, поскольку учебный процесс основывается на обмене информацией между учителем и учащимися. Тем не менее в современной трактовке информационная технология обучения – это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютеры, видео и аудиоаппаратуру и др. ) для работы с информацией. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, прежде всего, задачу подготовки выпускников, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для решения вышеперечисленных задач информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.
Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Используя учебные продукты мультимедиа на своих уроках, я обеспечиваю тем самым условия формирования у учащихся целого комплекса общеучебных умений:
умение поиска нужной информации;
умение воспроизводить информацию в нужном контексте;
умение сравнивать явления общественной жизни, выделяя сходство и различие;
умение анализировать, работать со словарем, энциклопедиями;
умение выделять главное;
умение выполнять практические работы и тестовые задания;
умение создавать презентации и др.
В методическом плане работу с мультимедийным продуктом (ЭИ – электронным изданием) я осуществляю в разных формах, педагогически целесообразных для конкретной учебной ситуации. ЭИ использую как основной источник знаний по конкретной теме урока. В этом случае я использую алгоритм усвоения и закрепления материала, куда входят вопросы, задания, тесты. Это, эффективное средство обучения и управления учебным процессом. Формой работы с ЭИ может быть практическая работа, когда учащиеся самостоятельно добывают новую информацию, систематизируют ее, сравнивают, обобщают. Одной из форм применения ЭИ в моей практике является самостоятельная индивидуальная и в группах работа на основе конкретных индивидуальных и групповых заданий проблемно-поискового характера. ЭИ помогают мне организовывать практическую работу с учащимися по ознакомлению или закреплению знаний о развитии общества и становлению государства, о ценностях современного мира, религии, нравственных заповедях и пр. В интерактивном режиме учащиеся могут изучать нормативные акты и документы. Я считаю, что современный урок не может быть продуктивным без применения ЭИ, так как они компенсируют недостаток материала в учебниках, делая урок интересным и результативным. Готовясь к уроку, я прежде всего продумываю его ход, проведение, отбираю теоретическую информацию и демонстрационные объекты, практические задания, вопросы для тестового контроля, формируя тем самым пакет материала к уроку. В соответствии с планом урока учащийся работает с учебно-методическими материалами, предлагаемыми в программе. Электронный контроль освоения учебной программы позволяет мне отслеживать результативность изучения ее учащимися. Работа с ЭИ создает благоприятные условия для сотрудничества: учитель – ученик.
Опыт работы показывает, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому, очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении.
Информационные технологии создают положительную среду для самообразования и саморазвития учащихся. Особое место отведено поиску и обработке информации в сети Internet. Учащиеся проходят обучение на дистанционных Интернет - курсах по истории и обществознанию. Выполняют задания демо-версий ЕГЭ в режиме он-лайн. Поисковые системы сети Интернет позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию: например, через систему Rambler по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная и т.д.). Правда, при этом приходится отбрасывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных исторических сведений. С помощью глобальной сети Интернет стало возможным изучение лекций крупных российских историков: Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова. Сравнивая оценки учащихся на традиционном уроке и на уроке с использованием информационных технологий, можно заметить, что у всех учащихся оценки стали выше. В процессе работы у учащихся также появляется чувство внутреннеговознаграждения от выполняемой работы. Я считаю, что внедрение информационных технологий - необходимый шаг в развитии современного информационного общества. Информационные технологии оказались очень удобными для использования на уроках истории и обществознания. Компьютер создает возможности для активного и творческого обучения, насыщает урок наглядным (особенно, картографическим) материалом, делает работу учащихся более активной, насыщенной и интересной. Использование компьютерных технологий дает возможность самому учителю развиваться творчески и в ногу со временем.